Перспективы развития религиозного сознания

Лариса Баграмова
Ничто божественное мне не чуждо

        Каждая эпоха имеет свою религию, которая отвечает ее требованиям. И как с течением времени происходит перемена эпох, так и одна религия приходит на смену другой. Считать какое-то из религиозных верований единственно верным, окончательным и не нуждающимся в коренном пересмотре было бы заблуждением.
        В данной работе рассматривается движение религиозной мысли от язычества к единобожию, далее через этап атеизма к философско-религиозному течению нового времени – амфитеизму*, а от него к возникновению в будущем сверхнового религиозно-научного течения – гомотеизма**.
        Автор обращает внимание читателя на то, что представленная концепция носит схематичный характер, не преследует цели строгого и всестороннего раскрытия всех используемых в ней понятий, а ставит перед собой лишь задачу презентации основ авторского видения.

        Под язычеством здесь понимаются религии, основанные на понятии многобожия или неличностной сущности Бога-Природы. В этом аспекте к группе языческих религий возможно отнести и шаманизм, и анимизм, и тотемизм, и политеизм в его антропоморфной форме, где условным божествами присущи вполне человеческие эмоции и цели.
        Все они основаны на стремлении человека установить диалог с неличностным божеством или божествами для того, чтобы обрести спокойствие и уверенность в непонятном и потому пугающем, практически всегда агрессивном к нему мире.
        Задача такой религии – успокоение посредством обретения знания через опыт.   

        Христианство, так же, как ислам и иудаизм, представляет собой монотеистическую религию, опирающуюся на личностную сущность Бога-Творца.
        Религии этой группы основываются на догматах и учениях, объявляемых данными свыше и потому незыблемыми и не подлежащими оспариванию. Для таких религий свойственно наличие посредников между Богом и человеком – пророков, на которых возлагается функция трансмиссии божественной истины и разъяснения учений.
        Задача такой религии – управление организованными массами посредством воспитания в них послушания и конформности.

        Атеистическое учение отрицает существование Бога.
        Оно основывается на вере в возможность объяснения существующих явлений исходя исключительно из естественных и известных посылок. Атеизм отрицает наличие высшего смысла и цели существования, сводя их к удовлетворению насущных потребностей.
        Задача атеистического мировоззрения состоит в необходимости разрушения многовековых стереотипов посредством уничтожения веры и внесения смятения в сознание человека, что является предпосылкой и обязательным этапом для перехода к новому образу мышления, объединяющему религию и философию: философско-религиозному.

        Амфитеизм представляет собой философско-религиозное течение нового времени.
        Оно означает такое мировоззрение, которое допускает существование Бога, при этом не отрицая и не утверждая его и не склоняясь в большей степени ни к той, ни к другой точке зрения. Новое течение считает загадкой и сам факт существования Бога, и его характеристики при возможном положительном ответе на этот вопрос, и причины возникновения мира при возможном отрицательном ответе. Основываясь на философии парадоксов и допуская множественность решений, амфитеизм при этом не считает ни одно из них истиной.
        Задачей нового направления является обезличение человека через воспитание в нем толерантности и терпимости к любым социальным явлениям и событиям.

        После него возникнет сверхновое научно-религиозное течение – гомотеизм, в котором религиозное мировоззрение будет выступать в тандеме с наукой.
        Это направление провозгласит Богом само человечество, которое посредством развития науки достигнет в будущем таких возможностей, которые с позиций сегодняшнего времени можно охарактеризовать как «божественные». При этом собственно божественной будет считаться не каждая отдельная личность, а ее принадлежность к общечеловеческому духовно-телесному конгломерату.
        Задачей нового направления будет являться приспособление каждого человека к требованиям общечеловеческого взаимодействия посредством создания ему душевного и телесного комфорта для достижения максимальной вовлеченности в глобальные мировые процессы при максимальной физической отрешенности от внешнего мира. 

        На иллюстрации приведена таблица, систематизирующая  вышеописанные положения.

        Автор обращает внимание читателя на то, что критерием наступления новой эпохи является не авангардное появление присущих ей идей у отдельных личностей, а разделение соответствующих религиозных воззрений подавляющим числом представителей отдельных  народностей, наций или всего человечества.

       
        * – на основе слова «теизм» («теос» греч. – Бог), имеющего в широком значении смысл веры в Бога или богов, и приставки «амфи-» (греч. – двойственный, имеющий одновременно два противоположных свойства действия, объекта)
        ** – на основе слова «теизм» («теос» греч. – Бог), имеющего в широком значении смысл веры в Бога или богов, и «гомо» (греч. – человек)