Перспективы развития религиозного сознания

Ничто божественное мне не чуждо

        Каждая эпоха имеет свою религию, которая отвечает ее требованиям. И как с течением времени происходит перемена эпох, так и одна религия приходит на смену другой. Считать какое-то из религиозных верований единственно верным, окончательным и не нуждающимся в коренном пересмотре было бы заблуждением.
        В данной работе рассматривается движение религиозной мысли от язычества к единобожию, далее через этап атеизма к философско-религиозному течению нового времени – амфитеизму*, а от него к возникновению в будущем сверхнового религиозно-научного течения – гомотеизма**.
        Автор обращает внимание читателя на то, что представленная концепция носит схематичный характер, не преследует цели строгого и всестороннего раскрытия всех используемых в ней понятий, а ставит перед собой лишь задачу презентации основ авторского видения.

        Под язычеством здесь понимаются религии, основанные на понятии многобожия или неличностной сущности Бога-Природы. В этом аспекте к группе языческих религий возможно отнести и политеизм, и анимизм, и тотемизм, и современные буддизм с синтоизмом, и другие религиозные течения.
        Все они основаны на стремлении человека установить диалог с неличностным божеством или божествами для того, чтобы обрести спокойствие и уверенность в непонятном и потому пугающем, практически всегда агрессивном к нему мире.
        Задача такой религии – успокоение посредством обретения знания через опыт.   

        Христианство, так же, как ислам и иудаизм, представляет собой монотеистическую религию, опирающуюся на личностную сущность Бога-Творца.
        Религии этой группы основываются на догматах и учениях, объявляемых данными свыше и потому незыблемыми и не подлежащими оспариванию. Для таких религий свойственно наличие посредников между Богом и человеком – пророков, на которых возлагается функция трансмиссии божественной истины и разъяснения учений.
        Задача такой религии – управление организованными массами посредством воспитания в них послушания и конформности.

        Атеистическое учение отрицает существование Бога.
        Оно основывается на вере в возможность объяснения существующих явлений исходя исключительно из естественных и известных посылок. Атеизм отрицает наличие высшего смысла и цели существования, сводя их к удовлетворению насущных потребностей.
        Задача атеистического мировоззрения состоит в необходимости разрушения многовековых стереотипов посредством уничтожения веры и внесения смятения в сознание человека, что является предпосылкой и обязательным этапом для перехода к новому образу мышления, объединяющему религию и философию: философско-религиозному.

        Амфитеизм представляет собой философско-религиозное течение нового времени.
        Оно означает такое мировоззрение, которое допускает существование Бога, при этом не отрицая и не утверждая его и не склоняясь в большей степени ни к той, ни к другой точке зрения. Новое течение считает загадкой и сам факт существования Бога, и его характеристики при возможном положительном ответе на этот вопрос, и причины возникновения мира при возможном отрицательном ответе. Основываясь на философии парадоксов и допуская множественность решений, амфитеизм при этом не считает ни одно из них истиной.
        Задачей нового направления является обезличение человека через воспитание в нем толерантности и терпимости к любым социальным явлениям и событиям.

        После него возникнет сверхновое научно-религиозное течение – гомотеизм, в котором религиозное мировоззрение будет выступать в тандеме с наукой.
        Это направление провозгласит Богом само человечество, которое посредством развития науки достигнет в будущем таких возможностей, которые с позиций сегодняшнего времени можно охарактеризовать как «божественные». При этом собственно божественной будет считаться не каждая отдельная личность, а ее принадлежность к общечеловеческому духовно-телесному конгломерату.
        Задачей нового направления будет являться приспособление каждого человека к требованиям общечеловеческого взаимодействия посредством создания ему душевного и телесного комфорта для достижения максимальной вовлеченности в глобальные мировые процессы при максимальной физической отрешенности от внешнего мира. 

        На иллюстрации приведена таблица, систематизирующая  вышеописанные положения.

        Автор обращает внимание читателя на то, что критерием наступления новой эпохи является не авангардное появление присущих ей идей у отдельных личностей, а разделение соответствующих религиозных воззрений подавляющим числом представителей отдельных  народностей, наций или всего человечества.

       
        * – на основе слова «теизм» («теос» греч. – Бог), имеющего в широком значении смысл веры в Бога или богов, и приставки «амфи-» (греч. – двойственный, имеющий одновременно два противоположных свойства действия, объекта)
        ** – на основе слова «теизм» («теос» греч. – Бог), имеющего в широком значении смысл веры в Бога или богов, и «гомо» (греч. – человек)


Рецензии
Лариса, сдаётся мне, что "гомотеизм" уже был, но исключительно в научно-фантастических романах.

Так, в развитие поднятой когда-то Гербертом Уэллсом темы «Люди как боги» (1923 год) советский писатель Сергей Снегов публикует в конце 70-х трилогию под одноимённым названием «Люди как боги», которая относилась тогда к жанру космической фантастики.

Место действия — планета Земля и просторы Вселенной, покоряемой землянами со сверхсветовой(!) скоростью на звездолётах, размером в небольшую планету! Эти выдающиеся технические творения человеческого гения легко могут искривлять пространственно-временной континуум как в целях путешествия по просторам Галактики, так и в качестве могучего оружия борьбы со злыми силами иных галактик.

Время действия — VI век новой эры Объединённого человечества. Эта эра началась «с 2001 года старого летоисчисления, памятного года, когда человечество объединилось в единое общество.

Год объединения стал первым годом новой эры, подлинная история человечества началась с осуществления в жизни принципа "Общество существует для блага человека. Каждому по его потребностям, от каждого по его способностям".

...Почти шестьсот лет протекло с той поры, и все эти годы человечество совершенствовало себя. Оглянуться — голова кружится: за все предшествующие тысячелетия не было совершено столько доброго для человека, сколько за эти пять веков. Каким бы жалким показался прославленный рай рядом с нынешней Землёй!» (Сергей Снегов, «Люди как боги», часть 1).

К сожалению, действительность не всегда следует вслед за человеческим воображением, которое, несомненно, важнее знания.

Было нечто подобное и у философов. Вспомним антропологический материализм Л. Фейербаха, который учил о необходимости учредить религию человека и поклоняться идеальной сущности человека, преклоняться перед всем лучшим в человеке. Фейербах, перефразируя известное выражение, говорил: «Человек человеку - Бог».

Или вспомним, наконец, философию триединства Владимира Соловьёва.

Сдаётся мне, что Вечная Жизнь готовит нам несколько иной сценарий развития.

С уважением к Вашему интеллекту,

Сергей Горский Москва   16.08.2017 18:02     Заявить о нарушении
Да, реальность, бывает, оказывается изобретательнее воображения. Возможны такие повороты событий, которые нам и не снились.

Спасибо, Сергей.

Лариса Баграмова   16.08.2017 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.