Город Бестий. Глава 13

Лариса Лысенко
Isabel Allende La ciudad de las bestias, 2002. Перевод с испанского.

ГЛАВА 13. ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ

Праздник начался вечером и длился всю ночь. Индейцы, раскрашенные с ног до головы, пели, танцевали и ели досыта. Считалось невежливым, если гость отказывался от предложенной еды и напитков, поэтому Надя и Алекс, следуя за остальными, набили желудки до тошноты, здесь это считалось  хорошим тоном. Волосы детей были убраны большими бабочками и светящимися жуками. Женщины были украшены светлячками, орхидеями и перьями в ушах и палочками в губах, в начале праздника племя разделилось на две группы, обе с пением вступили в дружеское соревнование.
Затем пригласили мужчин, чей танец повторял движения животных, которые спариваются во время сезона дождей. В конце мужчины блеснули сами, сначала они издали крик похожий на крик обезьян, ягуаров и кайманов, вслед за этим они продемонстрировали свою силу и умения, держа оружие наперевес и красиво подпрыгивая. Из-за этого спектакля у Нади и Алекса закружились головы, стучали барабаны, звучали песнопения и крики, вокруг них шумела сельва. Мокариту разместили в центре деревни, где он принимал приветствия и сам приветствовал всех. Хотя вождь выпил немного масато, он все еще не мог принимать пищу. Другой старик, имеющий репутацию целителя, предстал перед ним покрытый коркой грязи и смолой, в которую воткнул белые перья, которые делали его похожим на новорожденного птенца.  Чтобы изгнать демонов, которые вселились в тело вождя,   целитель долго прыгал вокруг больного и громко кричал. Затем лизнув его в нескольких местах на животе и груди, он изобразил на лице гримасу отвращения, и сплюнул. После этого он натер тело умирающего пастой паранари, изготовленной из растения, произрастающего на Амазонке и используемой для заживления ран, поскольку раны Мокариты были невидимыми, то лекарство никак не подействовало. Алекс предполагал, что падение повредило какой-то внутренний орган вождя, возможно печень, с каждым часом старик становился все более и более слабым, струйка крови сочилась из уголка губ.
На рассвете совсем ослабевший Мокарита позвал к себе Надю и Алекса и попытался объяснить им, что они были единственными иностранцами, которые появились в Тапирава-тери со времен основания деревни.
- Души людей тумана и наших предков живут здесь. Нахаб говорят лживо и не знают законов, они могут испачкать наши души – сказал он. И добавил, что они были приглашены по поручению великого шамана, который предупредил, что Надя сможет помочь им. Он не знал, какую роль будет играть Алекс в грядущих событиях, но товарищ девочки также был приглашен в Тапирава-тери. Алекс и Надя поняли, что речь идет о предсказании Валимая и его предупреждении о Рахаканариве.
- Каую форму принимает Рахаканарива? – спросил Алекс.
- Многие формы. Это птица кровосос. Это не человек, он действует как сумасшедший, никогда не знаешь, что он выкинет, он всегда жаждет крови, гневается и наказывает – объяснил Мокарита.
- Вы видели несколько больших птиц? – спросил Алекс.
- Мы видели птиц, которые вызывают шум и ветер, но они не видели нас. Мы знаем, что они не Рахаканарива, хотя и очень похожи, эти птицы нахаб. Летают только днем, и никогда ночью, поэтому мы должны быть осторожны, когда разжигаем костер, чтобы птицы не увидели дыма. Поэтому мы живем скрываясь. Поэтому наша деревня невидима – ответил Мокарита.
- Рано или поздно нахаб придут сюда, это неизбежно. Что же будут делать тогда люди тумана?
- Мое время в Оке Мира истекает. Вождь, который придет после меня, должен решить – слабо пошептал старый вождь. Мокарита умер на рассвете. Хор рыданий звучал в Тапирава-тери много часов подряд: никто из жителей не помнил прежних времен, которые были до правления этого вождя, он возглавлял племя много десятилетий. Корона из желтых перьев, символ его власти, должна была висеть на столбе, до тех пор, пока не придет новый вождь, люди тумана сняли свои украшения и в знак траура покрыли себя грязью и пеплом. Они были обеспокоены, поскольку считали, что смерть по естественным причинам случается очень редко, в основном люди умирают из-за того, что враги прибегают к помощи магии, чтобы извести соперника. Способом успокоить дух умершего, было убийство врага, в противном случае призрак умершего не захочет покинуть этот мир и будет беспокоить живых. Если враг был из другого племени, это могло спровоцировать сражение, если же он был из того же племени, что и умерший, его могли «убить» символически, проведя надлежащую церемонию. Воины, которые провели всю ночь за распиванием масато, были чрезвычайно взволнованы мыслью о победе над врагом, который стал причиной смерти Мокариты. Выявить его и победить было делом чести. Ни один из воинов не стремился заменить умершего вождя, потому что, среди индейцев не существовало иерархии, никто не считал себя важнее остальных, вождь имел, всего лишь, больше обязанностей. Мокариту уважали не только за его положение в племени, но и за то, что он был очень старым, а значит, имел больше опыта и знаний. Пьяные и разъяренные мужчины в любую минуту были готовы совершить насилие.
- Думаю, что настал момент позвать Валимая – прошептала Надя Алексу.
Она ушла в дальний конец деревни, сняла амулет с шеи и начала дуть. Резкий крик совы, который издавал амулет, звучал в этом месте очень странно. Надя представляла, что достаточно подуть в амулет и Валимай, с помощью магии, сразу же появиться здесь но, сколько бы она ни дула, Валимай не появлялся.
В следующие несколько часов напряжение в деревни возрастало. Один из воинов напал на Тахаму и тот в ответ ударил его палкой по голове, нападавший с окровавленной головой упал навзничь, пришлось вмешаться нескольким мужчинам, чтобы разнять и успокоить дерущихся. В конце концов, конфликт решили с помощью йопо, зеленого порошка, который, как и масато, употребляли лишь мужчины. Воины разделились на пары, каждой паре вручили длинный и полый ствол кана с отверстиями на конце, через которые вдували порошок друг другу прямо в нос. Йопо бил в мозг с огромной силой, и мужчины падали навзничь крича от боли, а затем начинали бросаться, прыгать, рычать, им являлись видения, в то время как зеленая слизь сочилась из ноздрей и рта.
Это было не очень приятным зрелищем, но порошок использовали для перехода в мир духов. Одни мужчины становились демонами, в других вселялись души животных, третьи видели будущее, но никому из них не явился дух Мокариты, чтобы назвать своего приемника. Алекс и Надя подозревали, что это столпотворение закончиться насилием и предпочли остаться в стороне, надеясь, что никто не вспомнит о них. Но удача оставила их, вскоре одному из воинов явилось видение, о том, что причиной смерти Мокариты. является молодой иностранец. Мгновенно, остальные решили наказать предполагаемого убийцу вождя, размахивая дубинками, они пошли за Алексом. Мысль о том, чтобы использовать флейту, как средство спасения от врагов, даже не пришла мальчику в голову, он бросился бежать как газель. Его единственным преимуществом было отчаянье, он летел как на крыльях, а еще то, что его преследователи находились не лучшей форме. Индейцы от опьянения, налетали друг на друга, толкались и в этой путанице били друг друга палками, между тем женщины и дети подбадривая, бегали вокруг них. Алекс подумал, что настал его смертный час, в уме промелькнул образ матери, между тем он бежал и бежал в лес.
Мальчик-американец не мог соревноваться ни в скорости, ни в мастерстве с этими индейскими воинами, но они находились под воздействием наркотика и падали по дороге один за другим. Наконец он смог передохнуть, спрятавшись под деревом, его силы иссякли. Когда Алекс уже подумал что, спасся, он почувствовал, что его вновь окружают, и прежде чем он снова бросился бежать, женщины напали на него сверху. Они рассмеялись будто бы вся эта охота, была всего лишь плохой шуткой, но в конце концов его схватили и не смотря на сопротивление, потащили  обратно в Тапирава-тери, где привязали  к дереву.
Некоторые девочки щекотали его, другие совали ему в рот кусочки фруктов но, несмотря на такое внимание, он оставался связанным. К тому времени, воздействие йопо начало ослабевать и мужчины понемногу выходили из видений, чтобы вернуться к реальности. Для восстановиления ясность ума и силы им потребовалось несколько часов.
Ноющее тело и оскорбительные насмешки женщин заставили Алекса вспомнить истории рассказанные профессором Людовиком Лебланком. Если его теория правдива, то его съедят. А что же будет с Надей? Он чувствовал ответственность за нее. Он подумал, что в кинофильмах и романах в такие моменты появляется вертолет и без надежды посмотрел в небо, потому что в реальной жизни вертолеты никогда не прилетают вовремя. Тем временем, к дереву подошла Надя, ее никто не остановил, потому что воинам и в голову не приходило, что девочка может бросить им вызов. Алекс и Надя надели свою одежду еще в первую ночь, когда стало холодно и люди тумана привыкли видеть их одетыми, поэтому они не чувствовали необходимости раздеваться снова. Алекс носил пояс, на котором висела его флейта, компас и нож, которым воспользовалась Надя, чтобы освободить его. В фильмах, было достаточно мгновения, для того, чтобы разрезать веревку, но ей пришлось потратить гораздо больше времени, чтобы перерезать кожаные ремни, которые удерживали его у столба, он даже вспотел от нетерпения. Дети и несколько женщин из племени, удивленные ее смелостью, подошли посмотреть, что происходит, но она действовала с такой ловкостью, размахивая ножом перед их любопытными носами, что никто не остановил ее и через десять минут Алекс был свободен. Не смея бежать, чтобы не привлечь внимание воинов, друзья начали украдкой отступать. В этот момент искусство исчезновения могло бы сослужить им большую службу. Но молодые иностранцы не успели уйти очень далеко, потому, что в деревню вошел Валимай.
Старый колдун появился со своей коллекцией мешочков, свисающих с палки, коротким копьем и кварцевыми цилиндрами, которые звенели словно колокольчики. Камушки, собранные в том месте, куда ударила молния, служили символом целителей и шаманов и означали энергию солнца. Он пришел в сопровождении молодой девушки, с волосами, которые черным плащом, укутывали ее до пояса, выщипанными бровями, в бусах и с полированными палочками в щеках и носу. Она была очень красива и казалась веселой, и хотя она не проронила и слова, всегда улыбалась. Алекс понял, что это жена шамана, он ликовал, что может видеть ее, это означало, что кое-что открылось его пониманию и интуиции. Этому его учила Надя: «видеть сердцем». Она рассказала ему, что много лет назад, когда Валимай был юношей, он был вынужден убить девушку, ранив ее острым ножом, чтобы освободить из рабства. Это не было преступлением но, как и в остальных случаях, ее душа прикрепилась к его груди. Валимай ушел  как можно дальше в сельву, унося душу, девушки туда, где никто не мог ее встретить. Там он выполнил обряд очищения, поста и неподвижности. Между тем, во время путешествия, душа женщины полюбила его, и по окончании ритуала унокаиму, ее дух не захотел расставаться с Валимаем, и предпочел остаться в этом мире с любимым мужчиной. Это случилось почти сто лет назад, и с тех пор, она всегда сопровождает Валимая, дожидаясь момента, когда он сможет летать вместе с ней, превратившись в дух.
Присутствие Валимая сняло напряжения в Тапирава-тери, и те воины, которые готовы были убить Алекса сейчас обращались с ним гораздо любезнее.
Племя боялось и уважало шамана, потому что, он обладал сверхъестественной способностью толковать знаки. Все могли слышать и видели видения, но только некоторые избранные, такие как Валимай, путешествовали в мир духов, где узнавали значения видений и могли вести за собой остальных, изменять ход природных катаклизмов. Старик объявил, что мальчик имеет душу черного ягуара, священного животного и проделал долгий путь, чтобы помочь людям тумана. Он объяснил, что наступили странные, очень странные времена, времена, когда граница между миром реальным и потусторонним становиться размытой, дни, когда Рахаканарива может пожрать всех. Он напомнил им о существовании нахаб, о которых большинство из присутствующих знали по рассказам своих собратьев из других племен, проживающих в низинных землях. Воины Тапирава-тери шпионили на протяжении нескольких дней за экспедицией Интернешенел Джеографик, но никто и них не мог понять, ни действий, ни странных привычек этих чужестранцев. Валимай, многое повидавший на своем веку, рассказал им все, что знал.
- Нахаб словно мертвые, они потеряли свою душу – сказал он – Нахаб ничегошеньки не знают, они не могут убить рыбу копьем, ни попасть дротиком в обезьяну, ни взобраться на дерево. Они не носят одежд из воздуха и света как мы, а носят вонючие одежды. Они не купаются в реке, не знают правил приличия и вежливости, не делят межу собой кров, детей и женщин. У них хрупкие кости и достаточно небольшой дубинки, чтобы проломить им череп. Они убивают животных не для еды, и оставляют растерзанную добычу гнить в сельве. Там где они прошли, остаются мусор, грязь и яд, включая и отравленную воду. Нахаб такие глупые, что пытаются унести камни из земли, песок из рек и деревья из леса. Мы говорили им, что сельву нельзя погрузить на спину как мертвого тапира, но они не слушали. Они рассказывали нам о своих богах и не хотели слушать о наших. Они ненасытны как аллигаторы. Эти ужасные вещи я видел собственными глазами, слышал собственными ушами и прикасался к ним собственными руками.
- Никогда не позволим, чтобы эти демоны дошли до Ока Мира, мы убьем их нашими дротиками и стрелами, лишь только они поднимутся по водопаду, как делали это со всеми чужаками раньше, со времен дедов наших дедов – заявил Тахама.
- Но они все равно придут. Нахаб имеют птиц вызывающих ветер, они могут летать над горами. Придут потому, что хотят камней, древесины и земли – вмешался Алекс.
- Это правда – согласился Валимай.
- Нахаб также могут убивать с помощью болезней. Много племен вымерло из-за болезней, но люди тумана должны выжить – сказала Надя.
- Эта девочка, с кожей цвета меда знает, что говорит, и мы должны слушать ее. Рахаканарива часто принимает форму смертельной болезни – подтвердил Валимай.
- Она могущественнее, чем Рахаканарива? – недоверчиво спросил Тахама.
- Я нет, но другая женщина очень могущественна. Она имеет вакцины, чтобы предотвратить эпидемию – сказала девочка.
Надя и Алекс потратили целый час на чтобы убедить индейцев, что не все нахаб враждебные демоны, некоторые из них друзья, например доктор Омайра Торрес. К языковому барьеру прибавились культурные различия. Как объяснить из чего состоит вакцина? Они сами не понимали всего и поэтому решили сказать, что это очень сильная магия.
- Единственное спасение – приход этой женщины и вакцинация всех людей тумана – доказывала Надя.
- Таким образом, пока сюда не придут нахаб или Рахаканарива, жаждущий крови, нам не смогут причинить вред с помощью болезней. Если они будут угрожать другим способом, мы начнем войну – заявил Тахама.
- Война против нахаб – плохая идея – возразила Надя.
- Это решит новый вождь – заключил Тахама.
 Валимай руководил похоронным обрядом Мокариты, чтобы все соответствовало старинным традициям. Не смотря на опасность быть замеченными с воздуха, индейцы развели большой костер, чтобы кремировать тело и на протяжении часа он пожирал останки вождя, тогда как жители деревни оплакивали его уход. Валимай приготовил магическое зелье, могущественную айахуаску, чтобы помочь мужчинам племени заглянуть в глубины своего сердца. Молодые чужестранцы также были приглашены участвовать в обряде потому, что должны были выполнить героическую миссию, более важную, чем их жизни, для того чтобы не только ожидать помощи богов, но и самим узнать собственные силы. Они не решались отказаться, но вкус этого зелья был омерзителен, и им пришлось сделать огромное усилие, чтобы проглотить его и удержать в желудке. Сначала они не ощутили никакого эффекта, но потом, когда под ногами разверзлась земля, и небо наполнилось геометрическим фигурами, показалось, что их настигла смерть, они почувствовали, как что-то проталкивает их с неимоверной скоростью через бесчисленные комнаты, залитые светом, и вскоре царские врата тотемических богов открылись перед ними, приглашая войти. Протянув руки, Алекс почувствовал жар исходящий оттуда. Он посмотрел на руки и увидел, что они превратились в лапы, заканчивающиеся острыми когтями. Он открыл рот, чтобы позвать на помощь, но изнутри вырвалось грозное рычание. Он увидел, что превращается в кота, огромного, черного и блестящего. В великолепного самца-ягуара, которого он видел во дворе Мауро Кариаса. Он не вселился в животное, и животное не вселилось в него, они были одним целым, мальчиком и зверем одновременно. Алекс сделал несколько шагов, потянулся, проверяя свои мышцы, и понял, что обладает легкость, быстротой и силой ягуара. Большими кошачьими прыжками он пустился бежать по сельве, и чувствовал, что обладает сверхъестественной силой. Одним прыжком он взобрался на ветку дерева и оттуда разглядывал пейзаж своими золотыми глазами, лениво помахивая черным хвостом в воздухе. Он превратился в могучего, страшного, одинокого и непобедимого царя южноамериканской сельвы. Но было еще одно животное, такое же сильное, как и он.
Надя поднялась в небо и на мгновенье потеряла страх высоты, который всегда ее переполнял. Ее могучие крылья орлицы едва-едва двигались; холодный воздух поддерживал ее достаточно высоко, ей хватало малейшего движения, чтобы изменить направление или скорость полета. Она летала на большой высоте, спокойная, равнодушная, невозмутимая, разглядывая без интереса распростертую под ней землю.
С высоты она увидела сельву и плоские вершины столовых гор, покрытых облаками, казались, что они увенчанными пенной коронной; видела она также и слабый столб дыма от костра, в котором горели останки вождя Мокариты. Планируя на ветру, орлица была такой же непобедимой, как и ягуар на земле: никто не мог настигнуть ее. Девочка-птица несколько раз облетела Око Мира, с высоты наблюдая за жизнью индейцев. Перья на ее голове вздыбились, словно тысячи антенн, улавливая солнечное тепло, прикосновения ветра и эмоциональное напряжения полета. Она знала, что была защитницей этих индейцев, матерью-орлицей людей тумана. Она летела над деревней Тапирава-тери и тень ее великолепных крыльев словно плащ, покрывала крыши почти невидимых крошечных жилищ, спрятанных в лесу. Наконец, огромная птица направилась к вершине самой высокой столовой горы, где находилось ее гнездо, в нем продуваемые всеми ветрами поблескивали три хрустальных яйца.
На следующее утро, когда дети возвратились из мира тотемических животных, каждый из них делился своими впечатлениями.
- Что означают эти три яйца? ¬ спросил Алекс.
- Не знаю, но что-то очень важное. Это не мои яйца, Ягуар, но я должна добыть их, чтобы спасти людей тумана.
- Непонятно. Кто должен увидеть эти яйца вместе с индейцами?
Думаю, что должны все, кто видит… - ответила Надя, сбитая с толку так же как и он.
Когда остыли угли погребального костра, Ийоми, жена Мокариты, отделила обгоревшие кости и перемолола их с помощью камня в мелкий порошок, потом смешала с водой и бананами, чтобы приготовить суп. Калебас с этой серой жидкостью переходил из рук в руки и все, даже дети, делали один глоток. Затем они захоронили калебас, и имя вождя было забыто, для того, чтобы больше никогда никто его не произносил. Память о человеке состоящая из частиц его мужества и мудрости, оставшихся в золе перешла к его потомкам и друзьям. Таким образом, какая-то его частица всегда останется среди живых.
Надя и Алекс, также сделали глоток супа из костей, это походило на крещение: теперь они принадлежали племени. Поднося калебас к губам, мальчик вспомнил, что читал о заболевании вызванном «поеданием мозга предков». Он закрыл глаза и почтительно выпил.
После церемонии прощания, Валимай созвал племя, чтобы выбрать нового вождя. Согласно традиции, только мужчины могли претендовать на это звание, но Валимай объяснил, что в этот раз они должны избирать осторожно, потому что живут в очень странные времена, когда требуется вождь, способный понимать другие загадочные миры, общаться с богами и оберегать их от Рахаканаривы. Он сказал, что наступили времена шести лун, последние времена, когда боги будут вынуждены покинуть свои жилища. При упоминании богов, индейцы подняли руки  к голове и начали раскачиваться вперед-назад, что-то напевая, для Нади и Алекса это звучало как молитва.
- Все в Тапирава-тери, включая и детей, должны принять участие в выборах нового вождя – обратился Валимай к племени.
Весь день племя выдвигало кандидатов и вело переговоры. К вечеру уставшие, голодные и измученные Надя и Алекс уснули. Американский мальчик тщетно пытался объяснить, каким образом следует организовать голосование,чтобы оно прошло  демократично,  индейцы не поняли концепции голосования, также как не поняли, что такое вакцина. Они выбирали по «видениям».
Среди ночи подростков разбудил Валимай, он сказал, что самое сильное видение было у Ийоми, таким образом, вдова Мокариты была сейчас вождем в Тапирава-тери. Впервые на его памяти женщина занимала эту должность. Первым распоряжением, которое сделала Ийоми, когда головной убор из желтых перьев, так долго используемый ее мужем одели ей на голову, было распоряжение о приготовлении пищи. Приказ был немедленно исполнен, потому что люди тумана провели два дня без еды, не считая, глотка супа из костей. Тахама и другие охотники отправились в сельву, и несколько часов спустя вернулись с муравьедом и оленем, которых разрезали на куски и зажарили на углях. В это же время женщины готовили хлеб из маниоки и жарили бананы. Когда все наполнили желудки, Ийоми пригласила свой народ сесть в круг и провозгласила второй указ.
- Давайте выберем других вождей. Для войны и охоты вождем будет Тахама, девочка с кожей цвета меда, названная Орлицей, будет вождем, для усмирения Рахаканаривы. Вождем для переговоров с нахаб с их шумными, вызывающими ветер птицами будет молодой чужестранец, называющийся Ягуаром. Вождем для общения с богами будет Валимай. Вождем над вождями будет Ийоми.
Таким образом, мудрая женщина распределила полномочия и подготовила людей тумана к встречи с ужасными временами, которые их ожидали. И таким образом, Надя и Алекс были наделены ответственностью хотя ни один из них не чувствовал, что сможет справиться с нею. Тут же, Ийоми издала свой третий указ. Она сказала, что Орлица должна поддерживать свою «белую душу», чтобы противостоять Рахаканариве, это был единственный способ справиться с птицей каннибалом, и чтобы молодому чужестранцу, Ягуару, вручили оружие воина. Каждый мужчина, прежде чем получить свое оружие или жениться должен был умереть как ребенок, и родится как мужчина. На проведение традиционной церемонии, которая обычно длилась три дня, и которую проходили все мальчики племени, достигшие половой зрелости, не было времени.
В случае с Ягуаром, им придется импровизировать и сделать церемонию короче, сказала Ийоми, потому что парень будет сопровождать Орлицу в путешествии на гору богов. Люди тумана в опасности и только эти двое чужестранцев могут принести спасение, они будут вынуждены отправиться в путь как можно быстрее.
Валимаю и Тахаме приказали организовать ритуал посвящения для Алекса, в нем должны были участвовать только взрослые мужчины. После, парнишка признался Наде, что если бы он знал, в чем заключается церемония, ему было бы не так страшно. Под руководством Ийоми, женщины, с помощью каменного ножа, выбрили ему макушку, эта процедура была достаточно болезненной, потому что на голове у него был незажившая рана от удара, нанесенного во время похищения. Бритье каменной бритвой, вызвало кровотечение, но они остановили его с помощью глины. Затем женщины разрисовали выбритый участок головы черной краской изготовленной из воска и угля. Вскоре Ийоми и ее подруга простились с ним, потому, что женщины не могут присутствовать на церемонии, они ушли на целый день в лес вместе с детьми. Женщины и дети  не возвращались в деревню до самой ночи, пока воины не провели первую часть обряда посвящения.
Тахама и его люди вырыли из-под речного ила священные музыкальные инструменты, которые использовались только во время проведения мужских церемоний. Это были толстые трубы, метра полтора длинной, они издавали хриплый и тяжелый звук, похожий на храп. Женщинам и мальчикам, которые не прошли обряд посвящения, было запрещено смотреть на них, под страхом болезней и смерти, вызванных магией. Эти инструменты символизировали мужскую власть в племени, связь между отцами и сыновьями. Без этих труб, вся власть могла бы перейти к женщинам, которые обладали божественной силой, наделяющей их способностью иметь детей, или как они говорили «делать людей».
Обряд начался утром и должен был продолжаться весь день и всю ночь. Алексу дали горьких ягод, а потом оставили на полу, лежащего в позе эмбриона. Затем, под руководством Валимая, разрисовали и украсили демоническими символами, и расположились вокруг, ударяя о землю ногами и куря сигару, свернутую из листьев. От горьких ягод и густого дыма, Алекс, вскоре почувствовал себя больным.
Долгое время воины танцевали и пели вокруг него, играя на священных инструментах, их концы касались земли. Звук эхом отдавал в мозгу мальчика. Несколько часов он слушал песни повторяющие историю Отца Солнца, который был больше чем солнце, освещающее землю каждый день, это был невидимый огонь, который горел от самого Сотворения мира. Он слушал о капли крови, которая упала с Луны, и от которой произошел первый человек. Еще они пели о Молочной Реке, которая несла не только семена жизни, но также смерть и разложение. Эта река вела туда, где шаманы, такие как Валимай, встречались с духами и другими сверхъестественными существами, чтобы получить знания и умение исцелять. Они рассказали обо всем, что существовало на  Матери Земле, о каждой звезде, светящей ее жителям, и о том, что все сущее в мире – иллюзия, всего лишь сны о других снах. Несмотря на головокружение, Александр Коид почувствовал, что эти слова повторяют его собственную концепцию, которую он придумал сам, тогда он оставил размышления и предался этому странному опыту «думать сердцем». Проходили часы, и мальчик утратил ощущение времени, пространства и свою собственную реальность, погружаясь в состояние страха и глубочайшей усталости. В какой-то момент он почувствовал, что его подняли и заставили идти, и только тогда он понял, что наступила ночь.
Играя на своих инструментах и размахивая оружием, процессия направилась к реке, там его несколько раз окунули  в воду, Алексу показалось, что он утонул. Для того, чтобы снять черную краску с макушки, ее потерли абразивным лезвием, а потом присыпали перцем чтобы вызвать сильное жжение. Оглушительно шумя, они ударили его несколько раз по ногам и рукам в грудь и в живот, без намерения причинить ему боль. Они угрожали ему своими копьями, иногда дотрагиваясь до него остриями, но не ранили его. Они пытались запугать его всеми возможными способами, и им это удалось потому,  что американский мальчик не понимал происходящего, и боялся, что в любой момент нападавший ударит сильнее, и он будет убит по-настоящему. Он старался защищаться  руками и отталкивал воинов Тапирава-тери, но инстинкт подсказывал ему, что он не сможет уйти, это бесполезно, он не знал, куда идти на этой враждебной территории. Это было разумным решением, потому что в  случае бегства, его признали бы трусом, а трусость – это самый непростительный недостаток для воина.
Когда Алекс потерял контроль, и у него началась истерика, он вдруг вспомнил о своем тотемическом животным. Ему не пришлось прикладывать особых усилий, чтобы войти в тело черного ягуара, трансформация произошла легко и быстро: рычание, которое вырвалось из его груди, было тоже, что и прежде, он ударил своими когтями и прыгнул на головы своих врагов. Индейцы приветствовали приход ягуара оглушительным шумом и вскоре привели его к священному дереву, где Тахама поджидал его для последнего испытания. В сельве светало. Огненные муравьи, были пойманы в трубку или рукав, сплетенный из соломы, наподобие тех, которые используют при выжимании синильной кислоты из маниоки, и который Тахама использовал для того, чтобы избежать контакта с муравьями. После бесконечной ночи Алекс очень устал, ему потребовалась минута, чтобы понять, что его ожидает. Парень глубоко вдохнул, впуская свежий воздух в легкие, взывая к помощи своего отца, альпиниста и к мужеству своей матери, которая никогда не сдавалась, и к силе своего тотемического животного, он погрузил левую руку по самый локоть в соломенный рукав, наполненный огненными муравьями.
Прежде чем ужалить, огненные муравьи несколько секунд ползали по руке. Когда они начали жалить, его руку жгло до самых костей. Жуткая боль ошеломила его всего лишь на минуту, только благодаря огромному усилию воли, он не выдернул руку из рукава. Ему вспомнились слова Нади, когда она пыталась научить его не обращать внимания на москитов, «не защищайся, игнорируй их». Было невозможно игнорировать огненных муравьев, но через несколько минут абсолютного отчаянья, во время которых ему хотелось броситься в реку, он понял, что может контролировать свое желание убежать, может подавить крик, может открыться страданиям без сопротивления, позволить им проникнуть внутрь, до последней клеточки своего бытия и сознания. И когда жгучая боль пронзила его как клинок, вонзенный в спину, он чудесным образом, смог вынести ее. Алекс никогда не мог объяснить ощущение могущества, которое возникло во время этого испытания. Он чувствовал себя таким сильным и непобедимым как в те минуты, когда был черным ягуаром. Он выпил магический напиток, приготовленный Валимаем. Это было вознаграждение, за пережитые испытания. Он знал, что его детство осталось позади и с этой ночи он смог бы жить самостоятельно.
- Добро пожаловать в общество мужчин – сказал Тахама, вытягивая из рукава руку Алекса.
В деревню воины привели юношу в полубессознательном состоянии.