Цинк

Александра Ковальски
Предисловие:  Все  события  и  герои  этого  рассказа  вымышлены.  Любое  совпадение  с  реальными  людьми  или  событиями,  всего  лишь  совпадение.
Желаю Вам  приятного  чтения!

«… Ты  дождись  меня,  пожалуйста,  дождись,
У  нас  с  тобою  впереди  вся  жизнь,
Но,  если  ты  меня  устанешь  ждать.
Я  буду  знать – мне  нечего  терять …»

Глава 1.
Эта  история  произошла  много  лет  назад,  в  одной  воинской  части,  где  я  служил,  с  одним  человеком – моим  другом – старшим  лейтенантом  Аврашиным.  Какая  теперь  разница,  из-за  чего  и  как,  важна  лишь  суть  и  героизм.  Героизм,  на  который  его  толкнула  девушка,  сама  того  не  подозревая.  Героизм  посмертный  и,  наверное, потому  ещё  более  прекрасный …

Начну  с  крохотной  предыстории,  чтобы  слушатель  мог  уяснить  себе  суть  моего  рассказа.

***
Я  лежал  на  койке  в  полутёмной  палатке  и  старался  заснуть,  то  есть  наоборот … старался  не  заснуть!  Трудный  дневной  переход,  плохое  питание,  неясность  задания – куда  и  зачем  нас  перенаправили? – всё  это  в  сумме  порядком  действовало  мне  на  нервы.  Я  лежал  на  узкой  походной  кровати  и  ждал  второго  офицера  нашего  подразделения – старшего  лейтенанта  Аврашина.  Его  зачем-то  срочно  вызвали  к  начальству.  Кажется,  я  всё  же  задремал,  потому  как  вдруг  увидел  себя  в  нашей  старой  казарме  в  15 км.  от  Грозного.   Мы  с  другом  только  что  приехали  и  отправились  в  штаб,  чтобы  зарегистрироваться.  Кстати,  думаю,  стоит  сказать,  что  мы  были  самые  обычные  "контрактники",  уже  "оттрубившие"  в  своё  время  24  месяца  в  крохотной  части  под  Магаданом  в  отряде  №  24  ВВ.  РФ.  В  штабе  нас  зарегистрировали,  выдали  форму  и  отправили  знакомиться  с  личным  составом,  а  уже  через  3,5  месяца  начальник  части – майор  Коньков – зачитал  нам  приказ о  передвижении  ещё  дальше  на  юг  к  г. Магас  и  ещё  дальше,  к  неприметному  Казбеку … всё  дальше  и  дальше  на  юг,  в  чужую  страну,  дальше  от  дома,  ближе  к  смерти!  Шла  война,  и  мы  не  расставались  с  АК  даже  во  сне!  Тяжёлые  дни  тяжёлой  жизни,  что  поделаешь?  ВОЙНА! 
Где  нет  уверенности  в  завтрашнем  дне,  где  нет  уверенности  в  следующем  часе,  в  следующей  минуте,  где  нет  надежды  ни  на  кого,  где  нет  ничего  святого.  Суровые,  враждебные  горы,  жестокие  бои,  когда  ты  можешь  оказаться  ТАМ  в  любую  секунду,  потому  как  вражеские  снайперы  уверенно  ведут  прицельный  огонь!  У  тебя  нет  надежды  ни  на  кого … многие  бойцы,  идя  в  бой,  сжимают  в  руках  приклад  оружия  с  нечеловеческой  силой,  целуют  крест,  надеясь  на  защиту  Бога,  но,  порой  даже  Господу  не  под  силу  уследить  и  защитить  бойца,  так  быстро  всё  происходит … ВОЙНА!
Здесь  нет  иных  радостей,  кроме  писем,  но  они  так  часто  теряются  в  пути,  не  доходят  до  нас …
И  мы  можем  только  гадать,  что  и  как  у  нас  дома,  здоровы  ли  наши  близкие,  всё  ли  у  них  в  порядке …

***
Я  проснулся  оттого,  что  чья  та  тяжёлая  ладонь  легла  мне  на  плечо.  Я  открыл  глаза.   Рядом  со  мной  на  корточках  сидел  старлей.   
"Что,  дружок,  умаялся?" – весело  спросил  он,  и  чертенята  запрыгали  в  его  глазах.
"Да,  нелёгкий  переход  нам  на  сегодня  выпал", - ответил  я  и  тоже  улыбнулся.
— Ничего.  Завтра  ещё  веселее  будет! – успокоил  меня  друг.
— Что  сказали  в штабе?  Могу  я  знать?
— Конечно.  Торопит  нас  начальство.  Говорят,  на  нашем  пути  банда  какая-то  действует.  Изловить  их  надо  бы …
— Изловим,  раз  надо.
— Да … пацанов  только  вот  жалко … Молодые  они  ещё, … неопытные …
— Вот  в  бою  и  поучатся … от  приказа  ведь  никуда …
— Да,  от приказа  ведь  никуда!  Ладно,  спать  давай,  завтра  рано  выходить,  ещё  до  рассвета!
И  он  лёг  на  свою  кровать,  а  я  закрыл  глаза  и  тоже  попытался  заснуть.  У  меня  это  получалось  плохо.  Я  всё  думал  о  своих  родных,  о  маме,  о  жене,  о  крохотной  двухмесячной  дочке …

***
Провожая  меня  на  вокзале,  мама  плакала,  как  по  покойнику.  Светка  же – жена – наоборот  держалась  молодцом.  Ни  слезинки,  а  в  глазах  тоска … Я  тогда  с  ней  даже  не  попрощался,  как  следует, … так  чмокнул  в  щечку,  обнял  и  в  вагон …  Она  у  меня  на  лисичку  похожа: маленькая,  носик  острый  и  глаза  чуть  раскосые.  Я  только  тогда  это  понял,  что  люблю  её  больше  жизни.  Она  мне  всё  рукой  махала,  и  что-то  кричала  в  окно.  Только  позже  я  понял,  что  она  хотела  мне  сказать – ты  ОБЯЗАН  вернуться!!! – с  тех  пор  я  её  так,  и  стал  называть – моя  Лисичка.  И  в  каждом  письме  я  пишу  ей,  что  вернусь,  потому  что  ей  рано  становиться  вдовой,  ведь  ей  всего  23 – она  ещё  учится. 
***
Серёжка  уже  спал,  когда  я,  не  выдержав,  встал  и  вышел  на  свежий  воздух.  Присев  на  корточки  у  палатки,  я  закурил.  Ветерок  принёс  свежий  запах  цветов – как  это  странно: почувствовать  аромат  горных  цветов  сейчас,  когда  здесь,  в  этих  величественных,  но  чужих  горах  идёт  война!  Я  снова  задумался.  Память  услужливо  подсунула  одно  из  лучших  воспоминаний  юности – первую  любовь!

***
Я  увидел  ЕЁ  на  рынке  и  сразу  же  влюбился.  Такое  бывает  раз  в  жизни  и  только  у  одного  парня  из  миллиона.  Она  покупала  зелень.  Тонкими  пальчиками  перебирала  кустики  петрушки,  укропа,  сельдерей …  Девушка  была  красива – тонкий  стан,  длинные  ноги,  роскошные  каштановые  волосы,  черты  лица  мелкие  и  пропорциональные: чуть  раскосые  глаза,  тонкий  носик,  чуть  вздёрнутый …  Я  подумал,  что  глупо  упускать  свой  шанс  и,  не  найдя  повода  для  знакомства,  решил  пойти  за  ней.  Но,  видимо,  Мойры;  решили,  что  я  подходящая  пара  для  неё  и  по  дороге  к  метро  она  сломала  каблук … Я  подбежал  и  предложил  ей  помощь,  она  согласилась …
Я  улыбнулся,  вспоминая,  как  весело  мы  провели  тот  день,  как  сидели вечером  в  кафе  и  весело  болтали  о  всякой  чепухе …
Через  месяц  мы  поженились,  а  уже  через  год  после  нашего  знакомства  я  уехал  служить  на  Северный  Кавказ  вместе  со  своим  лучшим  другом  и  её  братом – Сергеем  Аврашиным.
***
Догорев,  сигарета  больно обожгла  мне  пальцы.  Я  аккуратно  раздавил  окурок  и,  втоптав  его  в  землю,  отправился  спать.

Глава 2.
На  юг,  на  юг,  на  юг …
Длинные  дневные  переходы,  бесчисленные  развалины  за  спиной,  верный  АК  в  руках,  фляжка  и  последняя  граната  в  подсумке …
Нестерпимая  жара  днём,  адская  духота  ночью … Ни  ветерка,  воздух  настолько  плотный,  что,  кажется,  его  можно  разрезать  ножом  на  кусочки.  От  жары  тянет  в  сон  днём,  духота  не  даёт  заснуть  ночью.  Солдаты  измотаны,  офицеры  озлоблены,  командование  бьется  в  истерике …
Сумасшедшие  дни,  чокнутые  ночи  и ни  секунды  покоя …
И  вот,  наконец,  мы  достигли  Магаса.   Расположились  лагерем  на  расстоянии  двух  марш – бросков  от  города  в  каких-то  развалинах.  Едва  мы  устроились  на  обед,  как  ко  мне  подошёл  посыльный  и  передал,  что  меня  ожидают  в  штабной  палатке.  Мысленно  злобно  матерясь,  что  мне  не  дали  нормально  поесть,  я  отправился  в  штаб-палатку.  Когда  я  вошёл,  старший  лейтенант  взглядом  приказал  мне  встать  рядом  с  ним  у  выхода  и  молчать.  Я  повиновался.
Начальник  спецоперации  зачитал  нам  приказ,  недавно  полученный  от  командования  по  рации.  Там  было  много  красивых  и  воодушевляющих  слов,  но  суть  заключалась  всего  в  двух-трёх  предложениях. 
"Вот  что,  товарищи  офицеры, - сказал  нам  начальник  после  прочтения  приказа, - главное,  что  вы  все  должны  усвоить – это  то,  что  в  штабе  получено  сообщение,  что  в  районе  Магаса  сосредоточены  крупные  силы  бандформирования  некого  Халима.  Наша  задача – найти  и  уничтожить  боевиков.  Самого  Халима  взять  в  плен!  Всё  понятно?"
"Так  точно", - отвечал  начальнику  нестройный  хор  голосов.
Вот  так  мы  очутились  перед  лицом  чудовища,  имя  которого – Война.

***
Вечером  того  же  дня  произошло  ещё одно  важное  событие,  о  котором  здесь  необходимо  упомянуть.  Едва  закончился  ужин,  как  на  дороге,  ведущей  к  Магасу  с  севера,  было  замечено  густое  пылевое  облако – к  городу  шли  БТРы!  Это  была  долгожданная  подмога,  которая  должна  была  нагнать  нас  ещё  в  пути,  когда  мы  двигались  к  Магасу!  Когда  БТРы – ровно  3  машины  и  12  бойцов  в  качестве  сопровождения – остановились  вблизи  нашего  лагеря,  прошёл  слушок,  что  подмога  задержалась  в  пути  из-за  почты!  Так  оно  и  оказалось  на  самом  деле! 
О  Радость!  ПИСЬМА!!!  Долгожданные  вести  из  дома,  от  родных  и  близких  людей!  Суровый  старший  сержант  раздал  письма.  Некоторые  солдаты  получили  по  два-три  письма … Это  была  радость  для  всех.  Бойцы  читали  и  перечитывали  письма,  разбирая  знакомый  почерк  матерей  и  жён,  плакали  и  смеялись,  вспоминая  родных,  оставшихся  дома …
Я  тоже  получил  письмо  от  мамы.  Она  писала,  что  дома  всё  хорошо,  что  все  здоровы.  Но  дороже  этих  вестей,  были  строки  в  конце  письма,  написанные  Лисичкой.  Она  тоже  писала,  что  всё  хорошо,  что  Лидочка – наша  дочка – сильно  изменилась,  повзрослела,  что  уже  "разговаривает".  Света  передавала  привет  и  брату,  просила,  чтобы  я  не  оставлял  его  в  бою  одного …
Я  долго  сидел  у  фонаря,  стоявшего  в  нашей  палатке  на  походном  столике.  Всё  читал  и  перечитывал  письмо. 
Серёга  тоже  получил  письмо  в  тот  вечер.  У  него  "на  гражданке"  осталась  невеста.  Они  так  и  не  успели  пожениться,  но  она  обещала  его  ждать,  во  что  бы  то  ни  стало!  Её  звали  Лиза.  Она  часто  писала  ему,  он  говорил,  что  она  писала  о  любви,  о  том,  что  соскучилась,  что  ждёт  его,  считая  дни  до  его  приезда!
Я  уже  лёг  спать,  погасив  фонарь,  когда  вошёл  Серёжка. 
Я  предложил  ему  зажечь  фонарь,  но  он  только  отмахнулся  от  меня,  сказав: "Перебьюсь!"  Мне  показалось,  что  в  его  голосе  сквозит  неприкрытая  боль.
"Что  случилось?" – спросил  я.
"Ничего.  Так … пустяки, – сказал  он  и  тут  же  спросил, - Что  мама  пишет?  Как  у  них  дела?"
— Всё  хорошо.  Лисичка  написала,  что  Лидочка  уже  "разговаривает"!
— Замечательно.  Рад  за  тебя.
— А  у  Лизы  как  дела?  Это  ведь  она  прислала  тебе  письмо?!
— Да,  она.  У  неё, … у  неё  всё  в  порядке …
— Точно?
— ДА!  Она  выходит  замуж! 
— Что?  Когда?  Как  же  так?  Она  же … - вопросы  сыпались  из  меня,  как  гильзы  из  автомата.
— Вот  так  просто! 
— Но …
— Отставить  вопросы,  товарищ  младший  лейтенант!  Спите!
— Серёж,  я  же …
— Товарищ  младший  лейтенант,  Вам  не  ясен  приказ?
— Ясен,– я  только  тяжело  вздохнул.
— Значит  исполняйте!
— Есть,  товарищ  старший  лейтенант! – неохотно  пробурчал  я,  снова  ложась  на  койку  и  закрывая  глаза.

Глава 3.
Я  проснулся  оттого,  что  кто-то  яростно  тряс  меня  за  плечо,  пытаясь  разбудить.  Открыв  глаза,  я  увидел  перед  собой  Серёжку.
"Вставай,  лежебока!  Нас  уже  ждут!" – сказал  он,  и  голос  его  не  предвещал  ничего  хорошего. 
"Кто  ждёт?  Где?" – спросил  я,  торопливо  собираясь.
— Враг  ждёт,  бой!
Впопыхах  я  даже  не  успел  спросить  его,  как  он  чувствует  себя,  ведь  как  ни  как  его  девушка  бросила,  а  он  только  вчера  узнал  об  этом! 
Бегом,  всё  бегом, … второпях,  как  будто  сейчас  мина  взорвётся.  Уже  на  улице,  при  построении  я  смог  допытаться  от  старлея,  что  разведгруппа  засекла  врага  на  западном  склоне,  в  километре  от  Магаса.  Мы  были  обязаны  срочно  направиться  туда,  для  уничтожения  группы  боевиков  численностью  в  30  человек!   
"Бой  будет  жаркий!" – мелькнуло  у  меня  в  голове. 
Спешно  построились,  погрузились  на  БТРы  и  вперёд,  сметая  всё  на  своём  пути. 
Гудят  машины,  трясёт  на  ухабах  разбитой  дороги,  пыль  летит  в  глаза,  в  нос,  пот  струится  по  лицу,  заливая  глаза.  Было  жарко  и  душно.  Старлей  запретил  бестолково  расходовать  воду.  Мы  мчались  настолько  быстро,  насколько  это  было  возможно.  Но  вскоре  дорогу  нам  преградил  обвал.  Пришлось  спешиться  и  топать  через  горы.  Всё  необходимое  несли  на  себе – оружие,  боеприпасы,  воду,  лекарства. 
Несколько  часов  мы  двигались  за  противником,  пытаясь  его  догнать.  Нам  не  составляло  труда  определить  направление  его  движения,  примет  было  сколько  угодно: обломанная  ветка,  небрежно  брошенный  на  землю  окурок …
Я  чуть  поотстал,  поджидая  старлея – командир  шёл  последним.  Поравнявшись  со  мной,  он  спросил: "Что  устал?"
"Никак  нет!" – ответил  я.
— Тогда  почему  отстаёшь?
— Серёж,  как  думаешь,  они  это  делают  нарочно?
— Что  именно?
— Ну,  окурки,  обломанные  ветки  и  другие  следы.
— Не  знаю.  Здесь  может  быть  только  два  варианта: либо  они  поспешно  бегут,  что  мало  вероятно,  ведь  их  почти  в  два  раза  больше,  чем  нас;  либо …
— Хотят  заманить  нас  в  засаду?
— Посмотрим.  Пошли.
И  старлей  бодро  зашагал  вперёд.  Я  посмотрел  ему  в  спину,  и  в  душе  у  меня  шевельнулось  какое-то  нехорошее  предчувствие,  но  тогда  я  не  предал  ему  значения,  ведь  солдат,  а,  тем  более,  младший  офицер  должен  полагаться  только  на  факты,  а  не  слушать  какие-то  там  предчувствия!

Глава 4.
Мы  накрыли  боевиков  неожиданно.  Хотя,  можно  сказать  и  наоборот – они  накрыли  нас  неожиданно.  Мы вышли  на  небольшое  плато,  где  и  расположились  на  отдых  враги.  Они  довольно  громко  и  весело  переговаривались,  жарили  на  костре  мясо.  Мы  начали  обстреливать  их,  но  неожиданно  мы  сами  оказались  в  окружении – это  была  ловушка  и  мы,  как  последние  идиоты,  попали  в  неё! Бой,  в  самом  деле,  оказался  жарким.  Стреляли  со  всех  сторон.  Казалось,  что  моя  роль  состояла  в  том,  чтобы  не  подставляться  под  пули.  Я  тоже  палил  по  сторонам,  по  всем  кустам,  за  которыми,  как  мне  казалось,  скрывался  враг. Невозможно  передать  словами  тот  ужас,  что  творился  там,  на  узком  горном  плато,  скажу  только  одно – мы  захватили  самого Халима  живым,  а  его  банду – чуть  больше  30 человек – развеяли.  Многих  перебили,  но  двоим  или  троим,  удалось  бежать! 
Отойдя  на  несколько  десятков  метров  назад  мы  присели  отдохнуть  и  подсчитать  потери.
"Что,  дружок,  притомился?" – спросил  меня  старлей,  садясь  рядом  со  мной  и  закуривая.
"Есть  немного!" – ответил  я,  тоже  закуривая.
 — Так  сказать,  с  боевым  крещением … - Серёга  не  закончил  мысль.  Он  вдруг  оттолкнул  меня  и,  крикнув: "Берегись!"  закрыл  меня  собой …
Я  сам  толком  не  понял,  что  произошло.  Только  когда  подбежали  ребята,  чтобы  помочь  мне,  я  сообразил,  что  Серёжка  заметил  вражеского  снайпера,  метившего  в  меня …
Снайпера  сняли  тут  же, … но … слишком  поздно. 
Ребята  помогли  мне  поднять  старлея.  Повернув  его  на  спину,  я  увидел,  как  по  губам  у  него  стекает  тонкая  струйка  крови.
"Не  умирай!  Не  умирай!" – шептал  я,  держа  голову  друга  на  коленях.  Он  только  посмотрел  на  меня  грустными  глазами  и  тихо  сказал:
"Поздно,  слишком  поздно … У  каждого  солдата  есть  мечта – вернуться  домой,  поцеловать  маму,  жену,  любимую … Многие  верят,  что  их  ждут … 
Кого-то  не  ждёт  никто … 
Меня  не  ждёт  НИКТО!  Ты  же  знаешь … Я  пошёл  воевать,  чтобы  защитить  Родину …  и  ту,  которою  любил … А  она … ЕЙ  оказалось  всё  равно, … ЕЙ  оказалось  наплевать, … ЕЙ  я  оказался  не  нужен!  А  если  так,  то  зачем  жить? …  Прощай, … скажи  сестре,  что  я, … я … люб … лю … е…ё"
И  он  безвольно  уронил  голову.  Я закрыл  его  глаза,  и  слёзы  непроизвольно  потекли  из  моих  глаз … Я  плакал,  впервые  в  жизни  я  плакал  от  горя, … от  потери  родного  мне  человека …
 



Заключение:

Серёжке  посмертно  присвоили  очередной  звание – капитана – впрочем,  как  и  семерым  другим  погибшим  ребятам.  Трое  из  них  получили  звание  старший  сержант,  остальные  звание  младших  лейтенантов.  Все  мы – погибшие  и  выжившие – были  награждены  медалями  и  орденами  за  мужество  и  героизм.  И  отправлены  домой.  Наша  война  закончилась …

Лишь  три  недели  спустя  после  гибели  Серёжки,  получая  за  него  георгиевский  крест,  я  узнал,  что  мой  прямой  командир  знал,  на  что  идёт,  его  предупреждали,  что  банду  Халима  так  просто  не  взять,  но  он  решился,  он  просился  туда – к  Магасу,  просился  для  того,  чтобы  обезвредить  боевиков,  чтобы  погибнуть  и  прославить  своё  имя. 

Мне  кажется,  он  уже  тогда  знал,  что  Лиза  его  не  дождётся  и,  наверное,  именно  поэтому  стремился  снискать  славу,  пусть  даже  и  посмертную …