Чехов, навсегда?..

Нина Шорина
    ЧЕХОВ,  НАВСЕГДА?

  Известно  всем,  как много ставят  Чехова  и у нас, и  во всем мире. Что это?  Что за  тайна?
  Почему  сегодняшние    режиссеры ставят  пьесы,   населенные  людьми,  не  имеющими  ничего  общего  с  современным  прагматическим  миром?
  Почему   разные  авангардисты и глобалисты от театра без границ  так любят  Чехова? 
  И разрушают, как хотят…  А  ведь  выбрасывают главное  - его  неповторимую интонацию – его  грустный  взгляд  - и не только из-за  пенсне…
  Долго  мучилась  несоответствием,  пока  не  объяснилась сама с собой - Чехов  не  для  поставленного  и далеко  слышимого  театрального голоса: его  персонажи должны  говорить  тихо…  Как бы,  для  угасающей  собственной  души… С каким- то  изнеможением  сил…
 Возможно,  эти  пьесы  только  для  чтения? Для  чего-то интимного  и уединенного, вроде,  едва  тлеющего  камелька  собственной  совести?А  не  для  публичного  пространства  с  хорошо  поставленным  голосом  и театральным  посылом  до  самой  галерки.   Уж  очень  сокровенно…  Это,  скорее, для  кинематографа…  Чехов, похоже,  и  сам  того  не  зная,  писал  не  для  театра. Вообще то,  он писал по просьбе Немировича-Данченко,  писал  испытывая  едва  ли  не отвращение...  И, возможно,  чтобы  развеселиться  как- то,  назвал  все это –«Комедией»…
. Короче, упорное  желание   разгадать  Чехова  на  театральном  подиуме,-  всегда  оборачивалось загадкой…  Но  режиссерам  хочется   ставить  Чехова,  хочется лично  прикоснуться  к  его  страдающим, несчастным  героям,  разгадать  тайну  его  притягательности,  даже  путем авангардных  постановок…  Но  чем  больше они натягивают  на  его  тишину  беспредельность  современных  интерпретаций, -  «чем  дальше  перевод  от  оригинала,  тем  ближе  он  к  нему»-  тем дальше  Чехов  удаляется  от  нас.  По  сути,  самые  смелые  интерпретации  Чехова,  его  попросту  уничтожают.
 Ведь  сокровенное,  вставшее  на  котурны  и  есть  комедия.
 Но  мы  бежим  за  ним, тянемся к  нему,  потому что  давно  не мучают  нас  проблемы  его  героев,  а  нам  они  нужны,  эти  страдающие,  постоянно сомневающиеся  люди,  еще  не  потерявшие,  в  отличие от нас,  человеческий  облик…  Еще  наделенные  душой…
 Нам  нужны  чувства,  которые  современный  мир  уничтожает  в  человеке:  нужна  человеческая  слабость,  обыкновенная    любовь к  близким, обыкновенное  человеческое  участие  и  сочувствие,  которого  уже  нет  в  нашей  жизни  и  которое мы стараемся  изгнать  из себя,  стесняемся  открыть  даже  самим  себе, как  некую  слабость,  уместную  разве  что  в  старых  книгах...   
 В  современном  мире,  похоже, уже не  осталось  людей,  похожих  на героев  Чехова, их  смыло цунами  20  века…
  И  это  не только в  России. Современный  мир,  похоже, вообще  живет  без  души, вот  почему  наверное,  художники  и  обращаются  к  этому  задумчивому врачу,  который  показал  умирающую Россию, но  для  сегодняшнего  дня его «отрицательные»  герои так  притягательны, - эти  «цветы  запоздалые»,  которые  источают такой  уже  нездешний  аромат утраченных  нами  чувств, что мы  давно  растеряли  и  находим мы  их отголоски  только на пожелтевших  страницах растрепанных  книгах…  Обратите внимание, как,  с  какой  интонацией  писали  наши  соотечественники, не  знавшие  еще  кровавого  20  века  с  его  жестоким  истреблением  именно  человека…
  « И почему  же  до  страсти  мы  любим  разрушение  и хаос?..» -знаменитый  голос  «из  подполья».  Но уже  и не  любим,  и  безо  всякой  страсти,   а   как то машинально  и  делово  истребляем  самих себя, не  останавливаясь   и  идя бездушно  по собственным головам…  Но  вот  желание  посмотреть на  эти  чувства,  хоть  с  галерки,  хоть  в  щелочку  пыльного занавеса, хотя  бы  просто постоять  рядом,  немного подышать… И  опять с головой обратно. 
   "Их  нет,  никого  нет  на  свете,  они  не существуют,  а  только кажется,  что существуют…"- Это-увы,-  уже  не про  них,  это уже,  скорее, про  нас. И  чем  дальше  мы  будем  удаляться  от  Чехова,  тем больше  нас  будет  тянуть  к  нему.  По крайней  мере,  для себя  я  именно  так  разрешила  эту загадку...   
    И  даже  написала  сценарий-  "Чехов, навсегда?",  вот  только денег не  дают… Да  и  реплики  отовсюду-  "Ну  хватит, этого  Чехова!  Сколько можно…"   А ведь  толпа  то  промчится  лихая,  и  затопчут.  А  ведь этих  страдающих,  любящих,  милых людей  нет ни  у  Островского,  ни  у  Салтыкова-Щедрина,  ни  у  Сухово-Кобылина..  Чехов, оказывается,  уникален…  Их  и в  литературе то  русской  не сыскать,  даже у  Бунина…  Ну  никогда  бы  Чехов  не  написал  «Темные аллеи»…