ЧЕХОВ, НАВСЕГДА?
Известно всем, как много ставят Чехова и у нас, и во всем мире. Что это? Что за тайна?
Почему сегодняшние режиссеры ставят пьесы, населенные людьми, не имеющими ничего общего с современным прагматическим миром?
Почему разные авангардисты и глобалисты от театра без границ так любят Чехова?
И разрушают, как хотят… А ведь выбрасывают главное - его неповторимую интонацию – его грустный взгляд - и не только из-за пенсне…
Долго мучилась несоответствием, пока не объяснилась сама с собой - Чехов не для поставленного и далеко слышимого театрального голоса: его персонажи должны говорить тихо… Как бы, для угасающей собственной души… С каким- то изнеможением сил…
Возможно, эти пьесы только для чтения? Для чего-то интимного и уединенного, вроде, едва тлеющего камелька собственной совести?А не для публичного пространства с хорошо поставленным голосом и театральным посылом до самой галерки. Уж очень сокровенно… Это, скорее, для кинематографа… Чехов, похоже, и сам того не зная, писал не для театра. Вообще то, он писал по просьбе Немировича-Данченко, писал испытывая едва ли не отвращение... И, возможно, чтобы развеселиться как- то, назвал все это –«Комедией»…
. Короче, упорное желание разгадать Чехова на театральном подиуме,- всегда оборачивалось загадкой… Но режиссерам хочется ставить Чехова, хочется лично прикоснуться к его страдающим, несчастным героям, разгадать тайну его притягательности, даже путем авангардных постановок… Но чем больше они натягивают на его тишину беспредельность современных интерпретаций, - «чем дальше перевод от оригинала, тем ближе он к нему»- тем дальше Чехов удаляется от нас. По сути, самые смелые интерпретации Чехова, его попросту уничтожают.
Ведь сокровенное, вставшее на котурны и есть комедия.
Но мы бежим за ним, тянемся к нему, потому что давно не мучают нас проблемы его героев, а нам они нужны, эти страдающие, постоянно сомневающиеся люди, еще не потерявшие, в отличие от нас, человеческий облик… Еще наделенные душой…
Нам нужны чувства, которые современный мир уничтожает в человеке: нужна человеческая слабость, обыкновенная любовь к близким, обыкновенное человеческое участие и сочувствие, которого уже нет в нашей жизни и которое мы стараемся изгнать из себя, стесняемся открыть даже самим себе, как некую слабость, уместную разве что в старых книгах...
В современном мире, похоже, уже не осталось людей, похожих на героев Чехова, их смыло цунами 20 века…
И это не только в России. Современный мир, похоже, вообще живет без души, вот почему наверное, художники и обращаются к этому задумчивому врачу, который показал умирающую Россию, но для сегодняшнего дня его «отрицательные» герои так притягательны, - эти «цветы запоздалые», которые источают такой уже нездешний аромат утраченных нами чувств, что мы давно растеряли и находим мы их отголоски только на пожелтевших страницах растрепанных книгах… Обратите внимание, как, с какой интонацией писали наши соотечественники, не знавшие еще кровавого 20 века с его жестоким истреблением именно человека…
« И почему же до страсти мы любим разрушение и хаос?..» -знаменитый голос «из подполья». Но уже и не любим, и безо всякой страсти, а как то машинально и делово истребляем самих себя, не останавливаясь и идя бездушно по собственным головам… Но вот желание посмотреть на эти чувства, хоть с галерки, хоть в щелочку пыльного занавеса, хотя бы просто постоять рядом, немного подышать… И опять с головой обратно.
"Их нет, никого нет на свете, они не существуют, а только кажется, что существуют…"- Это-увы,- уже не про них, это уже, скорее, про нас. И чем дальше мы будем удаляться от Чехова, тем больше нас будет тянуть к нему. По крайней мере, для себя я именно так разрешила эту загадку...
И даже написала сценарий- "Чехов, навсегда?", вот только денег не дают… Да и реплики отовсюду- "Ну хватит, этого Чехова! Сколько можно…" А ведь толпа то промчится лихая, и затопчут. А ведь этих страдающих, любящих, милых людей нет ни у Островского, ни у Салтыкова-Щедрина, ни у Сухово-Кобылина.. Чехов, оказывается, уникален… Их и в литературе то русской не сыскать, даже у Бунина… Ну никогда бы Чехов не написал «Темные аллеи»…