Неладно в нашем королевстве

Михаил Желамский
Сейчас я работаю с профессором Солопченко Г.Н., который любезно взял на себя роль научного консультанта, чтобы сделать из моей груды результатов докторскую диссертацию, понятную данному диссертационному совету. Работа, честно признаться, неблагодарная, т.к. я, во-первых, сам еще не понимаю глубоко всего, что сделано, а во-вторых – совершенно непонятно, как  эту кучу результатов из самых разных областей знаний можно втиснуть в одну дисциплину, поддерживаемую тем или иным докторским диссертационным советом.  И вот мы с Геннадием Николаевичем обсуждаем версии моего автореферата, чтобы выделить и развить понятные вопросы, а остальные удалить, чтобы они не раздражали членов данного совета. На первую версию ГН заявил: «Мало математики, формул добавьте – поймут!». ОК! Нет проблем. Следующая версия была переполнена математикой. И тут мой уважаемый консультант сделал фундаментальное заявление: «Это вообще все лажа!». Вот – те на! Здрасьте!  Как так? А так – вы описываете результат, и те мучения, которые вы претерпели, его получая. Результат блестящий, но это никого не интересует. А что интересует? Интересует ваше владение традиционным научным методом, и демонстрация преемственности, означающая, что мы умрем, а вы дальше понесете флаг отечественной науки. Ну, так а я что делаю? Это же и есть наука!? И тут главный удар по печени: «Это не наука, это – техника! Техника – не наука!». Убил! Наповал! Нокаут! Грогги! Лежу «кверху ластами», и не шевелюсь – смотрю в потолок, думаю….

Ну да, конечно, согласен, я так и думал всегда…

Обидно – то как…

Но, ничего, ничего, ничего – разберемся…

Но врезал сильно, от души. Ай, какой молодец. Ай, как правильно, здорово, и своевременно!

Т.е. для общественного признания нужно на первый план выставить умение владеть математическим аппаратом, который известен всем, везде, и всегда? Да ради Бога! Сейчас переформатирую, сделаем как надо. Действительно – я все пытаюсь заставить людей за 30 минут моего доклада разобраться в феномене, который я сам изучал семь лет, пока не понял. А математику все поймут – оптимизация, минимизация, математическое моделирование показало… Сделаю.

Но есть комментарии. Если математика важнее всего, то следует сказать, что в НИИ, где я начинал свой проект – было полно формальных ученых, и даже был один академик. Но проблемы не решили. А я решил, скорее, на интуитивном уровне, и используя крестьянское упорство. Так что формальный подход не дает решения сложной проблемы.

И тут ГН рассказал историю про Титова Германа Павловича – директора Балтийского завода в начале прошлого века. Он был неграмотен, расписывался крестиком. Но обладал гениальной инженерной интуицией. Академик А.Н.Крылов – основатель отечественного судостроения, приносил к нему результаты своих недельных расчетов, и сравнивал их с эскизами, мгновенно нарисованными Титовым на пачке папирос «Казбек» - и поражался совпадениям. «Давай я тебя математике научу» - говорил академик Титову.  «На кой чёрт мне твоя математика, когда я и так все знаю» - отвечал тот.

И тут задумаешься о ценностях жизни. Я решил крупную научно-техническую проблему, которую не смог решить стандартный НИИ со всеми своими признанными докторами и даже академиком. Но для общественного признания нужен не результат, а демонстрация преемственности. Результат не нужен, за результат  научного статуса не присвоят.  И нужен мне этот статус? И не достаточно ли мне роли основателя направления, пионера, первым создавшего, и т.д.?  Ну, конечно, я дойду до конца дороги. Осталось не так много. Надергать математики несложно, тем более  что она действительно присутствует в проекте. Но, что-то неладно в нашем королевстве…