Сухой в Индонезии

Михаил Желамский
Я могу высказать свое мнение по поводу авиационного происшествия в Индонезии. Во – первых, эта бортовая штука, про которую все говорят, называется СППЗ – Система Предупреждения о Приближении к Земле. Устроена она даже проще, чем грабли. На любом самолете есть ридиовысотомер, выходной сигнал с которого заводится в это устройство.  А дальше то, что раньше называлось «триггер Шмидта» - пороговое устройство, формирующее управляющую команду при превышении порога сигналом. Если сигнал о высоте меньше установленного порога, то, грубо говоря, срабатывает триггер и загорается лампочка. Так же устроены тысячи других пороговых устройств – допустим, бензиновая лампочка в автомобиле – бензина мало, она и загорелась. Может такая лампочка отказать? Кто-нибудь помнит по своему автомобилю?  Думаю – вряд ли! Французская она, или русская  - никакой разницы нет.  Конечно, сейчас туда напихали микропроцессоров, там многофункциональные дисплей, там жуткий программный продукт, голосовой информатор: «Тяни вверх, Pull up!», эта штука стоит бешеных денег, и составляет основу бизнеса в современном авиационном приборостроении, но физической сути это не меняет – триггер и лампочка.   Другой разговор – правильный ли физический принцип заложен в эту лампочку?  Так вот, я не думаю, что он правильный. СППЗ реагирует на приближение к земле, снизу, но никак не к горе прямо по курсу. Самолет, летящий горизонтально над землей, спокойно врежется в гору, возникшую на пути, при наличии на борту любых СППЗ, как русских, так и французских, и в любых количествах. Тут нужны другие физические принципы обнаружения преград, т.е. нужна наука, которая успешно и до конца выжжена в России как бизнесом, так и властью. Достаточно посмотреть на эти пародии поддержки инноваций как Сколково, АСИ, или еще смешнее – Минобрнауки.

Теперь про карты. Да, действительно, электронное картографирование местности очень популярно сейчас в авиации, и тоже позволяет бизнесменам от авиации рубить на этом бешеные бабки. Летящий самолет по GPS определяет свои координаты, которые вводятся в бортовую электронную карту для определения возможных преград на пути. Это работает! В среднем. Функционирует в принципе. Но абсолютная точность линейного позиционирования  высокоскоростного самолета, да еще маневрирующего, да в горной местности, да еще в плохих погодных условиях – очень спорный вопрос.

Так вот, была бы наука в России, и если бы к ней прислушивались, то следовало бы этим ребятам, полетевшим в Индонезию, задать простой вопрос: «Вот вы полетели туда, где – горы, горы, горы… А какие дополнительные меры для обеспечения достоверности работы в горных условиях бортовых систем безопасности вы предприняли?»  Отвечаю за них – НИ-КА-КИХ!

Они понадеялись на французскую СППЗ, которая умными французами создавалась для решения совершенно другой задачи, и на свои карты – которых, во-первых, не было на борту, а во-вторых, они имеют ограниченную точность привязки к местности. Науки нет, никто не спросил, ребята полетели и угробились. Потому, что это бизнес. Там купил, здесь продал дороже, рекламу дал, послал людей, которые поверили…и погибли.

Толбоева вчера показывали. Не нужно быть особым физиономистом, чтобы понять – он говорил не то, что думал, и что следовало бы.  А этому человеку я доверяю.

Именно наука призвана задавать скверные вопросы, и докапываться до скрытой глубины проблем.  А я знаю какое раздражение вызывает у современного Российского бизнеса научный подход к любому вопросу.  Они же все герои - организовали покупку там и продажу здесь. Так вот, дорогие мои бизнесмены - события, подобные крушению  самого нашего супер-пупер самолета, будут продолжаться потому, что прогресс не остановить, условия будут ужесточаться, а правящая сейчас партия менеджеров по продажам  не может разобраться в глубине современных технологий, все более сложных.  Поверьте – рекламный листок и научное обоснование технологии, это разные вещи.

Конечно, вернее всего был еще один повлиявший  фактор – русское выпендривание. Могу даже предположить – санкционированное. Полет – то был демонстрационный, ну и насажали заказчиков полный самолет, и – «Ща мы вам покажем, как русские летают. Пройдем на бреющем над верхушкой горы…» . Не прошли. СППЗ не помогла, и это понятно. А карты такой точности не дают. Упокой, Господи, их души грешные.  И нас всех заодно прости…

СПб, май 2012 г.