Зачем человеку духовное убежище?

Алекс Савин
  Реальный мир для нашего беспокойного сознания оказался мало комфортабельным и слишком жестоким (прав был Маяковский). По этому поводу писатель и философ начала ХХ века П.С. Юшкевич писал: «Потребность в ином, в отличном от привычных впечатлений глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы ее удовлетворения».
  Эта потребность вызывает чувство протеста против обыденности, иногда и против себя…  Но  бунтовать против себя и против жизни  — дело неблагодарное и  бесперспективное, поэтому разум стал искать духовное убежище,  уголок для раскрепощения духа и тела – для  «полного улёта»…

Формы  и  интерьер этого убежища весьма разнообразны и подчас хорошо замаскированы. Наиболее грубые формы - алкоголизм, наркомания, извращенные формы секса и множество других. Более утонченные формы — искусство, театр, литература,  религия, клубы, секты, масонство, отшельничество, монастыри, молодёжные объединения – готы, хиппи, панки. Чувствительные французы придумали сюрреализм - в инете множество их прекрасных творений - залюбуешься!
Абстракционисты, футуристы и фантасты  тоже не отстали. Есть уклон и в сторону "абсурдации" в искусстве, живописи - это знаменитые  Марсель Дюшан («Фонтан»), Пабло Пикассо («Авиньонские девицы»,«Герника»), Анри Матисс («Красная комната»). Сюдя же тянет и "Красный квадрат" Малевича и другие.
Грубо говоря - это некоторого рода самообман, уход о реальности в омут алогизма как в дурном сне. Пусть абсурдно, зато ново, контрастно, заманчиво - адреналин! Писсуар назвать фонтаном! Ведь до Дюшана никто не догадался это сделать. И есть любители и сторонники этого, они умиляются этим каламбуром, считают некоторой фишкой современного модернизма.
  Психологи говорят - самообман тоже нужен. Не зря восклицал наш Пушкин -"Меня обмануть не трудно, я сам обманываться рад!". От Артура Шопенгауэра мы получили хороший афоризм: «Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя». Есть и психологическая литература: Роберт Триверс. "Обмани себя. Как самообман помогает нам выжить". В инете есть и можно почитать с интересом.

Выкопал еще в инете новое для себя слово - ЭСКАПИЗМ.  Оказывается, это и есть массовый убёг от реальности в вымышленный виртуальный мир! Чего там только нет - множество фильмов, романов, рассказов, картин, фантастического и сюрреалистического. Значит есть большой спрос в нем! Психологи считают, что в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.
 Существует еще один вполне научный обобщающий термин - СИМУЛЯКР. Он означает копию чего либо, у которой нет оригинала! Чудеса и только - чего только не может изобрести человеческий мозг. Виртуальные объекты часто являются симулякрами.

  Поиск убежища неистребим и присущ всем людям независимо от возраста. Детской формой этого убежища являются сказки, фантастика и собственные выдуманные миры типа «Швамбрании",  красочно  описанной Л. Кассилем. "Белые ночи" Достоевского,  "Хищные вещи века" Стругацких туда же. Есть хороший  фильм-фантастика про детей - "Мост в Терабитию", в нем чудесный виртуальный мир, но драматичный.
Детская игра, выдумки и фантазии детей - это и есть строительство другого мира. Детям часто бывает скучно, им неинтересен взрослый мир, раньше дети с упоением читали фантастику - "Робинзон Крузо", "Аэлиту", романы Жюль Верна, теперь они их не читают, а смотрят разных  "Терминаторов", страшилок. Детей заполонили гаджеты. Надо спасать!
   Народное творчество, фольклор, былины, сказки всех народов, песни, пляски, карнавалы возникли гораздо раньше искусства, литературы,классической музыки. Они были востребованы жизнью как и религия, верования, даже суеверия. Это все утонченные формы духовного убежища от повседневных  тягот суровой, иногда серой  будничной  действительности, окружающей нас. Не зря в Древнем Риме плебс требовал "Хлеба и зрелищ".
   Философский утопизм – туда же тянется. "Город Солнца" Кампанеллы - яркий пример тому. Маркс со своей идеей мировой революции и всеобщего коммунизма недалеко от него ушел. История тому свидетель.
   Есть утописты по-проще. Некоторые фанаты виртуального мира даже умеют совершать астральные путешествия - то ли наяву, то ли во сне, не понятно. Есть люди, видящие управляемые осознанные сны, где они властелины мира и могут творить любые чудеса. Без всяких наркотиков. Стив Лаберж написал для них книгу  "Осознанные сновидения" и придумал даже технические приспособления для этого.

Рациональные науки вооружили человека приближенными знаниями окружающего мира, причем породили множество новых проблем — больше, чем разрешили.  Последние открытия астрофизики, космологии, синергетики, биофизики, физики элементарных частиц, информатики  являются прекрасными достижениями разума и воли человека, они достойны восхищения.  Но все это пища для ума, причем для просвещенного ума, которым обладают только избранные члены общества — ученые люди. А для большинства людей эти фундаментальные открытия не имеют ценности, им нужна работа, заработок, пища, кровля и немного житейского счастья, душевный покой и периодическая разгрузка. 

Люди всегда искали себе духовное убежище от суровой действительности и лучше религии ничего не смогли придумать. Пустую нишу занимает религия, эзотерика и прочая мистика. Прекрасным в этом плане стала буддийская религия с многочисленными разветвлениями по форме и содержанию. Буддизм — это скорее не религия, а система философии жизни и устройства мира и он дает ответ на все вопросы жизни, причем в разных вариантах. Человек, достигший самосовершенства, сливается с Буддой и переходит в состояние «нирваны» — высшего блаженства.
Религия  способна действовать на человека   плодотворно в нравственном и психологическом плане - только она оказалась способной решать некоторые тупиковые задачи, перед которыми наука бессильна. К ним относятся снятие страха смерти, очищение души от греха, приобретение душевного равновесия после ударов судьбы.
Главная сила религии - это психотерапия, умение проникать в душу верующего человека.

Этого не может дать официальная наука, так как она гордо прошагала мимо человеческой психики (души) и еще не сумела создать настоящую науку о человеке - ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ.  Как ни странно, роль этой науки в современном обществе успешно выполняют религия, различные экстрасенсы, астрологи, гадалки, шарлатаны. Рациональная наука дальше аутогенной тренировки, НЛП и гипноза не пошла. Американский  психолог Якоб Морено придумал Социодраму и Социометрию, но они к сожалению, заглохли. Поэтому  простые люди  сами себе  создают  мир отвлечения – каждый человек свой виртуальный мирок иллюзий.
Народы южной Америки ежегодно устраивают грандиозные мистерии - GRANDE CHAOS VISTA, во время которых разрешается делать  многое из того, что нельзя в обычное время. Это и есть "полный улет" - телесная и психологическая разгрузка.

Но не только  человеку,  но и животному миру не  чужда  разгрузка  психики.
Однажды В.Песков на страницах «Комсомольской правды» описал странное явление в животном мире.  Ежегодно в сезон созревания плодов определенного вида в джунглях творится нечто невообразимое — все животные предаются «буйству и разгулу», наевшись  перезревших  и  забродивших  плодов, забыв  при этом о своих природных инстинктах самосохранения.
Что это - генетически заложенная программа, предписывающая периодическую разгрузку психики  всего живого  от стрессов или, наоборот, - сбой программы самосохранения?
Независимо от ответа,  здесь налицо факт перехода животного мира в новое  «нереальное»  состояние  транса, следовательно, в нем есть потребность.

  Значение виртуального мира огромно, этот мир живёт рядом с нами  часто неосознанно,  но он постоянно обитает в нашем сознании, душе – в психике
  Эта  особенность  нашего бытия появилась в начале сознательной жизни и сопровождает нас постоянно. Преображение действительности совершается в различных, имеющих неодинаковую ценность и значение. Наиболее простая и прозрачная из них — это эстетическая идеализация, «чарование красных вымыслов, дающее человеку временное забвение от грубой обычности».
Это тонко подметил Тютчев в своей поэзии:
                Как океан объемлет шар земной,
                Так наша жизнь кругом объята снами:
                Настанет ночь, и звучными волнами
                Стихия бьет о берег свой.
  Мы живём в тройственном  мире – один мир реальный, физический - о нем мы судим косвенно  через органы чувств. Есть даже подозрения – правильно ли они отражают внешний мир? Ведь любой датчик сигналов в  информатике  имеет погрешность измерения первичного сигнала и искажения  из-за различных помех в канале связи.  Например,  налицо искажения передачи цвета – дальтонизм и другие искажения, особенно субъективные. 
  Второй наш мир - виртуальный, он в нашей голове. Образы реального  мира, полученные через органы чувств – это отпечаток, модель того внешнего мира, в котором обитаем. Насколько адекватна модель образцу - никто не знает. Виртуальный мир тоже реален и материален. Мир образов  в  сознании есть эмоционально-чувственный отпечаток реального мира, хранящийся в мозгу в нейронных сетях памяти. У каждого человека он индивидуален, субъективен и дополнен  системой вторичных логических построений, стереотипов, мыслеформ,  воображений  и  тайных  уголков психики,  куда доступ  другим воспрещен.
 Третий наш мир - наше духовное убежище, это мир, построенный искусственно для душевного комфорта и разгрузки психики. Он часто является воображаемым, не адекватным реальному миру. Искусство, Музыка, религия - образцы этого мира.
В этом же мире существует тайный уголок души - наша неприкасаемая «личная территория» – как пишет психолог Ключников.

Поэзия - типичный виртуальный мир этого вида, насыщенный эмоциями. Педагог и психолог Оганесян Н.Т. об этом мире говорит так: "Поэт во время написания стихов отвлекается от мучающей его реальности и начинает видеть жизнь каким-то просветленным взором. Его, измученное наблюдением грубой действительности, внимание рассеивается и переходит в нереальный, виртуальный мир свободной мечты и фантазии. Мир предстает новым, очищенным и просветленным. Видоизмененный мир уже не кажется пугающим и несущим угрозу. Жизненные перипетии начинают казаться бледными и бессильными, не касающимися нас так непосредственно и неотвратимо, как это казалось ранее. Этот механизм, очевидно, срабатывает тогда, когда речь идет о пережитом или непосредственно испытываемым в данный момент человеком".
  Момент метаморфозы вдохновенно мыслящего поэта и ухода его из мира реального в мир виртуальный, ирреальный, поэтический гениально показал А.С. Пушкин.
В стихотворении "Осень" он писал:
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…
   Но виртуальный мир это не всегда убежище, а скрытый мир творения нового. Проект, план нового рождается в голове творящего как виртуальный объект, вещь, картина, сценарий. Любой художник, конструктор, изобретатель, исследователь, ремесленник творят свое новое, находясь в некотором трансе, в вдохновении.
Это ИСС - измененное состояние сознания и оно при этом отключается от стороннего и занято только поиском решения - даже во сне! Кстати, решение математической или другой сложной задачи тоже в начале происходит виртуально среди теорем, математических образов.

  Поэт есть виртуальный творец эмоциональных образов. Пушкин своеобразно описывал процесс поэтического творения - "роскошь ума и небрежность воображения". Поэт витает при этом в мире метафор, эпитетов, рифм.
Рабочий, каменщик - часть процесса творения нового и он не может не радоваться тому, что он тоже участник и сначала обдумывает свой рабочий день.
Есть трудоголики, которые уходят от надоевших забот и дум в работу - в  "трудотерапию". Это уже обратный уход - из виртуала в реальный мир. Не зря сказано - "Время и труд всё перетрут".
   Иисус в своей Нагорной проповеди призывал: "Будьте совершенны как Отец наш Небесный". Народная мудрость вложила эти слова в уста Спасителя. Быть совершенным   - значит быть в  неустанном творческом труде над собой и над окружающим. В этом заключен смысл жизни человека и стремление к совершенству привело его от пещеры к современной цивилизации.
И не только человек, но и эволюция природы имеет вектор направленности в сторону непрерывного совершенства. Религия отрицающая эволюцию, устами Иисуса излагает идею восходящей эволюции мира человеческого и его окружения. Духовное убежище на этом фоне выглядит как поиск новых траекторий движения мира среди возможного множества.