Отодрать мышь

Марина Проскурина
               

                Пролог
-Написала рассказ, никак напечатать не могу,- пожаловалась я маме.
-А о чём? О чём будет рассказ? – живо поинтересовалась она.
-А про мышь. Мышь сдохла в библиотеке.
-Да ты что? И про это рассказ? – сильно удивилась мама.
-Да, - скромно сказала я.
-Ну что ж,- немного подумав, согласилась она. - Разные есть рассказы.  Бывают и про мышь.


 Запах, вызывающий знакомые неприятные  эмоции, всё сильнее распространялся по библиотеке. Работать стало практически невозможно. Жаркое душное лето, плохо проветриваемое помещение, а теперь, ко всему прочему – запах мыши… Нет, это уже слишком! Светлана Фёдоровна знала алгоритм дальнейших действий изначально. Нужно было найти то место, откуда наиболее остро доносится сей гадкий запах, затем необходимо было встать на колени и долгим, изучающим взглядом сыщика-библиотекаря посмотреть - нет ли под стеллажами предметов, хотя бы отдалённо напоминающих скончавшуюся мышь. Рабочий день близился к завершению, и стоять на коленях, разглядывая под стеллажами что-либо или кого-либо, Светлане Фёдоровне как-то не очень хотелось.

Утро следующего дня манило новыми радостными и печальными  событиями, бесконечными планами, но всё это мгновенно исчезло, когда Светлана  открыла  дверь ставшей уже родной за двадцать лет библиотеки. Дышать можно было разве что в противогазе и то через раз. Медлить ни в коем случае  было нельзя! Опытная библиотекарша тут же определила примерное место погибшего животного, грохнулась в белой юбке на грязный библиотечный пол и стала подозрительно  поводить взглядом под близко стоящими стеллажами. Практически сразу, под стеллажом, плотно прилегающим к задней стене помещения, она  различила неясные очертания искомого предмета. Немного обрадовавшись быстрому поиску, мудрая библиотекарша знала, что сейчас нужно будет легонько подтолкнуть старым веником мышь в совок и победно вынести её в мусорный бак в вестибюле  школы. А трупный запах со временем исчезнет, и можно будет вновь радостно работать на благо родной школы и государства…

В последнее время СЭС стала применять чересчур строгие меры к мышам-преступникам, пожирающим школьные учебники. Мыши – народ тёмный, они знать не знали, что в этом году необходимо было обеспечить школу учебниками  если не на сто, то хотя бы на девяносто процентов. Тётки из СЭС ставили под стеллаж, кроме другой всякой дряни, маленькие коробочки, в которые лили какую-то страшно тягучую и густую жидкость, с виду похожую на сироп.

И вот однажды, бедная маленькая мышка, ни разу не отведав, ни одного даже и списанного учебника (хотя списанный можно было погрызть без проблем), решила попробовать этого заманчивого сладкого сиропа, а возможно,  принять в нём и ванну, благо площадь коробочки позволяла. Животному не удалось ни то, ни другое… Несколько капелек сиропа пролилось на пол, и сироп-вампир заключил тщедушное тельце любительницы красивой жизни в свои объятья. Перед мышиным молодым организмом пронеслась вся её короткая жизнь…

Всё это в один миг также мелькнуло в сознании Светланы Фёдоровны, но она, не поддавшись сентиментальным чувствам, стала привычно подталкивать веником трупик в совок. В чём дело?! СЭС работало на славу! Сироп прилип к линолеуму намертво, мышь тоже. В нос бил удушающий запах, колени болели, сознание мутнело. В конце концов, в любой момент мог зайти читатель, по-новому называющийся пользователь, и мог бесконечно удивиться, увидев заведующую библиотекой, а по-новому - библиотечно-информационным  центром, в столь странном положении. Потыкав мышь веником изо всех оставшихся сил, сдержанная библиотекарша сказала несколько не очень приличных  выражений для стен библиотеки, и ощутила себя последним садистом.

«Да чёрт с ней! Пусть воняет! Пусть лежит себе и воняет!» - вконец разозлившись на мышь, разрешила  Светлана Фёдоровна и стала с ожесточением выбрасывать на списание изрисованные любителями-пользователями книги.

Странно, но сегодня никто не спешил посетить библиотечный центр. Наверное, мышь заведомо отпугивала пользователей, а может, флюиды библиотекарши  кричали на расстоянии: «Не заходи сюда, ты можешь попасть в объятия сиропа-вампира…» Но флюиды нисколько не испугали директора школы, который зашёл осведомиться о состоянии работы в БИЦ на сегодняшний день.

Сметливая библиотекарша решила воздействовать на проклятую мышь через директора и, набравшись наглости, спросила, найдётся ли, мол, у нас в школе такой смелый человек, который смог бы отодрать мышь от пола.

-Давайте я отдеру!  - предложил директор, так как он, действительно, был смелый человек.
-Нет, - спохватилась Светлана Фёдоровна. Ей стало неловко за свои слова, побудившие Андрея Ивановича к конкретным действиям. -Вы же директор, негоже вам отдирать мышь, чего это Вы будете… Нужно отправить какого-либо работника.

Андрей Иванович, пообещав, что найдёт такого человека в школе,  ушёл. Светлана немного подождала и, поняв, что негоже было приставать к директору с подобными просьбами, решила применить к мыши самые суровые меры. Достав широкий шпатель (в библиотечном центре можно было найти всё, что угодно), она расстелила  на полу тряпку, и, зажав нос, дабы предотвратить себя от такого же состояния, как и мышь,  с ожесточением  стала соскребать от пола сироп с его содержимым. Чувствовала она  себя при этом последним извергом, а не то, чтобы самым смелым человеком в школе. Труды вновь не увенчались успехом.

Была бы  хоть чуточку жива мышка, наверняка она бы позлорадствовала бедственному положению заведующей БИЦ. Но труп, к сожалению, позволял делать с ним всё, что угодно.  Ранимая же библиотечная душа больше не могла вынести собственного издевательства над умершим животным. Светлана Фёдоровна была  женщиной  упёртой и свои проблемы привыкла решать сама, но в данной ситуации они казались  неразрешимыми.   Разрешить ситуацию могла   заведующая  АХЧ Наталья Петровна, которая невозмутимо выслушав мольбы библиотекарши, заявила, что  не имеет никакого права заставлять работников школы отдирать мышь от пола.  Совсем  это не входит в их функциональные обязанности.

Светлана медленно начинала понимать, что проблема становится практически неразрешимой, и пришло ей время   скончаться  от библиотечных  проблем в душных недрах информационного центра.

Нельзя сказать, чтобы  Наталья Петровна  прониклась пониманием проблемы, но вовремя вспомнила, что в школе есть незаменимый и безотказный человек Григорий. Гриша  шёл туда, куда ему велели, и приказы, как настоящий солдат, никогда не обсуждал. После выполнения приказа, кротко ждал следующую  команду и был готов к её выполнению.   Светлана Фёдоровна подробно обрисовала ему  сложившуюся в библиотеке ситуацию. Сметливый  работник решил идти на мышь с совковой лопатой. Ужаснувшись подобной жестокости, женщина  объяснила, что все необходимые орудия для отдирания мыши  у неё есть, необходимо только проявить силу и ловкость.

…Григорий справился  с заданием  не то, чтобы очень быстро, но и не очень долго. Затем он положил то, что осталось от мышки и ванночку с сиропом-вампиром в ведро, показал  Светлане Фёдоровне его содержимое, а поскольку привык исполнять все поручения на совесть, предложил ей заглянуть под стеллаж и проверить качество выполненной работы.

Рабочий наряд Светланы Фёдоровны состоял из  короткого белого халата, надетого  на нижнее бельё,  и проверять качество выполненного работником задания, ей как-то  не хотелось. Добросовестный Григорий стоял на своём. Чертыхаясь про себя и будучи практически без сил от зловонного запаха,  библиотекарша грохнулась на колени так, чтобы на Гришу была направлена голова, вернее её затылок, а не задняя часть её тела. Сунула невидящий взгляд под стеллаж, одобрила качество проделанной работы и похвалила его. Григорий всё ещё  стоял  по стойке смирно и ещё сильнее распространял  мерзкий запах из ведра. Светлана поняла, что пришло время  дальнейших указаний.

Если бы она была командиром полка,  можно было заорать: «Вольно! Выброси же эту мышь к чертям!». Но Светлана Фёдоровна была всего лишь скромным заведующим новоявленного БИЦ, в котором имела неосторожность умереть несчастная мышка.   Она  вежливо намекнула Григорию, что тот  может прийти завтра и выбрать понравившиеся  ему списанные книги. А поскольку не было  преданнее книге читателя (а не пользователя), он вышел из помещения, распространяя  запах мыши теперь уже по всему вестибюлю, а библиотекарша   глядела ему вслед, думая, что он и есть самый смелый и отважный человек  в школе и лучший в мире отдиральщик мышей.