Богохульство и кощунство в истории права

Николай Старорусский
 

Богохульство – преступное деяние, выражающееся в оскорблении имени Божия и священных предметов, в ветхозаветном законодательстве каралось смертью. 

Отсюда понятие богохульства, с присоединением оскорбления Пресвятой Девы Марии, признанных Церковью святых, а также ложной присяги, перешло в уголовные кодексы христианских народов.

  В средневековом законодательстве богохульство также наказывалось смертной казнью. 

В предреволюционной России богохульство принадлежало к важнейшим преступлениям.  За богохульство в храме полагалась ссылка на каторжные работы от 12 до 15 лет;  если не в храме, но в публичном собрании – от 6 до 8 лет.

Ссылка на поселение с лишением прав – за то же не в собрании, но при свидетелях; за богохуление, порицание святых, православной веры или надругательство над Св. Таинствами или Св. Писанием в печати (а также распространение таких изданий).

Богохульство в состоянии опьянения или произнесение подобных слов без умысла оскорбить святыню каралось заключением в смирительный дом или тюрьму на срок до 1 года 4 месяцев, с лишением некоторых прав или без такового.

От богохуления отделялось менее тяжкое преступление – кощунство, затрагивающее не саму веру, но ее обряды и правила:  глумление и бесстыдные выходки (словом или действием), доказываюшие  явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианской.. Наказанием было тюремное заключение сроком от 4 до 8 месяцев; если по неразумению,  - до 3 месяцев.

Для полноты упомянем святотатство – похищение предметов священных (например, икон) или освященных употреблением при богослужении.   

Первоначально религиозные преступления рассматривались как посягательство на Божество.  С эпохи реформации появился взгляд как на  посягательство на права религиозных обществ и их членов.  Кодексы рубежа Х1Х – ХХ веков считали религиозные преступления посягательством против призвания государства защищать религиозные учреждения и верования, в виду их общественного и нравственного значения. 

Очевидно, все вышеупомянутые преступления содержат общий признак, тогда специально не выделявшийся – оскорбление чувств верующих.

С той поры прошло, можно сказать, несколько эпох.

В УК 1960 года - принятого, кстати сказать, в разгар хрущевских гонений на Церковь - была включена статья, карающая за оскорбление религиозных чувств. Вполне понятно, что в ней не названы конкретные религии или конфессии.

В действующем УК аналогичной статьи нет. В Интернете можно найти комментарии юристов к такому новшеству. Оно одобряется по следующему юридическому  основанию: содержание упраздненной статьи охватывается совокупностью существующих: оскорбление, хулиганство итп.

Здесь мы воздержимся от комментариев. Важно другое: признается и ожидается, что обвинение в  оскорблении чувств верующих фактически будет основано на статьях УК, ни одна из которых НЕ СОДЕРЖИТ слов религия или вера.

Создается впечатление, что в последние недели юридическое сообщество забыло свои же слова.

Использованы материалы дореволюционных словарей.