Глава 21. По Новгородчине

Анастасия Игнашева
... Я уже говорила, что когда два лидера сталкиваются вместе - то ничего хорошего из этого не выходит. Банальность. Но наша жизнь сама по себе состоит из банальностей.
     Я все прежние разы ходила с Хомкой. Идеальный попутчик. Для меня. И в нашей семейной и очень сплочённой команде командир была я. Я определяла маршрут, места ночёвок и так далее. Хомкино мнение, конечно, учитывалось, но решающий голос был мой. А Серый был даже не лидер. Просто он вдруг решил (с какого перепугу???), что командир в нашей паре - он. А я - так. Мне это, понятно, не понравилось. В первую очередь - что меня просто поставили перед фактом. Хотя - мне не нравилось в нём всё. Его манера стопить, выбранные им позиции, его манера не считаться с мнением другого. Серый всегда ходил один, а потому просто частенько забывал обо мне. Приходилось напоминать.
   На меня он всегда производил впечатление человека без царя в голове, а тут  оно только усилилось. Дошло до того, что в душу мою стали закрадываться серьёзные сомнения - а не наврал ли Серёжа про свои многочисленные путешествия, в том числе и во Владивосток? Но увы! - это всё правда! Есть доказательства.
     Прошлой осенью, не без помощи того же Серого, попала мне в лапы отличная с виду куртка. Отдавал её даром один парень из нашего автостопного ЖЖ-сообщества, так что вещица была "с биографией", но в  прекрасном состоянии. Гортекс, "дышащая" ткань и такая же подкладка из кордуры, нашитые СОПы. Поначалу Серый сам хотел её забрать, но размер не подошёл - по комплекции наш Серёжа больше напоминает узника Бухенвальда, Освенцима и жителя блокадного Ленинграда вместе взятых. Так что куртка досталась мне. И на трассе сыграла со мной злую шутку. Именно из-за своей "дышащей" особенности. В мокром виде в ней чувствуешь себя Карбышевым на морозе. Удовольствие так себе. А мне пришлось испытать его не один раз, потому что под дождь мы попали раза два. И как я только не простудилась? Хотя в Питере у меня насморк от малейшего сквозняка.
     Утро в Тихвине оказалось очень даже ничего. Солнечное и погода вполне себе летняя. И мы с Серым воспряли духом. А когда добрались до Бокситогорска стало совсем тепло.  Я с облегчением сняла "морозильную" куртку и пристегнула к рюкзаку.
   Я спросила водителя про Неболчи, но  он сам ехал по этой дороге впервые и ничего не мог ответить. Он довёз нас до въезда в Бокситогорск, где на заправке я узнала дорогу. Пришлось вернуться на пару километров назад, до посёлка с немудрящим советским названием "Посёлок Сельхозтехника". Там был поворот на Неболчи. За развилкой, на противоположной обочине, мялся "тюлень". Стоял он там уже давно, его никто не брал.
 Вот умиляют меня совдеповские названия! "Посёлок "Сельхозтехника"! Дёшево и сердито! Прямо по Ефремову: "Посёлок №1", "Посёлок №2"... На Синявино та же система.
 Минут через тридцать нас забрал оттуда на серебристой "Мазде-пикапе" мужик, сам бывший автостопщик. Он довёз нас до очередной развилки, оттуда до Неболчей было 37 км.
 У развилки на Неболчи асфальт заканчивался.
-Здесь конец географии и конец цивилизации! - сказала я, - Здравствуй, Неасфальтовая Россия!
  Серый ответил, что, мол, по этой дороге надо Путина на жёлтой "Ладе-Калине" запустить. Сразу всё отремонтируют и заасфальтируют.
- Путин у нас один! На все дороги его не хватит! - ответила я.
      Машин было мало и я пошла собирать одуванчики по обочине и плести венок. С юности их не плела! Не успела закончить - появилась отечественная легковушка с парнем за рулём, которая самозастопилась и под песни "КиШ" мы резво домчались до Любытина. Грунтовка местами сменялась асфальтом, выглядевшим, как после артобстрела.
   Тому, кто придумал ямочный ремонт дорог я от всей души желаю носить всю жизнь только ШТОПАННЫЕ носки и одежду в заплатах.
   От Любытина он ушёл на Хвойную, а мы пошли через город пешком. Желудок у меня выводил голодные рулады. И я сказала, что пока не поем - никакого стопа дальше не будет.  Потому что Серый как ненормальный готов был топать дальше без обеда. Я заметила за ним эту особенность - он просто не заморачивался с такой "ерундой", как еда и отдых. Только забывал, что другие так не могут.
      Встреченный местный дедок рукой указал направление центра этого мегаполиса районного масштаба, где, по его словам, имелось аж две столовые! Через пол-часа марш-броска мы обнаружили магазин "Магнит", а над ним - очаровательное кафе "Любава" с демократичными ценами и вкуснейшими блинами. Две порции блинов со сметаной и чайник чая на двоих - 115 рублей.
 Умер Хиль. Вечная память!
 После обеда жить стало лучше, жить стало веселее. И мы двинули на выезд из райцентра.

     Висели мы на этот раз недолго. Серый застопил тентованную "Газель" почти до Боровичей. Водитель - восточной наружности дядька, когда я спросила его о гостинице, ответил:
- А зачем вам гостиница? Там дорого. У нас есть люди - посуточно сдают квартиры. Вам со мной повезло, я вам телефон дам - сдадут на ночь квартиру.
 И действительно - ночь в благоустроенной "однушке", в микрорайоне под названием "Прогресс" нам обошлась в 1000 рублей. Только меня настиг мой обычный рок, настигающий меня из года в год в автостопах - НЕ БЫЛО ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ!!!! Пришлось греть воду в кастрюльке и потом в тазике разводить. Но зато я смогла сварить Серому супчик из пакета и банки тушёнки. Душевно вышло.

    Утром двинули на "экскурсию". Чем-то Боровичи напоминали Лугу, чем-то Сямжу... Там через Мсту перекинуты такие же подвесные мостики, как и в Сямже через Сямжену. В наши планы входило посетить музей и немного пройтись по городу, в котором я была всего однажды, в возрасте моей младшей дочери - в семнадцать лет, накануне выпускных экзаменов.
 До музея нам помогла добраться пожилая интеллигентная дама. Она нас туда буквально за руку отвела. Сказала уже как-то и ещё раз могу повторить, что я преклоняюсь перед сотрудниками провинциальных музеев! Там всё держится на голом энтузиазме, можно сказать. И живут они, можно сказать, в нищете. Культурная программа у нас в тот день была убойная - мы за день ухитрились посетить два музея! В Боровичах - местный краеведческий и в Валдае Музей Уездного города!
   Мста - река порожистая. Она и сейчас является любимым местом тусовок всяческих байдарочников, рафтеров и прочих любителей экстремально поплавать. А ещё в середине XIX века по ней ходили барки с грузами. И для прохождения порогов нужны были лоцманы. Такие лоцманы жили в Боровичах и примстинских деревнях. А подвозивший нас до Боровичей водитель спросил, - не на слёт ли мы едем. В те дни в Боровичах и окрестностях проходил слёт туристов-водников.
- Нет, не на слёт. Мы сами по себе. - ответила я.
- А вы водники?
- Нет, мы просто автостопщики.

     Во все времена традиционно в России было очень сильно понятие "малой родины", что, впрочем, свойственно всем народам. Но в прошлом веке, обрушившиеся на нашу страну потрясения сильно поколебали эти взгляды. И сейчас понятие "малой родины" у большинства "дорогих россиян" либо отсутствует, либо сильно ослаблено. Россия воспринимается именно как "большая родина". Это я к чему? А к тому, что "российская земля - не только у Кремля". И "местечковый патриотизм" совершенно не заслуживает того высокомерно-насмешливого отношения, которое он встречает у жителей столиц. Как человек, выросший в провинции, и проживший там до 25 лет( с небольшими перерывами) я всегда с уважением относилась к провинциальным интеллигентам, людям, которые хранят и поддерживают культуру в глуши, не давая местным совсем спиться и деградировать. Да и к столичному "креативному классу" относятся без особой симпатии. Ну не хочет народ российский, чтобы у нас было "как там". Не нужно нам никакого "как там", как бы ни старались "фаршисты миллиоников". Да, вообще-то основными темами в разговорах с водителями и просто местными жителями были две: футбол и политика. Так вот, господа либерасты и прочая оппозиция - я знаю, такие у меня среди читателей есть. Особенно живущие в наших прекрасных столицах. Не надо думать, что за МКАДом и просто КАДом жизни нет и что живут там сплошь дегенераты и алкаши. Там живут нормальные люди, на которых держится наша страна и благодаря которым она до сих пор не загнулась. Боровичи были культурным и промышленным центром Помостья - так назывались земли по берегам реки Мсты. Основной тон, конечно, задавало купечество, но в окрестностях было много дворянских усадеб. А ещё - когда мы пришли в музей - там шло занятие с детьми. Сейчас это модно - устраивать в музеях "интерактивные игры". Эта игра была посвящена истории края и времени - как понятию, как философской категории. И детям было интересно! Они слушали! А дети - младшие школьники! "Буквари". Мы в их возрасте такими не были. В большинстве своём мои ровесники ничем таким не интересовались. А тут не было даже обычной детской возни. Дети сидели буквально затаив дыхание.
 Купив сувениры, мы отправились через мост к очередному автобусу на выезд из города, в Полыновку. А там нас очень скоро забрала "Шевроле-Нива" до Валдая. Водитель оказался патриотом своего города и мы ещё и Валдай с Серым посетили. Он высадил нас в самом центре города, возле очередного музея. Дядька тоже оказался очень интересным собеседником. Рассказывал о Валдае, об Иверском монастыре. Сетовал, что почти все излюбленные места отдыха местных скупили москвичи.
- Приезжаю на озеро - а там шлагбаум. - говорил он, - Ну я его объехал и на берег выезжаю. Откуда-то появляется какой-то мужик, кавказец.
"Покиньте частную территорию" - говорит.
"Почему я должен её покидать?" - отвечаю, - "Я - местный житель!". Мы с ним ещё попререкались немного, но он понял, что никуда я не уйду и отстал.
    Ещё проезжали место крушения "Невского экспресса". Там сейчас поставлен поклонный крест. А ещё водитель нам рассказал и о крушении «Авроры» ещё в советское время. На насыпи, по его рассказам, сами по себе выросли маки.

       Стаааарая-старая, бородааатая-бородатая школьная, а точнее - ещё гимназическая - шутка. Точнее - курьёз. Ученик спрашивает, почему колокольчик "дарвалдает" и что такое "дарвалдает"?
- Да не "дарвалдает", а "дар Валдая"! - отвечают ему.
Ну да! Правильно. Валдай был одним из центров колокольного литья. Всего их было несколько - пара была в Вятке, но об этом позже. А на Валдае лили церковные "звоны" и поддужные колокольчики с той самой надписью "дар Валдая". А ещё Валдай был знаменит своими баранками и... женщинами, скажем так... нестрогого поведения. Про это ещё Радищев писал. Дело в том, что мужчины на Валдае были, в основном, заняты в ямском промысле. И женщины подолгу оставались одни. К тому же - через сёла на проезжем Московском тракте проезжали люди самые разные... Вобщем - промысел женский был широко распространён и приносил крестьянкам неплохой доход. А про занятие своё они рассуждали без лишних угрызений совести:
- Это не лужа, достанется и мужу!
   Ещё чем знаменит Валдай - это Иверским монастырём. Точнее - он называется Монастырь Иверской иконы Божьей Матери. Иверская потому, что её, по преданию, доставили из Грузии, старинное название которой - Иверия. В окрестностях монастыря подвизался св. Нил Столбенский, прославленный подвижнической жизнью и способностью к исцелению болезней.
     После музея мы отправились на берег Валдайского озера. Оттуда открывался прекрасный вид На Иверский монастырь, в который мы в тот раз не попали. Не попали и в музей колоколов. Купив очередную партию сувениров мы потопали на автовокзал. Из города мы выехали на рейсовом автобусе и доехали до Выползово. Это была уже Тверская область. Там прошли немного вперёд и за автозаправкой стали стопить. Погода окончательно разгулялась и стала совсем летняя. Где-то через пол-часа застопилась легковушка с московскими номерами, довёзшая нас до Вышнего Волочка.