Герои нашего времени

Евгений Миронов
Героические поступки обычно совершаются тогда, когда кто-то где-то что-то когда-то не доглядел или проглядел, или пустил на самотек, или нагадил, или просто оказался откровенным предателем, как это имело место с вождем народов. – Вот тут то и появляются герои, чтобы исправить ситуацию, в том числе ценою своей жизни. Вот поэтому так много было Героев людей и даже городов Героев, проявивших себя во время войны.

В конце февраля день стоял солнечный, можно сказать прекрасный. Природа ликовала. Я, возвращаясь с зимней рыбалки, стоял на остановке общественного транспорта.

Наконец показался медленный желтый, как лимон, с двумя большими рогами автобус, произведенный китайской фирмой «Золотой Дракон». Он аккуратно, шурша черными шинами, подъехал к остановке. За рулем сидел грузный с залысинами бывалый в синей клетчатой рубашке с расстегнутым воротом узбек лет сорока, а обслуживал пассажиров в салоне тоже узбек, но молодой с подсумком и рулоном билетов наперевес симпатичный вихрастый невысокий парень – лет двадцати.

Автобусы этого пригородного маршрута не знали расписания и ходили хаотично, так что я не удивился, что ждать рейсовый транспорт социального назначения пришлось более получаса, вместо максимальных 15 минут. Всего на путь от кольца до кольца они обычно затрачивали без малого два часа, имея несколько десятков остановок.

Я вошел в автобус на четвертой остановке от начального кольца, и он был уже почти заполнен. Мне досталось боковое место на промежуточной площадке между самым низом и верхотурой, где сиденья располагались почти под потолком салона.

Поначалу я чуть утомленный, усевшись, закрыл глаза, да и вечерело уже, а встал я утром рано. Но на остановке в Комарово у «Лайнера» в автобус вломилась большая толпа любителей природы - моих коллег по подледному лову. Сказочно запахло корюшкой. От гама рыболовов и шума их снастей я открыл глаза и обратил внимание, что в переполненном уже автобусе слева от меня площадка в проходе между сидениями свободна.

Оказалась, что данная ситуация имела место в битком забитом автобусе по технической причине. – На очередной остановке сидевший рядом тридцатилетний коренастый узбек в коричневой кожаной куртке открыл промасленными руками лючок, располагавшейся на свободной площадке. Затем он что-то нажал внутри обутой в черный ботинок ногой, после чего автобус, рыкнув и лязгнув, начал движение с места.

Он перехватил мой настороженный и пристальный взгляд, задвинул руками лючок и улыбнулся мне доброй обезоруживающей улыбкой, как близкому родственнику, с которым расстался недавно в Самарканде.

Я ему ничего не сказал и не ответил улыбкой.

Среди тех, кто видел манипуляции с люком, то есть среди тех, кто понимал, что они едут на неисправной машине, отсутствовали желающие выйти на свежий воздух на ближайшей остановке из автобуса в неопределенном ожидании следующего битком набитого желтого дракона, у которого неисправности могли быть еще чище.

Так мы и ехали на неисправном китайском драконе, который обслуживала узбекская бригада. – При очередной остановке мотор автобуса глохнул, узбек рядом со мной открывал лючок, после закрытия дверей и начала работы стартера узбек ногой внутри чрева дракона включал то ли сцепление, то ли скорость, после чего двигатель рогатого чудовища начинал вращать китайские колеса.

Мне, в общем-то, доводилось и прежде пользоваться заведомо неисправной автотехникой, в том числе в братской Польше, мы ехали по мосту через реку  Вислу на автобусе с неисправным рулевым управлением из-за барахлившего автобусного компьютера.

Суть состояла в том, что, если в автотранспортном средстве что-либо однозначно неисправно, то велика вероятность того, что отклонения от нормы могут быть и в иных агрегатах или деталях. Кроме того первичная неисправность может привести к иным поломкам, иным проблемам.

Я ехал и представлял, что, скорее всего, несчастных узбеков поставили перед выбором: или ехать на неисправной машине или остаться без зарплаты, а то вообще без работы. Не по собственной же инициативе они принялись испытывать судьбу.

На их месте наш отечественный россейский шофер имел бы полное законное право отказаться вести заведомо неисправный автобус, да еще с людьми. – Он не подвергал бы опасности жизнь пассажиров. А при случае мог бы и публично высказаться о склонении его к действиям с опасными последствиями.

Но выбор у гастарбайтеров узбеков не отличался обширностью.

К чести узбекского экипажа надо сказать, что раненый автобус довез пассажиров до конечной остановки, на которой вся узбекская бригада победно улыбалась, видимо, от того, что они смогли без аварии довести неисправного желтого дракона до конечной остановки у станции метро «Черная речка».

Честно признаться и я радовался, что все закончилось благополучно, и улыбкой выражал признательность героям нашего времени, преодолевшим обстоятельства.