Наказанная царевна

Дробышевская Яна
сказка для детского театра

Сцена первая.

Царь, царевна, нянька, писарь. Царь сидит на троне, писарь стоит с докладом рядом, царевна играет в ниточки с нянькой.

Царь: - Ну что там у нас ещё в царстве делается?
Писарь: - Владыка, царь-батюшка, соседи справа - войной сулят; соседи слева - ждут, не дождутся, когда ты силы лишишься, чтобы пол царства отхватить.
Царь: - Ой ли? А не врёшь ты всё, писарь? Моё царство сильное, 40 лет стоит! Ни одного басурмана на нашей земле не было!
Царевна: - Ни иначе - завирает, батюшка!
Писарь: - Зачем же мне врать? Я свою службу знаю!
Нянька: - Знает он! А по что пугаешь тогда? Вон как деточка расстроилась!
Царевна (начинает хныкать): - Скажи ещё - денег дайте на охрану границ! А сам их в карман положишь!
Царь: -  Ну будет, доченька. Писарь мне с рождения служит, и отец его служил. Не станет он меня обманывать. (успокаивает дочь)
Нянька: - Может тебе молочка принести, парного, дитятко?
Писарь: - Ремня ей, или розг (бурчит)
Царевна: - Кому, мне? (начинает визжать) А-а-а-а-а! (топать ногами)

Нянька бегает вокруг, писарь уши затыкает, Царь подушкой закрывается. Вбегает служанка.

Служанка: - Ну что опять? (берёт веер, начинает обмахивать царевну) Нянька дует на царевну, машет руками.
Царь: - Уймите её! Сил нет слушать! (кричит)
Царевна: - Не замолчу, пока Писаря не выгонишь! А-а-а-а-а-а!
Писарь: - Да я сам уйду! Больно надо мне тут! Ты Царь - как Царь, хорош, а вот как Батюшка - совершенно не состоялся! С дочкой справиться не можешь! Вот был бы сын у тебя - другое дело! А так - эх, морока одна! (уходит)
Царь: - Куда? Не бросай хоть ты меня! Я в этом бабьем царстве один не управлюсь! (протягивает руки, расстроенный садится на трон)
Служанка: - (подходит к Царю) - Царь-батюшка! (кланяется) - дозволь совет дать.

Царевна перестаёт капризничать и прислушивается. Нянька дует и машет на неё, царевна отмахивается.

Царевна: - Не мельтеши, дай послушать!
Нянька : - А? Конечно слушай, деточка! - (становится сзади царевны и тоже прислушивается, но продолжат помахивать на неё)
Царь: - У меня уже голова болит от этих воплей.

Служанка обвязывает ему голову полотенцем.
Служанка: - Нет, не управиться тебе одному с царством, да и с дочкой тоже. Надобен тебе помощник.
Царь: - Писарь мне помощник.... (оглядывается) был помощник, и тот сбежал... Всех моя ненаглядная Прасковея из дворца выжила. Скоро сам пойду по миру.

Нянька снова дует на Царевну, та со злостью её отпихивает.

Царевна: - Да отстань ты! Простудишь меня!
Нянька отбегает назад, слушает, дует слабо: - Конечно-конечно!
Служанка: - Вот что я тебе скажу (отводит царя от трона в сторону, оглядывается, чтобы царевна не подслушивала) - Отправь глашатых, что дочку сватать будешь.
Царь: - а не рано сватать то? Совсем ещё ребёнок.
Служанка: - Так сватать - не замуж отдавать! Сосватаешь - и  пусть живёт во дворце, как родственник, привыкает.
Царевна (Няньке): - Я не поняла, какой родственник?
Нянька пожимает плечами: - дальний, наверное.
Царь: - И какой мне про от него прок?
Служанка: - а большой тебе прок! Скажешь дочке, что задумал царство передать в надёжные руки.
Царь: - Не поверит, я молодой ещё.
Служанка: - поверит, царь-батюшка. Ты по строже с ней, она и поверит.
Нянька: - говорят надо по строже, наверное наказывать будут.
Царевна: - меня? вот ещё!
Служанка: - Найди помощника умного и надёжного, и чтобы не корыстный был.
Царь: - Таких сейчас днём с огнём не найти! Эка ты махнула! .... А дальше что?
Служанка: - А дальше, пусть он к примеру, загадки ей загадывает. Как отгадает три загадки - так он и уйдёт.
Царь: - А ежели отгадает?
Нянька: - Гадать предлагает.
Царевна: - на картах что ли?
Служанка: - Пока загадки не отгадает, пусть как простая служанка живёт. Без нянек и служанок. Всё сама делает.
Царь: - Сама? Она же даже умываться сама не умеет!
Служанка: - Вот и научится. А постепенно и уму разуму наберётся.
Царевна: - Батюшка! (топает ногой) Ты что, забыл кто дочка твоя?
Царь: - Тебя забудешь, как же..

Царь выходит в центр зала:

Царь: - Повелеваю! Немедленно найти мне.. (пауза) А где писарь?

Все начинают бегать, суетится, и спрашивать друг у друга: - Где Писарь? Писарь где?
Одна Царевна садится на трон и начинает грызть семечки.

Нянька: - Ну раз нет писаря, то и не надо повелевать. Пойдём ка, деточка, я тебе блинчиков напеку. (берёт царевну под локоть и они уходят)
Царь: - Иди свищи его теперь. (расстроено) Давай ка сама его ищи. А мне царскими делами пора заниматься. (уходит, зевая)
Служанка: - Можно подумать, это у меня дочка бестолковая! И где этот Писарь запропастился? (уходит)

Заходят Писарь и Иван.

Писарь: - Вот Иван, ты сам всё слышал. Нет управы на эту Царевну.
Иван: - Ну а я тут причём? (грызёт семечки)
Писарь: - А при том! Слышал, что Царь хочет помощника искать для себя?
Иван: - Слышал, только какой мне прок от этого?

Заходит служанка.

Служанка: - Ах вот ты где! (писарю) - Смотрю уже и помощника нашёл (Ивану)
Писарь: - Мы же договаривались: ты Царю про него рассказываешь, а я его приведу. Вот - знакомься - Иван, сын Ивана.
Иван (кланяется): - Будем знакомы. Я жду.
Служанка: - Чего ты ждёшь?
Иван: - Какая награда меня ждёт, если царевну вашу перевоспитаю?
Писарь: - За наградой Царь не постоит. Бочку мёда, воз зерна и корову тебе отпишет.
Служанка: - А ты откуда знаешь?
Писарь: - Так ведь я же ещё и казначей, зачем Царю такой ерундой заниматься, сами всё и решим. А то сил нет больше Царевнины капризы терпеть!
Иван: - тогда ещё семечек мешок - и по рукам (протягивает ладонь)
Служанка и Писарь (хором): - По рукам!
Служанка Писарю: - Он ещё не знает, с кем связался!

уходят, Иван находит семечки и садится грызть.
У трона стоит мешок с семечками. Появляется курица (кукла) и начинает клевать семечки.

Иван: - Ах ты проказница! Ну-ка кыш отсюда!
 
Берёт горсть семечек и кидает в курицу. Та с испугом убегает.

Иван: - Вот я и придумал первую загадку.

В комнату заходит Царь, Писарь, Служанка и Нянька с Царевной. Иван берёт семечки, идёт в угол, садится на пол.
Царевна капризничает:

Царевна: - Есть хочу! Есть хочу! Есть хочу! - кричит, топает ногами.
Нянька: - Царь батюшка! Дозволь деточку покормить!

Царь, садится на трон, писарь и служанка становятся вокруг.

Царь: - Так кто же ей не даёт? Пусть пойдёт на царскую кухню, положит себе царский обед и ест.
Царевна: - Есть хочу! Есть хочу! Есть хочу!

Иван есть семечки и сидит на полу, ухмыляется.

Нянька: - Так ведь ей не положено самой! Она же царских кровей!
Царь: - ЦЫЦ! Показывайте вашего помощника!

Царевна замолкает, начинает шептаться с Нянькой.
Писарь: - Вот Царь батюшка (берёт Ивана под локоть и подводит с поклоном к Царю) - Иван, как говориться Дурак.

Иван кланяется в пол.

Иван: - Здрав будь Царь наш!
Царь: - Буду. И тебе не хворать. Знаешь, что от тебя требуется?
Иван: - Как не знать, знаю.
Служанка: - И когда успел только?
Царь: - Вот доченька, до тех пор, пока его загадки не разгадаешь - будешь всё сама себе делать, и постель убирать, и посуду мыть, и в горнице мести. И никаких нянек! Поняла?
Нянька: - Да как же это? Батюшка Царь! Совсем погубить деточку задумал? - начинает причитать.

Царевна от удивления рот раскрыла и замерла.

Царь: - Моё царское слово крепкое и последнее. Отгадаешь три загадки Дурака (кивает не Ивана)..
Иван: - Ивана-Дурака, Царское ваше величество...
Царь: - Ну да, Ивана - разрешу снова нянькам да служанкам тебя обиходить.
Царевна: - Ах так?! (топает ногой) Ну Дурак - загадывай!

Появляется курица и начинает подбираться к семечкам. Иван, глядя на курицу:

Иван: - Смотрю - добро! А в добре - добро ходит. Взял я добро, да добром из добра и выгнал!

Все замирают, начинают шептаться, Царь с Писарем, Нянька со служанкой. Царевна нервно ходит из угла в угол.

Царевна: - Добро... в добре.. добром.. добро... - уходит за сцену.

Тут появляется змея на мешке с семечками. Иван хватает копьё, стоящее у трона, и закалывает змею. Все вскрикивают.
Заходит царевна.

Царевна: - слишком просто для меня одна загадка. Давай следующую, я обе сразу отгадаю.
Иван: - Вот и вторая: смотрю зло! взял я зло, зло злом и ударил. Зло от зла смерть приняло. Что это?

Все молчат. Иван берёт мешок, кладёт его, ложиться сверху.

Иван: - Вы пока тут посидите, подумайте, а я посплю. (закрывает глаза)
Царевна (чешет в затылке): - Зло.. злом... зло...смерть... - идёт к Няньке. Та пытается ей подсказать.
Служанка: - Царь, смотри, это не честно!
Царь (топает ногой): - выпорю!

Нянька закрывает рот рукой, потом берёт платок и завязывает себе рот. показывает всем, что молчит.
Писарь и служанка посмеиваются. Царевна бубнит под нос и уходит со сцены.
Иван встаёт, потягивается, рядом ходит курица. Берёт Иван курицу, вытирает лицо.

Заходит Царевна, бубнит под нос.
Царевна: - Давай сразу третью загадку, я разов все отгадаю.
Иван: - ну смотри, не отгадаешь - будешь тридцать лет и три года всё сама делать, как простолюдинка.
Царевна: - Не стращай! Загадывай!
Иван: - сморил меня сон, лёг я поспать, не на небе, не на земле, не на воде, не в избе, не на улице, не в лесу, не в поле. Проснулся, потянулся, утёрся не тканым, не вязаным. Что это?

Царевна замирает, думает. Царь привстаёт на троне. Все смотрят на царевну.

Царевна, робко: - есть хочу.
Царь: - Ну так и порешили! Отныне, все няньки от моей дочери - прочь! На тридцать лет и три года! А тебя Иван, я награжу по царски!

Царевна обнимает Няньку плачет у неё на плече.

Писарь: - Вот и сказки конец!
Служанка: - А кто слушал - молодец!

занавес