Проницать, не отождествляться

Ольга Лозовая
Слушая другого человека, можно научиться разотождествляться с этим опытом, это значит, я только слушаю голос человека через слух, но не являюсь слушающим. Я проницаю слухом звуки голоса, информацию, возникающие эмоции, но не являюсь этими эмоциями, не сливаюсь с самой реакцией согласия или протеста. Я осознаю внутренний диалог, который обсуждает «за» и «против», возникающие ощущения, вхожу в них  вниманием как щупальцами, но не становлюсь этим опытом. Здесь немедленно возникает просвет между тем, что слушаешь и  тем, как воспринимаешь «себя слушающего». Я проницает личность, личный опыт, позволяет реагировать эмоционально, и одновременно, на глубоком уровне возникает ощущение абсолютного равновесия. Ощущение натянутой струны, соответствия камертону.
Когда возникает какое-нибудь воспоминание себя из прошлого, или какое-то сравнение из давнего или недавнего опыта, можно разотождествиться и с этим  тоже. Щупальцами войти в состояние «нет» и «да», ощутить просвет между оценками и «я», между личностью и волевым «я», которое только осознает, наблюдает, чтобы  испытать  на несколько секунд  ощущение просвета между реакцией согласия  и самим собой, чувство чистого зеркала. Я замечаю  в такие момент как мое тело глубоко расслабляется.
«Волевое я»  как яркий фонарь переходит от слушания, смотрения, ощущений  к внутренним оценкам, не отождествляясь с ними. Я ищет свой дом, «вот это - мое, настоящее, или нет - это мое место», хватаясь и стараясь удержать что-то. И если все-таки удается отпустить себя в состояние неопределенности, то приходит чувство баланса, настоящего спокойствия.  Некоторые стереотипы и убеждения не хочется отпускать, как любимые игрушки, но затем ясно чувствуешь, что реальное намного глубже, а в систему убеждений можно входить и выходить как в сновидение.  Можно проницать себя, свое тело, эмоцию тела, как впервые  или как  в последний раз, осознавая, что энергия, эмоции, само  тело  это поток, процесс, а не статика.. Можно разотождествиться  с ближайшим будущим, выйти щупальцами внимания из « через несколько минут я пойду, я сделаю», тогда «я» отбрасывает в настоящее и тело расслабляется. Внутренний диалог может возникать в голове, как и воспоминания, связанные с желаниями, ценностями, - свет  фонаря сознания входит, выходит, перенаправляется.
Разотождествление сопровождается глубоким выдохом. Внимание остается внутри тела, глубоко проницает тепло, равновесие комфорт внутри, эмоции становятся намного изменчивее,  на несколько мгновений приходит чувство необычной внутренней чистоты, сходное с детским опытом, и одновременно с ощущением свободы:  тебе  больше не нужно нравиться, чему-то соответствовать, правильно мыслить, быть в позитивном настроении. В этом состоянии я испытываю  и  глубокую печаль, и огромное удовольствие, и  счастье, и любовь -  все, но только в настоящую минуту, без обещаний на  будущее.