68 Зарницы памяти. Экзамен по эксплуатации самолёт

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\ [68] ////
ЭКЗАМЕН ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЁТА

••>> Билет № 3 – весело, когда знаешь!
••>> Ребята с нелётного профиля уезжают
••>> Неизвестное об известном: этимология привычных слов
••>> Афоризмы и диалоги в кино о знаниях

28 марта 1972 г. (вторник)

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.
      ЭПИКУР
<<••>>
— Весело, когда не знаешь!
— Весело, когда знаешь!
      Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»

      Подошли экзамены по эксплуатации самолёта, двигателя и оборудования Л-29. Можно сказать, «наступили». Их надо сдавать с оценками не ниже «хорошо». Ибо то, что ты знаешь на земле на «отлично», в воздухе превращается в оценку на бал ниже, т.е. на «хорошо»! Поэтому удовлетворительные знания здесь не проходят! Курсанты с такими знаниями к полётам не допускаются. Это общая практика.
      В нашем классном отделении первый экзамен был по самолёту. Боже, как я обожал этот предмет! Считал, что летательный аппарат, который тебе предстоит поднимать в воздух, надо знать досконально! А с другой стороны (смейтесь, смейтесь!), это поднимало меня самого в своих глазах – постепенно становлюсь настоящим лётчиком!
      В аудиторию я вошёл в числе первой пятёрки. Взял билет.
      — Билет № 3!
      Пока наш препод майор Утенко заносил мою фамилию и номер билета в ведомость, я пробежал глазами вопросы. Мне показались они несложными:

      1. Ограничения Л-29 по скорости и перегрузке.
      2. Основная гидросистема самолёта.
      3. Система герметизации кабины.
      4. Действия лётчиков самолёта Л-29 при пожаре на двигателе.

      — Товарищ майор! — решился я. — Я всё это знаю. Разрешите без подготовки?
      — Да? Хорошо! Сейчас запишу других и будете отвечать!
      Пока суд да дело, я собирался с мыслями, формулируя ответы.
      — Так! Ну, давайте, Кручинин!
      — Первый вопрос: ограничения Л-29. Из условий прочности конструкции самолёта до высоты 1500 м нельзя развивать приборную скорость более 790 км/час. На высотах более 1500 м из условий устойчивости и управляемости самолёта не следует допускать число М {1} более 0,7. По перегрузке! {2} Без подвесных топливных баков эксплуатационные перегрузки находятся в пределах: от «–4» до «+8». С подвесными топливными баками: от «–3,5» до «+7». Из условий прочности отдельных конструкций и агрегатов самолёта нельзя выпускать шасси и закрылки на 15 градусов на скоростях, более 290 км/час; закрылки на 30 градусов – на скоростях более 280 км/час. По условиям устойчивой работы двигателя полёт на максимальном режиме работы двигателя – не более шести минут, перевёрнутый полёт по времени – не более 15 секунд (по наполненности керосином бачка отрицательных перегрузок). Взлёт и посадку можно производить при скорости ветра 12 метров в секунду…
      — Не более 12 метров в секунду! — поправил майор Утенко.
      — Не более 12 метров в секунду! — соглашаюсь я.
      — Но это уже ответ не ваш вопрос. По первому вопросу – «отлично»! Второй вопрос!
      Мы переходим к стенду гидросистемы Л-29 с реальными агрегатами, трубками, стойками шасси, гидробаком. Беру дли-и-инную указку.
      — На самолёте основная гидросистема служит для уборки и выпуска шасси, закрылков, тормозных щитков и автоматического торможения колёс, когда шасси убирается. Рабочее тело системы – масло АМГ-10. Источником энергии в основной гидросистеме является гидронасос 29-623 шестерёнчатого типа (показал указкой), с производительностью 15 литров в минуту, при давлении 100 килограмм на квадратный сантиметр. Максимальное давление в гидросистеме ограничивается предохранительным клапаном (показал), рассчитанным тоже на 100 килограмм на сантиметр квадратный. Система устойчиво работает при диапазоне температур от «–55» до «+60» градусов...
      — Ну, это помнить было необязательно! — замечает майор.
      — Да оно как-то само запомнилось!.. Основная гидросистема состоит из ряда подсистем: уборки и выпуска шасси (показываю на стенде)... уборки и выпуска закрылков (показываю)... уборки и выпуска тормозных щитков (показал)… Система управления шасси!
      И я начал указкой показывать, как гидросмесь идёт по трубкам от гидробачка к насосу, а затем к соответствующим поршням при уборке и выпуске стоек шасси. Здесь я плавал, как рыба в воде. Ещё и товарищам на самоподготовке помогал.
      — Система управления закрылками…
      Как только я дошёл до тормозных щитков, меня прервали:
      — Достаточно! Не будем тратить времени! «Отлично»! Следующий вопрос!
      — Система герметизации кабины...
      Мы переходим к соответствующему стенду. Далеко идти не пришлось, он рядом.
      — На самолёте Л-29 установлены герметические кабины вентиляционного типа. До высоты 2000 м обе кабины сообщаются с атмосферой, и в них поддерживается атмосферное давление. Выше – вступает в работу регулятор давления РД-2И-29. А предохранительный клапан ПК-29 срабатывает при избыточном давлении 0,26 килограмм на сантиметр квадратный. Для управления системой герметизации и наддува в кабинах имеется рукоятки, — я показал на стенде. — А для контроля за давлением воздуха и высотой в кабинах на приборных досках установлены указатель высоты и перепада давления УВПД-15 и лампочка «ДАВЛЕНИЕ В КАБИНЕ» на табло Т-9. Для поддержания нормальной температуры на самолёте установлен ТРТВК-45…
      — Как расшифровывается «ТРТВК»?
      — Ээээ... Температурный регулятор температуры воздуха кабины...
      — Достаточно! «Отлично»! Следующий вопрос!
      Четвёртый вопрос был по особому случаю. Надо сказать, что все особые случаи в полёте я просто выучил назубок, а потом каждый (каждый!) отработал для себя в кабине тренажного самолёта или на ТЛе. Поэтому для меня и это трудности не составило! Достаточно было просто обратиться к соответствующей ячейке памяти и озвучить то, что вспомнил.
      — Особый случай «Пожар на двигателе». Признаками пожара в полёте могут быть: на табло Т-9 горит красный сигнал «ПОЖАР», шлейф дыма за хвостом самолёта, появление дыма или запаха гари в кабинах, возможное повышение температуры выходящих газов по прибору ТВГ... Действия лётчиков! Прекратить выполнение задания. Установить РУД на малый газ и выключить двигатель, закрыв стоп-кран. Перекрыть пожарный кран доступа топлива к движку. Выключить подкачивающий топливный насос, отключив АЗС «Двигатель». Установить скорость полёта 250-300 км /час (избыток скорости использовать для набора высоты – она нам пригодится для катапультирования или расчёта посадки без двигателя) да и на большей скорости использовать систему пожаротушения нецелесообразно. Перейти на питание чистым кислородом. Нажать кнопку огнетушителя «Пожар». Доложить руководителю полётов. После ликвидации пожара принять решение на вынужденную посадку самолёта или на катапультирование. Запуск двигателя после ликвидации пожара запрещается!.. Что ещё?
      — А если пожар не ликвидирован?..
      — Если пожар не ликвидирован, экипажу следует катапультироваться незамедлительно! Товарищ майор, ответ закончен!
      Мы пошли вдоль стоящей в аудитории Элки. Майор Утенко, показывая на тот или иной агрегат, патрубок, спрашивал, что сие такое. Вопросы для меня не были трудными. У левого крыла мы остановились.
      — А это что за часовой механизм? — поинтересовался преподаватель, нажимая и отпуская никелированную головку под пилоном, на который крепится подвесной бак. При этом раздавался громкие тикающие щелчки.
      Я наклонился и посмотрел, на что майор нажимает.
      — А! Это не часовой механизм! — улыбнулся я. — Это концевой выключатель. Когда бак висит, он поджат, электрическая цепь сомкнута. Если случайно этот левый подвесной бак сорвётся, концевик разомкнётся, и правый бак на том крыле сбросится автоматически тоже!
      Утенко расплылся в улыбке:
      — Молодец! «Отлично»!
      Мы переходим к столу и препод с удовольствием выводит мне честно заработанную «пятёрку» в моей зачётной книжке. Я парю в облаках!
      — Товарищ майор! Разрешите идти?
      — Нет! Садитесь рядом! Будете моим секретарём. Вот ведомость, вот зачётки. Будете всё записывать, а я буду только расписываться в зачётках. Работа ясна?
      Понятное дело, что своё положение я использовал, чтобы консультировать наших, пока Утенко был занят с очередным курсантом у самолёта или стендов. Разумеется, если кому нужна была помощь.
      После экзамена Петро Галага мне сказал:
      — Юрка, когда ты отвечал, я даже заслушался!
      Как мне не нравится, когда меня называют неинтеллигентно «Юркой»!
      Но то, что он «заслушался», Пётр говорит мне уже во второй раз! Первый – на первом курсе, когда сдавали Историю КПСС.
      — К тому же у меня по гидросистеме тоже был вопрос. И я конспектировал за тобой!
      — Да? Я сегодня был в ударе! — улыбаюсь Петру.
      Наше 203е классное отделение сдало экзамен по эксплуатации самолёта со средним балом 4, 81!
      И ещё одна новость! После экзаменов по эксплуатации от нас уезжают в Багерово курсанты, набранные в училище по нелётному профилю штурманами наведения (чаще всего по здоровью). Из нашего взвода убывают: интеллигентный Саша Казачкин, несколько ленивый Валера Писнов. С ними уезжал бы и Генка Новошилов, если бы по глупости не перевёлся в Киев.
      ••>> [Больше с этими ребятами мои авиационные пути не пересекались!] <<••

                КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

<•>> >> Omnia mea mecum porto {1} <<•

  [+] Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано.
      Эдгар ДЕЙЛ
<<•><•><•>>
  [+] Знание – бессмысленный, тяжкий груз для тех, кто не знает, где его применить.
      МЕЙДЗИН (наст. имя Алексей ГУСАРОВ)
<<•><•><•>>
  [+] Слова для того и существуют, чтобы сбивать с толку. Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он – идиот!
      Сальвадор ДАЛИ
<<•><•><•>>
  [+] Господи, как же трудно жилось Эйнштейну – кругом столько идиотов.
      Дэвид ЛИНЧ
<<•><•><•>>
  [+] Диплом учебного заведения – документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться.
      Янина ИПОХОРСКАЯ, польск. художница и писательница
<<•><•><•>>
  [+] Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь, которой природа боится ещё больше. Это – логическая дихотомия. Тем не менее, люди автоматически мыслят такими противоположностями, как горячее и холодное, день и ночь, чёрное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад, наученное и врождённое, наследственность и среда.
      Гарри ХАРЛОУ и Клара МИРС
<<•><•><•>>
  [+] Если ты знаешь, что ты ничего не знаешь, значит, ты знаешь больше, чем нужно!
      Кто-то из современников
<<•><•><•>>
  [+] Знания забудутся, пробелы в них – никогда.
      Михаил ГЕНИН, росс. афорист
<<•><•><•>>
  [+] — А кто, Сергей Николаевич, мудрейший из мудрецов?
      — По этому поводу в истории философии рассказано следующее: было три мудреца; первый доказывал, что мир есть мысль, другой утверждал противное: я, право, не помню, что именно. Но я наверное знаю, что третий соблазнил жену первого, украл у второго рукопись, напечатал её как свою и его увенчали лаврами...
      — Ловко!
      — Н-да... действительно... подкузьмил!
      — И объегорил, прибавьте...
         Из пьесы М. ГОРЬКОГО «Варвары»
<<•><•><•>>
  [+] — Трудно ли жить с гением?
      — Трудно. Но лучше, чем с идиотом!
         Джульетта МАЗИНА, жена Федерико Феллини
<<•><•><•>>
  [+] Участь глубокой старости обоих полов зависит от того, на что потрачена молодость.
      СТЕНДАЛЬ
<<•><•><•>>
  [+] Воля судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
      ЭМПЕДОКЛ
<<•><•><•>>
  [+] Легче нести ахинею, чем бревно.
      Кто-то из современников
<<•><•><•>>
  [+] — Да! На лицах написано всё!
      Из репортажа с велопробега.
<<•><•><•>>
  [+] У Штольца мысль не гуляла по лицу.
      Из школьных сочинений
<<•><•><•>>
  [+] Мыслить лучше про себя, а вот вслух нужны подобранные слова.
      Рекомендации офицерам разведки
<<•><•><•>>
  [+] — Ой-ой-ой! Если сейчас уже, то это очень и очень рано!
      Из репортажа о велопробеге
<<•><><•><><•>>

><•>>> Scientia potentia est {2}
><•>>> ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
     •• >> Неизвестное об известном << ••

      «Болван». В древнерусском – «массивная глыба», «скала».
      «Зараза». Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означала «Какая вы прелесть, само очарование!»
      «Идиот». Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.
      «Кретин» (из латыни) – христианин.
      «Лоботряс» (буквально) – «тот, кто трясёт лбом». Изначально это слово означало «дурак, остолоп, скалозуб», позднее – «бездельник». Слово «лоб» связано с понятиями «голова, ум». Вероятно, тот, кто трясёт лбом, считался пустоголовым, глупым.
      «Лох». Так издревле называли разных юных шалопаев, а так же оборванцев и бродяг.
      «Мымра». Раньше мымрой называли домоседа. Мымрить – значит, сидеть безвыходно дома.
      «Негодяй». Обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».
      «Олух». Произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.
      «Поганец». (Пришло из латыни) – селянин. Деревенский житель.
      «Подлец». В польском языке означало «простой, незнатный человек».
      «Подонок». Изначально слово не было бранным. Подонок – это осадок, то, что упало на дно, выделившись из мутной жидкости.
      «Ряха». Не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрёл совершенно неожиданный смысл.
      «Скотина». Произошло от германского «скат». Первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».
      «Стерва». Это труп околевшего скота, падаль.
      «Ублюдок». Так называли помесь животных двух видов, например, кобылы и осла, волка и собаки. Затем так стали называть незаконнорождённых детей.
      «Халтурщик». Устаревшее значение слова «халтура» – поминки по умершему. Ещё так называли даровую еду и питьё на поминках.
      «Харя». Первоначально харями назывались маски. А поскольку маски были очень страшными, то этим словечком впоследствии стали называться отталкивающие физиономии вообще.

<•>> >> Lapsus memoriae {3} <<•

  [+] — Для меня каждый штатский – всё равно, что свинья!
      Из худ. к/ф-ма «Лисы Аляски», к/ст. «Дефа», ГДР (1964 г.)
<<•><•><•>>
  [+] — Ты знаешь!
      — Знаю? Что это значит? Загадка сфинкса?
         Из америк. худ. сериала «Калифрения»
<<•><•><•>>
  [+] — Для некоторых знания дороже денег, Хартер!
      — А у других уже есть знания. Для нас молчание дороже слов тупиц.
      — Почему же ты не молчишь?
      — Вы закончили?
         Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<•><•><•>>
  [+] — Вы прямо, как три негритёнка из Агаты Кристи.
      — Заходи, четвёртым будешь!
      Из худ. сериала «Доктор Тырса»
<<•><•><•>>
  [+] — И ты знаешь? Все знают, я один не знаю! Давай ещё раз!
      Из худ. к/ф-ма «Сатисфакция»
<<•><•><•>>
  [+] — Это знаю я, это знает Форман, а в глубине души это даже Чейз знает! Не напрягает, когда все знают, чего ты не знаешь?
      Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»
<<•><><•><><•>>
______________________
      {1} Число М (число Маха) – коэффициент, показывающий, во сколько раз скорость полёта отличается от скорости звука. Т.е. отношение скорости полёта к скорости звука. Число М, равное единице означает, что самолёт летит со скоростью звука. Более единицы – со сверхзвуковой скоростью. И т.д.
      {2} Вертикальная перегрузка –  это коэффициент, показывающий, во сколько раз при пилотаже вес вашего тела в данную минуту превышает ваш собственный вес. Положительная перегрузка создаётся взятием ручки управления самолёта на себя; действует на лётчика в направлении «голова – таз». Отрицательная перегрузка – путём отдачи ручки от себя, воздействует в направлении «таз – голова». Если человек стоит на ногах на него действует перегрузка «+1» (вес тела равен собственному весу). Ежели человек становится на руки, считается, что перегрузка, действующая на него, будет равна «–1» (сила веса тела направлена в другую сторону). Чем больше скорость самолёта, тем большую перегрузку можно создать. Человек может выдержать бoльшую положительную перегрузку, чем отрицательную, – когда кровь приливает к голове.
      {3} Omnia mea mecum porto (лат.) – Всё моё ношу с собой. (Мудрец Биант, о котором рассказал Цицерон, говоря так, имел в виду духовное богатство. Ныне это выражение чаще употребляется, характеризуя крайнюю бедность.
      {4} Scientia potentia est (лат.) – Знания – сила. (Выражение из «Нового Органона» Франсиса Бэкона.)
      {5} Lapsus memoriae (лат.) – Ошибка памяти.