Зачем мне Арбат

Олег Устинов
Ты течешь как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,
Ты - и радость моя, и моя беда...
__ Б.Окуджава _____


          Москва. Столица великой Империи. В Москве много интересного: музеи, церкви, театры, памятники. Самое интересное, что москвичи не знают об этих всех красотах. Это факт. Проверено. Я всегда стараюсь на часок поехать на Арбат. В этот раз я поехал с сыном Олегом, ему было четыре годика. Арбат – проходит от площади Арбатские ворота до Смоленской площади. Произошло от арабского слова «arbad» -  «пригород», «предместье». На Арбате ты в другом измерении, крылья прорезаются. Эта улица полна аристократических особняков в пепельно-серой гамме. Старинные здания и высотка – Министерство иностранных дел. Меня здесь всё будоражит. Экскурс всегда начинается с угла площади, где расположен прекраснейший ресторан «Прага», с того места, где уличные художники рисуют и показывают своё творчество. Мне нравится наблюдать, когда на твоих глазах появляется настоящее произведение искусства. Иностранцы говорят: «Painters on Arbat take a break» - Художники на Арбате отдыхают. Художников меняют уличные музыканты, за ними разные торговцы. Запах кофе, ароматного чая и дорогих сигарет. Здесь все дружны: правильные и инакомыслящие, оппозиционные политики могут пить пиво со студентами и учёными, здесь любят Виктора Цоя и Александра Пушкина, читают Маяковского и поют песни Окуджавы. Здесь жили: Марина Цветаева, Булат Окуджава, Н.В.Гоголь, Л. Н. Толстой, М.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, А.Блок, Анатолий Рыбаков, А.С.Пушкин. Об Арбате вспоминают Л.Толстой, В. Высоцкий, у Булгакова Маргарита летает над Арбатом. Здесь родились и жили Дети Арбата.
 
           Есть на Арбате Стена Виктора Цоя. Поклонники помнят о творчестве музыканта. Стена покрыта граффити, плакатами и надписями. Здесь поют песни группы Кино. Уже тогда поговаривали, что на этом месте хотят поставить памятник кумиру молодёжи. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Мы тоже так сделали. В Украине тоже есть Стена Памяти В. Цоя. Она находится в городе Энергодар Запорожской области.

- Папа, что-то я проголодался, давай купим пирожков.
- Давай, только я не вижу, чтобы их здесь продавали. Может булочку?
- Булку не хочу. Хочу пирожок с картофелем.
- Обязательно купим, а если уже не найдём, то зайдём в кафе и подкрепимся конкретно. Договорились?
- Договорились. А вот у тёти целый пакет пирожков. Я пойду спрошу, где она их покупала.
- Спроси, и сразу подходи к уличным музыкантам, я здесь тебя ждать буду. Смотри не потеряйся. Потеряешься – дружить не буду с тобой.
Я тем временем никуда не отходил от музыкантов. Гитара, скрипка, флейта, маракасы. Парни играли просто виртуозно, а главное после многих десятилетий пели правду и прямо на улице. Это было так дико. Через несколько минут подходит Олег с двумя пирожками. Как он и хотел – с картошкой - его любимые.
- Олег, а это где взял? Ты же не брал деньги.
- Я спросил у тёти, где она покупала пирожки. Ещё я сказал, что мы с папой проголодались сильно. Она меня угостила, и сразу сказала, что денег не возьмёт.
- Ну, ты даёшь. Это ведь не красиво. Получилось, что мы побираемся, а у нас ведь есть деньги. Нужно было заплатить.
- Тётя сказала, чтобы брал пирожки, и быстро подкреплялись, а то умрём.  Па, мы теперь не умрём?
- Мы теперь со стыда провалимся, - больше сыну я ничего не высказывал, так как я понял, что женщина угостила его от души. Удивительно, но она сразу исчезла, и мы её не видели. Я знал, что Олег обязательно сказал волшебное слово «спасибо». Приятно, конечно, что вот так нас подкормила простая не известная женщина. Эту милую историю мы всегда с теплом вспоминаем, когда разговор заходит об Арбате.

           Перестроечные времена положительно влияли на устное народное творчество. Заядлые рассказчики анекдотов находили свою публику, собирали просто зевак и настоящих поклонников, и травили народный юмор публично, прямо на улице.

«Приехал Горбачев на завод. Смотрит - рабочие с пустыми тачками носятся туда-сюда.
- В чем дело? Почему они с пустыми тачками бегают?
- Так вы же, Михаил Сергеевич, ускорение объявили, загружаться уже не успеваем»

Эти анекдоты кто-то мог слышать и ранее, но чаще такие байки рассказывали в узком кругу и на кухне. А какое веселье и эмоции на кухне? То ли дело на Арбате. Вот остановились посмеяться на шару два милиционера. А чем они хуже других? Совершенно рядом звучит задорная музыка. Два мужичка-музыканта лет сорока от роду одеты почти в русские народные костюмы. Выглядят немного странно и смешно: сорочка-косоворотка, фуражка-восьмиуголка, джинсы. Но, критика здесь совершенно неуместна. Один прекрасно наяривает на стареньком тульском баяне, другой – на балалайке. Артисты поражали смертный люд виртуозной игрой, знанием немереного количества куплетов, и изумительным артистизмом. Кто бывал на таких мероприятиях, тот сразу вспомнит, о чём разговор и мило улыбнётся. А мужички тем временем пели:
«Перестройка, перестройка,
Взбаламучена страна.
Ты за водкою постой-ка -
Окосеешь без вина!

Перестройка, перестройка,
Ай да, перестроечка!
И у нас теперь скрипит
Посильнее коечка.

Весело. Публика радуется и ликует. Многие зрители под шум аплодисментов бросают в чехол из-под «Тулки» копейки и рублики. Настоящий праздник для души. И снова доносится народный шедевр:
«Показала милка в койке
 Новое движение;
 Я подумал: перестройка,
 А вышло ускорение!»

           Останавливаемся возле торговцев антиквариатом. Здесь всё: старые приёмники и магнитофоны, фотоаппараты и плёночные кинокамеры, печатные машинки и примусы, фильмоскопы, самовары, музыкальные инструменты, часы, телефоны. Очень интересные вещи прошлой эпохи. Самое интересное, что всё это бесценное барахло находится в исправном, можно сказать, в идеальном состоянии. Торговцы с довольствием демонстрируют, что фотоаппарат Лейка фотографирует, бобинный магнитофон Днепр воспроизводит песни Руслановой не хуже, чем Ленинградский патефон.  На прилавке соседствует настольная лампа, которой лет 100 и арифмометр «Феликс», довоенный бинокль, медный чайник, швейная машинка «Pfaff»  и часы «Победа». Любителей таких диковинок очень много, но мы почти не покупаем эти штучки, так как ещё не осознали, что это уже наша история. Главным образом такие шедевры приобретают настоящие ценители старины, таких любителей больше среди иностранцев. 

           Арбат прекрасен во всём. Мы всегда покупаем сувенирчик на память. В тот раз приобрели маленькую картину маслом в замечательной резной рамке. На ней изображена яркая свеча на чёрном фоне. Совершенно не траурная на вид, а скорее всего вселяющая надежду. Огонёк вроде бы вырывается из темноты. Маленький, но хочет освещать весь мир. Пытается нести людям свет и тепло.

           Каждый визит на Арбат мы покупает какую-то безделушку, которая со временем становится ценным предметом. Проходит время, и я убеждаюсь, как же мне дороги эти предметы. Удивительно, я никогда не покупал авторучки. А ведь это для меня всё. Я их люблю, как тараканы дихлофос (говорят, что они от него балдеют). Люблю разные фотоаппараты старинные, но не покупаю, так как не знаю, что делать со своей коллекцией. У меня их десятка полтора, для собирательства мало. Я их просто дарю, если проявляется интерес к этим аппаратам. Несколько фотиков мне очень дороги, думаю, что их оставлю на память. Хотя, не уверен, если увижу у кого-то искорку в глазах – непременно подарю. Есть в арбатской коллекции: деревянные ложки и матрёшки, картинки и рисунки, значки, керамика, чеканка, вымпелы. Много фотографий говорят о том, что Арбат – это особый образ жизни, это особая философия. Там витает дух великих людей, мне кажется, что они святые. А может они и грешны, но мир Арбата сказочный и неповторимый. Заметил, что такие необыкновенные и уникальные места есть почти везде: в Харькове - еврейский парк, в Днепропетровске – проспект К.Маркса, в Одессе – Дерибасовская, в Киеве – Андреевский спуск. А Арбат – место особенное. Арбат – это маленький остров свободы, остров прекрасного, это образец жизни.

           Когда Олег стал взрослым, мы снова были на Арбате. Я показал ему место, где нам не дали умереть с голоду. Остановились возле дома с табличкой: «Квартира А. С. Пушкина на Арбате».
- Олег, нужно добавить: «здесь угостили пирожками двух Олегов». Теперь и мы дети Арбата.
- А почему так?
- Есть такая книга А.Рыбакова «Дети Арбата». Понятно, не читал. А в нашей домашней библиотеке она есть. Эту книгу я впервые прочитал более двадцати лет назад. Интересно написано о судьбах людей. Это был один из первых романов, открыто говорящих об ужасе преступлений советского правления, раскрывающих систему тоталитарной власти и сталинизма. В книге Сталин говорит: «Смерть решает все проблемы. Нет человека – нет проблемы». Роман вызвал настоящий шок в обществе. Олег, нужно прочитать.    
- Теперь непременно прочитаю эту книгу.
- Я подарю тебе один экземпляр, и подпишу, чтобы вспоминал наши поездки в Москву и прогулки по Арбату.
- Тяжело будет отказаться от такого прекрасного подарка, как хорошая книга.

           Несколько лет назад Олег уже со своей супругой были в Москве. Догадались? Совершенно верно, он первым делом повёз её на Арбат. Здорово. Вот как оно впиталось со временем. Теперь он со знаем дела показывал достопримечательности, и рассказывал забавную историю с пирожками. Арбат – улица поколений.


__________________________________________________
***Арбат - Улица Арбат (XV в.) - одна из древнейших улиц Москвы. "Арбат" ("арбад", "рабад", "рабат") - слово арабского происхождения, означающее пригород, предместье, какой и была эта местность в XV в., когда "городом" назывался только Кремль. Название, вероятно, было занесено крымскими татарами, жившими здесь во время своих приездов в Москву. Но, причём тут арабы?!; — от тюркского «арба» — телега, возможно, здесь находились тележных дел мастера,  выходцы с Востока. Хотя встречалось, что Ср. казах. yrabat - "хозяйственные пристройки".
Арбат для москвичей – не просто улица, это как бы особый "кусочек" столицы, своеобразная "Москва в Москве" с ее собственной историей, самобытностью, традициями.
http://ireferat.org.ua/referat-arbat

22.06.2012
фото  livejournal