Вещи и принципы

Валерий Иванов-Виленский
http://www.lt90.org/news.php?readmore=78

В прошлых беседах мы много говорили о ценностях. О том, что ценности формируются на основе религиозного сознания, затем они материализуются в культуре. Вместе с тем сегодня многие вещи приносит нам современная цивилизация, которые издревле не формировались различными культурами, например, газеты, радио, телевидение, самолёты, мобильные телефоны… Только подумайте, 10-20 лет назад, если бы Вы сказали, что забыли дома телефон, на вас внимательно посмотрели как на странного человека, ибо 20 лет назад домашний телефон стоял где-то в квартире, прочно «привязанный» к стене кабелем связи. Сейчас все прекрасно понимают – человек забыл дома «мобильник» и лишён связи.
Сегодня слово «ценность» имеет нескольку иную начинку, несколько иное содержание. Мы видим, что сегодня словари дают этому слову довольно чёткое значение. Ценность - это то, к чему стремиться человек, чем он хочет обладать. Если он к чему-то не стремится, то те вещи ему не интересны и не представляют для него никакой ценности.
Есть вещи, которые как всегда, так и сегодня бесценны. Для человека это прежде всего воздух, вода, пища и тепло. Не будь этих вещей, человек не мог бы существовать. Правда и животные без этих вещей не могли бы существовать. Для них это тоже составляет ценность, правда неосмысленную, обусловленную инстинктами и рефлексами. Понятно, не будь воздуха минут пять, не будь воды дней пять или пищи длительное время, не будь тепла – и человек погиб бы как и любой другой организм, который без всего этого жить не может. Труп, как известно, ничего не желает…
Сегодня в нашем мире ценности вещей или социальное положение человека в обществе  выражаются денежными величинами, т.е. стоимостью их в деньгах. Однако, по существу, здесь не всё так просто. Почему? Потому, что ценности или точнее, системы ценностей, которые изучаются наукой аксиологией, имеют много измерений. Сюда входит и сама вещь, и её цена, также – степень её личной или социальной необходимости… И всё это входит в конкретную систему, определяющую всю объективную ценность любой вещи. Систем много, а точнее всё системно и ничего нет вне систем.
Есть вещи, а точнее сущности, которые не имею цены, потому что не могут её иметь! Они не имеют формы - материального воплощения и поэтому  эти сущности безвременны, т.е. вечны. Ибо понятно, что любая форма однажды рассыплется, данная вещь перестанет существовать. Эти сущности, не имеющие ни времени, ни пространства, называются принципами. Они не могут рассыпаться, поскольку в них нечему рассыпаться. У принципов нет временного и пространственного измерения. Например, такими принципами являются: «принцип потенции», «принцип единства», «принцип равновесия», «принцип дискретности» - назвал основополагающие философские принципы. Что самое любопытное, что эти принципы не меняя своей сущности, проходят через все системы, которые имеют место быть в окружающем нас мире, и далее… Но проявляются в других системах под другими определениями. Например, принцип равновесия в правосудии являет собой справедливость, в изобразительном искусстве – гармонию, в физике – время, в математике – равенство и т.д. Однако, оставим пока эти тонкости, поскольку названные весьма важные сущности - принципы, требуют отдельного обстоятельного объяснения, что и будет сделано.
Пока обозначим следующее. Все системы, в которых находится человек, имеют свои измерения, так сказать, свои «линеечки», для измерения того, что в каждой системе происходит. Например, одна система определяет, скажем, нефть и другие энергоносители на предмет эффективности их использования как энергоносителей - КПД энергоотдачи этих горючих веществ, другая – экономическая, когда определяется стоимость этих энергоносителей и эффективность их на предмет получения прибыли. В общем, систем много. Они детерминируют жизнь людей, и каждая из них имеет собственный критерий ценности в отношении тех предметов, которые она рассматривает.
При всё этом очень важен один принцип: самоё через себя познать и оценить невозможно. Сами в себе вещи непознаваемы. Системы сами в себе не могут определять ценности своих элементов. И хотя элементы, входящие в данную систему взаимно противопоставляются, но противопоставление это обусловлено третьим элементом, входящим также в эту систему, нейтрализующим названное противопоставление, позволяющим констатировать само такое противопоставление. Например, «плюс» и «минус» в системе  обязательно должны быть разделены каким-то нейтральным «нулём». Иначе «плюс» и «минус» сольются, аннигиляция, искра - и нет ни «плюса», ни «минуса» в системе.
Нет никаких противоположностей в такой системе без «ноля». Но самое забавное состоит в том, что измерение величин «плюса» и  «минуса», когда они присутствуют в системе, возможно лишь на четвёртом элементе, причём постороннем для данной системы, но соразмерном ей и присутствующим рядом с рассматриваемой системой. Именно такая алиенация - некоторое отчуждение данного четвёртого элемента и позволяет измерять, скажем, величину напряжения электрического поля, между «плюсовыми» и «минусовыми» элементами данной системы. Можем здесь констатировать правило: противоположность двух обуславливается третьим и проявляется на четвёртом. Установленное противоречит первому закону диалектики, который звучит: «единство и борьба противоположностей».  В самом деле, «противоположности» могут быть и не «борющимися», в том числе и потому, что являются, как мы говорили, элементами одной системы. Делить им нечего в этой системе. Борьба может происходить за что-то иное, что есть в других системах.
Возвращаясь к понятию «ценность», необходимо констатировать, что есть овеществлённые «нечто», которые имеют свою ценность, выраженную в различных единицах измерения, в зависимости от того, с помощью какой системы ведётся измерение таковых овеществлённых предметов. Но есть неовеществлённые «нечто», которые не имеют ценности, поскольку не имеют пространства и времени, присутствуют постоянно и всюду, всё детерминируя потенциально… О них, принципах, мы поговорим в следующий раз.