Город Бестий. Глава 12

Лариса Лысенко
Isabel Allende La ciudad de las bestias,2002. Перевод с испанского.

ГЛАВА 12. НЕВИДИМАЯ ДЕРЕВНЯ

Мокарита, вождь в головном уборе из желтых перьев, приказал отряду отдохнуть, прежде чем они начнут восхождение на гору. Его спокойное и доброе лицо, казалось вырезанным из дерева, а кожа напоминала потрескавшуюся древесную кору.
- Я не смогу подняться – сказала Надя, взглянув на черную и влажную скалу.
Это был первый раз, когда девочка отступила перед препятствиями, и Алекс посочувствовал ей, потому что тоже был напуган, хотя уже много лет взбирался на горы и скалы вместе со своим отцом. Джон Коид был одним из самых опытных и смелых альпинистов в Соединенных Штатах, он участвовал в знаменитой экспедиции по труднодоступным местам. Несколько раз его вызывали, для того, чтобы спасать людей на высочайших пиках Австрии и Чили. Подняться по склонам водопада без веревок и без помощи было практически невозможно.
Надя подошла к Мокарите и попыталась объяснить ему с помощью слов и жестов, что она не в состоянии взобраться на скалу. Вождь, казался разгневанным, он кричал, размахивал руками и жестикулировал. Другие индейцы последовали его примеру, они угрожающе обступили Надю со всех сторон. Алекс, стоявший рядом со своей подругой, жестами попытался успокоить воинов, но единственным чего он добился было то, что Тахама схватил Надю за волосы, дернул и потащил к водопаду,  Бороба била его лапами и кричала. В порыве вдохновения или отчаянья, мальчик сорвал с пояса флейту и начал играть. На мгновенье индейцы остановились, как загипнотизированные. Тахама отпустил Надю, и все окружили Алекса.
Как только они успокоились, Алекс убедил Надю, что с помощью веревки, он поможет ей подняться. Мальчик повторил слова, неоднократно слышанные от отца: «прежде чем покорить гору, ты должен научиться использовать свой страх».
- Я боюсь высоты, Ягуар, у меня кружиться голова. Каждый раз, когда я сажусь в отцовский самолет я заболеваю… - простонала Надя.
- Мой отец говорит, что страх это хорошо, он дает сигналы нашему телу, предупреждая его об опасности; но иногда опасность неизбежна и тогда нам надо победить страх.
- Не могу!
- Надя, послушай меня – сказал Алекс, взяв ее за руки и заставив смотреть ему в глаза – Дыши глубоко, спокойно. Я научу тебя использовать страх. Доверься себе самой и мне. Я помогу тебе подняться, мы сделаем это вместе, я тебе обещаю. В ответ, Надя заплакала у него на плече. Паренек не знал, что делать, он никогда не был так близок с девушкой. В своих фантазиях, он тысячи раз обнимал Сесилию Бернс, любовь всей своей жизни, но на практике быстро отходил в сторону, если она дотрагивалась до него.
Сесилия Бернс была так далеко, казалось, что ее не существует вообще, он не мог вспомнить ее лицо. Действуя автоматически, он обнял Надю. Он почувствовал, как бешено, колотилось его сердце, его звук напоминал топот бегущих буйволов, но в какую-то минуту, он ясно осознал абсурдность своего положения. Он находился среди сельвы, в окружении странных раскрашенных воинов, обнимал бедную испуганную  девчонку, и думал о любви? О любви! Он сумел среагировать, и отошел от Нади, чтобы ясно видеть ее лицо.
- Прекрати плакать и скажи этим сеньорам, что нам нужна веревка – приказал он девочке, указывая на индейцев – И помни, тебя оберегает талисман.
- Валимай сказал, что он оберегает меня от людей, животных и духов, но не упоминал, что он оберегает от опасности свалиться со скалы и сломать шею – сказала Надя.
- Как говорит моя бабушка: кто-то же должен умереть – утешал он свою подругу пытаясь улыбнуться. И добавил – Не ты ли мне говорила, что нужно видеть сердцем? Это хорошая возможность попрактиковаться.
Наде удалось поговорить с индейцами, и передать им просьбу Алекса. Когда, в конце концов, воины ее поняли, несколько из них принялись за дело и вскоре они сплели канат из вьющихся лиан. Когда они увидели, что Алекс одним концом обвязал талию девушки, а другой обвернул вокруг своей груди, они заинтересовались. Индейцы не могли представить, почему иностранец действует так глупо: если поскользнется один, то потянет за собой другого. Отряд приблизилась к водопаду, увенчанному великолепной радугой, вода свободно падала с высоты более пятидесяти метров, устремившись вниз и клубясь белыми облаками. Сотни черных птиц кружили над водопадом. Размахивая оружием и радостно крича, индейцы приветствовали реку, сходящую с неба, они  были очень близко от родного дома. Поднимаясь высоко в горы, они чувствовали себя защищенными от любых опасностей. Трое из них ненадолго ушли в лес и вернулись с несколькими шарами, которые на поверку оказались густой и липкой смолой. Подражая остальным, Алекс и Надя натерли ладони и подошвы ног этой пастой. При контакте с почвой, гумус прилипал к веществу, образуя неравномерный слой на подошвах ног. Первые шаги были трудными, но едва они попали под потоки водопада, то поняли всю пользу, казалось, что они были обуты в резиновые сапоги и одеты в перчатки.
Отряд обогнул озеро, образовавшееся под водопадом, и вскоре оказался за сплошной водяной завесой, которая отделялась от горы на несколько метров. Шум воды был таков, что нельзя было говорить, а также общаться знаками, потому что видимость была почти нулевой, брызги воды превращали воздух в белую пену. Казалось, что они находятся в средине облака. По приказу Нади, Бороба приклеилась к Алексу как большой теплый и пушистый пластырь, сама же девочка шла позади, привязанная веревкой, в противном случае она бы упала. Воины хорошо знали тропу и продвигались медленно, но без сомнений, просчитывая места, куда можно поставить ногу. Ребята старались держаться к ним как можно ближе, потому что достаточно было отстать всего на несколько шагов, чтобы полностью потерять их из виду. Алекс представил, что люди этого племени – люди тумана – произошли от тумана, образованного падающей водой.
Этот и другие водопады Верхней Ориноко всегда были препятствием для иностранцев, но индейцы делали их своими союзниками. Они точно знали, где нужно сделать шаг, где есть природные или же высеченные ими углубления в скале, и уверенно пользовались ими сотни лет. Эти зарубки на скале формировали лестницу, позади водопада, которая вела на вершину. Не зная о существовании этой лестницы, невозможно было подняться на эти гладкие, мокрые, скользкие стены под рев водопада за спиной. Один неверный шаг заканчивался падением и  верной смертью в пучине белой пены. Прежде, чем попасть в это шумное место, Алекс успел научить Надю не смотреть вниз, она должна была сосредоточиться и повторять каждое его движение, также как он повторял все движения Тахамы, который шел впереди, цепляться за каждый выступ вслед за ним. Он также объяснил, что первая часть восхождения будет сложнее, из-за пелены брызг, но как только они поднимутся повыше, станет не так скользко и видимость улучшиться. Надя ничего не ответила ему, потому что ее проблемой была не видимость, а головокружение. Она старалась не обращать внимание на высоту и оглушительный рев водопада, думая, что смола на руках и ногах поможет им удержаться на мокрой скале. Веревка, связывающая ее с Алексом, вселяла некоторую уверенность, хотя один неверный шаг мог увлечь одного из них в пропасть. Она старалась следовать инструкциям Алекса: мысленно сосредотачиваясь на каждом последующем движении, не пропуская ни одного шага своего друга, она ставила ногу или руку в нужное место. Стараясь сохранять стабильность, она двигалась осторожно, нащупывая трещины или выступы, затем проверяла прочность выступа одной ногой и только потом подтягивала другую, передвигаясь на несколько сантиметров выше. Расщелины в скалах были достаточно глубокими, чтобы опереться об них, главная опасность состояла в том, чтобы не застрять. На мгновенье она подумала о Боробе: если она так боится то, что испытывает несчастная обезьянка, повисшая на Алексе.
По мере того как они поднимались, видимость улучшалась, но расстояние между водопадом и горой уменьшалось. С каждым шагом вода за спиной становилась все ближе. Как только Надя и Алекс задумались о том, как они поднимутся на вершину водопада, выемки в скале повернули направо. Мальчик нащупал руками плоскую поверхность; он почувствовал, как его схватили за запястья и мощным рывком вытянули наверх. Он влетел в пещеру, где уже собрались воины. Надя, связанная с ним веревкой упала сверху на Алекса, испуганная и потрясенная. Несчастная Бороба не двигалась, казалась, она приклеилась к его спине и застыла от ужаса. Напротив входа в пещеру падал плотный водяной занавес, который пересекали черные птицы, готовые защищать свои гнезда от захватчиков. Алекс был восхищен невероятной смелостью первых индейцев, которые,  еще в доисторические времена, решились пройти за водопадом, обнаружили выступы и впадины и вырезали недостающие ступени, обнаружили пещеру и открыли путь для своих потомков.
Пещера, длинная и узкая, не позволяла подняться на ноги,  нужно было ползти или пригибаться. Солнечный свет, пробивающийся сквозь пелену воды, едва освещал вход, дальше было темно. Алекс, прижатый Надей и Боробой, увидел Тахаму, жестами указывающего на падающую воду. Он не мог расслышать его, но понял, что кто-то поскользнулся и упал. Тахама показывал ему веревку и Алекс наконец-то понял, что тот собирается использовать ее для спуска, чтобы найти пропавшего. Индеец был тяжелее, чем он и очень подвижен, он не имел опыта спасения в горах.
Алекс также не был экспертом но, по крайней мере, несколько раз сопровождал своего отца во время спасательных операций, он знал, как используют веревку и много об этом читал. Восхождения были его страстью, сравнимой разве что с игрой на флейте. Он показал индейцам, что готов спуститься настолько, насколько позволит лиана. Александр отвязал Надю и показал Тахаме и другим индейцам, что спустится сам.
Спуск на тонкой веревке, в море ревущей воды вокруг, показался Алексу хуже, чем восхождение. Видимость была плохая, и он даже не знал, кто поскользнулся и где его искать. Этот маневр был отчаянным и практически бесполезным, потому что каждый, кто сделал неверный шаг во время подъема, находился бы в водяной пыли внизу. Как поступил бы отец в таких условиях? Джон Коид, прежде всего, подумал бы о пострадавшем, а потом о себе. Джон Коид не сдался бы, а использовал бы все возможные способы. Когда он спустился и попытался посмотреть немного дальше своего носа и передохнуть,  то едва смог открыть глаза и почувствовал, что легкие наполнились водой.  Ему показалось, что он находится в вакууме, мальчик молился о том, чтобы веревка, сплетенная из лиан, не размокла.
Вскоре, его нога натолкнулась на что-то мягкое, и мгновенье спустя он нащупал пальцы человека, который висел, казалось бы, ни на чем. С ужасом, он понял, что это был предводитель Мокарита. Он узнал его по шляпе из желтых перьев, которая все еще украшала его голову, несчастный старик зацепился за корневище, выступающее из горной расщелины, и чудесным образом остановил свое падение. Алекс не имел места для того, чтобы стать на ноги. Мальчик боялся, что если он обопрется о корневище, то нарушит равновесие и Мокарита упадет в бездну. Он рассчитал, что существует только один способ – подхватить его, и это было бы самым лучшим, если бы человек, не был таким мокрым. Он мог выскользнуть из рук словно рыба.
Александр оттолкнулся, раскачиваясь почти вслепую, и обхватил ногами и руками фигуру, висящую над пропастью. В пещере, воины почувствовали рывок и начали тянуть осторожно и очень медленно, чтобы избежать трения и разрыва веревки, а также ударов Алекса и Мокариты об камни. Парень не знал, сколько времени заняла спасательная операция, возможно, несколько минут, а возможно несколько часов. В конце концов, несколько рук подхватили его и подняли в пещеру. Индейцам пришлось бороться ним, чтобы освободить Мокариту из его объятий, Алекс вцепился в него словно пиранья. Предводитель поправил перья и слабо улыбнулся.
Струйки крови сочились из носа и рта, но индеец казался невредимым. Воины были под впечатлением от спасательной операции и восхищенно передавали веревку из рук в руки, но никто из них не связывал спасение своего предводителя с молодым иностранцем, больше всего они поздравляли Тахаму, за идею с веревкой. Измученный и уставший, Алекс меньше всего хотел слушать благодарности, но даже Надя не обращала на него внимания. Забившись в угол вместе с Боробой, она даже не обратила внимание на героический поступок своего друга, девочка все еще не могла оправиться после восхождения на гору.
Остаток пути был намного проще, потому что тоннель, который открылся недалеко от воды, позволял подниматься с меньшим риском. С помощью веревки индейцы подняли Мокариту, потому что его ноги ослабели, и Надю, потому что ей не хватило духа но, в конце концов, все поднялись наверх.
- Я же говорил, что талисман будет охранять тебя от опасностей восхождения? – пошутил Алекс.
- И правда! – признала Надя. Перед ними появилось Око Мира, так люди тумана называли свою страну. Это был рай, состоящий из гор и прекрасных водопадов, бесконечных лесов населенных животными, птицами, бабочками, с мягким климатом, без туч москитов, которые изводили путешественников в низинах. Вдали виднелись странные образования, похожие на высокие цилиндры из черного гранита и красной земли. Индейцы упали ниц, а Мокарита почтительно указывая на них, пояснил «Столовые горы – обитель богов». Алекс узнал – это впечатляющее плато было теми волшебными башнями, виденными им при встрече с ягуаром во дворе Мауро Кариаса.
- Эти горы самые древние и самые таинственные на земле – сказал он.
- Откуда ты знаешь? Ты видел их раньше? – спросила Надя.
- Я видел их во сне – ответил Алекс.
Командир отряда, как и все воины такого уровня, не показывал, что испытывает боль, но иногда силы покидали его, на мгновенье он закрывал глаза, казалось, что он теряет сознание. Алекс не знал, есть ли у него переломы или внутренние повреждения, но было очевидно, что он не может стоять на ногах. Используя Надю как переводчика, он распорядился, чтобы индейцы соорудили импровизированные носилки из веток, лиан и древесной коры. Воины, расстроенные нездоровьем старика, который десятилетиями возглавлял племя, без возражений исполнили распоряжения Алекса.  Двое из них, взявшись за концы носилок, несли раненного около получаса вдоль реки, следуя указаниям Тахамы, до тех пор, пока Мокарита не показал, что нужно остановиться отдохнуть. Подъем по склону водопада длился несколько часов, все были истощены и голодны.
Тахама  и еще двое мужчин ушли в лес и вскоре возвратились с несколькими птицами, броненосцем и обезьяной, которых добыли с помощью стрел. К ужасу несчастной Бороба, которая спряталась под футболку Нади, обезьяна была все еще жива, но парализована ядом кураре. С помощью камней они высекли искры и зажгли костер – это, будучи бойскаутом, Алекс тщетно пытался проделать много раз – и нанизали мясо на палочки. Если охотник, не предлагает добытого мяса, то он плохо воспитан и неудачлив, и надо дожидаться, пока другой охотник не предложит своей добычи. Тахама подстрелил всех животных, кроме птиц, поэтому ужин длился долго, и соответствовал строгому протоколу обмена пищей. Когда, наконец, порция попала в руки к Алексу, он проглотил ее, не обращая внимания на перья и волоски на мясе, оно казалось таким вкусным. И все-таки им не хватило нескольких часов до захода солнца, чтобы подняться на плато, где купол растительности был менее плотным, и дневное освещение было дольше, чем в долине. После долгого совещания с Тахамой и Мокаритой группа снова выступила в поход. Тапирава-тери, деревня людей тумана внезапно возникла посреди леса, казалось, она обладает тем же свойством что и ее жители, и по собственному желанию, может становиться видимой или невидимой.
Она была защищена группой гигантских каштанов, самых высоких деревьев в сельве, стволы которых достигали более десяти метров в окружности, а кроны укрывали деревню, как гигантские зонтики. Тапирава-тери отличалась от типичного шабоно, что подтвердило догадки Алекса о том, что люди тумана отличались от остальных индейцев и точно, очень мало контактировали с другими племенами Амазонки.
В отличие от других индейских поселений, здесь не было одной  общей  круглой хижины с внутренним двориком, где жило все племя, деревушка состояла из небольших жилищ, построенных их глины, камней, соломы, покрытых ветвями кустарника, так, что хижины сливались с окружающей природой.  Можно было находиться в нескольких метрах от деревни и даже не заподозрить, что поблизости находиться человеческое жилье. Алекс понял, что если так трудно разглядеть деревню, в непосредственной близости, то с воздуха заметить ее практически невозможно, тогда как  большая круглая крыша и дворик, очищенный от растительности были бы хорошо видны с воздуха. Видимо, это было одной из причин, из-за которой людям тумана удавалось так долго пребывать в полной изоляции. Его надежда на спасение с помощью военного вертолета или авиетки Сезара Сантоса исчезла. Деревушка была такой же ирреальной, как и индейцы. Кроме того, что хижины были невидимыми, их очертания казались размытыми или прозрачными.
Предметы здесь, впрочем, как и люди, теряли свои четкие контуры и существовали в иллюзорном пространстве. Материализуясь из воздуха, словно призраки, женщины и дети вышли встречать воинов. Они были низкорослые, с волосами более светлыми, чем у индейцев долины, янтарными глазами, двигались с необычайной легкостью, как существа нематериального мира. Вся их одежда состояла из рисунков на теле, нескольких перьев и цветов, привязанных к рукам или заткнутым за уши. Испуганные появлением незнакомцев, маленькие дети расплакались и, невзирая на присутствие вооруженных воинов, женщины отошли на безопасное расстояние.
- Снимай одежду, Ягуар – приказала Надя, снимая с себя шорты, футболку и даже нижнее белье.
Не задумываясь, Алекс сделала то же самое. Еще несколько недель назад, идея обнажиться перед публикой вызвала бы  у него ужас, но в этом месте это было естественно. Ходить в одежде, когда все остальные были голыми, просто неприлично. Ему не показалось странным видеть тело своей подруги, хотя раньше он непременно бы покраснел, если бы одна из сестер появилась перед ним без одежды. Сразу после этого, женщины и дети перестали бояться и понемногу начали приближаться к ним. Они никогда не видели людей с такой необычной внешностью, к тому же, американский мальчик, в некоторых местах был таким белокожим. Алекс почувствовал, что с необычайным любопытством они рассматривают разницу между теми участками кожи, которые были обычно прикрыты и теми, которые находились на солнце. Индейцы терли пальцем по коже, чтобы удостовериться, что это не краска и громко смеялись.
Воины положили на землю носилки с Мокаритой, их сразу же окружили жители деревни. Они общались таким мелодичным шепотом, что их речь напоминала шум леса, шелест дождя, журчание горного ручья, впадающего в реку, так же разговаривал Валимай. Алекс осознал, для того, чтобы понимать их достаточно хорошо, всегда, не делая никаких усилий, он должен «слушать сердцем». По словам Нади, которая имела удивительные способности к изучению языков, слова не важны когда понимаешь намерения.
Ийоми, жена Мокариты, которая была еще старше, чем он, подошла к носилкам. Остальные отступили на несколько шагов, в знак уважения. Она опустилась на колени рядом с мужем без слез, шепча на ухо слова утешения, между тем как, остальные женщины обступили их полукругом, серьезные и молчаливые, поддерживая пару своей близостью, они не вмешивались в происходящее. Вскоре наступила ночь, воздух стал прохладнее. Как правило, в шабоно всегда под большой общей крышей горело ожерелье из нескольких  костров, для того, чтобы готовить ужин и поддерживать тепло, но в Тапирава-тери огнь, как и все остальное, был скрыт от посторонних глаз.
Небольшие костры разжигали только ночью и только в хижинах, в каменном очаге, чтобы не привлекать внимание потенциальных врагов и злых духов. Дым струился сквозь щели между ветвями и растворялся в воздухе. Поначалу Алексу показалось, что жилища разбросаны в случайном порядке под высокими деревьями, но вскоре он понял, что они размещены по кругу, как шабоно, и соединялись между собой тоннелями или крышами из ветвей, которые объединяли деревню. Ее жители могли передвигаться скрытыми путями, защищаясь от врагов, а также прячась от дождя и солнца.
Индейцы жили  семьями, но мальчики-подростки и одинокие мужчины жили в общей хижине, вся обстановка которой состояла из гамаков, подвешенных между опорами и матов на полу. Туда поселили Алекса, тогда как Надя была доставлена в дом Мокариты. Вождь племени женился на Ийоми, будучи юношей, она была спутницей всей его жизни, но кроме нее он имел молодых жен и огромное количество детей и внуков. Он не вел счет своему потомству, потому что в действительности не имело значения, кто были родители: дети росли вместе, защищенные и окруженные заботой всех жителей деревни.
Надя обнаружила, что среди людей тумана было общепринято иметь нескольких жен или нескольких мужей, никто не оставался одиноким. Если мужчина умирал, его дети и жена немедленно переходили к другому мужчине, который смог бы защищать и кормить их. Так было в случае с Тахамой, который наверняка был хорошим охотником, потому что отвечал за содержание нескольких жен и десятка ребятишек. Случалось, что мать, чей муж был плохим охотником, могла получить других мужей для того, чтобы они помогали ей кормить детей. Родители обручали своих детей сразу после рождения но, ни одна девушка не должна была выходить замуж против своего желания или жить с мужчиной не по своей воле. Насилие над женщинами и детьми было табу, и тот, кто нарушал его, терял свою семью и был вынужден спать в одиночестве, потому что его не принимали в хижину для неженатых мужчин. Единственным наказанием среди людей тумана была изоляция: они ничего не боялись так, как быть изгнанным из общества. Кроме того, идея о вознаграждении и наказании здесь отсутствовала; дети учились, подражая взрослым, потому, что в противном случае они были обречены на гибель. Они должны были уметь охотиться, рыбачить, сеять и собирать урожай, уважать природу и все остальное, помогать, отстаивать свою позицию в деревне. Каждый обучался в собственном темпе, соответственно со своими способностями.
Случалось, что в каком-то поколении рождалось мало девочек, тогда мужчины отправлялись в долгое путешествие, на поиски жен. В свою очередь, девушки тоже могли повстречать мужа во время редких отлучек из деревни. Также в племя принимали семьи погибших иноплеменных воинов, потому что очень маленькая группа людей не смогла бы выжить в сельве. В то время, когда объявляли войну другим шабоно, воины, чтобы стать сильнее, обменивались своими парами. Все печалились, если воины  уходили жить в другое племя, потому что они очень редко возвращались в свою семью.
Люди тумана ревностно оберегали секрет своей деревни, чтобы защищаться от врагов и обычаев, насаждаемых иностранцами. Они жили так на протяжении тысяч лет и ничего не хотели менять. Обстановка внутри хижин была спартанской: гамаки, калебасы, каменные топоры, ножи из зубов или когтей, несколько домашних животных, которые принадлежали общине и находились там, где им нравилось. В спальне холостяков хранились луки, стрелы, духовые ружья и дротики, не было ничего лишнего, также не было произведений искусства, только то, что необходимо для выживания, остальное обеспечивала природа.
Александр Коид не увидел ни одного металлического предмета, который бы указывал на контакты с внешним миром, он вспомнил, что люди тумана даже не притронулись к подаркам, которые развесил Сезар Сантос, чтобы привлечь их. Это также отличало жителей деревни от других племен, которые одно за другим не могли устоять перед металлом и другими изделиями, которые предлагали чужаки.
Когда температура упала, Алекс оделся, но все равно дрожал от холода. Вечером он увидел, что его товарищи по комнате засыпали в гамаках парами или бок обок на полу, чтобы сохранить тепло, но он пришел из другого мира, где близкие физические контакты между мужчинами считаются непозволительными, мужчины могут дотрагиваться друг к другу во время драк или спортивных игр. Он одиноко лежал в углу, чувствуя свою незначительность, и казался себе меньше блохи. Эта небольшая группа людей в маленькой лесной деревушке была невидима из просторов космического пространства. В этой бесконечности, его жизнь занимала меньше доли секунды. А может быть, он вообще не существует, так же как и другие люди, планеты и остальные Творенья, которые были  всего лишь сном, иллюзиями. Алекс улыбнулся, вспоминая, что всего лишь несколько дней назад считал себя центром вселенной. Он замерз и был голоден, поэтому предположил, что эта ночь будет очень длинной, но меньше чем через пять минут он спал как под наркозом.
Мальчик проснулся на полу, зажатый между двумя дородными воинами, которые храпели и фыркали ему в ухо, так же, как его собака Пончо. С трудом он освободился из их объятий и тихо встал, но не ушел слишком далеко, потому, что на пороге лежала двухметровая толстая змея. Он замер, не решаясь ступить и шагу, хотя змея не подавала признаков жизни, она казалась мертвой или спящей. Вскоре проснулись и индейцы и спокойно приступили к своим  повседневным занятиям, не обращая на змею ни малейшего внимания. Это была домашняя анаконда, чья миссия заключалась в уничтожении крыс, летучих мышей, скорпионов и ядовитых змей. Среди людей тумана жило много животных: обезьянки, которых растили вместе с детьми, щенки, которых женщины любили также как и своих детей, туканы, попугаи, игуаны и даже дряхлый желтый ягуар, безобидный, хромающий на одну лапу. Анаконду хорошо кормили, и большую часть дня она пребывала в полудреме, детям позволяли играть с нею. Алекс подумал, какой бы счастливой была его сестра Николь, если бы очутилась среди этих экзотических домашних животных. Большую часть дня жители деревни провели в приготовлениях к празднику в честь возвращения воинов и визита двух «белых душ», так они называли Надю и Алекса. Все принимали участие в приготовлениях, за исключением одного человека, который сидел на краю деревни, уединившись от всех. Индеец выполнял ритуал очищения – унокаиму – этот ритуал был обязателен для тех, кто убил человека. Алекс узнал, что унокаиму заключался в соблюдении строгого поста, молчании и неподвижности в течении нескольких дней, таким образом, дух умершего, который выходит через ноздри мертвеца, чтобы приклеиться к груди убийцы понемногу оставляет его. Если же убийца употребляет пищу, то призрак его жертвы становиться все тяжелее и побеждает своего убийцу. Напротив неподвижного воина исполняющего унокаиму находилось длинное духовое ружье из бамбука, украшенное странными символами, которые были идентичными символам на дротиках, которыми убили одного из солдат, принимавшего участие в экспедиции во время путешествия по реке.
Возглавляемые Тахамой некоторые мужчины ушли на охоту и рыбалку, одни женщины  отправились на сбор маиса и бананов, которые выращивали в маленьких садах, скрытых в лесу, другие остались молоть маниоку. Маленькие дети собирали муравьев и других насекомых,
Для приготовления пищи; старшие собирали орехи и фрукты, другие с необычайной ловкостью взобрались на одно из деревьев, чтобы достать мед из сот – единственного источника сахара в сельве. Они научились взбираться на деревья с тех пор, как только научились ходить, и были способны лазать по ветвям самых высоких деревьев, не теряя равновесия. Увидев их на большой высоте, висящих как обезьяны, Надя почувствовала головокружение.
Алексу вручили корзину и показали, как ее носить на голове и предложили следовать за мальчиками его возраста. Они долго шли по лесу, с помощью шеста и лиан пересекли реку и вышли к пальмовой рощице, тонкие пальмовые стволы ощетинились острыми шипами. Под кронами пальм, на высоте больше пятнадцати метров блестели грозди желтых фруктов, похожих на персики. Мальчишки связали палки, так чтобы получилось две крепких креста, один поставили у подножья пальмы, другой выше. Одни из них взобрался на первый крест, зацепил другой крест повыше и таким образом поднялся по стволу, протягивая руку, чтобы подтянуть нижний крест еще выше, и таким образом поднялся, с ловкостью гимнаста, до самой вершины. Алекс слышал о таком подвиге, но до тех пор, пока не увидел своими глазами, не мог понять, как можно взобраться на вершину не поранившись о колючки. С высоты, индеец сбросил грозди фруктов, а остальные собрали их в корзины. Позже, деревенские женщины перемололи их и смешали с бананами, чтобы приготовить суп, очень популярный среди людей тумана. Не смотря на то, что люди были заняты приготовлениями, все происходило спокойно и празднично. Никто не спешил, и они успели несколько часов поплескаться в реке. Плескаясь с другими мальчишками, Александр Коид подумал, что никогда еще мир е был таким прекрасным и свободным. После долгого купания мальчишки из Тапирава-тери приготовили разноцветные растительные краски и расписали всех членов племени, включая детей, замысловатыми узорами. Между тем, пожилые мужчины измельчали различные растения и кору деревьев, чтобы приготовить йопо, волшебный порошок для церемонии.