Те кто не застрелился. гл. 10. прощание с заводом

Ник.Чарус
ПАМЯТИ ОТЦА-КОМБАТА 561 ГАП



В приёмной секретаря парткома металлургического завода «Серп и Молот», расположенного на шоссе Энтузиастов толпились люди. Однако секретарша торопливо встала при появлении щуплого светловолосого инженера.
-Товарищ Иншанин. Проходите. Товарищ Меерзон ждёт вас-слегка улыбнулась чопорная секретарша робко вошедшему в приёмную секретаря парткома завода невысокому светловолосому мужчине.
Он направился в кабинет секретаря парткома и вдруг заметил сидящих на стульях студенток института Сталей и Сплавов.
-Нина, если можно, я хотел бы с вами поговорить-просительно обратился он к одной из девушек, худенькой русоволосой комсомолке в цветастом сатиновом платье.
-Товарищ Меерзон ждёт вас, товарищ!-сурово напомнила строгая секретарша в круглых очках и оробевший инженер неохотно пошёл к дверям секретаря парткома.
-Здравствуйте, товарищ Иншанин-важно поднялся из-за стола видный высокомерный брюнет, по-барски пожимая руку моложавому светловолосому коренастому инженеру. Надеюсь, первый цех даст сегодня повышенную норму выплавки?
-Вчера не подкачали, а сегодня, думаю стали дадим даже больше, чем чугуна-робея ответил инженер, вставая со стула, на который он сел, повинуясь барскому жесту заводского комвожака.
Марк Самуилович Меерзон картинно прошёлся по кабинету и заложил руку за отворот фреча, явно подражая этим жестом Иосифу Сталину.
-Я, собственно говоря, вызвал вас по другому вопросу. Начальник первого цеха отозван из отпуска и вам надо будет сдать ему дела. Партия  требует от нас призыва добровольцев из числа партийного актива. Вы сегодня после работы должны собрать весь партийно-комсомольский актив цеха и призвать своих коммунистов добровольно пойти на фронт. Вы сами, конечно, должны быть в первых рядах. Завтра можете на работу не выходить. Отберите человек пять коммунистов и отправляйтесь с вещами в военкомат. Мы широко оповестим заводчан-металлургов о вашем порыве. До июля осталось три дня. Надеюсь, что они станут переломными и наши коммунисты остановят и погонят врага назад.
Покрывшись, красными пятнами инженер Иван Алексеевич Иншанин невнятно пробормотал привычные слова о готовности выполнить любое задание партии и странно  попятившись, вышел за дверь кабинета с глухим шумом в ушах. В приёмной он выглядел, как рыба, вытащенная из воды, и девушки прыснули смехом над его нелепо-оглушённым видом. Медленно приходя в себя, он неловко подошёл к четверым знакомым девушкам-комсомолкам из родного института, в котором когда-то был комсоргом.
-Нина, я всё-таки хотел бы с вами поговорить- неуверенно начал инженер, завидев девушку из Бирюлёва с которой его неделю назад познакомил брат, работавший спасателем на Академических прудах, то нерешительно приглаживая волосы на затылке, то потирая челюсть рукой, как от зубной боли.
Но больше он не успел сказать ничего, потому что дверь раскрылась и в приёмную вышел сам парторг. Высокий лысеющий брюнет уверенно подошёл к группе сидящих русоволосых девушек, поспешно вскочивших со стульев при его картинном появлении.
-А вот и наша надежда и опора, наши замечательные институтские комсомолки! Пойдёмте ко мне девушки, я вас очень жду. А вы не стойте, Иншанин. Вы должны успеть сегодня очень многое. А с девушками я поговорю вместо вас- ядовито улыбнулся он и, приобняв, девушек за талии, повёл их к себе в кабинет.
Его белая гибкая рука нежно огладила станы сразу двух девушек и потом чуть опустилась на ягодицы русоволосой красавицы Нины. Парторг обернулся в дверях и презрительно посмотрел на инженера. Тот смешался и, вогнув голову в плечи, покинул кабинет своего партийного руководителя с тяжёлым сердцем и предательски влажно заблестевшими серыми глазами.
-Вот таких вот трусоватых людей приходится отправлять на фронт. Хороший работник, но не герой. Но нам надо сделать из него героя и мы это сделаем-театрально развёл руками парторг перед студентками.
-Я было хотел ему поручить шефство над вами, но теперь мне придётся шефствовать самому-таинственно улыбнулся секретарь, глядя на потупившуюся Нину.

Поспешное внеочередное собрание коммунистов провели в красном уголке первого мартеновского цеха. Стены были завешаны плакатами, партийными коммунистическими призывами и портретами Сталина, а через постоянно открывающуюсчя дверь входили или заглядывали люди в грязных спецовках, впуская в помещение запах гари и шум работающего цеха, шипение пара и гул искрящегося металла. Смена заканчивалась и завершался разлив металла в литейные формы.
Иван Алексеевич грустными глазами оглядел собрание, состоящее из закопчённых кепок сталеваров с синими откидными стёклышками на козырьках и чуть расцвеченное красными и белыми косынками работниц и объявил, придав своему голосу некоторую строгость.
-Внеочередное партсобрание предлагаю считать открытым. Кто против! Никого! Тогда оглашаю повестку дня. Партия призывает коммунистов и комсомольцев на фронт для усиления партийной прослойки в действующей армии.
-А чего высказываться? Меня пиши-заявил высокий сутуловатый мужчина с орденом на груди. А то у меня трудовых награды две: медаль и орден, а боевых нет. Пойду добывать.
-Алексей Демьяныч, а не поздновато? Из тебя ж песок сыпется-схохмила смешливая круглолицая деваха, лузгая семечки на лавке позади ветерана завода.
-Ничего, что песок сыпется. Зато за мной танки не застрянут-отпарировал дядяЛёша под общий смех всего цехового собрания.
-Так дело не пойдёт. Филина, веди себя прилично. А то выгоню!-возмутился парторг и нарвался на отповедь разбитной девицы.
-А ты сам то, Ванечка, небось не пойдёшь. Дядю Лёшу вперёд выставил и рад-завелась Филина под смешки в зале.
-Ладно, раз ты так ставишь вопрос, то я предлагаю обсудить его по-другому. В связи с уходом на фронт секретаря вашей цеховой парторганизации Ивана Иншанина на должность секретаря предлагаю избрать трудового орденоносца коммуниста с двадцать девятого года товарища Алексея Демьяновича Киселёва, а для усиления партячейки предлагаю кандидату в члены партии Елизавете Филиной кандидатский стаж сократить и избрать её вторым заместителем парторга цеха. У кого самоотводы!-неожидано собрался с духом скромный интеллигентный парторг и поставил вопрос на голосование.
Отказываться у ошеломлённых кандидатов не хватило духу и под смешки в зале их избрали новыми руководителями цеховых коммунистов.
-Ну, ты и жук, Ваня!-протолкнулась после собрания к бывшему парторгу рыжеволосая Елизавета Филина. Я можно сказать только из-за тебя в партию вступила, а ты от меня готов даже на фронт сбежать?
-Ничего вернёмся с орденами. Гитлера возьмём в плен. И через два месяца вашу свадьбу сыграем-усмехнулся комсомолец-доброволец Антон Чесноков, тряхнув головой так, что защитное стекло опустилось и закрыло его весёлые зеленоватые глаза.
-На Украину сначала съезди-усмехнулась Лизавета.
-Это ещё зачем?-не понял Антон, сделав недоумённое лицо.
-А поговорку выучить «грозилось теляты волка зъисты, да лежат у поли косты чисты-улыбнулась Лизавета своей зажигательной улыбкой.
Моложавый парторг строго посмотрел на весёлую молодёжь и, не скрывая своего расстроенного вида, сказал немного удручённо.
-Гитлера возьмём в плен, это Антон правильно говорит. Но быстро сладить не получится, поэтому добровольцам не забывать с собой тёплое бельё и носки шерстяные в вещмешок. А теперь Чесноков, Власов, Перфильев, Махмутдинов, Печерский прошу написать заявления на расчёт и срочно получить деньги в кассе завода.
-Подожди, Иван-остановил бывшего парторга старый сталевар дядя Лёша. Пойдём я тебе на память что-то дам. На войне пригодится.
Он подвёл инженера к разливочнуму лотку с бегущим по нему огненным ручьём стали и большим ведром с водой поймал разлетающиеся при разливе искры. Затем он вынул одну из них, похожую на неровную серую горошину.
-Держи, Ваня. Это капля стали. Носи в ладанке или нагрудном кармане. Она тебе удачу принесёт От пули и снаряда может не защитит, но смерти не опасайся, не погибнешь!. -обнял Ивана на прощание новый парторг.