Лев Каплан, художник из Штутгарта

Койфман Валерий
 Л. Каплан. Иллюстрация к "Бременским музыкантам"


«Я тот, кто не может не рисовать». Л. Каплан
               
Сколько художников живет и работает в Германии точно сказать трудно, но наверняка, не одна тысяча. Среди них кроме коренных немцев много и тех, кто приехал сюда из самых разных уголков планеты. Каждый из них вместе со своим талантом передает в сокровищницу немецкой культуры частицу души своей страны, своего народа, обогащая тем самым общую палитру художественной жизни и расширяя представления об искусстве страны. В этой массе творческих людей не затерялись и выходцы из бывшего СССР.

Сегодня герой нашего рассказа художник Лев Каплан, уроженец Украины, которому 45 лет, из них 20 лет он проживает в Штутгарте. О нем писать не просто, ибо его творческая деятельность внушительна и многопланова: архитектор, график-дизайнер, художник-акварелист, иллюстратор.
Родился Лева Каплан в 1967 году в городе Луганске, в образованной интеллигентной семье (отец – преподаватель технического ВУЗа, мать – учитель музыкальной школы). Учеба в школе давалась мальчику легко. Хватало времени и на увлечения, главным из которых было рисование. Родители активно поддерживали тягу сына к искусству.
Незабываемое впечатление произвело на него знакомство «вживую» с шедеврами русской живописи в Третьяковке во время давней, но памятной поездки с мамой в Москву. Тогда кумирами мальчика стали И. Репин и Н. Ге. Постепенно пришло увлечение старыми европейскими мастерами, импрессионистами и постимпрессионистами. Да разве всех перечислишь! Регулярные занятия в изостудии Дворца пионеров, плюс 4 года учебы в художественной школе стали основой для формирования художественной техники и творческих пристрастий будущего художника.
После средней школы родители решили отправить сына-отличника в столичный Киев. Велико было желание поступать в Художественный институт, но люди опытные отсоветовали из-за пресловутой «пятой графы». Желание быть поближе к искусству повлияло на выбор архитектурного факультета КИСИ, где были прекрасные мастерские для занятий рисунком, живописью и скульптурой.
Лев сознавал, что архитектура не была для него главным увлечением, она была скорее  его дорогой к искусству. Архитектурные штудии позволили сформировать 3-х мерное видение, освоить основы перспективы и композиции, и Лев с увлечением совершенствовался в рисунке и живописи, осваивал тонкости акварели. Полет творческой фантазии нашел выражение в его философской по духу живописной серии «Средневековые шуты».
Появились новые яркие творческие ориентиры: П. Брейгель и Вермеер, М. Врубель и «мирискуссники», Г. Климт и Э. Шиле, «югендстиль» и классический модерн. Лев полюбил Киев, и годы, проведенные здесь, были для него, пожалуй, самыми счастливыми и безоблачными. В 1990 году Лев женился на своей землячке Наташе, преподавателе музыки и... просто красивой девушке.
В марте 1992 года Лев получает диплом с отличием, а уже в июне молодая семья прибывает на ПМЖ в Германию. Так Штутгарт получил в лице Каплана готового архитектора, художника и дизайнера. Началось вживание в новые реалии, освоение языка, поиск своего места в малознакомом  немецком обществе - традиционный путь интеграции. Правда, длился он для настойчивого и честолюбивого архитектора недолго. Менее чем через год Лев уже работал по специальности, но мечта стать художником не покидала его.
Вскоре новый поворот в биографии - Каплан становится графиком-дизайнером, а затем и арт-директором рекламного агентства. Конечно, неплохо было бы целиком посвятить себя любимой живописи, но именно работа в агентстве позволяет ему материально обеспечивать семью (в 1998 году родился сын Макс Филипп), поэтому Каплану, члену Союза художников Баден-Вюртемберга, приходится сочетать в себе и дизайнера-рекламщика, и свободного художника.

В начале 2000-х годов Лев создал много картин в технике акриловой живописи. Это были интересные по замыслу и исполнению работы в аскетичной коричневатой гамме, основанные на ритмичной геометрической  структуре построения изображения. Исключение - огромное яркое живописное полотно «История Шорндорфа» (2005). Сложное по композиции панно-триптих  для вестибюля большого отеля в Daimler Car;e Schorndorf, буквально завораживает калейдоскопом деталей и светоносных красок. Кстати, эту и многие другие работы художника можно увидеть на сайте  http://www.kaplan-art.de, а также в YouTube. 
Всем видам живописной техники Лев  предпочитает акварель. Говорят она, как капризная женщина, требует особого внимания и обхаживания. Но, покорив акварель, ваши старания будут вознаграждены, ибо она открывает художнику огромные творческие возможности.
Вот привычный с детства набор акварельных красок... Казалось бы, садись и рисуй! Но берёшь кисть в руки и... какое разочарование: «Кисть не слушается; краска течёт не туда, куда следует; не получается нужный цвет. Что это за тусклые пятна? Где прозрачность и чистота цвета? И исправить уже ничего нельзя!» В отчаянии бросаешь кисть: «Кто сказал, что акварель - это просто?!». А никто и не сказал!  Именно в этом виде искусства художник должен виртуозно владеть техникой, обладать особым «акварельным зрением» и иметь постоянную практику. Как отмечает  Каплан: «Акварель должна быть свежей, работа с ней - быстрой, надо управлять процессом и вовремя остановиться, чтобы не «замучить» сюжет». Художник работает в этой технике постоянно: это и небольшие искрометные филигранные картинки, и большие почти эпические произведения. Они характеризуют его как зрелого мастера и тонкого колориста, вызывая у зрителя эстетическое наслаждение и душевные переживания, которые заложены в каждом, а художник просто из нас их достает и нам же показывает.

Значительную часть акварельных работ Каплана составляют пейзажи. Их импрессионистическая легкость заставляет думать, что работы создавались на пленэре. На самом деле большинство акварелей, создающих у зрителя удивительное ощущение живой дышащей природы, – это авторское видение, а общая тональность состояния природы в его пейзажах - отражение состояния души самого художника. Даже названия работ часто созерцательные, «не пейзажные»: «Надежда есть всегда», «Никто не пишет», «Разговор двух старых фонарей», «Уже никого не спасти», «Голгофа» и т.д.

Наиболее ярко и раскрепощенно раскрывается талант Каплана-художника в его роскошных книжных иллюстрациях. Их можно считать одним из главных его художественных достижений. Именно в жанре иллюстраций Лев достиг наибольшего общественного признания. Все, кто видел их, отмечают высокую культуру подачи материала, многогранность, глубокую образность и, конечно, безграничную фантазию автора.
С. Я. Маршак заметил как-то: «У книги два автора. Один из них – писатель, другой – художник». Каплан тоже становится соавтором книги, работая так, чтобы иллюстрация была интересной и вне связи с текстом. При этом он старается, чтобы в каждом новом сюжете присутствовал некий качественный скачок.
Начиная с 2004 года в немецком издательстве „Krone“ вышло несколько книг с его иллюстрациями: «1001 ночь» (том 1и том 2), «Русские сказки», «Сказки братьев Гримм», «Лучшие сказки народов мира» (в соавторстве).
В 2011 году российское издательство РИПОЛ КЛАССИК в серии «Шедевры книжной иллюстрации» (!) выпустило книгу «Бременские музыканты», великолепно оформленную и проиллюстрированную  художником из Штутгарта. «Я не педагог и не просветитель, а развлекатель. Ребенок должен быть поощрен за то, что взял в руки книгу! Когда я рисую сказки, в них может быть нарисовано что угодно. Для меня не столь важно, что на картинке у одной из героинь платье XVIII, у другой - XVI века... Если мне очень захочется, могу одеть их и в джинсы. Это же сказка!».
Сейчас Лев иллюстрирует роман Ж. Верна для крупного немецкого издательства. «Вот с Жюлем Верном – говорит художник - так себя уже не поведешь. Тут «аккуратнее» надо. Не забалуешь особо. И костюмы чтоб соответствовали, и мебель, и всё прочее. В общем, даже подготовка к началу работы совсем другая!».
Таков художник Лев Каплан - человек неуемный, постоянно ищущий. В этом суть  его способности создавать что-то новое, двигаться дальше. Он из тех художников, работы которых нужно не просто смотреть, а  впускать в сознание, хотя бы для того, чтобы ощутить, что вокруг нас есть красота, и что есть художники, которые приобщают нас к ней.
Каплан признается: «Раньше я ставил перед собой зада¬чи чисто изобразительного плана. Сегодня моя цель не имеет прямого отношения к техникам и материалам... У меня происходит настоящая иммиграция в картину, в искусство... Живешь по-настоящему как раз там, а здесь только добываешь средства, чтобы была возможность вновь забраться туда». Хочется верить, что такая преданность искусству и жажда творчества позволят талантливому художнику Льву Каплану, оставить  пусть небольшой, но свой след в искусстве.