Астрономия в Послании Аллаха

Иван Муткогло
Астрономия в Послании Аллаха

Всякий раз, когда речь заходит о Кораническом описании различных частностей астрономии, от западных критиков можно услышать, что в них нет ничего необычного, так как известные арабам важные астрономические открытия были сделаны европейцами. Это ошибочное утверждение зиждется на игнорировании исторических фактов. Астрономическая наука сложилась в арабском мире еще задолго до ниспосланного откровения Корана. Самые старые названия звезд возникли среди людей, живших на Аравийском полуострове задолго до возникновения Ислама. Но ни одни научные знания доисламской цивилизации не описывали Вселенную лучше, чем это было сделано в Коране. Из всего массива информации на эту тему остановимся лишь на некоторых фактах.

В то время как Библия говорит о Солнце и Луне, как о двух светилах, отличающихся только размером, Коран различает их, используя также термины – «свет» (nuur) для Луны и «светильник» (siraaj) для Солнца. «И построили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник»  (Сура «Ан-Наба», аят 12, 13).

Слово «звезда» - najm «Звезда пронизывающая» (Сура «Ат-Таик», аят 3) сопровождается прилагательным «thaaqib» – горение, пронизывание светом тьмы. Много позже было обнаружено, что в отличие от планет, звезды, подобно Солнцу, действительно излучают свой собственный свет. В Коране, другое слово – «kawkab», используется для планет, сияющих отраженным светом.

«Мы ведь украсили небо ближайшее украшением звезд» (Сура «Ас-Саффат, аят 6)

Сегодня хорошо известны законы, которым подчинена небесная «механика». Галактики уравновешены четко определенным положением звезд и планет на орбитах, сформированных гравитационными силами и скоростью движения. Разве не это описывает Коран, ставшее понятным только в современную эпоху:

«Он - тот, который создал ночь и день, и солнце и месяц. Все по своду плавают» (Сура «Аль-Анбийя», аят 33).
 
Арабское слово «yasbahun», означает движение порождаемое другим движущимся телом, как например, при работе ног во время бега. К небесному телу применим такой перевод – «путешествовать благодаря собственным движениям».
Кораническое описание последовательности дня и ночи самодостаточно потому, что использует термины, используемые по сей день. «Он сотворил небеса и землю во истине. Он обвивает ночью день и днем обвивает ночь; он подчинил Солнце и Луну. Все течет до назначенного предела» (Сура «Аз-Зумар», аят 5). В Коране используется глагол «kawwara», описывающий смену дня и ночи.  Более глубокий смысл этого глагола – «обертывание тюрбана вокруг головы». Это вполне корректная метафора для того времени, нашедшая истинность с освоением Космоса, когда побывав на Луне человек смог наблюдать со стороны  вращение Земли вокруг своей оси и как ее темная часть обернута светом, а светлая сторона окружена тьмой.
 
Устремление солнца красочно описано в Коране: «И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!» (Сура «Йа Син», аят 38). В переводе с арабского «mustaqarr» подразумевает движение к определенному месту в конкретное время. Современная астрономия подтверждает, что Солнечная система действительно движется в пространстве со скоростью около 20 км в секунду, направленную в конкретную точку, расположенную в созвездии Геркулеса. Астрономы даже дали ей название - солнечный апекс (пик).

Следующие слова из Корана относятся к одному из самых впечатляющих открытий современной науки - расширению Вселенной. «И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы – расширители» (Сура «Аз-Зарийат», аят 47). Расширение Вселенной впервые было научно обосновано в теории относительности Энштейна и подкреплено астрофизическими расчетами. Регулярное смещение галактического излучения в красную часть спектра объясняет удаление  галактик друг от друга. Таким образом, Вселенная представляется постепенно увеличивающейся.

Среди достижений современной науки по праву находится «завоевание» космического пространства. Прогнозирование этого события,  безусловно, просматривается в следующих словах Корана: «О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с властью» (Сура «Ар-Рахман», аят 33). Космические путешествия могут исходить только от Творца, который управляет Вселенной и законами движения в ее пространстве. Коран призывает человечество познать великодушие Аллаха.

Кораническая и библейская концепции Сотворения Мира довольно значительно отличаются друг от друга. Не смотря на это некоторые западные «аналитики» продолжают искать сходство между этими двумя Книгами. Главный их аргумент указывает на то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) перенял основные идеи из Библии. Конечно, мы можем сравнивать шесть дней творения по Библии, плюс день отдыха в субботу во имя Бога, с соответствующими словами Корана: «Поистине, Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней» (Сура «Аль-Араф», аят 54). Тем не менее, следует отметить, что арабское слово «ayyam» («дни») в этой суре должно интерпретироваться, скорее как «длительный период» или «эпоха», а не 24-часовой промежуток времени.

Принципиально важно и то, что, в отличие от текста Библии, Коран не устанавливает четкую последовательность создания тверди и небес, потому что из него четко явствует, что эволюция небесного и земного происходила одновременно. Только в Коране содержится информация относительно существования исходной газовой смеси (dukhaan) и описание элементов, которые были вначале перемешаны (ratq), а в последствии разделились (fatq).
Эти идеи так выражены в Коране: «Потом утвердился Он к небесам - а они были дымом» (Сура «Фуссилат», аят 11). «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую» (Сура «Аль-Анбийа», аят 30). По данным современной науки, разделение первозданной материи привело к образованию множества вселенских миров. Об этом десятки раз упоминается в Коране, начиная с самого начала священной Книги: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Сура «Аль-Фатиха», аят 1). Эти сведения из Корана полностью согласуются с современными представлениями о существовании первозданной туманности (галактической пыли), с последующим разделением элементов, образованием галактик и звезд, рождением планет.

В Коране существует описание рождения промежуточного пространства между небом и твердью: «(Тот), который сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней…», (Сура «Аль-Фуркан», аят 59). Это промежуточное созидание соответствует современным открытиям мостиков вещества, которые присутствуют повсюду вне организованных астрономических систем. Происхождение их в процессе расширения материи  (после «Большого взрыва») основано на образовании под действием собственного гравитационного поля «конденсата» в «небольших» облаках (протогалактиках). И наша Земля происходит от некогда единого газо-пылевого облака, центром которого стала собственная звезда – Солнце.

Так правота Корана, подтверждается наукой спустя многие века после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).