Коммент 2. Чувство собственного достоинства

Андрей Якуп
      
    Чувство собственного достоинства - "аристономия".

   Б.Акунин, рассматривая в "Аристономии" вопрос, по какому пути человек в своём развитии уходит от животного, утверждает: "НЕ СТАТУС И НЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, А ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВОВСЕ ОТСУТСТВОВАТЬ ИЛИ ПРИСУТСТВОВАТЬ, МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ИЛИ ЖЕ, УВЫ, УТРАЧИВАТЬСЯ. ВОТ ТОТ АСПЕКТ СЛИШКОМ РАСПЛЫВЧАТОГО И МНОГОЗНАЧНОГО ПОНЯТИЯ DIGNITAS, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. … В ОБЩЕМ, ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПОИСКОВ И РАЗМЫШЛЕНИЙ МНЕ СТАЛО ЯСНО, ЧТО ПРАВИЛЬНЕЙ БУДЕТ ИЗОБРЕСТИ ТЕРМИН САМОМУ. … КАЧЕСТВО, ОТ КОТОРОГО, КАК Я УБЕЖДЕН, ЗАВИСИТ СУДЬБА  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, Я  НАЗВАЛ  «АРИСТОНОМИЕЙ».
"Внутреннее состояние", о котором пишет Б.Акунин, в свете "МКМ-2012" представляет собою функциональное понятие. Говоря современным языком, - это Программа самоорганизации человека (как говорят, - "душа"). Эта Программа частично закодирована в структуре вещества - в генах, обеспечивающих сохранение тела человека, частично - в структуре закольцованного энергопотока, курирующего, в основном, внешние связи системы "человек", частично закодирована в линейных сигналах, посредством которых "душа" управляет телом. Конфигурация  "души" показана на схеме
               
                ("МКМ-2012". 5. 2. Рис. "Душа".)

   Что касается "МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ИЛИ ЖЕ, УВЫ, УТРАЧИВАТЬСЯ", то в этом вопросе позиции Б.Акунина и  "МКМ-2012" полностью совпадают.

           ("МКМ-2012". 5. 4. Рис. "Схема развития и деградации человека".)

      Б.Акунин сосредоточил своё внимание на "качестве, от которого зависит судьба человечества". Это качество,  нетрудно увидеть, анализируя рисунок "Пространственно-временной континуум" ("ПВК").  На всех уровнях ПВК происходит одно и то же.
На старте уровня автономные системы – выходцы с уровня предыдущего, варятся в конкурентной борьбе, поедая друг друга. В пространстве-времени каждого уровня  ПВК вследствие случайного стечения обстоятельств появляются мутанты, у которых есть мем (в терминологии Р.Докинза – единица информации) сотрудничества, закрепляющийся по наследству, поскольку он обеспечивает сгруппировавшимся индивидуалам более высокую жизнестойкость, чем у конкурирующих с ними одиночек.
На финише каждого уровня обладатели мемов сотрудничества объединяется в системы ("социумы"), элементы которых не конкурируют, а сотрудничают друг с другом.
По всему полю каждого уровня ПВК происходит борьба идеологий уровня-предшественника и уровня будущего в лице носителей мемов-индивидуализма против носителей мемов-сотрудничества - кандидатов в будущую систему ("званых").

   На четвёртом уровне ПВК, где мы с вами имеем честь обитать, стартовали абстрактно мыслящие животные – люди-эго, часть которых (если экстраполировать в будущее процессы, происходившие в Мироздании в прошлом) ("избранные") выйдут на финиш четвёртого уровня – пятый уровень, как элементы социума, органически вписывающиеся в свои системы и сотрудничающие друг с другом через органы управления системой.
    Идеология пятого уровня – сотрудничество людей, зарождалась внутри системы "человек" в виде "социумной подпрограммы" Программы. "Социумная подпрограмма" оттягивала на себя часть жизненных ресурсов, которыми раньше полностью распоряжалась Программа-эго, оказавшаяся теперь в статусе подпрограммы-эго. Полем борьбы идеологий прошлого и будущего уровней (третьего и пятого) стали души людей,
где подпрограмма-эго и социумная подпрограмма тянут каждая одеяло на себя. Подпрограмма-эго стремится сохранить тело человека любой ценой здесь и сейчас, социумная подпрограмма преследует ту же задачу, но "смотрит" дальше, стремясь сохранить социум и себя в нём в перспективе. Б.Акунин социумную подпрограмму называет "чувством собственного достоинства" ("ЧСД") и говорит: 
"ЧЕМ  ВЫШЕ  В  ЧЕЛОВЕКЕ  РАЗВИТО  ЧСД, ТЕМ  НИЖЕ  ЕГО  СПОСОБНОСТЬ  К  ВЫЖИВАНИЮ".
И это логично. Чем больше сил человек отдаёт обществу, тем меньше у него остаётся их для борьбы за сохранение "себя любимого". В конкретный момент, в конкретной обстановке человек-общественный проигрывает человеку-эго, но в долгосрочном плане медленно, но верно наступление ведёт подпрограмма человека-общественного. Нет сомнения, что через тысячу или сто тысяч лет человечество или какая-то его калька состоится как система, в которой элементы сотрудничают на общее благо.
Состоялась бы. Если бы на четвёртом уровне пространственно-временного континуума события продолжали развиваться естественно, без царя в голове, путём перебора большого количества случайных вариантов и разрушения нерациональных конструкций.
Увы, появление – гомо сапиенса, абстрактно мыслящего животного, привело к тому, что у человека появилась возможность ставить цель и формировать обстоятельства, при которых эта цель достигалась. Стартовавшие в начале четвёртого уровня люди-эго, продолжая традицию своего животного прошлого - конкуренцию, установили "рыночные" отношения, движителем которых является получение прибыли за наиболее эффективное предпринимательство. То есть, в борьбе за конкретный кусок колбасы в конкретный момент и в конкретном месте человек-эго в большинстве случаев оказывался победителем человека-общественного. Рыночные отношения потянули за собою концентрацию капитала, расслоение и поляризацию общества, образование класса олигархов, в руках которых сосредоточилась баснословные средства и государственная власть. Естественно, олигархи не заинтересованы в изменении ситуации и имеют возможность "формировать обстоятельства", пресекающие "инакомыслие".