ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА
••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••
Эпизод \\\\ [67] ////
ВЕЧЕР В ШКОЛЕ
••>> Встреча выпускников
••>> Юрий, Ольга и Сергей
••>> Витязь на распутье
••>> Мальчик и мужчина
••>> Мужчины и женщины в афоризмах и диалогах из кино
27 марта 1972 г. (понедельник)
Первый, кто сравнил женщину с цветком,
был великим поэтом, но уже второй был олухом.
Генрих ГЕЙНЕ
В субботу в моей школе был вечер встречи с выпускниками, который, кстати сказать, нарушил все мои планы.
В увольнение я попал. Зашёл за Ольгой, боялся, что будет ждать, чтобы ехать в училище. Оно так и получилось. Пришлось забрать её в школу. Тем более что в училище вечер отдыха был отменён: Володя Рубан, наш главный гитарист и душа инструментального ансамбля, был отпущен домой на свою собственную свадьбу. А у них в музыкальной группе правило: если нет одного, не играть и остальным.
В школе подошёл к завучу по воспитательной работе Светлане Фёдоровне Светлицкой и попросил меня на «речи» не вызывать. Получив согласие, отправился в зал.
Оля была всё время подле меня. Шутили, смеялись. Причём, у Оли получалось это громче обычного – в зале был Сергей Наумов.
Началась торжественная часть. Сперва директор школы Галина Сергеевна Полищук перечислила длинный список заслуг школы. Потом слово было предоставлено выпускникам. Выходили студенты, рабочие, кондитера. Кто приглашал поступать в Политех, кто на день открытых дверей своего института.
Я, Ольга, Юра Ломанов, весёлая Любаня Прокопченко сидели рядышком. Наум не сводил с Ольги глаз. Но с нашей стороны особенно часто был слышен негромкий смех. Когда со сцены наш классный руководитель Галина Ивановна Киркиш посмотрела осуждающе в третий или четвёртый раз, я жестом, приложив руку к груди, попросил прощения, а затем указал на Ольгу, всем видом показывая, что слово для приветствия надо предоставить и ей!
Галина Ивановна, о чём-то пошептавшись со Светланой Фёдоровной, кивнула мне. Я усмехнулся, предчувствуя победу.
— Юра, что ты делаешь? Зачем? — спросила Оля.
— «Надо, Федя, надо!»{1} Пусть видят, какие красивые девушки учились у нас в классе!
В тот же момент Светлана Фёдоровна объявила:
— А сейчас нам расскажет о себе бывший выпускник, единственный человек, присутствующий здесь в военной форме Юра Кручинин!
Я почувствовал, как моё лицо вытягивается от удивления. «Не рой другому яму…»
— Он меня очень просил, чтобы его не вызывали, — продолжает завуч. — Но я чувствую, что это необходимо!
Послышались аплодисменты и не какие-нибудь там «жидкие», а дружные, всего зала. Не скрою, это было приятно! Пришлось выходить на сцену. Пока шёл, в спешном порядке обдумывал, что буду говорить.
Поднялся к столу президиума, посмотрел на своих бывших учителей.
— Представляться особой необходимости я не вижу – вы меня хорошо знаете. Сразу после нашей школы я поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени первого в стране дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца. Сейчас на втором курсе. Было ли трудно? Сначала – да! Впрочем, вероятно, трудно было везде. Это всегда так! Новый коллектив, новые товарищи, другие требования. В первом семестре особенно не старался. Как у многих моих товарищей имел принцип: «Нам не нужен высший балл, лишь бы отпуск не пропал!» — в зале дружно засмеялись. — Но потом оказалось, что этого в лётном училище недостаточно, ибо, если авиатехнику сдашь ниже, чем на «хорошо», к полётам не допустят! Поэтому пришлось и потрудиться, и недосыпать!
«Интересно, когда это ты недосыпал по ночам из-за учёбы!» — проснулся мой противный внутренний голос.
«Заткнись, дурак!» — пытаюсь одёрнуть я его.
«Сам дурак!» — отгавкивается он.
— 6го апреля я со своими товарищами уезжаю в лагеря, где приступаю к лётному обучению. Кстати, 14 апреля в масштабе школы можно организовать маленький праздник – день моего первого вылета (вместе с инструктором, правда). Надеюсь, вы поняли, что я пошутил. Здесь многие мои товарищи-выпускники школы приглашали нынешних учеников на день открытых дверей своих институтов. Чего я, по вполне понятным причинам, не смогу сделать: двери то в нашем военном училище всегда закрыты, вход по пропускам. — В зале засмеялись. — Что ещё? До меня здесь настаивали: «Поступайте в Политех!», «Приходите в госуниверситет!» Я скажу так: «Летайте самолётами! Это быстро, выгодно, удобно!»
После этих слов под гром (почему-то) аплодисментов я отправился к своим. Уже сидя, пожал протянутую Юрой Ломановым руку.
Потом были танцы. Ольга держалась рядом, не отходила ни на минуту. Сергей был со своей девушкой. Однако когда мы с Юрой вышли в коридор, чтобы немного прохладиться (в зале было душно), Наумов вышел вслед за нами.
— Ну, как Ольга? — поздоровавшись, первым делом поинтересовался он.
— Нормально-хорошо. На торжественной части всё время заводила меня своим смехом. Мы даже осуждающего взгляда Галины Ивановны были удостоены.
— Актёрское мастерство! — безапелляционно заявил Сергей. — И притом, ты не видел её скучной! Это сама тоска!
— Серёжа, почему «мастерство»? Рассмейся я сейчас делано – ты бы заметил? Вот так и я! А насчёт скуки… Что-то я не замечал раньше за ней этого! Как хохотушкой была, такой и осталась! А серьёзными нас заставляют быть обстоятельства! Может, мы сами создаём такие обстоятельства для других?
Сергей кивнул, потоптался немного и отошёл.
Вечер продолжался. Ребята танцевали, прыгая в кругу, к ним вскоре на один танец присоединился и я, хотя и умею (этому несколько лет учился в танцевальном кружке Дворца пионеров), но такие танцы, как я уже говорил, не по мне. Директор школы смотрела-смотрела, а потом распорядилась вечер заканчивать, а нам сказала:
— Если вы к нам ещё принесёте с собой такие танцы, мы вас в школу приглашать больше не будем!
Мои глаза прыгнули кверху.
Вот этого я никак не понимаю! Хотя, как сказал выше, к таким танцам отношусь без симпатии. Но как можно запрещать то, что многим нравится и сейчас считается модным? Конечно, Галина Сергеевна, наверное, сравнивает это с танцами, которые когда-то выпускницей танцевала она. Безусловно, эти танцы разнятся. Но запрещать? Император Павел I тоже пытался своим указом запретить подданным танцевать вальс, но из этого ведь ничего путного не вышло! Павла убили ударом табакерки в висок (надеюсь, не из-за танцев), вальс пробил себе дорогу сквозь запреты!
Завтра начинаются экзамены по эксплуатации самолёта, двигателя и оборудования. Это как раз те предметы, которые на будущих полётах нам нужны, как воздух для полёта. Вероятно, поэтому все будто с ума посходили – готовятся, готовятся, готовятся...
<•>> >> Veto {2} <<•
[+] Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что наделали много глупостей.
Фридрих Август фон ХАЙЕК
<<•><•><•>>
[+] Что запретил другим, не позволяй и самому себе. Иначе, какой же ты пример для подчинённых?
Михаил ТУХАЧЕВСКИЙ, Маршал Советского Союза
<<•><•><•>>
[+] И неудивительно, что он уверенно сидит в седле. Под ним ведь нет лошади.
Андрей БРЕЖНЕВ
<<•><•><•>>
[+] Не женщины, а мужчины установили культ жестокой мужественности, и так как мужчины боготворят мускулы и грубую силу, они приписывают эти чувства и нам.
Элизабет ДЕЙВИС
<<•><•><•>>
[+] Вы, мужчины, почти всегда в каком-то всеоружии: то латами гремите, то саблей, то шпорами, то портупеей скрипите, то во всеоружии идеи, знания, работы. Женщины должны вас бояться. Я вот боюсь. Так что становись и передо мной на колени, иначе я не пойму, что же ты хочешь сказать...
Римма ДЫШАЛЕНКОВА
<<•><•><•>>
[+] Настоящий мужчина падает на колени перед женщиной, чтобы ускорить её падение.
Диля ЕНИКЕЕВА
<<•><•><•>>
[+] Витязь на распутье: Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – жена бросит.
Андрей БРЕЖНЕВ
<<•><•><•>>
[+] Самая большая неучтивость – наносить дамам только визиты вежливости.
Яна ДЖАНГИРОВА
<<•><•><•>>
[+] В Америке мужчины одержимы мечтой о богатстве, женщины – проблемой веса. Одни говорят только о том, как бы увеличить доход, другие – как бы им сбросить вес, и я, право, не знаю, что скучнее.
Мария МАННЕ
<<•><•><•>>
[+] Юноши думают о том, чего они могут добиться и что получить; девушки – о том, кого они могут заполучить.
Шарлотта ГИЛМАН
<<•><•><•>>
[+] По своей натуре мужчин больше интересует вопрос «Что делать?», а женщин – «Кто виноват?»
Яна ДЖАНГИРОВА
<<•><•><•>>
[+] Богатый мужчина – всё равно, что красивая женщина.
Анита ЛУС
<<•><•><•>>
[+] Талант в мужчине то же, что красота в женщине, – всего лишь обещание. Для того чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.
Оноре де БАЛЬЗАК
<<•><•><•>>
[+] Пока женщину считают неспособной быть адвокатом, министром или врачом, но считают её достаточно способной, чтобы быть учителем, каждый мужчина, выбирающий эту профессию, навлекает на себя подозрение, что мозгов у него не больше, чем у женщины...
Сьюзен ЭНТОНИ
<<•><•><•>>
[+] Петрарка, как известно, воспевал Лауру двадцать один год. А она всё рожала и рожала детей своему мужу. Одиннадцать нарожала. Дело для нас простое, понятное. Как-никак Петрарка свой брат из пиитического цеха. Ему, разумеется, нужна была тема, а вовсе не женщина.
Анатолий МАРИЕНГОФ, драматург, прозаик
<<•><•><•>>
[+] Если пишешь о женщинах, то поневоле должен писать о любви.
Антон Павлович ЧЕХОВ
<<•><•><•>>
[+] Описывать женщину – дело не то, что трудное, а бесполезное.
Эльдар РЯЗАНОВ
<<•><•><•>>
[+] Для комедии мне нужны всего три вещи: парк, полисмен и хорошенькая девушка.
Чарли ЧАПЛИН
<<><><•><><>>
><•>>> Ex duobus malibus minimum elegi {3}
><•>>> ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
•>> МАЛЬЧИК И МУЖЧИНА <<•
••>> Мальчик знает, что у него есть мозги. Мужчина знает, как ими пользоваться.
••>> Мальчики ещё не накачали мускулатуру (как правило). Мужчины уже обзавелись брюшком (обычно).
••>> Мальчиков интересно дразнить: дам – не дам, нужен – не нужен. Из-за мужчины приятно мучиться: позвонит – не позвонит, помнит – не помнит. Если мальчик умный, то мучить будет он. Если мужчина глупый, то будет мучиться сам.
••>> С мальчиком легко играть в любовь. С мужчиной тоже можно играть. Но только по его правилам.
••>> Стоящие мужчины давно заняты. Хорошие мальчики всегда свободны. Если в последнем случае не так, то ради тебя освободятся!
••>> Мальчики воспринимают тебя как учителя и наставника – в любви, жизни, сексе. Мужчины смотрят на тебя как на ученицу. В худшем случае, как на подружку на один день.
••>> Мальчик точно знает, что он хочет от тебя. Мужчина знает, как этого добиться!
••>> В постели с мальчиком можно перепробовать всю Камасутру. Мужчина же выберет из неё золотые страницы... Ну да, одну-две страницы, не больше...
••>> С мальчиком ты можешь, где тебе угодно, когда тебе угодно и что тебе угодно. С мужчиной – где, когда и как удобно ему!
••>> Мальчик надеется и верит. Мужчина думает и знает!
••>> Мальчик привязывается к тебе. Мужчина привязывает тебя к себе! Если привязываются оба, то это любовь...
••>> Те книги, которые читает мальчик, ты успела забыть. Те книги, которые читает мужчина, ты ещё не успела прочитать.
••>> С мальчиком нужно встречаться не реже, чем раз в два дня, иначе он заведёт себе ровесницу в пику тебе. С мужчиной стоит встречаться не чаще, чем раз в неделю, так как остальное время он проводит с женой.
••>> Мальчика не вытащишь с дискотеки или из клуба. Мужчину – из домашних тапочек.
••>> Мальчик хочет. Мужчина может. И никто из них ни хрена не делает!
<•>> >> Ars amandi {4} <<•
[+] — Вы уставились на неё так, будто никогда в жизни не видели смазливого личика!
— Будто вам наших личиков не хватает!
Из худ. к/ф-ма «Кто стучится в дверь ко мне»
<<•><•><•>>
[+] — Кто главнее: колдунья, ведьма или Баба-Яга?
— А все они главные. Разница только в возрасте: колдунья – молодая, ведьма – женщина средних лет, а Баба-яга – старуха.
Из худ. к/ф-ма «Дубравка»
<<•><•><•>>
[+] — Да, но это не самая заманчивая планета! Это пустыня с токсичной атмосферой. Там нет ничего привлекательного!
— Кроме женщин! Говорят они там страстные, как вулканы!
— Боюсь, что тебе ничего не светит!
Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<•><•><•>>
[+] — Я сама женщина и знаю, какие иногда обиды нам наносят мужчины!
— Но зато вы не знаете, как обижают нас женщины! Вы не унывайте, молодой человек! Если вы её найдёте, то худшее впереди!
Из худ. к/ф-ма «Матрос с “Кометы”»
<<•><•><•>>
[+] — Эх, молодёжь! Наше вам с кисточкой!
Из худ. сериала «Вызываем огонь на себя»
<<•><•><•>>
[+] — О, эти дамы!.. Они спасают нас из плена и снова берут в плен!
Из худ. к/ф-ма «Порт»
<<•><•><•>>
[+] — О! Вот женщина, которой я нужен!
Из худ. к/ф-ма «Досье детектива Дубровского»
<<•><•><•>>
[+] — О, если бы земля давала бы плод от женских слёз, то эти бы плодили крокодилов!
Из худ. к/ф-ма «Отелло»
<<•><•><•>>
[+] — Ты, Вера Николаевна, глупая женщина! Вот так вот!
Из худ. к/ф-ма «Вокзал для двоих»
<<•><•><•>>
[+] — Ты, лягушка, дьявольски умна! А это утомляет!
Из худ. к/ф-ма «Круг обречённых
<<•><•><•>>
[+] — И я не хочу ничего уступать, решительно ничего!
— Правильно, душечка, ничего не уступайте!
— Не уступлю!
Из худ. к/ф-ма «Попрыгунья»
<<•><•><•>>
[+] — Отчего я на ваших вечерах никогда не встречал дам?
— Оттого, что я всех дам, кроме актрис и портных, считаю скучными!
Из худ. к/ф-ма «Попрыгунья»
<<•><•><•>>
[+] — Дятлов, ты чего за Носовой бегаешь?
— Хочу и бегаю!
— Хочет и бегает!
Из тел. худ. сериала «Школа»
<<•><•><•>>
[+] — Привет, горячие провинциалки!
Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<•><•><•>>
[+] — О, Санта-Мария, где ты?
Из худ. к/ф-ма «Формула любви»
<<•><•><•>>
[+] — Ты где был? Почему так долго?
— Ты ещё спроси: с кем пил и где зарплата?
Из худ. сериала «Семь жён одного холостяка»
<<•><•><•>>
[+] — Во! Свет уже погасили! Электовеник, а не баба!
Из худ. к/ф-ма «Дамское танго»
<<•><•><•>>
[+] — Таких Кать у тебя будет миллион!
Из худ. к/ф-ма «Вам и не снилось...»
<<><><•><><>>
________________________
{1} Фраза из кинокомедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».
{2} Veto (лат.) – Запрещаю.
{3} Ex duobus malibus minimum elegi (лат.) – Из двух зол выбирай меньшее (совет Цицерона).
{4} Ars amandi (лат.) – Наука любви (так называется одна из книг Овидия).