Сургучева-Меланьина Ольга Григорьевна. Ч-3

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Здание бывшей чайной в селе Благодарном Ставропольской губернии, в котором устраивались чтения и спектакли. В советское время - Благодарненский сельсиполком. Ныне здание страхового агентства и юридическая контора.

ФОТО В.И. Пузикова - автора. 2012 год. г. Благодарный Ставропольского края.

ЧАСТЬ 3.

В селе Благодарном Ставропольской губернии в начале 1900 года действовал народный дом, ставший главным культурным центром  Благодарненского уезда.

Здесь слушателям читали лекции по истории, медицине, географии, художественные произведения. В антрактах между чтениями местными любителями исполнялись музыкальные номера, песни, разыгрывались пьесы.

Репертуар постановок был разнообразным: Островский «Не в свои сани - не садись», комедия в 3-х действиях; С. Н. Кириллов «Мачеха», драма в 3-х действиях; Н. Н. Никитский «В гостях без хозяина», водевиль в 1-м действии; «Бедовая бабушка», водевиль в 1-м действии; «Вторая молодость», драма в 4-х действиях и другие.

Село Благодарное изредка посещали гастролирующие театры. Заметным явлением в культурной жизни села в 1900 году стало выступление Малороссийской труппы под управлением Каменского. В составе труппы было 8 артистов, которые дали 10 представлений.
 
На следующий год они снова посетили Благодарное, но уже в качестве «Товарищества малороссийских артистов», состоявшего из 16 человек.
Население с интересом посещало спектакли. Полный зал собирали драмы Манько «Несчасне Коханне» и Тобилевича «Безталанна».

***

В 1902 году народный дом посетил будущий известный Ставропольский писатель Илья Дмитриевич Сургучев, который приезжал в село Благодарное в гости к купцам Меланьиным, родителям жены Ольги Григорьевны.

 Свои впечатления он представил газете «Северный Кавказ», которая и опубликовала небольшую заметку.

Илья Сургучев писал:
«…Волею судеб, чествовать Н. В. Гоголя мне пришлось в сел. Благодарном. Чувствовалось как-то не по себе. Общее настроение походило на то, какое испытывает религиозный человек, встречая Пасху где-то на чужбине, далеко от родных, в непраздничной обстановке.

Достал у знакомого сочинения Н. В. и начал перечитывать.
- Хоть так праздную.

Вдруг объявляют:
- Спектакль!

В местной чайной, оказывается, есть небольшая сцена, где любителями предполагалось в один из юбилейных дней поставить «Женитьбу».

Вечный скептик, когда говорят о хорошей любительской игре, я и на этот раз сначала было остался верен себе – и приятно разочаровался. Гоголевский шедевр был так мило разыгран, так осмысленно, что пришлось диву даваться.

- Да это еще что! Не то было бы! - Жаловались мне. - И не так еще можно было бы отнестись к делу – да не с кем играть. Тот жену не пускает, того жена не пускает – хоть волком вой!

А режиссер здешний, господин М., сам очень недурной исполнитель, безусловно, понимает дело, ведет его очень толково и жаль, конечно, что человеку разойтись негде.

А, в общем, кроме спасибо ничего нельзя сказать благодаринской интеллигенции: хоть лыком, а все-таки пришиты к общему культурному празднику.

Перед спектаклем был показан при помощи волшебного фонаря портрет Николая Васильевича, а затем хор любителей пропел в честь его кантату, кажется, любительского сочинения: уж очень кантата смахивала на херувимскую старинного распева». [15]

Такова была культурная жизнь в селе Благодарном более 100 лет назад, увиденная Ильей Дмитриевичем Сургучевым.


ИСТОЧНИКИ:
15. Забелин В.М. Благодарненская старина. Исторические очерки. Ставрополь. АГРУС, 2011. Культурная жизнь в селе Благодарном на рубеже XIX-XX веков.

22 июня 2012 г.                г. Благодарный