Князь Моском

Ольга Сангалова
      История, всегда, писалась  под угоду правителям.
      Версий происхождения слова Москва, более 70, выбирай! Мне нравится версия про  князя Мусокия (Моска, Мосох), который в результате войны с Дуная, был вытеснен на север, а слово “Моск” означает мозг. Основан наш город славянским князем  Моском  Светояричем, в честь него назвали город, а позже пременовали реку Смородину в Москва-реку. Городище князя было заложено на одном из семи столичных холмов: Боровицкий(Кремлевский), Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая горка, Лефортовский и Воробьевский.
      В "Книге Велеса" об основателе Москвы говорится: "А после мы пошли каждый своим путём: и некие роды потекли на Север, и были это суть вятичи и радимичи". О том же и в "Повести временных лет": " Пришёл и поселился Радим по Сожу и от него назвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него назвались вятичи".  Тогда и род Мусокия (Моска) переселился вместе с вятичами в современную Московскую область.
      Летописи и археология  утверждают, что вятичи и радимичи в 4- 5 веках переселились "от ляхов" ( с Волыни) на границу земель кривичей и финнов. И именно тогда Моском (Мосохом из "Описания" инока Рвовского) был заложен "град мал" на Швивой горке что в устье Яузы, разросшийся и ставший впоследствии столицей Московской Руси. Историк А. Асов приводит целый абзац из “Описания инока Рвовского”, что Моском”... был заложен град мал... на Швивой горке, что в устье Яузы”; “Рядом с Москвой дунайскими кельтами-филидами, пришедшими с Моском, было заложено село Фили. Тогда же была названа подмосковная речка Истра Истрой в память об Истре, откуда они пришли” – так в древности назывался Дунай. Но Моск пришёл не на пустое место. Там уже с незапамятных времён проживали славяне-кривичи. И в седьмом веке до нашей эры в Дьяковском городище (в будущем – село Коломенское), было святилище Велеса в Волосовском овраге.  На острове пустынника Букало (в Москве) Моску Святояричу было видение “...зверя превелика и пречудна, триглава и красна зело”. Сопровождавший Моска мудрец Василий-гречанин истолковал видение  Великого Триглава. Три главы – суть образ треугольного царства, разные цвета – суть того, что в сём граде будут жить люди со всех стран света” Триглавым  раньше изображали Велеса. На Боровицком холме до середины ХIХ века лежал Велесов камень, остаток от святилища Велеса в Кремле. А. Асов  пишет, что в 1147 г., который сейчас считается датой основания Москвы, Юрий Долгорукий пригласил в Москву в гости Святослава Ольговича на празднование 550 годовщины со дня Исхода с Дуная рода Моска.
      А. Асов утверждает, что дату основания Москвы Моском Святояричем следует отнести на 597-598 годы. Следовательно, сейчас Москве 1410-1411 год.  Моск Святоярич пришёл сюда не на пустое место. А. Асов  пишет: “Тут хранились легенды о патриархе Моске, сыне Велеса, жившем в четвёртом тысячелетии до нашей эры  и прибывший на территорию Москвы с Севера во время очередного обледенения в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Здесь жили славяне испокон веков, со времён Исхода с Севера – 13600 лет (Вспомните Гиперборею на месте Северного Ледовитого океана, ушедшей на дно в результате космической катастрофы 13 тысяч 600 лет назад). Возможно, Моск Святоярич и сам искал здесь Москву Беловодья... "
      Таганский холм (Швивая горка, Лыщикова гора, Красный холм)  — на водоразделе Москвы-реки и Яузы. Здесь располагалось древнее городище, оставшееся в народной памяти, как Болвановка.  Холм поднимается на 22—23 м над набережными Москвы-реки и Яузы, находящимися у его подножья. Горизонтали  местности, сохранили еще характерный изгиб, указывающий на существовавший в древности узкий перешеек, который мог быть легко перерезан рвом и валом, как это обычно делалось на городищах. Холм в устье Яузы чрезвычайно удобен для городища.  Он находился на важном торговом пути, проходившем некогда по реке Яузе. На значение этого района для судоходства по Яузе указывает и то обстоятельство, что низкая местность на правом ее берегу напротив исследованного нами холма носила древнее название «Пристанища». Пристань была и у подножья холма, на берегу Москвы-реки. Следы ее открыты при археологических наблюдениях на Котельнической набережной. Раскопки проводили в 1946-1947 годах. Остатки святилища Огненного Волка на Швивой горке были раскопаны в 1997 году. Именно здесь найдены самые древние до славянские и славянские  остатки поселений,  глиняные культовые фигурки рожаницы, всадника верхом на рогатом диве, а также витязя с волчьей головой (Огненного Волка).
     На вершине холма  стоит каменная церковь Никиты «бесов мучителя»,она расположена в центре современной площади городища, письменное известие о ней относится к 1476 г. Летописец, рассказывая о «знамении», которое он видел из Кремля 11 марта 1476 г., сообщает, что солнце взошло над Андрониковым монастырем, окруженное каким-то радужным кругом, из которого вырывались два луча «един видим нами аки за святым Илиею иже под сосною, другий, яко же бы за Никитою святым иже за Яузою». Церковь Никиты за Яузой, стало быть, тогда уже существовала, но была ли она в ту пору каменной?
     Андроников монастырь стоит и поныне, там музей Андрея Рублева,он  был иноком монастыря.  Монастырь известен, самым  старым каменным  храмом  столицы - храмом   Спаса Нерукотворного, постройка 1428 года.По преданию — корабль, на котором митрополит Алексий,  возвращался из Константинополя,  попал в сильный шторм в проливе Босфор. Митрополит стал горячо молиться об избавлении от бури на икону Нерукотворного Спаса и дал обет,в случае своего спасения основать в Москве церковь. В 1360 году во исполнение обета на левом крутом берегу реки Яузы был основан монастырь. Его первым настоятелем стал ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского — Андроник.  Летописи пишут о знамении виденном  над Шивым холмом, лучи и радужный круг, может, поэтому именно  здесь построена первая каменная церковь в исполнении обета.
     Хотите побывать на месте основания столицы? Пойдите  на Таганский холм,  посетите музей Андрея Рублева, попросите в храме Спаса Нерукотворного помощи в исполнении самых заветных желаний и получите по вере вашей!