Кто написал Киевскую Русь? 4. Руский от слова руда

Андрей Пустогаров
 "Поэтому   ошибочно   называть   их   московитами ,  а   не   русскими ,  как    делаем   не   только   мы ,  живущие   в   отдалении ,  но   и  более близкие  их  соседи"

Записки капитана Маржерета


1. "Русский Киев" под Будапештом 2. Кого испугались хазары? 3. Русский и чех - это профессии  4. Пушки,взявшие Константинополь 5. Вещий Олег или Мехмед Завоеватель?
6. Иго болгарского короля Батоя



1. "Русский Киев" под Будапештом
В конце предыдущей главы мы говорили о красноречивом сходстве биографий крестителя Венгрии Иштвана (Стефана) Святого и крестителя Руси Владимира Равноапостольного.  Сохранились в Венгрии и следы присутствия апостола Андрея, причем в прямом соседстве с "киевскими" топонимами. На Дунае в окрестностях Будапешта, в круге диаметром примерно в 70 км, находятся города Сентендре (город св. Андрея), Рацкеве и Вышеград.

Название "Рацкеве" переводят как "сербский Кеве", поскольку считается, что сюда переселились жители Кеве, находящегося ниже по Дунаю в современной Сербии. Но корень "рац", на наш взгляд, означает вовсе не "сербский", а как раз "русский", о чем мы еще поговорим ниже в этой главе. И не напоминает ли история о переселении из Кеве в Рацкеве уже известную нам историю "Повести временных лет" о переселении из Киевца на Дунае в Киев на Днепре? И если уж такое переселение  действительно случилось на Дунае, то почему  было не использовать сюжет переселения, изобретая историю Киевской Руси на Днепре, чтобы объяснить бросающиеся в глаза дунайские следы?
Заметим, что имя Кеве присутствует в списке венгерских мужских имен. Считается, что оно гуннского происхождения, то есть, достаточно старое, и означает "камень".
Таким образом, как и в случае Киева на Днепре, присутствует совпадение названия города с мужским именем, но, в отличие от имени Кий, в невымышленности этого имени сомнений нет.
   
Теперь о святом Андрее. Заглянем в путеводитель по окрестностям Будапешта: «городок Сентендре (город святого Андрея), напротив острова с одноименным названием на узкой полоске земли между горами и одним из рукавов Дуная. … В 1015 г. будущий просветитель Венгрии  Герард решил совершить паломничество в Святую землю, однако добраться до неё ему было не суждено: корабль, на котором он плыл, попал в бурю и причалил на острове св. Андрея Первозванного. По пути он познакомился с аббатом из Венгрии, который убедил его остаться на время в его стране, встретиться с королём Иштваном I  и продолжить свой путь в Иерусалим через Константинополь. Однако оказалось, что Герарду было суждено провести здесь всю оставшуюся жизнь и посвятить её делу утверждения христианства в Венгрии».

То есть, как и в рассказе о святом Андрее на Днепре, крещение соединено с путешествием крестителя. Только путешествует не креститель Андрей, а креститель Герард. Правда, причаливает он именно на остров св. Андрея.

Чуть выше  Сентендре на берегу Дуная  находится  город Вышеград – одна из древних венгерских столиц. (Напомним, «Повесть временных лет» сообщает, что неподалеку от Киева на правом берегу Днепра находился Вышгород – город княгини Ольги).  В венгерском Вышеграде стоит  православный монастырь св. Андрея.

Эта концентрация "киевских" топонимов в небольшой области, связываемой с крещением Венгрии, на наш взгляд, вполне может указывать на место реальных событий, послуживших источником для историй о днепровской Руси в "Московии" Герберштейна и "Повести временных лет".

Читая материалы, касающиеся крещения Венгрии, мы в очередной раз натыкаемся на отождествление ее с Русью. Вот "Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II". Брунон (или Бруно) - современник Стефана Святого, который, находясь в Венгрии, пытался обратить ее жителей в христианство.
Далее читаем: " Вот уже целый год прошел, как мы, после долгого, но бесплодного пребывания в Венгрии, оставили эту страну и направились к печенегам — самым злым язычникам. Русский государь, известный могуществом и богатствами, удерживал меня у себя целый месяц (как будто-бы я по своей воле шел на гибель!) и противился моему предприятия, стараясь убедить меня — не ходить к этому дикому народу, среди которого невозможно отыскать ищущих спасения, а найти себе бесполезную смерть — всего легче". По-моему, отсюда напрямую следует, что Венгрией или ее частью правит русский государь. Почувствовал это и переводчик Н.Оглоблин, опубликовавший перевод ("Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II" // Киевские университетские известия, № 8. 1873). Поэтому после слов "русский государь" он в скобках вставил пояснение - (Владимир св), а в предисловии объяснил нам за самого Бруно, что пробел между двумя соседними предложениями как раз и означает путешествие с Дуная на Днепр.


 А в «Деяниях венгров», написанных, как считается, Анонимом в конце 12 в., слово «Русь» стоит в следующем контексте:  «О замке Комаром (De Camaro castro)»: «король Эндре выменял это место по двум причинам: во-первых, оно было удобно королям для охоты; во-вторых, в этих местах любила жить его жена, поскольку здесь она была ближе к своей родине, так как она была дочерью вождя русов и боялась прихода императора немцев, который вторгался в Венгрию ради мести за кровь короля Петера...» (Цит. по М.К.Юрасов « Русско-венгерские отношени второй трети ХI в» ("Мир мстории", 2002, №3).


Тут  историки   вынуждены объяснять, что Венгерский Аноним, который это написал «плохо разбирался в географии своей родины (!): «Комаром (современный словацкий город Комарно) находился на Дунае, близ устья реки Ваг, т.е. заметно ближе к немецкой границе, чем к русской». (Там же).

Но, поскольку мы уже столько писали об упоминаниях в различных источниках  Дунайской Руси, то мы  не будем  упрекать Венгерского Анонима в безответственности.   Действительно, ведь он, в отличие от современных историков, и не подозревал, что Русь, о которой он пишет, находится на далеком Днепре, а не у него под боком.   На наш же  взгляд, вся разгадка как раз в слове «словацкий». Но к этому мы как раз сейчас и переходим.


2. Кого испугались хазары?

Итак, почему я думаю, что какие-то истории о событиях на Дунае действительно существовали и были использованы потом Куспинианом и Герберштейном?  Почему это все не чистой воды выдумки «венских гуманистов»?
 
Вот что пишет Герберштейн в  «Московии»: «Если тебе нужны металлы, то какая часть света более, чем Венгрия, изобилует золотом, серебром, медью, сталью и железом?»   

Сравним это с  рассказом о «хозарской дани», которого нет в «Московии», но который  есть в «Повести временных лет»:
«И нашли их хозары сидящими на горах этих в лесах и сказали хозары: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хозары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хозарские: «Не добра дань та, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель».

Это означает, что на этих горах была хорошо развиты производство и обработка железа, что быстро сообразили летописные хозары. Они хорошо понимали преимущества, которые дает обладание передовым вооружением.

(На полях заметим: принять считать слово  "хазары" этнонимом, то есть названием народа. Нам же представляется, что его надо сопоставить с тюркским "хазрет", то есть "святой". И тогда хазары превращаются в религиозную группу, подобной, скажем, левитам - что тоже означает "священнослужители" (в католической традиции - дьяконы).    

Мы уже обсуждали, что вряд ли можно всерьез назвать горами возвышенности Киева и Чернигова. Кроме того, а существуют ли какие-нибудь свидетельства, что в окрестностях  Днепра были относительно высоко развиты производство и обработка железа? Таких свидетельств нет, даже для  эпохи, предшествующей якобы монгольскому нашествию, которое якобы все разрушило. Нет также и свидетельств о разработке месторождений железной руды. Историкам, чтобы свести концы концами,  остается только предполагать, что железо в Киевской Руси могли получать  из  руды болотной ( Колчин Б.А., Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси.  Сборник: Материалы и исследования по археологии СССР, № 32, 1953).

Однако,из болотной руды путем выплавке т.н. сыродутным способом в домнице (небольшой открытой глинобитной печи) получали лишь мягкое губчатое железо, которое не годилось для изготовления оружия. "Ранние   этапы   сыродутного   способа   производства   железа   моделировались   в   серии   экспериментов   Б .  А .  Колчина . На территории раскопок в Новгороде была построена глиняная печь древнерусского типа. Руда доставлялась из отвалов древних выработок старого сосновского рудника на Урале. Были учтены такие существенные технологические подробности, как предварительный разогрев печи, сушка руды. В 17 произведенных опытах плавки было получено губчатое железо. Многократные попытки превратить железную губку в крицу - в монолитный кусок железа без шлака и пустот (в таком виде железо и должно было поступать к кузнецам для обработки) - не увенчались успехом. ( Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. – М.: Наука, 1980, гл.2, "Железо". Имеется в виду работа   3. Колчин Б.А., Круг О.Ю. Физическое моделирование сыродутного процесса производства железа // Археология и естественные науки. М.: иа СССР, 1965. С.196-215.
Заметим, что в экспериментах  Колчина использовался даже не болотный железняк, а руда из рудника. Дело в том, что болотный железняк характеризуется высоким содержанием  серы и фосфора, что  делает хрупким получаемое из него железо. Поэтому железо, полученное  из болотного железняка, было бы еще хуже по качеству.   

(Более подробно о "древнерусской" металлургии в 3.5.10).

В отличие от днепровской Руси, в окрестностях Дуная  находится хорошо известный  горный район с разработками месторождений железных руд  – это Словацкое Рудогорье. Причем добываемая там руда - сидерит - характеризуется высоким содержанием железа и отсутствием серы и фосфора. 
Упоминание о добыче руды и производстве  железа  в области  Рудогорья  под названием Гемер  относят к 13 веку. К тому же времени относят следы  горных работ на соседнем руднике Рудабаньи.  Датой открытия самого крупного до сегодняшних дней месторождения железной руды в Чехии и Словакии  -Рудняков - считается 1322 год. 

Через Гемер проходят притоки Тиссы, которая затем впадает в Дунай. 
 (Тисса уже возникала в нашем разговоре, когда мы рассуждали о том, какие «моноксилы», о которых писал Порфирогенит, могли сплавляться по горным рекам.  Заметим также,  что к Гемеру примыкает выходящая к Дунаю  область со знакомым названием Новоград. Есть в этой области и замок Галич).

Словацкое Рудогорье было главным поставщиком железа, меди, серебра и золота для Венгерского королевства.   И в настоящее время Рудабанья остается крупным центром добычи железной руды,  а стоящий на притоке Тиссы город Мишкольц – крупнейшим металлургическим центром Венгрии.

 Кем бы ни были эти летописные хозары, но у них, действительно, были основания озаботиться при виде промышленно развитого района с налаженной добычей руды и железоделанием, с лесными массивами, дающими топливо для домн,  с речной сетью, связанной со всем дунайским бассейном.

Материальных же свидетельств того, что какую-то угрозу мог представлять городок Киев на далекой степной окраине  у нас нет. (О том, что в это и более позднее время представлял собой Киев, мы еще поговорим).



3. Русский и чех - это профессии
 
Заметим, что «руда» и «русы» - это однокоренные слова. Этот славянский корень  означает «красный»: «В общеславянском языке русъ образовано с помощью суффикса -с- от основы руд-, выступающей в руда; сочетание дс упростилось в с».  Слово «руда»  произошла от  «красной земли»  -  бурого  болотного  железняка.  Для слова же  «русы» предлагают  следующую  этимологию:  от «русые» -  рыжие. (Ср. украинское «рудый» - рыжий).  Я бы предложил другую: русы =рудсые = рудные, то есть народ, связанный с добычей и обработкой  руды.

Для сравнения  взглянем на  название «чех». Словарь Фасмера предлагает выводить название «чех» от «чета» - отряд, толпа.  Однако, никаких сведений о том, что чехи как-то выделялись среди других народов склонностью к  военным формированиям  у нас нет. А вот если рассмотреть версию Я. Кесслера и И. Давиденко ( «Мифы цивилизации», М., Эксмо, 2005, стр. 94), которые выводят «чех» от балто-славянского корня «тьх» с однокоренными ткать, тачать, точить, тесать  и увязывают  его с немецким Zech – мастерская, цех и словами «чекан», «чеканить» (ср. итальянское zecca – монетный двор), то сразу вспоминаешь, что Чехия действительно отличалась в средневековье высоким уровнем своих ремесел, а чешский монетный двор в  городе Кутна-Гора  - один из старейших в Европе. (Считается, что в Кутна-Горе добывалось до одной трети европейского серебра. Чеканка монет началась около 1300 года.   А чуть позже – в 1327 году монетный двор появился в Кремнице – на противоположной от Дуная стороне Рудных гор). 
Таким образом, аналогично  с «рус» - рУдник, и слово «чех» могло означать чеканщик, мастеровой.

(Продолжая этимологическую тему,  вспомним название «этруски». Не будем вдаваться в споры, когда они жили и принадлежали ли к славянскому роду-племени. Заметим лишь, что все свидетельства о них говорят о высоком развитии этрусской металлургии. Что, возможно,  через  «руд» - «рус» и отразилось в их названии).


И по другую от Рудных гор сторону Дуная, в Сербии,  находилась  Рашская область, главным городам которой  был город Рас – столица средневековой Сербии, стоявший на реке Рашка или  Расиня. Саму Сербию итальянцы называли Рассией (Rascia, Raxia, Rassia). И до сих пор еще в Венгрии православных сербов называют «рацы» (они же  Rasci, Rasane,  латинское Rasciani). Неподалеку от города Рас (теперь Новый Базар – Нови-Пазар) находится гора Копаоник. В средние века ее склоны были ископаны шахтами, в которых добывали железную руду. Область была известна, как центр производства и торговли оружием. Неподалеку, кстати находится и сербский город с характерным названием Печ.
То есть,  и здесь мы видим этноним  «рас» в сочетании с рудным делом.

Таким образом, от украинского Закарпатья, населенного русинами, на юго-запад до Сербии протянулась область с постоянным  присутствием  топонимов и этнонимов рус-руд-рас, известная давними традициями добычи руд  и металлургии. На наш взгляд, это и есть земля русская начальных глав Повести временных лет.
 


4. Пушки,взявшие Константинополь

Эта связь русов с рудным делом и железоделанием – единственное, что может объяснить упоминания о многочисленных походах русов на центр тогдашнего мира – Царьград. Только технологическое превосходство в оружии могло бы позволить Олегу прибить свой щит на ворота самого большого в ту пору города мира. Иначе нам опять придется пересказывать старые басни о том, как «неиспорченность» помогла народу, стоящему на более низкой ступени технологического развития, одолеть народ, более развитый в этом отношении.  (Чтобы далеко не ходить: история последней иракской войны хорошо показала, чего стоят эти басни).
 
 Позднее этот карпато-балканский металлургический регион был поделен между двумя европейскими империями – Священной римской империей германского народа и Османской империей.  Собственно, металлургия – как основа современной цивилизации – это и есть то, что создало эти империи. В истории Германии зафиксировано это движение металлургических технологий вверх по течению Дуная.

Поскольку, как мы уже отмечали, люди любят погружать начало    любого вида своей деятельности в «глубокое прошлое», то  это же  распространяется  и на металлургию, которая якобы начала развиваться в совершенно незапамятные времена – в 5-6 тысячелетии до нашей эры. Но, так или иначе, обработка металлов – золота, серебра, меди -  в так  называемой Карпато-Балканской  металлургической провинции по археологическим данным началась гораздо раньше, чем на территории Германии либо на Днепре: «Северобалканские и карпатские центры металлургии производили не столько золотые изделия, сколько на редкость разнообразное оружие и всевозможные орудия: втульчатые топоры, комбинированные топоры-тесла, простые массивные тесла, долота и т.п. Причем складывалось впечатление, будто местные металлурги и литейщики в одночасье овладели приемами отливки и отковки крупных изделий сложных форм. Т.е. мощное горно-металлургическое производство развивалось на Балканах весьма стремительно» ( Евгений Черных "Философия металла",В мире науки,  2006 № 7). 

Однако, при этом «стремительном развитии производства» мы вдруг с удивлением узнаем, что уже знакомый нам Оттон (или Отто) Великий лишь в 960 году нашей эры решил по примеру Византии начать в Германии добычу  и обработку благородных металлов, получив из Византии набор инструментов для златодельческой мастерской. А в 968 году у горы Раммельсберг близ Гослара началась добыча меди и серебра – это самое старое или первое месторождение в «тевтонских землях»( Карл Бакс. Богатства земных недр, М., Прогресс, 1986, стр. 104-105). 

По всей видимости, либо металлургическое производство развивалось не так «стремительно», либо выплавка и обработка меди и бронзы на Дунае и Балканах началась все же несколько поближе по времени к эпохе Отто Великого. Я больше склоняюсь к последнему варианту. Но так или иначе,  металлургические технологии пришли в Германию с юга, по Дунаю. 


Заметим, что « в течение двух последующих столетий (после начала добычи) гора Раммельсберг  стала средоточием королевской власти, а Гослар – излюбленным местом пребывания германских королей и императоров» (там же, стр. 105).  Видимо, короли хорошо понимали роль передовых технологий.

Есть упоминания и о том, что и в Константинополь металлургические технологии приходили все из того же балканско-карпатского региона. Вот рассказ о взятии Константинополя турками:  «Летом 1452 г. в Константинополе появился венгерский инженер по имени Урбан, предложивший императору свои услуги в качестве оружейного мастера. Константин, однако, не мог заплатить тех денег, на которые венгр рассчитывал; кроме того, у него не было необходимого для такой работы сырья. Тогда Урбан отправился из Константинополя к султану, который немедленно принял его и подробно расспросил. Когда венгр заявил, что может сделать пушку, способную разрушить стены самого Вавилона, султан предложил ему жалованье, вчетверо превышающее то, на которое тот рассчитывал, и снабдил всем необходимым для начала работы.
За три месяца Урбан отлил громадную пушку, которую султан водрузил на стены крепости Румелихисар. Именно эта пушка потопила венецианский корабль, попытавшийся прорвать блокаду. Затем Мехмед приказал ему сделать пушку, вдвое превышающую размеры первой …
 под руководством Урбана продолжали отливать новые орудия» ( Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983). Как известно, именно эти пушки сыграли решающую роль в захвате Константинополя. 

Отметим, что в отличие  от византийского императора у султана «сырье» для отливки пушек было. Это и не удивительно, ведь  «только покорив  балканских славян, турки обратились против Константинополя».  Как известно «15 июня 1389 года османская армия встретилась на Косовом поле с объединенными силами сербов». Сербы были разбиты и Сербия постепенно перешла под власть турок. Заметим, что Косово Поле находится там, где из гор – а именно хребта Копаоник – выходит река Ибар. Притоком Ибара является река Рашка. Похоже, сербы и турки бились именно за контроль над шахтами Копаоника и производящей металл и оружие Рашской областью.
   
А вот  и   С.М. Соловьев в 29-й главе «Истории России с древнейших времен» пишет: «У венгерского короля Матвея (Корвина) Иоанн (Третий) также просил рудознатцев, архитекторов, серебряных мастеров, пушечных литейщиков».  -  «Да прислал бы к нам мастера, которой руду знает, золотую и серебряную, да которой бы руду умел и разделити с землею, занеже в моей земле руда золотая и серебряная есть, да не умеют ее разделить с землею» ( ГАФКЭ. архив Посольского приказа, книга цесарского двора 1488 — 1517, Статейный список).

Тут же Соловьев  сообщает, что московские купцы ездили и в Киев, и в Литву, однако Ивану Третьему отчего-то совершенно не пришло в голову пригласить оружейных мастеров из-под Киева, где поляне якобы еще в незапамятные времена платили дань оружием. Видимо, там таких мастеров просто никогда не было.



5. Вещий Олег или Мехмед Завоеватель?

Вот этот дунайский металлургический регион, о котором мы сейчас вели речь, по всей вероятность, сопровождая достигнутый высокий  уровень промышленных технологий, и породил  свой  круг сказаний либо литературных произведений, которые затем были использованы в повествовании о совсем другом, ничем с промышленной точки зрения не выделявшемся  регионе.

Иной вопрос, относились ли эти дунайские сказания к такой уж древности? Не являются ли, к примеру,  рассказы о походах русских князей на Царьград  отзвуком военных конфликтов с турками, которые в 14 веке начинаются в балканском регионе? 

Вот  извлечение из «Анонимной болгарской летописи (14-15 вв.)» о походе против  султана Баязета: «в лето 6905-е (1397), двинулся угорский король Жигимонт,  собрав все западные войска, то есть королей, князей, властителей, панов, кардиналов, могущественных франков, короче говоря, множество господ, и отправил одних посуху, других же – по Дунаю на многих кораблях и ладьях, так что вод не было видно. ( «Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы 11-18 веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 210-211).

Напрашивается сравнение с походом Игоря из «Повести…»: «В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов (ср. «могущественных франков»), русь, и полян, и словен, и кривичей, и сиверцев – и нанял печенегов, и заложников у них взял – и пошел на греков в ладьях и на конях… Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли».

Можно вспомнить и  царьградскую победу Олега из «Повести…»,  одержанную  за счет военной смекалки:  «В год 6415 (907)… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь" 
 
А вот извлечение из «Записок  янычара», памятника, как считается, написанного в 15-м веке венгерским сербом - рацем о взятии Константинополя Мехмедом II Завоевателем:
«Когда мы подошли к Константинополю, то нам было ведено залечь перед Адрианопольскими воротами, а когда мы там залегли, тогда султан, пойдя на большие затраты, чудесным образом перевез ладьи, чему удивлялись весь город и войско. А сделал он так: на верху был сделан перекоп, который внизу  был обит толстыми досками, намазанными густым слоем жира, к тому же к каждой ладье был приделан чистый корпус; а поднятыми ветряными полотнищами все тридцать ладей одна за другой шли как бы по воде со знаменами, с бубнами, со стрельбой из пушек; в это время битва была приостановлена из-за большого удивления людей: ладьи, которые обычно тянули пешие люди и буйволы, по суше сами шли к морю. Греки, видя ладьи, устроенные таким образом, хотели обороняться, дабы их не могли привезти к морю, но они ничего не смогли с этим поделать ( гл. 26)».

Конечно, литературные сюжеты кочуют из исторического сочинения в историческое сочинение и определить направление этого движения не всегда просто. (Так сюжет о маневре с кораблями  выплывает в очередной раз при рассказе о битве при Гангуте: «Петр I (шаутбенахт Петр Михайлов) применил тактический маневр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил)».) Однако, мы видим, что в приведенных рассказах нет
ничего специфически днепровского, все они группируются как раз вокруг балканско-дунайского региона, и в свете того, что мы уже писали, логично предположить, что в этом регионе они и были созданы.


6. Иго болгарского короля Батоя

Кстати,  болгарские литературные памятники  сохранили  сюжеты,  которые впоследствии стали,  по всей вероятности,  основой для   страшных рассказов   о монгольско-татарском нашествии  на территорию  современной России и Украины, никаких материальных подтверждений коим до сих пор не найдено.

Вот «Сказание пророка Исайи о грядущих летах и об антихристе» (11 в.): «Восстанет тридцать седьмой царь по имени Гордий, а по прозвищу Чигочин  (ср.  имя Чингисхана -  Темучин) , выйдет он из Солнечного града полухристианином-полуязычником и соберет всю землю Измаильтянскую… И не сможет им противиться никто. И разорит Чигочин землю Болгарскую и Греческую, как мучитель, за семь лет. Тогда погибнут греки за морем, а болгары – на Западе. Останутся они только в славных градах, горах, ущельях и пещерах…И истерзает Чигочин всю землю, и будут в тех странах люди рыдать, голося: «О, горе нам, братия, ибо умрем мы в муках!» ("Родник златоструйный", стр. 267).
 
А вот   болгарский просветитель Паисий Хилендарский (1722—1773), «История славяно-болгарская»: «В то время (при Юстиниане, сыне Константина)  восстал болгарский король Батоя (ср. Батый), сильный и страшный для греков… Летописец Феофан говорил: «Великим чудом казалось, что римский царь брал дань и с турок, и с других окрестных царств, но этим страшным народом был побежден и платил дань королю Батое» (Там же, стр. 231).
(Паисий Хилендарский, кстати, повествует и о том, как болгарский царь Крум велел сделать чашу для пиров из черепа убитого им византийского царя Никифора. Вы, наверное, уже слышали эту историю о черепе князя Святослава и печенежском князе по имени Куря).

Отметим, что эти сюжеты о нашествии, какую бы древность им ни приписывали,  явно указывают на время турецкого завоевания.  Вот в «Сказании пророка Исайи…»:  «И Царьград запылает, будто от огня», «И разбредутся измаильтяне, и разорят всю землю болгарскую», «И выйдут в те годы измаильтяне из северной страны. И две части их придут ко граду Солуни, а третья останется в своей земле и пожелает креститься, ибо возлюбит Господь измаильтян. Тогда начнут они осаждать Солунь, и выйдут солуняне против венгров, и перебьют врагов…» (Там же).

Сравним с данными об истории Салоник (Солуни):"С 1383 по 1387 год жители под руководством Мануила Второго героически оборонялись от осаждающих город турков, но в 1387 г. город сдался. В 1387—1402 гг. город принадлежал туркам, после поражения турок от Тимура был возвращен Византии. В 1423 году власть в полуразорённом городе была передана венецианцам, стремящимся контролировать Средиземноморье и его торгово-экономический сектор. Турки вновь осадили город с 1426 г по 1430 год, когда город был окончательно захвачен турками".
(Об этом же, а также о "татаро-монгольском иге" в 3.4)