Контрольная Расовая проблема в США

Иван Шаталов
     ГОУ ВПО Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В. П. Астафьева.





                Кафедра всеобщей истории




                Контрольная  работа

     Расовая проблема в США. История и современность.










                Выполнил: студент V курса
Группы 5,5
Шаталов И.С.











       Красноярск 2011

I
Проблема межрасовых взаимоотношений одна из самых трудных и болезненных сторон человечества. Проблема эта тем актуальнее в настоящий момент, что с возросшими техническими возможностями человечество свело к минимуму фактор географической удалённости между различными социокультурными группами людей и даже между различными их цивилизациями.
Но научившись преодолевать, с помощью технического совершенства, огромные расстояния, человечество оказалось бессильно перед преградой культурного, цивилизационного характера.
По мере увеличения контактов различных частей земного шара между собой, идентично росли и трения и напряжённость между ними. Естественно, это зависело от множества факторов – недопонимания друг друга, в случае когда нормы жизни обеих сторон разительно отличались друг от друга; это презрение и отвращение в тех случаях, когда одна из сторон находилась на более высокой стадии культурного развития, наподобие контактов европейских искателей наживы по всему миру – Португалии, Испании, чуть позже – Голландии, Англии и Франции.
Однако, с течением времени, когда многие бывшие колонии и народы азиатского, африканского и иных миров достаточно прикоснулись и ознакомились с европейской цивилизацией, техническим совершенством и т.д. тем не менее менять своё отношение к европейцам вовсе не стремятся.
Объектом изучения данной работы является расизм, что он собой представляет, когда и в каких условиях он появился и что являет собой расизм сегодня.
Предметом изучения является проблема расовых отношений в США, её история, условия возникновения и попытки преодоления этой проблемы американским обществом на протяжении двух с лишним столетий. Состояние этой проблемы в настоящее время.
Характер данной работы накладывает определённые ограничения, поэтому, стараясь выдержать все необходимые нормы, тем не менее, автор попытается раскрыть эту проблему насколько это возможно.

          II
Собственно расовая проблема в Америке появилась с момента прихода туда европейцев в конце XV века – начало этому освоению Америки положили испанцы, позже подхватили португальцы, французы, англичане.
Уже испанцы своими действиями настроили против себя местное население – индейцев. Презрительное отношение к «темным, грубым язычникам», «дикарям», отношение к ним как к примитивным существам с внешностью человека, вдобавок ощущение себя хозяевами на только что открытой земле – насилие индейского населения, регулярные войны Эрнана Кортеса против Монтесумы, уничтожение населения на Юкатане и многое другое настроили изначально дружелюбно настроенных индейцев против испанцев крайне враждебно.
Так или иначе, но подобного отношения к индейцам не смогли избежать ни португальцы, ни голландцы, а также англичане.
Английская колониальная политика, опиравшаяся на мощный флот, которому Англия придавала исключительное значение, а также на широкую систему морских колоний уже с XVI в. стала посягать на испанскую монополию в Америке, в 1577-1580 гг. состоялся знаменитый рейд Френсиса Дрейка по испанским фортам, уничтожавший испанские корабли.
В XVII в. английская колониальная политика усилилась настолько, что её влияние почувствовали все европейские конкуренты.
В 1607 г. была основана первая английская колония Джеймстаун, в 1620 г. основана колония в Плимуте, в 1633 г. англичане теснят голландцев в Коннектикуте, с 1613 г. англичане регулярно проводили рейды против французских колоний, в 1620 г. англичане захватили французский Квебек, несколько раз брали Акадию и возвратили только после Бредского мира 1670 года. К тому же, на всём протяжении своей колониальной экспансии англичане активно воевали с индейскими племенами – 1636 (30 июля) – 1637 (28 июля) с пекотами; 1675-1678 гг. с вампаноагами – самые масштабные войны против индейцев, было множество других, меньших по значению. О окончании их индейцы, как правило были изгоняемы со своей территории, либо полностью уничтожаемы.
С 1652 по 1672 гг. происходят три англо-голландские войны, имевшие место и на американском континенте. В результате англичане взяли Лонг-Айленд, Новый Амстердам, форт Джордж и т.д.
В итоге Англия стала самой сильной, ведущей страной в Америке, с обширной территорией – Вирджиния, Мэриленд, Массачусетс, Плимут, Нью-Хейвен – далеко не полный список приобретённых земель. К тому же в 1654 г. Англия отняла у Испании Ямайку.
В XVIII в. Англия достигла абсолютно доминирующего положения. В 1710 г. британские войска захватили французский Порт-Ройял, в 1733-1739 гг. присоединили Джорджию.
Англо-французская война 1754-1763 гг. закончилась тем, что английские войска захватили-таки главное укрепление французов Тайкендерогу, вторглись в Квебек и подчинили его. 10 февраля по Парижскому договору французы капитулировали, чем был положен конец французской колониальной политике.
Англия была заинтересована Американским континентом по одной причине – выгодные рынки сбыта товаров и производство дешёвой продукции. По той же самой причине англичане создавали свои колонии по всему Свету – в Индии, Юго-Восточной Азии, Африке (Египет, Судан, Южная Африка) Австралии, имелась и широкая сеть фортов и островных укреплений.
Во все  эти земли английские колонизаторы были привлечены жаждой наживы. Схема очень проста: на подвластной территории создаётся база по производству продукта, наиболее подходящего для таких условий климата. Это очень дёшево поскольку затраты минимальные, для того, чтобы свести их к практическому нулю, английские колонизаторы эффективно привлекали труд местного населения – либо за мизерную плату, либо под воздействием силы, т.е. принуждали к невольному труду.
Так, в Индии англичане выращивали огромные плантации чая, табака и многочисленных пряностей с использованием на них рабов. В Египте – хлопковые плантации, где также применялся труд подневольных.
 Жестокость англичан по отношению к рабам имело место, однако вполне объяснимо: наибольшая выгода требовала как можно меньших затрат на условия содержания рабов.
На американском же континенте, в силу того, что местное население было достаточно опасно обращать в рабство, поскольку последние, имея мировоззрение воина, никогда не упускали случая при малейшей возможности нанести удар.
Английское правительство, отвоёвывая новые земли у индейских племён, сознавало, что от таких воинственных народов не следует ждать стоящего труда на плантациях. К тому же в Америке было множество европейских конкурентов, и со многими из них различные индейские племена находились в союзнических отношениях.
Однако, ещё до своего прочного обоснования в Америке, англичане уже завозили на континент рабов в большом количестве: Другим направлением английской торговой экспансии был Новый Свет. В 40 – 60-е годы XVI в. купечество Дорсета, Девоншира и  Корнуолла вело взаимовыгодную торговлю с населением испанских  колоний, поставляя им английские товары и  африканских рабов.
Другими словами, к моменту, когда 13 американских колоний начали войну за независимость с Великобританией, афроамериканские рабы, завезённые англичанами, уже находились там около 200 лет.
В XVIII веке английские владения насчитывали 13 колоний, которые носили название Новая Англия. Развитие колониального производства, основанного на рабском труде носило обширный характер, хлопковые плантации были повсюду и насчитывали тысячи гектаров, помимо хлопкового процветал и рыбный промысел.
Имея с американских колоний более чем ощутимый доход, Англия тем не менее, всё более урезала свою помощь колониям, речь шла не только о тяжёлом положении рабов, это никого не интересовало, практически на самообеспечение были брошены сами колонисты – белые поселенцы.
Английское правительство относилось к поселенцам так, словно они сами были чуждым населением – минимальная помощь метрополии озлбляли колонии – оружие, патроны, бытовые принадлежности и прежде всего людские пополнения. Вкупе с этим Англия всё более требовательна по части «налогов» с плантаций, английские губернаторы вели себя с управлением колоний как хозяева с подчинёнными. К тому же не следует забывать, что некоторые из колоний лишь недавно перешли под английское управление, после поражения французской колониальной политики, и также были Англией недовольны.
В 1770-17774 гг. Рост недовольства колонистов правлением метрополии становилось столь явным, что привело к ряду репрессивных мер со стороны британских войск. Дабы свести целое нестройный хор колониальных протестов против злоупотреблений королевской власти, в Филадельфии был созван первый Континентальный конгресс (5 сентября – 26 октября 1774 г.). 
В последующей войне за Независимость, длившуюся с 1774 по 1783 гг. американским колониям активно помогали силы Франции, Голландии и Испании. К тому же со стороны России был провозглашён вооружённый нейтралитет, Россия активно снабжала припасами американские войска. Можно сказать, что здесь Англия оказалась в изоляции, только увы – отнюдь не блестящей…
В 1783 г. Англия признаёт независимость Соединённых Штатов Америки. Однако с устранением зависимости рабство никуда не делось, вся американская экономика была основана на плантационном рабстве.
Война за независимость велась не для рабов, а для белых колонистов WASP-ов и европейцев, решившими стать американцами.
Сами же негры продолжали оставаться бесправными рабами на плантациях, а индейцы вытесняться со своих земель и подвергаться уничтожению.


    III
Расовая проблема в США заслуживает внимания посторонних по мно-
гим причинам: во-первых, ее изучение облегчает понимание расовой
проблемы вообще; во-вторых, американцы имеют наклонность экспорти-
ровать свои взгляды на общественное устройство и соответственно
свои проблемы; в-третьих, расовая проблема имеет шанс внести свой
вклад в разрушение этой страны, а отрицательные последствия
разрушения США скажутся на всём мире.
  Сплавление представителей различных мест планеты в расово и
культурно однородный американский народ протекает медленно, и
выходцы из какой-либо страны или региона обычно предпочитают
держаться вместе: селиться в одном районе, ходить в одну церковь
и т. д
  В 1808 г. Конгресс США запретил привоз новых рабов из Африки,
но фактически "импорт" продолжался ещё до середины века. Рабство
было отменено в 1863 г. Авраамом Линкольном. В 1865 г. была
принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство.
Но хотя рабство было отменено, стихийная расовая дискриминация
сохранялась, особенно в южных, бывших рабовладельческих штатах.
В некоторых областях общественной жизни официально существовала
расовая сегрегация: раздельное обучение "чёрных" и "белых",
особые воинские части для негров и т. п.

Множество историков- исследователей и других авторов изучающих Гражданскую войну в США 1861-1864 гг. называют множество причин её разгорания – от борьбы за отмену рабства до борьбы за независимость каждой из бывших колоний за свою полную независимость. Автор же, столкнувшись с этой пробдемой, склонен считать истинной причиной этой войны – борьба за власть между двумя силами создавшими США – потомков испанских и французских колонизаторов Юга, среди которых было распространено и католическое вероисповедание, и протестантами WASP и влиятельными масонскими кругами.
Если кратко, то различия Севера и Юга азключаются в следующем:      Причины столь разного  менталитета  во  многом  кроются  в  культурно-
исторических различиях основания английских колоний в Северной Америке.  Как
отмечали  многие  историки,  южные  колонии  основывались,  главным  образом
английскими дворянами – «стюартовскими кавалерами» - приезжавшими  поправить
свои денежные дела.  Большинство  из  них  были  приверженцами  англиканской
церкви или даже католиками: один  из  ярких  примеров  -  колония  Мэриленд.
Значительное влияние на формирование  менталитета  южного  общества  оказало
также французское и испанское дворянство, чьи страны активно  участвовали  в
колонизации этого региона. Колонизация Юга была  скорее  не  религиозной,  а
коммерческой, деловой.  Колонисты  приезжали  сюда  не  строить  новый  мир,
создавать "Град на холме", как пуритане. Их интересовали деньги, прибыль,  а
не свобода религиозных взглядов. Они  вовсе  не  стремились  к  изоляции  от
Европы, а были  заинтересованы  в  теснейшем  торговом  общении  с  Англией.
Свидетельством коммерческой ориентации было возделывание товарных культур  -
индиго, риса, табака, позднее хлопка, предназначенных на европейские  рынки.
В то время как Новая Англия стремилась к хозяйственному самообеспечению,  Юг
с самого начала  строился  на  специализации  в  экспортных  культурах.  Его
общество складывалось как сугубо аграрное, сельское.
О стремительном усилении силы масонов в США говорит рост количества еврейского населения:
Первые евреи прибыли в Америку вместе с Колумбом, тоже евреем. Он отправился 3 августа 1492 года, а 2 августа королевским указом из Испании изгонялось 300 тысяч евреев. В 1658 году несколько голландских евреев основали ложу в городе Ньюпорт.
Считается, что масонство было основано в 1717 году в Лондоне. Но очевидно, что еврейские ложи были основаны задолго до создания Английской ложи. Еще с XV века масонство уже было развито в Британии. Члены королевской династии состояли во франк- масонстве. А история США тесно связана с масонством. Масонские ложи существовали в Техасе(Н.Н.Вашер),Миссури(Я.Ламперт)Алабаме(Б. Якоб).Джорджии(М. Мейерхарт), Нью- Йорке, Луизиане(Эдви Марк), Род Айленде и других штатах еще до принятия Декларации независимости! Почти все иммигранты- евреи по прибытию в США, сразу же занимались предпринимательством, Генри Джонес открыл механическую мастерскую;Валентин Коон сразу же открыл обувной магазин ;Вильям Рено открыл магазин по продаже сигар; Исаак Розенбург был ювелиром; Гирш Хайнеман владел магазином по подаже позументов; Мишель Шваб владел универмагом. Эти люди 21 октября 1843 года создали ещё один орден- Бнай Брит.Их финансовая мощь росла очень быстро,они оказывали непосредственное влияние на политику США. К тому же удельный процент численности евреев постоянно рос. Большое число евреев-либералов прибыло в Соединённые Штаты после подавления революции 1848 года в ряде европейских государств. С 1790 по 1840 год количество американцев увеличилось с 4 до 17 миллионов, то есть на 325 %, за этот же период число евреев возросло с 300 до 15000 тысяч- на 400%; 1890 год, американцев 50 млн. чел.(на 300%),евреев 250000 тыс. чел. (1400%); 1920 год. Американцев 106 млн. чел.(112%),евреев 3 млн. 500000 тыс. чел.(1300%). Таким образом эмиграция евреев из России и Польши (восточных евреев) позволило резко увеличить свою численность, а следовательно и политическое влияние в США. В 1939 году в США проживало 4.9 млн. евреев, а в 1945- 5.2 млн.
Вопрос же о рабстве послужило лишь поводом к развязыванию военных действий. Провозглашение борьбы против рабства во первых обеспечивало масонскому лагерю массовую поддержку среди местного населения, недовольного этим фактом, а во вторых: наносило существенный удар по экономике южных штатов, вынужденных держать свою зкономику за счёт плантационного рабства.
Так или иначе, но поражение южных штатов и формальная отмена рабства в США в 1864 г. по сути никак не улучшили положения чёрных – достойная работа, нормальное образование, условия жизни, положение в обществе как у белых для них было закрыто. Оставался один путь: наниматься батраком в частные лавочки к владельцам различных предприятий, практически задарма вкалывать на американских заводах, где норм труда, техники безопасности, прав рабочих, пособий, выплат и т.д. – ничего подобного не было. Если человек получал травму, он обречён на голодную смерть. Можно сказать, что рабство уничтожили для того, чтобы чёрные уже добровольно пошли назад в порабощение. С устранением конкурента, масонам уже не нужен был этот удобный рычаг для консолидации народа вокруг себя.
Подобное положение вещей царило до тех пор, пока сложившуюся систему социального устройства не потревожило событие вовсе не американской истории, хотя и спровоцированное правительством США. Речь идёт о первой мировой войне, руку к которой приложили и админимтрация президента США – В. Вильсона и американские банкиры вроде Я.Шиффа и Рокфеллера, одних из создателей Федеральной Резервной системы США, у них были свои цели в этой войне, в итоге, когда в 1917 г. США вступили в войну и призванная и мобилизованная американская армия была отправлена в Европу, у заводских станков многих из них заменили те самые чёрные парни. Многие их чернокожих с охотой шли в армию, за неимением другого способа избежать нищеты и беспросветности в своей жизни, будучи от природы своей физически крепкими и выносливыми, они, в принципе, не встречали препятствий со стороны Вооружённых Сил.
По окончании Первой мировой, многие из них достаточно хорошо ознакомились с техникой и промышленным производством, что способствовало повышению уровня образованности и самосознания себя как людей не равных по своим способностям и правам, а не второсортных людей. Многие отслужившие в армии, освоили военную тактику, обращение с оружием и т.д.
Перед первой мировой войной негритянское население США насчитывало около 10 млн. человек. 89% из них жили на юге, но уже в то время все больше и больше чернокожих американцев переселялось на Север в пользу лучшей доли.
Недаром нацистский идеолог Альфред Розенберг ставил в пример Германии американские расовые законы, поскольку «между белыми и цветными существует непроходимая преграда». Великий историк черной Америки У. Дюбуа писал в своих «Воспоминаниях, что «К двадцатым годам XX в., легализованная система кастового деления по признаку расовой принадлежности и цвета кожи стала, можно сказать, частью демократической конституции Соединенных Штатов». О паралелях между США и Индией упоминал и Мартин Лютер Кинг.
Впрочем проблемы чернокожих врачей мало кого волновали. Это же была такая редкость. Только 5% негров в 1940 году оканчивали среднюю школу. Большинство негров на юге выступали в качестве арендаторов. Землевладелец снабжал их землей, семенами, инструментами и скотом, за что арендаторы должны были отдавать большую часть урожая. Работа проходила под конвоем надсмоторщиков. Часто негров работавших на земле заковывали в кандалы (!). Продукты они могли покупать только в хозяйской лавке.
По результатам работы арендаторы не только ничего не зарабатывали, но и оставались в долгу у хозяина. В 1939 году Баптисткая конвенция Джорджии отмечала, что «имеется больше негров, ставших долговыми рабами, чем находилось в рабстве перед войной между штатами».
В случае ненадобности, хозяева прогоняли этих рабов-пеонов на «свободу», а точнее на голодную смерть. Но в обычное время уехать с юга было сложно и опасно. Черным не продавали билеты на станциях, ку-клукс-клан часто останавливал поезда и высаживал пасажиров негров.
Активно использовался и рабский труд заключенных, которых власти сдавали в аренду крупным плантаторам.
На Севере США ситуация была ненамного лучше. И там расизм был нормой жизни, неписаным обычаем. Чернокожие могли расчитывать только на самую грязную работу, и на жизнь в переполненых гетто, по несколько семей в одной коммунальной квартире (до конца 60-хх годов!).
В 1912 году Вудро Вильсон, кандидат на пост президента США пообещал чернокожим американцам «сделать все от меня зависящее, чтобы способствовать интересам их расы в Соединеных Штатах» и … соврал. Порой просто диву даешся, как люди из поколения в поколение верят вранью Вильсонов, Ельциных, Ющенко-Януковичей и прочих прохвостов. Напротив, с приходом во власть южанина Вильсона положение американских негров с точки зрения гражданских и человеческих прав стало критическим. В прессе и в научном мире дебатировались различные пути окончательного решения «негритянского вопроса», от поголовной стериализации, до более серъезных мер.
Но тут началась Первая мировая война и известный защитник прав и свобод Вильсон опять обратился к американским неграм с призывом, в котором говорилось, что «вы, негры, можете надеятся по окончании войны на полные гражданские права – такие же, какими пользуется каждый американский гражданин». Обманул? Догадайдесь уважаемые читатели сами. А негры опять поверили. Впрочем и белые тоже верили и верят всякому бреду из уст народных избранников. Тогда и сейчас.
Бум в военной индустрии основанный на заказах союзников США по Антанте породил тысячи новых рабочих мест. Из-за дефицита рабочей силы на заводах стали появлятся чернокожие рабочие (до 10-хх годов 20 века это было большой редкостью). Но появление негритянского пролетариата было омрачено трагическими событиями. Работодатели предпочитали использовать черных рабочих прежде всего дешевую и неквалифицированную рабочую силу, либо как штрейкбрехеров. Темнокожие американцы попали в заколодованый порочный круг. Расисткое руководство американских профсоюзов и многие расистки настроенные рабочие не хотели видеть негров на заводах. В 1919 году в Виргинии две тысячи рабочих вышли из АФТ (Американской Федерации Труда) поскольку в числе делегатов от штата на съезд АФТ был один темнокожий. С другой стороны, многие негритянские лидеры видели в штрейкбрехерстве единственно возможный способ проникновения в ранее закрытые для темнокожих отрасли американской промышлености. Это привело к трагическим последствиям.
В июле 1917 года в Ист-Сен-Луисе (Илллинойс) бастовавшие рабочие военного завода линчевали черных штрейхбрехеров, а когда в защиту убитых вступили жители негритянских кварталов города, начался погром. 6 тысяч чернокожих были изгнаны из своих домов, их имущество было разграблено, а 125 человек погибли.
Единственными радовавшимися в создавшейся ситуации были капиталисты. Крупнейшая забастовка метллургов 1919-1920 г. в которой участвовали 365 тыс. рабочих в 10 штатах была сорвана 30 тысячами черными штрейкбрехерами. Руководители «Карнеги стил компани» открыто признавли: «негры были спасителями. Когда у нас возникали конфликты с рабочими или когда была нужна дополнительная рабочая сила для расширения производства, мы отправлялись на Юг и привозили тысячи негров».
Интернационализм это не нелепая блажь основоположников марксизма, это необходимое условия для успешной рабочей борьбы в глобальном мире. Рабочий класс США не усвоил этот урок и заплатил за это немалую цену.
Лишь радикалы, левее социал-демократов были открыты для работы с чернокожими трудящимися и стремились интегрировать их рабочее движение США. Показателен такой пример. В 1931 г. коммунист А Йокинен был уличен в том, что участвовал в изгнании троих черных рабочих захотевших зайти в финский рабочий клуб. Жюри из 14 человек признало Йокинена виновным в белом шовинизме и из компартии он был исключен. Это вызвало ярость финской социал-демократической газеты «Ravuaaja». Она писала: «Коммунистическая партия заставляет финнов лизать башмаки негров… Социалистическая антирасовая теория и идеал не требуют общения между представителями разных рас… Финн и негр – это день и ночь. Нельзя требовать от них взаимного понимания в общественной жизни».
200 тысяч чернокожих солдат было отправлено во Францию. Многие из них отличились в боях, но когда французское командование решило их наградить американские власти спохватились, что это может «испортить цветных». Были изданы листовки на французском языке (для французов), что негры это не совсем люди. (Любопытно, что вовремя войны на русском севере, аналогичные листовки только про евреев распостраняли англичане). Контакты между французами и черными солдатами пресекались. Фактически США экспортировали расизм во Францию, как это они уже делали на Филиппинах, на Гавайях, в Пуэрто-Рико, на Гаити и в Доминиканской республике.
Все же американское правительство было напуганно, что за границей в головы негров могут попасть «крамольные» идеи. В конце войны сам президент Вильсон послал в Францию майора Р. Мотона для подготовки «цветных солдат» к «американскому образу жизни».
Еще бы! Даже в самих США среди негров ходили опасные мысли. После октябрьской революции негритянские газеты писали, что « новая Россия стала страной, где десятки расовых и национальных групп уладили свои разногласия и нашли общую основу для сотрудничества, страной, где уничтожен колониальный гнет и восторжествовала расовая справедливость». В мае-июне 1918 года некоторые журналы заканчивали свои публикации призывом «Да здравствую Советы!»
Американские власти понимали, что «добрых слов» здесь будет недостаточно. На защиту «амриканских ценностей» было мобилизовано гражданское общество. Ку-клукс-клан вырос с 2 тыс. человек в 1917 году, до 100 тыс. человек в 1919 году. К середине 1920-хх гг число активных членов ку-клукс-клана насчитывало до 1.5, а общая численость членов колебалась от 5 до 6 млн. человек. Из рядов клана вышли многие сенаторы, члены Верховного суда, а так же возможно и президент Гардинг. (Для террора против левых в то же время действовала ветеранская организация белых – «Американский легион», аналог фрайкора, ударников в России, фашистов в Италии)
Количество жертв ку-клус-клана сегодня определить невозможно. Формально их число исчисляется десятками людей в год. Но убийства совершались постоянно. Людей забирали ночью и они не возвращались.
Черные ветераны стали основным объектом для охоты Клана. В 1919 году 14 из них были публично сожжены, причем 11 из них сожгли заживо. Некоторых спецально сжигали в солдатской форме. Страну захлестнула волна погромов. В июле 1919 года толпа погромщиков при поддержке полиции ворвалась в негритянский квартал Вашингтона. Но там они встретили отпор. Негры перешли в контрнаступление и в течение нескольких часов фактически контролировали столицу США. В августе того же года погром в Чикаго, вылился в двухнедельные уличные бои. «Долг каждого здесь, - говорил один из жителей гетто – обеспечить себя ружьем и боеприпасами. Сам я имею по крайней мере одно ружье и достаточно боеприпасов чтобы оно оказалось полезным». В Арканзасе издольщики создали профосюз и с оружием оказали сопротивление плантаторам. Власти вызвали войска и 11 цветных были казнены на электрическом стуле.
В итоге сопротивление негританского населения было сломлено. Левые организации черных были уничтожены. Но полностью вернуть черную Америку к прежднему состоянию было невозможно. Почти сразу после событий 1919 года в США возникло первое общенациональное негритянское движение созданное Маркусом Гарви. В нем участвовало от 1 до 3 миллионов человек. Правда, эта организация была фашисткой и расисткой. В конце 1920-хх годов она «прославилась» скандальными переговорами с Кланом об организации переселения негров Америки в Африку. Дутые экономические проекты, которые так любят американские политики и политиканы, окончательно доканали проект Гарви.



    IV
Новый этап в борьбе чёрных за равноправие начался со второй мировой войны. Несмотря на то, что США вновь вступили в неё на закате, тем не менее все те процессы по вовлечению негров в промышленное производство имели куда больший размах и значение, нежели в Первую мировую.

Уже в начале 1945 г., по мере того как становилось ясно, что война в Европе шла к концу, среди темнокожих американцев стал расти страх потерять работу в связи с неизбежным по окончании войны переводом экономики на мирные рельсы. Огромная концентрация их к этому времени в оборонной промышленности делала эти опасения весьма реальными. В 1945 - начале 1946 г. в пяти из обследованных Комитетом по обеспечению справедливого найма на работу семи центров военной промышленности гораздо большая доля темнокожих рабочих, чем белых, потеряла работу. Получить же новую темнокожий имел гораздо меньше шансов, чем белый рабочий. В начале 1946 г. комитет практически свертывал свою деятельность и вскоре был ликвидирован. В феврале 1946 г. почти 25% всех заявок на рабочую силу в частном секторе и 10% - на государственную службу несли на себе печать расовой дискриминации1. Уровень безработицы среди темнокожего населения снова стал расти. Если темнокожему американцу и удавалось найти новую работу, то чаще уже не на том квалификационном уровне, что в годы войны. Ясно, что после того обучения, которое он прошел, квалификации и опыта, которые он приобрел за эти годы, даже такой темнокожий американец не был удовлетворен.

Не лучшим оказалось и положение демобилизованных темнокожих ветеранов. Как показали опросы, 43,5% темнокожих солдат надеялись после демобилизации вернуться в школы, колледжи, университеты, чтобы завершить свое образование. Лишь пятая их часть собиралась вернуться к старой работе у той же фирмы и лишь треть - к тому же типу работы. Надеясь найти лучшую, чем прежде, работу, только две трети темнокожих ветеранов, по сравнению с более чем четырьмя пятыми белых, собирались возвращаться на старое местожительство. А из тех, кто не собирался, большинство хотели покинуть Юг, где расистская атмосфера исключала получение приличной работы в соответствии с вновь приобретенной квалификацией, и поселиться на Севере либо Западе2.

Однако реальности послевоенной жизни оказались не столь радужными, как надежды. 112 негритянских колледжей и без того были уже переполнены, а расовая сегрегация и предрассудки на Юге лишали черных другой возможности попасть там в колледж. К 1947 г. из 35 тыс. стремившихся к этому черных ветеранов добились поступления только 20 тыс., причем 70% из них поступили в негритянские колледжи. Неудивительно, что в первый послевоенный год 25% всех темнокожих ветеранов предпочли снова вступить в ряды вооруженных сил. Армейская жизнь показалась им лучше, чем безработица, нищета и нападения расистов. По описаниям современников и историков, обстановка на Юге в 1946 г. во многом напоминала "красное лето" 1919 г. Негритянские погромы, убийства афроамериканцев, насилия над ними со стороны расистов и полиции на улицах, в поездах и автобусах имели место в Алабаме, Джорджии, Южной Каролине, Теннеси и других южных штатах. Крупные "расовые столкновения" про изошли в Филадельфии и Чикаго3. Все это заставило негритянскую общественность создать в августе 1946 г. Национальный чрезвычайный комитет против насилия. В сентябре его представителям удалось добиться встречи с президентом Г. Трумэном, обещавшим принять меры против разгула расистского террора на Юге. В своих выступлениях в Конгрессе в 1947 г. Трумэн говорил о необходимости "действий в области гражданских прав", назначил декана Говардского университета У. Хэсти губернатором принадлежавших США Виргинских островов, а другого афроамериканца - членом Верховного суда и даже публично обратился в июне 1947 г. с посланием к очередному съезду НАСПЦН (впервые в ее истории). В 1948 г. под нажимом негритянского движения он подписал Исполнительный приказ № 9981 о равном обращении и возможностях в вооруженных силах, положивший там начало интеграции афроамериканцев. Тогда же Верховный суд США постановил, что ограничительные соглашения о продаже и аренде недвижимой собственности противоречат конституции и не подлежат поддержке в судах4. Все это свидетельствовало об определенных сдвигах в подходе властей США к расовой проблеме, об отходе их от скрытой поддержки расовой сегрегации.

Однако в южных штатах в конце 40-х - начале 50-х годов безраздельно господствовала жесткая система расовой сегрегации и дискриминации Если в годы Второй мировой войны темнокожие американцы добились заметного улучшения своего экономического и социального положения, то после нее они в этом отношении были отброшены назад, и зарплата их по сравнению с белыми американцами к началу 50-х годов как на Юге, так и на Севере резко упа ла8. Однако и обстановка в мире за эти годы изменилась. Разгром нацистской Германии с ее расистской идеологией, а также начавшийся распад колониальной системы и образование в Азии и Африке молодых независимых государств оказали огромное влияние на темнокожих американцев, наглядно доказав абсурдность расовых теорий о "неполноценности цветных" и "превосходстве белого человека". В результате еще больше усилилась связь между борьбой африканских и других угнетенных народов за независимость и растущей борьбой афроамериканцев США за свои права.
Благодаря солидарности делегатов СССР и ООН  в поддержке негритянский вопрос в США к началу 50-х годов стал международной проблемой и привлек внимание всего мира. Так журнал "Тайм" весной 1953 г. отмечал, что "сообщения, правдивые или вымышленные, о положении американских негров, быть может, помогли Соединенным Штатам нажить больше врагов, чем любая другая пропаганда
Возмущение в мире и протесты против расправ расистов с темнокожими и расовой дискриминации заставили правящие круги США пойти на ряд новых уступок негритянскому населению, важнейшей из которых стало принятие в мае 1954 г. Верховным судом США решения о запрете расовой сегрегации в учебных заведениях страны. Однако расисты на Юге всячески саботировали это постановление, и темнокожие южане повели борьбу за десегрегацию школ и за избирательные права. К этому времени начавшееся еще со времен Первой мировой войны массовое перемещение темнокожих американцев с сельского Юга в города приняло небывалые масштабы и заметно ускорило их социальную и культурную ассимиляцию. Это способствовало и сдвигам в их расовом самосознании.
В 1955 г. Верховный суд США подтвердил свое решение о десегрегации муниципальных школ, однако власти некоторых южных штатов категорически воспротивились проведению в жизнь этого решения, объявив его посягательством на "права штатов", а поэтому якобы противоречащим конституции и не имеющим законной силы. Одновременно ку-клукс-клан, советы белых граждан и другие расистские организации развернули подлинный террор против нарастающего негритянского движения.
Преступления расистов, в том числе зверские убийства нескольких темнокожих на Юге, послужили сигналом к массовым митингам протеста и демонстрациям негритянского населения в крупных городах страны. Всему миру стало известно в эти месяцы имя одного из руководителей бойкота, священника Мартина Лютера Кинга, избранного председателем комитета по проведению бойкота
Важной вехой в нараставшем негритянском движении стал 1960 г., вошедший в историю как "год Африки", когда освободились от колониального угнетения и добились независимости 17 африканских стран. Естественно, что это произвело огромное впечатление на американских негров и еще более оттенило их бесправное положение. Не меньшее впечатление произвела и победа в 1959 г. народной революции на соседней Кубе, значительную часть населения которой составляют кубинские негры и темнокожие мулаты. Революция принесла кубинским неграм и мулатам не только юридическое, но и фактическое равенство во всех сферах жизни.
С 1960 г. на Юге получило распространение сидячие демонстрации студентов
. В результате на Юге была пробита брешь в стене расового неравенства. Темнокожие впервые смогли кое-где на равных правах посещать кафе и рестораны, парки и библиотеки, театры и церкви, железнодорожные вокзалы и автовокзалы. Расширились географические границы движения и социальный состав его участников. Наметилась координация действий ведущих негритянских организаций. . О своей поддержке их заявили также многие белые церковные, общественные и рабочие деятели. Все это принесло некоторые плоды. Владельцы торговых и коммунальных предприятий на Юге вынуждены были в конце концов пойти на уступки и отказаться от практики расовой сегрегации в своих заведениях
. В начале 1963 г. вновь усилилась борьба за избирательные права на Юге. Особенно острый характер она приняла в Миссисипи и Алабаме, где в 1962 г. было зарегистрировано в качестве избирателей соответственно лишь 6 и 14% всех темнокожих, достигших избирательного возраста. В Гринвуде и других городках штата Миссисипи полицейские с собаками преградили черным путь к урнам для голосования; расисты обстреливали дома негритянских активистов, бросали бомбы в окна негритянских церквей.
Еще более драматические события произошли весной 1963 года - года 100-летнего юбилея прокламации президента А.Линкольна. На этот раз ареной разыгравшейся драмы стал крупнейший промышленный центр штата Алабама Бирмингем, известный как "город наибольшей в стране сегрегации". Именно поэтому и выбрал М.Л. Кинг этот город для решительной битвы за гражданские права на Юге. По его призыву начиная с 3 апреля темнокожие (они составляли две пятых жителей города); развернули здесь непрерывную кампанию массового ненасильственного сопротивления в форме ежедневных демонстраций и маршей протеста. Против них вместе с куклуксклановцами и членами Советов белых граждан выступили полиция и национальная гвардия штата. Мирных, невооруженных демонстрантов, в том числе женщин, стариков и детей, полицейские по приказу комиссара городской полиции Юджина Коннора (по прозвищу "Бык") встречали мощными водометами, сбивающими людей с ног, гранатами со слезоточивыми газами и овчарками, специально обученными бросаться только на темнокожих. «Негры, - сообщал о событиях в Бирмингеме еженедельник "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт", - маршируют тысячами. Сотни детей маршируют со взрослыми. Тюрьмы переполнены»27. Твердая решимость негритянского населения и нажим Вашингтона заставили часть правящей верхушки Бирмингема пойти на уступки и согласиться выполнить главные требования борцов за гражданские права: открыть темнокожим доступ в учреждения, торговые и другие заведения деловой части города; устранить дискриминацию при найме на работу; создать при участии темнокожих комиссию, которая бы изучила вопрос об интеграции в общественных учреждениях, включая школы. Однако против этого соглашения выступили расисты. В ночь с 11 на 12 мая они буквально забросали бомбами негритянские церкви, учреждения и жилища. Дом священника Уильямса Кинга, младшего брата М.Л. Кинга, взрывом бомбы сравняло с землей. Начались пожары, десятки людей были ранены. Эта ночь принесла городу название - "Бомбингем". Взрывы расистских бомб подействовали подобно детонатору, вызвав у темнокожих ответный взрыв гнева и ненависти. На улицах Бирмингема завязались настоящие бои. Против черных бросили броневики. Эхо этих событий разнеслось по всей стране. По призыву негритянских организаций темнокожие из других городов начали оказывать помощь движению в Бирмингеме. Митинги и демонстрации протеста против расистского террора уже в мае охватили не только весь Юг, но и многие города Севера и Запада
. В этих условиях президент Д. Кеннеди с целью как-то ослабить волну движения темнокожих американцев, а также считаясь с международной реакцией на события в США (особенно в странах Азии и Африки), обязался добиться принятия законов, которые бы обеспечивали неграм "равные возможности". С этой целью правительство в июне 1963 г. внесло в Конгресс проект нового закона о гражданских правах. Он состоял из семи разделов и был направлен против расовой дискриминации в учреждениях общественного пользования и в школах, при найме на работу и при регистрации избирателей. Хотя он и грешил половинчатостью и непоследовательностью, этот законопроект выгодно отличался от подобных предшествующих законов и даже затрагивал экономические интересы части американской буржу азии, связанной с правительственными контрактами29. Именно поэтому он встретил в обеих палатах Конгресса ожесточенную оппозицию, еще раз показавшую борцам за гражданские права, что даже программа частичных уступок, намеченная сверху, самим президентом, может быть осуществлена только под мощным нажимом снизу.
. Города США охватила волна проводимых негритянскими организациями массовых митингов, демонстраций, "походов свободы" с требованием принятия нового закона о гражданских правах. Негритянское движение, таким образом, поднялось на новую ступень своего развития, вступило в новый этап подъема. В нем теперь уже участвовали миллионы американцев, представлявших почти все слои темнокожего и определенные группы "белого" населения. В период с 1960 по 1963 г. оно прошло большой путь: появились новые негритянские организации, разработавшие новые программы и применившие более активные формы и методы борьбы; наметилась координация действий борцов за гражданские права, выступления их приняли более массовый и решительный характер, стали более организованными и регулярными, распространились с Юга на Север и Запад; заметно расширилась социальная база движения.
Наиболее крупной из организаций сепаратистов к этому времени стала группировка "черных мусульман", возглавляемая Илайджа Мухаммедом. Во время событий в Бирмингеме "черные мусульмане" обрушились с грубыми нападками на М.Л. Кинга и некоторых других негритянских лидеров, заявляя, что они "хотят, чтобы наш народ слился с нашими явными врагами и исчез как народ"
Между тем к этому времени стал заметно меняться характер конкретных требований, выдвигаемых участниками движения. По мере того как в него вовлекались широкие массы темнокожих трудящихся, на передний план стали все более выдвигаться вопросы ликвидации безработицы и дискриминации при найме на работу и в оплате труда, вступления в профсоюз и повышения квалификации. Предоставление работы было основным требованием, которое громко скандировали полтораста тысяч участников "Марша свободы", состоявшегося в июне 1963 г. в одном из крупнейших промышленных центров Севера, Детройте. Оно стало также одним из главных лозунгов "Похода на Вашингтон".
Знаменитый "Поход на Вашингтон", ярко показав, что движение за гражданские права приобрело общенациональный характер и единую программу, ознаменовал новую фазу борьбы, получившую название "негритянской революции". Согласно подсчетам Министерства юстиции, семь месяцев, прошедших между событиями в Бирмингеме и концом 1963 г., в 315 городах 40 штатов состоялось 2062 демонстрации борцов за гражданские права. В первой половине 1964 г. такие демонстрации охватили более тысячи американских городов и поселков. 20 тыс. их участников были брошены в тюрьмы. В 1964 г. была опубликована новая книга М.Л. Кинга " Почему мы не можем больше ждать". Ее первая глава называется "Негритянская революция. Почему 1963 год?"
Являясь свидетелем прогресса негров за рубежом и наблюдая рост уровня жизни в своей стране, американский негр, естественно, потребовал в 1963 г. права принимать участие в управлении страной и права на нормальные условия жизни по американским стандар там, а не по стандартам колониальной нищеты"37. Тем самым эпизодический социальный протест превратился в молот соци альной революции38. Между тем прохождение законопроекта о гражданских правах, внесенного правительством летом 1963 г., через многочисленные комиссии Конгресса, а затем дискуссия вокруг него в обеих палатах затянулись на много месяцев. В разгар ее в ноябре 1963 г. был убит президент кампании 1964 г. негритянское движение ярко продемонстрировало свою политическую мощь.
В битву за гражданские права все шире вовлекались массы негритянских трудящихся-бедняков - обитателей черных гетто, которые все больше переносили ее "на улицы". Движение, которое выражало протест негров - главным образом из средних слоев и студентов колледжей на Юге - против сегрегации и дискриминации в школах, ресторанах, на транспорте и в других местах общественного пользования, стало принимать характер борьбы за право на труд и равную оплату, за приличное жилье, против сегрегации в жилищном вопросе, за равное медицинское обслуживание. На повестку дня, таким образом, встали вопросы, затрагивающие самые устои американского общества, ибо одно дело, когда речь идет о праве посещать рестораны или вступать в смешанные браки, и совсем другое, когда требуют ликвидации расовой сегрегации и дискриминации в жилищном вопросе, найме на работу, оплате труда, образовании.
. Жизнь, таким образом, еще раз показала, что корни расизма кроются прежде всего в сфере экономической, что корпоративная Америка может пойти на некоторые уступки темнокожему населению в области элементарных демократических прав, но ни за что добровольно не поступится одним из важнейших источников своих доходов - дискриминацией в экономической области.
Законы о гражданских правах 1964 и 1965 гг. породили в сердцах темнокожих американцев большие надежды. На Юге их стали кое-где обслуживать в ресторанах и кинотеатрах, прежде открытых только для белых; кое-где негритянских детей пустили учиться в одни школы с белыми; кое-где цветные граждане Америки получили возможность останавливаться в гостиницах, обслуживавших в прошлом только белых; выросло число темнокожих, пользующихся избирательным правом; наконец, кое-где отдельным из них были предоставлены сравнительно высоко оплачиваемые должности. Однако для подавляющего большинства темнокожих как в черных гетто на Севере и Западе, так и на Юге почти ничего не изменилось
Приобретенный за это время опыт и возросшая сознательность, несомненно, способствовали тому, что в борьбе за удовлетворение своих законных требований темнокожие американцы стали все чаще уповать не на "доброту сверху", а на собственные силы и решимость.
". Сенатор Фулбрайт не случайно сравнил восстания в гетто с войной во Вьетнаме. Командующий национальной гвардией штата Нью-Йорк генерал-майор О. Хара в беседе с корреспондентом газеты "Нью-Йорк тайме" заявил 18 июля, что "методы уничтожения вьетнамских партизан следовало бы использовать при ведении партизанской войны в наших гетто".
Комиссия была вынуждена признать, что к социальным взрывам, ежегодно потрясающим города США, привели расовая сегрегация и дискриминация, ставшие неотъемлемой чертой американского образа жизни, а также нищета и бесправие темнокожего населения.
Предупредив, что к 1985 г. негритянское население крупнейших городов США составит там большинство избирателей, комиссия рекомендовала отказаться, пока не поздно, от нынешней политики и взять курс на повышение жизненного уровня негритянской бедноты в сочетании с политикой интеграции, которая привела бы к постепенной ликвидации гетто. С этой целью она, в частности, рекомендовала резко увеличить ассигнования на коммунальное обслуживание и социальное обеспечение обитателей гетто, дотации и другую помощь им; создать в гетто отделения местной администрации и увеличить в них представительство негритянского населения; устранить дискриминацию при выборе работы, образования, жилья и развивать контакты между расовыми группами; принять немедленные меры к созданию в течение ближайших трех лет двух миллионов новых рабочих мест; создать экономические стимулы в сельских районах, чтобы остановить переселение сельской бедноты в города; ликвидировать сегрегацию не только в южных, но и в северных школах, а также неграмотность среди взрослого населения; строить больше дешевых квартир за пределами гетто и сделать доступными в течение ближайших пяти лет для семей с низким и умеренным доходом шесть миллионов новых и уже имеющихся квартир... начиная с 600 тысяч квартир в будущем году; расширить программу обновления городов и т.д. В то же время комиссия рекомендовала целый ряд мер по "предотвращению беспорядков": разработка специальных инструкций для действия полиции в критических ситуациях; выделение для службы в гетто наиболее опытных полицейских; вербовка в полицию большего числа негров и особенно негритянской молодежи; создание в гетто "эффективной системы разведки"; обучение полиции методам быстрого подавления "беспорядков" и оснащения ее для этого новейшими техническими средствами и химическим оружием; готовность к возможному использованию частей национальной гвардии, армии и пожарной охраны и подготовка соответствующих планов на этот случай; принятие более жестких законов против участников "беспорядков" и т.п
1 марта 1969 г. возглавляемая О. Кернером Комиссия опубликовала новый отчет под названием "Год спустя", в котором вынуждена была констатировать, что США "находятся еще на год ближе к расколу на два общества - черное и белое, еще более разделенные и по-прежнему неравные".
В процессе этой борьбы у миллионов темнокожих американцев появилось понимание собственной силы, окрепло чувство собственного достоинства и уверенности в том, что они преодолеют все препятствия, родилась воля к победе. Благодаря этим действиям страна узнала о подлинном положении дел на Юге, о том, кто был инициатором насильственных действий против темнокожих, и это, несомненно, оказало влияние на сознание значительного числа белых американцев, поддержавших движение за гражданские права
81 Начало 1968 г. ознаменовалось в США новым обострением расовых отношений. В Мемфисе, городе с полумиллионным населением, еще в середине февраля забастовали 1300 мусорщиков. Почти все они были темнокожими, добивались признания своего профсоюза и повышения заработной платы. Городские власти не шли на уступки, и в конце марта в поддержку бастующих был организован марш протеста негритянского населения города, возглавляемый М.Л. Кингом.
. Мирная демонстрация, насчитывавшая 6 тыс. человек, была атакована полицией. Власти ввели в город 4 тыс. солдат национальной гвардии и объявили осадное положение. На 3 апреля борцы за гражданские права в Мемфисе назначили мирную демонстрацию. Однако власти ее запретили. Тогда состоялся митинг, на котором выступил Кинг с речью, полной горькой иронии по поводу американских "свобод". На митинге было решено 8 апреля провести демонстрацию даже вопреки возможному запрещению. Однако эта демонстрация состоялась уже без Кинга. 4 апреля в 6 часов вечера, собираясь на встречу с участниками движения за гражданские права, он вышел на балкон мотеля "Лоррейн", в котором остановился, чтобы поговорить с одним из своих друзей, стоящим внизу. В этот момент раздался выстрел, поразивший его в шею. Через час он скончался в местной больнице.82 Убийство Мартина Лютера Кинга вызвало волну недовольства и ненависти в черных гетто Америки. Стихийные митинги и демонстрации протеста вылились в яростные стычки с полицией и войсками, брошенными против негров. За неделю, с 4 по 11 апреля 1968 г., негритянские волнения охватили столько же городов, сколько за весь 1967 г.
84 Волна негритянского гнева, прокатившаяся по стране, вынудила американских законодателей принять наконец внесенный еще в 1966 г. и замороженный расистами проект нового закона "О гражданских правах", запрещавшего сегрегацию в жилищной сфере. В апреле он был одобрен и вошел в силу как закон о гражданских правах 1968 г. Правящие круги рассчитывали успокоить таким образом негритянское население, ослабить его гнев, однако в действительности эта уступка носила ограниченный и в значительной мере формальный характер, ибо закон предусматривал запрещение расовой сегрегации прежде всего в домах, построенных федеральными властями, а большая часть жилого фонда США находит ся, как известно, в частных руках.85 Расисты заставили умолкнуть голос Кинга, но им не удалось подавить движение за гражданские права. В мае-июне 1968 г. состоялся "Поход бедняков на Вашингтон", над организацией которого работал Кинг, считавший необходимым "расшевелить Конгресс". Реакция сделала все, чтобы помешать этому походу. В Конгресс было внесено свыше 60 законопроектов, направленных на его срыв
             Рост в послевоенные десятилетия социального сознания темнокожих американцев, а также сдвиги в их самоидентификации, в растущем понимании ими принадлежности ко всему американскому народу и осознанию своего права на равенство с белыми американцами во всех областях жизни привели к мощному подъему движения за равные гражданские права. В процессе борьбы за них поочередно в разное время выдвигались тесно связанные между собой цели движения - ликвидация расовой социальной сегрегации, политической изоляции, экономической дискриминации темнокожего населения. Стремясь ослабить волну недовольства внутри страны и считаясь с реакцией за рубежом, в том числе в Азии и Африке, на события в США, правящая белая элита вынуждена была в 60-х годах пойти на дальнейшие важные уступки. Конгрессом и администрацией были приняты законы о гражданских правах 1964, 1965, 1968 гг., а также ряд судебных и других решений, подкреплявших и развивавших это законодательство. В частности, закон 1964 г. запрещал расовую и другую дискриминацию при участии в выборах, найме на работу, в учебных заведениях, местах общественного пользования; самый важный закон, 1965 г., обеспечивал темнокожим американцам беспрепятственное участие в выборах, а закон 1968 г. запрещал расовую сегрегацию и дискриминацию в жилищной сфере.87 Конечно, расовая проблема в США оставалась далека от разрешения, и к тому же предстоял, как неоднократно предупреждал об этом М.Л. Кинг, не менее трудный второй этап - борьба за осуществление принятого законодательства. Однако с созданной в конце XIX в. на Юге юридической основой расистской системы Джим Кроу было покончено. 
На конец 60-х начало 70-х гг. приходится деятельность Чёрных пантер.
Именно в этот момент познакомились Хью Ньютон, Бобби Сеал и еще несколько молодых черных, только-только закончивших школы или колледжи. Они и создали “Черные пантеры”, чтобы охранять черные гетто от нападения полицейских и белых расистов, чтобы не давать в обиду одиноких чернокожих, оказавшихся в белом районе, которых могли жестоко избить и жители района, обычные добросердечные граждане, и вооруженные дубинками полицейские. Они выбрали своей эмблемой черную пантеру. Потому что она никогда не нападает первой, но если напасть на нее, она уничтожит противника. Они придумали себе форму - черные береты, черные кожанки, голубые водолазки с нарисованной черной пантерой. 
Число “Черных пантер” достигло 2 тыс. человек. Летом 1968 года Дэвид Бротерс организовал отделение “Черных Пантер” в Нью-Йорке, в Бруклине, а несколькими месяцами позже отделение “Пантер” появилось и в Гарлеме. 
Через некоторое время “Пантеры” превратились в радикальную марксистскую группировку и призвали всех чернокожих вооружиться, освободить себя от позорных санкций белой Америки, добиться равноправия, убивая тех, кто желал оставить черных в их гетто. Организация строилась как партия, посему ее лидеры имели как бы правительственные должности. Бобби Сил - глава партии, Хью Ньютон - министр обороны.
В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг. К которому черные радикалы серьезно-то не относились. Но был убит черный, сражавшийся с государством за права черных. Пусть и “дедовскими методами”. Несколько “Пантер” решили за него отомстить, попали в окружение полиции и были арестованы. В перестрелке был убит один из вождей “Пантер” Бобби Хаттон, 15-летний вождь. Другой вождь - Элдридж Кливер - сбежал на Кубу и несколько лет там скрывался. На одном из митингов после этих событий член ЦК “Пантер” Дэвид Хиллиард спросил у митингующих - хотят ли они мира. “Да” - радостно-привычно ответила толпа. “А вот не будет вам мира! Пора сражаться” - заявил толпе член ЦК. Так “Пантеры” противопоставили лозунгу хиппи “Нет войне!” свой лозунг - “Нет миру!” .
В то же время “Пантеры” предпринимали действия, на них ранее не похожие. Они устроили бесплатную раздачу завтраков в черных школах для бедняков. Правда, богатые черные тут же анонимно сообщили полиции, что это был настоящий рэкет, которым их обложили радикалы. Но в гетто свои законы.
И вот тогда началась война “Пантер” с полицией. В августе 1968 года перестрелки были в Детройте и Лос-Анджелесе. Летом и осенью 1968 года полиция нападает на офисы “Пантер” в Идианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско, Нью-Йорке. В сентябре 150 полицейскихнапали на 12 “Пантер” прямо в зале суда. За 1969 год было арестовано 348 “Пантер”. Организация потратила на залоги и штрафы в 1967-1969 годах около 5 млн. долларов. В июле 1969 года полиция нападает на Чикагское отделение партии, и засевшие в офисе отстреливаются. Перестрелка длилась почти час. И это в Чикаго, практически, в столичном городе. И никто не удивлялся. В декабре 1969 года полиция осаждает офис в Лос-Анджелесе, и “пантеры”, среди которых и женщины, отстреливаются пять часов. И снова никто не удивляется. Это была настоящая война. Потому никто и не удивлялся. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 “Пантер”. Десять черных и 12 полицейских погибли в 48 перестрелках. Глава ФБР заявил, что “Пантеры” представляют собой самую серьезную угрозу внутренней безопасности страны. 
А в стране в это время леваки сняли фильм о “Черных пантерах”. Его показывали в университетах по всей стране. Забастовали студенты Йельского университета, требуя отпустить арестованных черных. Власти устраивали с народом публичные дебаты о сути “Черных пантер”.
А потом “Пантеры” переругались между собой. Почему и как это было - об этом написаны целые монографии. Так что углубляться в эту проблему не имеет смысла. Просто кто-то подался в легальную политику, кто-то сбежал, устав от радикализма. Кто-то вернулся к “ненасилию”. Кого-то убили. Что-то из того, за что боролись “Пантеры” стало общепринятым. В общем, их время кончилось. “Пантеры” просуществовали еще несколько лет, а затем благополучно умерли своей смертью, как организация.
Радикалы со склонностью к компромиссу
Интересно, что “Пантеры” с самого своего рождения ухитрялись добиваться поддержки разных и неожиданных персонажей. Они были чужды обычного левого максимализма. В том смысле, что, похоже, с самого начала стремились если не объединить вместе разных леваков в некий единый левый фронт, то не боялись меняться, не боялись проявлять себя с неожиданных сторон, не боялись ошибаться. “Пантер” поддерживали левые интеллектуалы Европы. И те, несмотря на кажущееся презрение к белым радикалам, не отказывались от поддержки. Например, “Пантер” поддерживал Жан Жене. Из-за этого ему даже запретили въезд в США. Когда у Дэвида Хилларда однажды брали интервью и спросили о его отношении к гомосексуалам и о том, знает ли он, что Жан Жене - голубой, тот ответил: “Знаю, ну и что? Если бы все гомосексуалы рвались за океан, чтобы поддержать “Пантер” это было бы совсем неплохо”. Причем, сначала “Пантеры” относились к голубым примерно также, как относилось к ним общество. Ну, по крайней мере, употребляли принятую обществом терминологию в отношении этих людей. Так однажды Боб Хиллард написал письмо Жану Жене, предлагая ему написать статью в поддержку гомосексуалов, он эту самую лексику в письме не стесняясь употребил. Жене ответил ему (тоже письменно) в том духе, что если тот будет оскорблять педерастов, то сам Жене немедленно будет наезжать на негров.И через неделю в одной из газет США появилась статья самого Ньютона, который писал о необходимости помогать гомосексуалам и защищать их, как меньшинство, так как голубые поддерживают “Пантер”. Лексика уже была на уровне. “Пантеры” быстро учились и отказались от обывательской лексики. Странно и парадоксально. Самые радикальные из всех радикалов Америки оказались способны пойти на компромисс со своим воспитанием, оказались способными уйти от привычных стандартов черных гетто.
Что они дали Америке? Они привили черным склонность к самозащите. К тому, что черные могут отстоять свое право учиться в тех же школах, где учились их белые сверстники. Они поддержали женское движение. Многие радикальные феминистки поддерживали черных пантер. Удивительно. В Штатах, славящихся своими современными перехлестами в плане женских прав ( и, пожалуй, мужского бесправия), еще в 60-е все было наоборот. 
Они научили своих последователей вести пропаганду. Никто до сих пор не ухитрялся так использовать прессу и телевидение, никто не умудрялся превращать в политические процессы захудалые судебные заседания и даже похороны. Они сделали граффити массовым явлением. Они затеяли в США войну. Пусть и на недолгое время, пусть с относительно небольшим числом жертв. Но войну -к перестрелкам в самых фешенебельных городах население этих городов в общем-то привыкло.
И пусть не известно точное число их жертв. Даже непонятно, были ли это жертвы обстоятельств и черных хулиганов или жертвы именно партии “Черная пантера”. Пусть не известно и уже не будет известно, совершали ли они те террористические акты, что им приписывала полиция. “Черные пантеры” считаются радикальной террористической группировкой. Ну не либералами же их называть!   
Ещё одной вехой в борьбе чёрных за равноправие является деятельность афроамериканского рэпера Тупака Омару Шакура, мать его ранее была членом «Чёрных пантер», рос он в окружении подобных борцов за права. По мере его восхождения к славе, на всём протяжении творчестве прослеживается ясный доминантный мотив в создании своих произведений, подавляющее большинство их описывает трудности жизни чёрного в Америке (США). Позднее, он стал читать лекции студентам и общаться с чёрным населением, призывая его к активной позиции. Был убит в 1996 г.
Для современной ситуации в расовом вопросе в США характерно следующее:

Ныне чернокожие американцы составляют около 12% населения США, белые - 69% (данные Бюро Переписи Населения США\US Census Bureau за 2000 год). Положение чернокожих американцев по всем показателям намного лучше, по сравнению с ситуацией 40-летней давности. Значительно выросла продолжительность их жизни, уровень образования, благосостояние и т.д. Однако дисбаланс между черными и белыми гражданами США сохраняется: чернокожий американец в два раза чаще, чем белый становится безработным и в три раза чаще имеет низкий уровень дохода. По данным исследования, проведенного Harvard Joint Center for Housing Studies, 45% чернокожих американцев являются собственниками своего жилья (73% белых). Среди детей афроамериканцев уровень смертности составляет 14.6 на 1 тыс., среди белых жителей США - 6.3. По данным National Center for Educational Statistics, среди белых американцев 36.2% имеют степень бакалавра и выше, среди черных - 20.6%, среди латиноамериканцев - 15.4%. Статистика показывает, что на одного чернокожего, поступившего в высшее учебное заведение, приходится 100 афроамериканцев, приговоренных к тюремному заключению. Одно из исследований показало. что ныне в тюрьмах США находится больше черных заключенных, чем в ЮАР эпохи апартеида.

Однако прямые свидетельства расовой дискриминации в американском обществе найти сложно. Во всяком случае, политика утверждения равных прав для расовых и этнических меньшинств, которая проводилась в США в последние десятилетия, дала свои плоды: любое действие или высказывание, в котором может быть усмотрена расистская подоплека, как правило оборачивается для нарушителя серьезными юридическими проблемами.
Скорее речь идет об исторической расовой дискриминации, то есть о последствиях того неравноправия, которое существовало в США на протяжении столетий. Есть некоторая закономерность в том, что расовая дискриминация воспринимается большинством американцев, как явление присутствующее в американской жизни, однако многие затрудняются указать примеры этой дискриминации в реальной жизни. Вероятно поэтому, исследования социологической службы Gallup показывают, что когда речь идет о расовой дискриминации, с которой человек может непосредственно сталкиваться - там где он живет, лишь около 10% респондентов свидетельствуют о том, что дискриминация очень сильна и менее 25%, что она как-то проявляется. Однако, когда речь заходит о ситуации в целом по стране, доля американцев, считающих, что расовая дискриминация сильна или отчасти проявляется вырастает до 25% и 50% соответственно. На протяжении 1990-х годов эти проценты оставались практически неизменными.
В соответствии с исследованием, проведенным агентством Associated Press в 2003 году, большинство населения США считает, что дискриминация, существующая в отношении расовых и этнических меньшинств, еще имеет долгую перспективу. Во всяком случае, 35% американцев считает, что дискриминация исчезнет не очень скоро, а 24% полагают, что она вообще не исчезнет. Лишь 8% респондентов думают, что дискриминация изживет себя очень скоро, а 30% - скоро.
На протяжении последних десятилетий социологическая служба Gallup проводила опросы относительно того, как представители различных расовых групп относятся друг к другу. В 1992 году 58% респондентов считали, что немногие белые относятся к черным с нелюбовью, в то время как лишь 39% думали, что среди афроамериканцев мало кто питает нелюбовь к белым. Американцев, которые полагали, что многие или даже все черные не любят белых, было 46% и 10% соответственно. То есть, в сумме 56% американцев предполагали или констатировали, что афроамериканцы преимущественно враждебны белым.
Впрочем, в США существуют регионы, которые традиционно считаются склонными к расизму. В южных штатах, где расовая дискриминация сохраняла правовые и институциональные формы вплоть до 1960-70 годов, на вопрос следует ли законодательно запретить межрасовые браки, положительный ответ дали 26% респондентов. Для других регионов страны доля сторонников такого запрета заметно ниже, например, в западных штатах - лишь 7%, на северо-востоке - 12%
На протяжении американской истории избирательная активность различных этнических групп находилась в зависимости от того, какими гражданскими правами обладали этнические группы. Например, в 1966 году, когда началось массовое движение за расовое равноправие, зарегистрированными избирателями были лишь 44% афроамериканцев южных штатов, где их положение было более тяжелым, чем в целом по стране. Спустя много лет, в течение которых были сняты многие фактические ограничения для социальной активности этнических и расовых меньшинств, в 1992 году, этот показатель в южных штатах вырос до 65%.
Факты На Тему
Уровень гражданской и политической активности черного населения Америки может характеризоваться и фактом наличия на сегодняшний день явного общепризнанного лидера движения за гражданские права чернокожих. Исследование, проведенное CNN\Gallup\USA Today показывает, кто из представителей афроамериканцев выступает в качестве наиболее значительного национального лидера для чернокожей части населения. 23% белых и 18% черных респондентов видят в таком качестве государственного секретаря США Колина Пауэлла\Colin Powell. Еще 19% белых и 17% черных отдают голоса священнику и правозащитнику Джесси Джексону\Jesse Jackson. Для сравнения, Советник по Национальный Безопасности\ National Security Adviser Кондолиза Райс\Condoleeza Rice набрала в этом опросе лишь 2% голосов.
Ныне многие организации афроамериканцев выступают за выплаты им государственных компенсаций за то, что их предки находились в рабстве и обеспечили своим трудом богатство как американского государства, так и отдельных компаний. В 2001 году группа подобных организаций подала судебный иск, требуя, чтобы потомкам рабов было выплачено, в общей сложности, $300 млрд. Этот иск был подан после того, как Конгресс США одобрил выплату $1.2 млрд. этническим японцам, которые были заключены в американские концлагеря во время Второй Мировой войны. Любопытно, что первый план выплаты чернокожим рабам компенсаций появился еще в 1860-е годы - тогда каждой семье освобожденных рабов планировалось безвозмездно передать 40 акров земли и мула. Борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг\Martin Luther King в 1963 году призвал к выплате подобных компенсаций, чтобы "продемонстрировать богатство свободы и честность правосудия". На сегодняшний момент, большинство афроамериканцев поддерживают эту идею, однако политической поддержки в верхних эшелонах власти США она пока не нашла.



























Содержание.

I……………………………………………..2 стр.
II…………………………………………….2 стр.
III…………………………………………..10 стр.
IV…………………………………………..15 стр.







































Список используемой литературы.
1.Александр Бурьяк – Расовая политика.
2.Апология рабовладения на Юге США в начале XIX века.
3. Афроамериканцы в США в XX веке. Негритянская революция.
4.Колониальная политика Великобритании.
5. Негры в США в начале XX века./ http://haspar-arnery.livejournal.com/165615.html
6.Проблема рабства в США.
7. Разноцветная Америка. ("Washington ProFile", США)
8.Расовый вопрос. ("Washington ProFile", США)
9.Чёрное и белое. Межрасовые отношения в США./
Ozon.ru
10 Чёрные пантеры.