О визите Владимира Путина в государство Израиль

Михаил Ошеров
Обнародованы некоторые подробности предстоящего визита Президента России Владимира Путина в Израиль и соседние страны - Палестинскую автономию и Иорданию. Один - Израиль, второй день - Палестина и Иордания.

Состав делегации - около 400 человек. Три самолета, на борту которых будут бронированные лимузины (по информации http://newsru.co.il со ссылкой на газету "Едиот Ахронот").

В течение двух дней (25-26 июня) Путин должен успеть побывать в Израиле, в Палестинской автономии и в Иордании. У российского лидера запланированы встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу, президентом Израиля Шимоном Пересом, председателем ПНА Махмудом Аббасом и королем Иордании Абдаллой II.

В Нетании Путин должен посетить торжественную церемонию открытия мемориала памяти советских солдат Второй мировой войны. Вероятно, его также вновь пригласят в иерусалимский Мемориал Катастрофы "Яд ва-Шем", где он бывал в 2005-м году. Предположительно, в ходе переговоров с израильским руководством Путин обсудит двусторонние отношения, а также ситуацию в Сирии и иранскую ядерную программу.

http://newsru.co.il/israel/14jun2012/putin_104.html

Как пишет газета "Московский Комсомолец", "Без сомнения, главными темами встреч станут не только перспективы российско-израильского сотрудничества, но и взаимоотношения с третьими странами: иранская проблема, мирное урегулирование с палестинцами, ситуация в Сирии и Египте. Впрочем, несмотря на серьезность проблем, которые планируется затронуть в Израиле, как было заявлено ранее, главная тема визита — гуманитарная"


Оставим пассаж "гуманитарной" темы визита на совести израильского журналиста - корреспондента газеты "Московский комсомолец" . 400 человек во главе с президентом России приедут не просто так, ради гуманитарных вопросов. В прошлом году был сорван из-за забастовки далеко не бедствующих сотрудников МИДа очень важный визит тогдашнего президента России Дмитрия Медведева в Израиль. С Дмитрием Медведевым должно было приехать около 500 российских бизнесменов первого калибра, должны были проводиться многочисленные переговоры и встречи. Но кому-то за океаном это не понравилось, и из-за неспособности израильского русскоязычного министра иностранных дел Авигдора  Либермана справиться с собственными уборщиками и дипкурьерами, очень важный визит президента России в Израиль был сорван, визит Медведева состоялся только в соседние страны - Иорданию и Палестину, что только укрепило дипломатические связи и контакты России с этими государствами.

О предстоящем визите впервые заговорили после телефонного звонка премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху председателю правительства России Владимиру Путину 8 марта этого года - на следующий день после его победы на выборах, что говорит о том, насколько Нетаньяху торопился организовать этот визит, исправляя ошибки своего незадачливого министра иностранных дел.  Как сообщает пресс-служба главы правительства, Нетаниягу поздравил Путина с победой на президентских выборах и пригласил его посетить Израиль.  Понятно, что ради "гуманитарной" темы никто так экстренно звонить будущему президенту России не будет. Нетаньяху нужно было  срочно урегулировать весь накопившийся комплекс отношений и запланировать визит Путина в Израиль как можно раньше.
Теперь еще раз о том, что будет обсуждаться. Насколько понятно мне лично, кроме заявленного списка внешнеполитических тем - "иранская проблема, мирное урегулирование с палестинцами, ситуация в Сирии и Египте", есть некоторый список тем российско-израильских отношений. Например, вопросы поставок израильского оружия Грузии. Или вопросы об израильских авиабазах в Азербайджане.

Израиль сильно зависит от России в двух вопросах - в поставках Сирии и Ирану российского оружия, в том числе современных систем ПВО, и в вопросе поставок нефти и других энергоносителей. Если говорить о системах ПВО и лидерстве России в этой сфере, то Россия начала массово принимать на вооружение и продавать другим странам мобильные системы ПВО, аналогичные, а по некоторым позициям - превосходящие по ТТХ  гордость нынешнего Израиля - стационарные системы "Кипат барзель" или "Железный купол",  еще с середины 1980-х годов.  Поэтому опасения Израиля о потере военного превосходства в регионе и, соответственно, потере безнаказанности, после возможных поставок Россией Сирии и Ирану систем ПВО отнюдь не беспочвенны. Также , если говорить о сотрудничестве России и Израиля в военной сфере, то кроме израильской модернизации советских самолетов и российских вертолётов, причем без соответствующих лицензий, речь может идти о сотрудничестве в сфере создания беспилотных летательных аппаратов (российские фюзеляжи и двигатели, израильская электроника) и сотрудничестве в сфере создания стрелкового и легкого артиллерийского оружия. Неурегулированными до сих пор являются вопросы трофейного израильского оружия в том числе самого новейшего вплоть до опытных несерийных образцов, поставленного Израилем битой грузинской армии и брошенного ею при бегстве от российских войск в 2008 году.

 Я готов также предположить, что речь может идти о вопросах поставок в Израиль энергоносителей - нефти, мазута и газа. Российские компании в свое время пытались участвовать в приватизации хайфского НПЗ - их тогда израильские власти не пустили. Зато пустили беглых российских олигархов, о выдаче которых России предварительно сообщила российская прокуратура -
http://izrus.co.il/oligarhi/article/2012-05-29/18047.html

Про переговоры по газу нужно говорить отдельно.

В 90-е годы Ариэль Шарон, еще не будучи премьер-министром Израиля, пытался выстроить стратегическую основу российско-израильского сотрудничества. Однако ревнивое отношение США к совместным израильско-российским программам привело к последовательному срыву их реализации. Возможное участие Израиля вслед за Турцией в проекте поставок российского газа на Ближний Восток "Голубой поток" укрепляло российско-израильские связи и должно было сбалансировать зависимость израильского ТЭК от поставок египетских энергоносителей, однако проект был денонсирован премьер-министром Нетаньяху под давлением госсекретаря Олбрайт.  Причём основным аргументом американцев тогда были именно гарантированные для Израиля поставки природного газа из Египта. В результате сейчас Израиль из-за недальновидности и политической несамостоятельности тогдашнего своего руководства остался и без природного газа, и без сотрудничества с Россией. Возможно, что переговоры о присоединении Израиля к проекту "голубой поток" возобновляться.

Второе направление переговоров по газу - это российские предложения о совместных разработках газовых месторождений на шельфе Средиземного моря. Как только информация  о запасах газа на израильском шельфе была обнародована, в Израиль без особого освещения в прессе приезжала большая делегация высокопоставленных представителей российского "Газпрома". Разработка Израилем газовых месторождений в Средиземном море затрудняется тремя проблемами - во первых тем, что эти месторождения плохо контролируются собственно государством Израиль, поскольку принадлежат не государству Израиль и израильскому народу, а израильским олигархам. Во-вторых, одной из проблем является неурегулированность вопросов о морских границах Израиля со всеми соседними странами, кроме Кипра, граница с которым также подвергается сомнению Турцией и Турецкой республикой Северный Кипр. На газовые месторождения в Средиземном море претендуют также Египет и Ливан в лице политического движения "Хизбалла", а также руководители Сектора Газа из движения ХАМАС, поскольку согласно действующему международному праву при создании независимого палестинского государства должна быть проведена соответствующая делимитация морских границ. Третья проблема разработки Израилем месторождений природного газа - это отсутствие опыта промышленной добычи природного газа на морском шельфе и отсутствие финансов для соответствующих инвестиций, что собственно говоря, и предлагает Израилю "Газпром". Также, вполне вероятно, концерн "Газпром", близкий к руководству России, может предложить израильским властям участие в комплексном урегулировании всех вопросов о делимитации морских границ в регионе.

Встреча Президента России Владимира Путина с руководством государства Израиль может стать как прорывной, так и очередной рабочей встречей для выяснения и уточнения позиций - в зависимости от позиции властей государства Израиль на переговорах.