Дело Р. Г. Игнатьева

Александр Одиноков 2
Газета «Новая новгородская газета» № 24 (667). 13 июня 2012 г. С. 21.

                Александр ОДИНОКОВ -  краевед, Великий Новгород

                «ДЕЛО» ИГНАТЬЕВА
                Идём по следу рукописи игуменьи Марии

      В очерке «Подделка на века» («ННГ» № 47 от 23 ноября 2011 г.) мы представляли весь ход рассмотрения повторной публикации «Записок игуменьи Марии, урождённой княжны Одоевской» в новгородской прессе 1912 года. Правда, в тот период не попал в поле наших поисков очень важный документ...

      В Отделе письменных источников Новгородского государственного музея-заповедника обнаружен следующий протокол:
                «Журнал
                заседания Новгородской Губернской Учёной Архивной
                Комиссии 14-го ноября 1912 года
      На заседании присутствовали: Непременный Попечитель Новгородской Губернской Учёной Архивной Комиссии, Новгородский Губернатор В.А. Лопухин и члены Комиссии: И.В. Аничков, К.П. Драницын, М.В. Муравьёв, М.Л. Пятницкий, И.О. Романцев и Л.Н. Целлепи».
      «...2) В Московском Публичном и Румянцевском Музее в собрании И. Д. Беляева имеется рукопись Игумении Марии, как о том говорит И. Токмаков в своей книге «Материалы для исторического и церковно-археологического описания Новгородской губ.
Так как рукопись им изучается, то он просил бы Комиссию снестись с музеем для выяснения, какая это рукопись и, если возможно, просить о высылке её в Комиссию.
Председатель Комиссии заявил, что в виду предположенной им поездки в Москву, он может выяснить этот вопрос на месте.

      Комиссия постановила: просить Председателя Комиссии В.А. Лопухина выяснить вопрос о рукописи Игуменьи Марии».

      Да, сомнений нет, действительно в 1883 году, в «Материалах для исторического и церковно-археологического описания Новгородской губернии», выпуск 1-й, Иваном Фёдоровичем Токмаковым, библиотекарем Московского главного архива Министерства иностранных дел, почётным и действительным членом разных статистических комитетов и многих учёных Обществ, сообщалось буквально следующее:

     «Вот имена игумений, дошедшия до нас, по тщательным архивным исследованиям: – Мария в 1515 г., Александра 1594 и 1595 г., Марфа 1606 г...». И далее: «Нам недавно пришлось найти интересную рукопись в собрании И.Д. Беляева, хранящейся в Московском Публичном и Румянцевском Музеуме, а именно: рукопись старицы княжны Марии Одоевской, бывшей потом (в 1515 г.) игуменьей Новгородского Михалицкого Рождественского монастыря; содержит в себе романтическую историю любви Марии к вечевому дьяку Назарию, который, получивши отказ в руке Марии, оклеветал Новгородцев перед Великим Князем Иоанном III».

     Как видим, И.Ф. Токмаков чётко указывает, что игуменья Мария в 1515 году реально существовала.
     Напомним, что при обсуждении в 1912 г., М.В. Муравьёв (1867–1932) – председатель Новгородского общества любителей древности, «ссылался на генеалогические таблицы, в которых он не нашёл имён ни Серафимы (Марии), ни её отца Михаила». Кроме того, Михаил Валерианович в своём докладе Обществу 30 апреля 1912 г. утверждал, что «княжна Серафима Михайловна Одоевская, в инокинях Мария, умерла в 1655 г. и была настоятельницей не Новгородского Михалицкого Рождественского, а Свияжского, то же Рождественского монастыря» (согласно публикации Петрова. «История родов русского дворянства». С. 18). Правда, в более поздней своей работе: «Родословная князей Одоевских и Одоевских-Масловых, а равно и близких к ним и сведения о домовых церквах князей Одоевских» (1894 г.), И.Ф. Токмаков записывает княжну Серафиму (во инокинях Марию) Михайловну, как игуменью «Новгородского Рождественского Девичьего монастыря, в родословной – колено XIX». И в приложении поясняет: «Полагаем, что составитель (Российской Родословной книги), князь П.В. Долгоруков, ошибся: Свияжский Рождественский девичий монастырь (он ли Предтечев?) упоминается в 1618 г., а игуменья Мария – в 1655 г.».

     То есть, Токмаков, как бы поправляет в своих суждениях М.В. Муравьёва, но не уточняет уже даты существования Марии. Что выглядит странным и непоследовательным.
В любом случае, мы обязаны, взять под сомнение утверждение И.Ф. Токмакова о дате существования игуменьи Марии, так как он не раскрывает своего источника. В то же время, мы должны отметить, что И.Ф. Токмаков не пользовался, видимо, материалами Р.Г. Игнатьева, так как Игнатьев ещё в июльском номере «Новгородских губернских ведомостей» опубликовал список настоятельниц бывшего Михалицкого Рождественского монастыря с 1199 по 1786 гг., где под номером 13, указана Мария (урожд. княжна Одоевская) – 1517 г., а не 1515 г., как у Токмакова.
     Второе свидетельство И.Ф. Токмакова, в отношении самой рукописи, выглядит невероятным, но, видимо, неоспоримым фактом, что всё же, рукопись сохранилась. Вопрос теперь надо адресовать к Отделу рукописей Российской государственной библиотеки, где должен находиться фонд известного русского историка Ивана Дмитриевича Беляева (1810–1873) – профессора Московского университета по кафедре русского законодательства, автора таких трудов, как «О Нестеровской летописи», «Великий князь Александр Ярославич Невский», «История Новгорода Великого от древнейших времён до падения» и др. И это связано с тем, что документы с дальнейшими сведениями по линии Новгородской губернской учёной архивной комиссии, видимо, не сохранились, так как они отсутствуют и в Государственном архиве Новгородской области.

     Выскажем предположение, что и здесь нас ждут нелёгкие поиски. Дело в том, что обнаружились и другие факты, связанные непосредственно с «Рукописью», причём в параллельных поисках. Факты – это письма Р. Г. Игнатьева к князю Владимиру Фёдоровичу Одоевскому (1803–1886) из Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Ранее эти письма также обнаружил и исследователь оренбургского и уфимского периода Р.Г. Игнатьева, историк Михаил Игоревич Роднов.

     Однако, давайте сделаем выводы, познакомившись с содержанием этих писем непосредственно с оригинала. Всего обнаружено два письма к кн. В.Ф. Одоевскому. Письма писались Руфом Игнатьевым: первое – 23 сентября 1849 г., т. е. до начала публикации «Рукописи игуменьи Марии...», и 24 октября 1849 г., т. е. в период публикации. Причём третья часть – «окончание Рукописи», была опубликована, только 19 ноября 1849 г, с довольно странным пояснением Р. Игнатьева: «Предыдущие места из этой рукописи были напечатаны в 41-м и 42-м нум.; ныне же по желанию некоторых из читателей помещаем здесь окончание».

     Напомним, публикация «Рукописи» в «Новгородских губернских ведомостях» началась с номера № 41 от 8 октября 1849 г., продолжилась в № 42 от 15 октября 1849 г., и закончилась в № 47 от 19 ноября 1849 г. Очень странная задержка (15 октября, и только 19 ноября), тем более странное объяснение дальнейшей публикации («…по желанию некоторых из читателей»). Создаётся впечатление, что автор не был намерен публиковать «Рукопись» полностью, но «по желанию некоторых из читателей», согласился довести дело до конца.

     Поэтому внимательно прочитаем письма Р. Игнатьева.

   (1)                «Милостивой Государь
                Князь Владимир Фёдорович!
      Исполняя желание Ваше, а также и своё обещание при последнем свидании нашем в Новгороде, или лучше сказать первом, я долгом считаю уведомить, что все те факты, которые относятся до управления Новгородом с 1610 по 1616 год, Князем Иваном Никитичем Большим Одоевским, и в особенности до действий его во время Шведской войны 1611 года, хранятся особо, в Новгородском Софийском соборе, под названием Старого Консисторского архива – это собственно дела Новгородской Приказной Палаты и Духовного Приказа. Но главным, материалы ещё могут быть найдены в г. Тихвине, служившем театром Шведской войны. А потому, чтобы в этом случае услужить Вам, я после 1-го числа Октября поеду нарочно туда и всё, что только найду там для Вас интересного, сообщу в подлиннике. Между тем, теперь я приготовляю для Вас копию с дневника Игуменьи Марии, урождённой Княжны Одоевской, найденного мною в бывшем Новгородском Михалицком Монастыре. Рукопись эта не только объясняет некоторые подробности жизни фамилии Князей Одоевских, но и некоторые по-литические события 1505 и 1515 годов. Всё это на днях изготовив, вышлю.
      И тем при пожелании Вам всех благ и поспешного окончания предпринятого Вами труда, в составлении Истории, нашего древнего славного рода Князей Одоевских с Истинным Почтением и преданностью имею честь быть Ваш покорный слуга
                Руф Игнатьев
      Новгород,
      23 сентября 1849
      Р.S. Сделайте одолжение, располагайте мною относительно Вашего труда. Я бы с своей стороны осмелился просить Вас, нельзя ли Вам как-нибудь сказать редактору С.П. Полицейских Газет В.С. Межевичу, чтобы он перепечатал мою статью, помещённую в Новгородских Губернских Ведомостях в №№ 37 и 38-м под названием Новгородский Саввин-Вишерский Общежительный Монастырь, Вы бы этим меня крайне одолжили. Я буду в Новгороде до 15 октября, то сделайте одолжение не оставьте уведомить».

    (2)

                «Милостивый государь
                Князь Владимир Фёдорович!
       Посылая Вам экземпляр рукописи Вашей более, более и более нежели прабабки Княжны Марии Одоевской.
       Очень сожалею, что не мог я написать её окончание, по таковому роду обстоятельств, которые расскажет вам, Г. Левестан.
       И тем при пожелании Вам Всех благ, с истинным Почтением имею честь быть.
Ваш покорный слуга
       Р. Игнатьев
       Новгород, Октября 24, 1849 года».

      Подчеркнём несколько важных фактов, указанных в письмах:

      1). Руф Игнатьев впервые встретился с кн. Владимиром Фёдоровичем Одоевским в Новгороде, видимо, в июле – первых числах сентября 1849 г., так как до даты отправки первого письма успел познакомиться и собрать информацию по архивам Новгорода. Если принять во внимание, что с 16 июля 1849 г., с 29 номера Новгородских губернских ведомостей, Игнатьев приступил к публикации своего очерка «Церковь Рождества Богородицы, что на Молотково в Новгороде», надо предположить, что встреча состоялась в начале июля, так как «Дневника», «найденного мною в бывшем Новгородском Михалицком Монастыре», Руф Гаврилович ранее с князем не обсуждал. Также мы можем предположить, что поездка князя Одоевского в Новгород могла быть связана с его личными планами написать историю рода Одоев-ских, и встреча с Игнатьевым была чистой случайностью.

      2). Крайне важна для нас информация о снятии копии с рукописи игуменьи Марии, так как нам пока неизвестно, что находится в Москве, ссылаясь на сообщения И. Токмакова, – копия или оригинал?

      Напомним предложение М. Погодина в журнале «Москвитянин»: «Если Новгородский Макферсон не удовольствуется моими замечаниями, то благоволит он прислать свою рукопись в Москву – университет, историческое Общество, или куда угодно. В Москве есть человек десять, которые отличат поддельную рукопись с первого взгляда...».
      К тому же, при переезде из Новгорода в Оренбург, Р. Игнатьев, как сообщают уфимские коллеги, сохранил архив, а это так, ибо в последующих письмах Игнатьева на имя редактора журнала «Отечественные записки» и газеты «Голос» – Краевского (1862 г.), упомянуто, что «Я имею старинные, интересные рукописи: они могут быть к услугам Вашим».

      Значит, в Москве мог оказаться оригинал, переданный Игнатьевым и оказавшийся в архиве историка И.Д. Беляева. В то же время, к Румянцевскому музею, который первоначально располагался в Санкт-Петербурге, а затем был переведён в Москву, имел отношение князь Владимир Фёдорович Одоевский, так как в 1846 г. приступил к заведыванию этим музеем, а после его смерти, 27 февраля 1869 г., «в состав Румянцевского музея (в Москве. – А.О.) вошла личная библиотека её петербургского заведующего». Поэтому и копия, присланная Игнатьевым князю, могла оказаться какими-то путями в стенах Румянцевского архива.
       Поиски продолжаются...