Сказ о том, как Макар за тридевять земель ходил

Светлана Гончаренко
СКАЗ О ТОМ, КАК МАКАР
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ХОДИЛ
ДУШУ СПАСАТЬ

Жил-был во далеком крае за Байкал-морем мужичок один, звали его Макар. Был он неженатый да на голову дурноватый, нравом буйный, делом никаким не обремененный.
Старушка-мать и отец его померли, а он один совсем ум потерял, пил да гулял.
 
Раз пошел Макар к Аленке свататься. Алена была местной умницей-красавицей на выданье. Посмотрела Алена из своей светлицы на улицу, увидала Макара-дурака и говорит отцу:

- Иди, батюшка, жениха моего ненормального встречай. Видать, сватать меня пришел. Вишь ты, пузырь с бражкой несет, цветок на шапку прилепил.

Встретил отец Макара, напились они на пару, Макар и забыл, зачем к ним пришел.
На утро у него голова дурная, тело вялое. Приплелся он домой и опять на печь спать завалился. И видит во сне мать свою. Сидит она у синего моря, а перед ней лежит новое корыто. Макар и спрашивает ее:

- Что, матушка, опять старика с рыбой ждешь?

- Жду, - говорит мать. – Да вот не с простой рыбой, а с золотой рыбкой-волшебницей. Заживем теперь лучше прежнего. Хоромы построим. Наша избушка-то совсем развалилась.

- И что, думаешь, она и, в самом деле, поможет?

- Поможет, родимая, поможет! Я же слово заветное старику сказала.

- А слово-то какое?

- Вот учила тебя, учила, все впустую! Пожалуйста! Вот какое слово, - отвечает ему мать. - Ой, смотрю я на тебя, Макарушка, и жалею, что один ты на земле. Некому тебя уму-разуму научить. Сгубишь ты душу свою бессмертную. Смотри, какая она у тебя бледная стала, скоро совсем всю пропьешь, - запричитала старушка.

Поглядел Макар на себя и видит, что бледный он, совсем прозрачный перед матерью стоит. Стало ему не по себе.

- Что же мне делать-то теперь? – схватившись за голову, заголосил нерадивый сын.

- Душу спасать надо… - проговорила мать, да и исчезла.

Проснулся Макар в холодном поту, глянул на себя и заплакал первый раз с тех пор, как родителей схоронил. Сидел он на печи, как тень, бледный, едва видимый. И решил Макар спасать душу свою.

Пошел он к местной бабке-знахарке уму-разуму поучиться. Пришел к знахарке, а она ему и говорит:

- Хочешь душу спасти, за тридевять земель иди. Там стоит царство-государство, где люди свободные от земных пристрастий-напастей и счастливые живут. Есть там такое чудо, которое человека под корень изменить может. А здесь ты только голову буйную свою, не ровен час, сложишь!

И пошел Макар за тридевять земель. Шел лесами и полями. Шел горами и долами. Долго ли, мало ли, пришел к морю-океану. У старика-рыбака выспросил, долго ли еще к чуду заморскому добираться. Старик ему сказал, что надо море-океан пересечь и там уж это чудо и есть. Дал ему старик свою лодку и попросил назад ее воротить, а то ему, рыбаку, долго без лодки не прожить. И поплыл Макар за море-океан.

Буйные ветры подгоняли его лодку. Вдалеке приметил Макар маленький остров в море-океане. Подплывая к островку, Макар увидел трех сухоньких старичков, резво бегущих по волнам. Подбежали они к нему, кланяются да на остров свой приглашают. Макар опешил, даже шапки не снял перед стариками. Да неожиданно лодка к берегу и пристала. Вышли они на берег, а остров-то пустынный. Камни-голыши кругом, одно корявое дерево да один кустик, мхи да лишайники.

- Чем же вы питаетесь, как живете тут, батюшка? – удивился Макар.

- Дак, вот помолимся: «Трое Вас, трое нас, помилуй нас!», так и живем, - отвечает один из старичков.

- Ну, прощевай, браток! Вижу, в море кораблик тонет, бежим помогать! – говорит другой.

Взяли старички по палочке, да и побежали по воде. А удивленный Макар поплыл дальше.


Долго ли, мало ли плыл Макар по морю-океану. Но вот однажды пристал он к берегу заморскому. Лодку в кустах спрятал. Да от усталости на берегу и заснул. Просыпается и видит, что перед ним стоим мужичок небольшого роста. За рубаху Макара трясет и говорит:

- Ты кто такой будешь? Из каких таких земель?

- Я – Макар. Вот приплыл к вам за тридевять земель душу свою бедную спасать. Говорят, есть у вас такое чудо, которое человека изменить может.

- Да, - говорит мужичок. – Есть у нас такое чудо. Только сразу ты к нему не попадешь. Отдохнуть тебе надо. Иди на постоялый двор. Там тебе все и расскажут.

Постоялый двор был недалеко от берега. Дом, как дом, только каждую ночь неведомые воришки обшаривают все карманы у постояльцев. Хозяин говорит, что в доме том привидения живут, а ежели им золота не дать, загрызут, замучают. Макар откупился кушаком да шапкой. Выспался, умылся. Шапки да кушака не нашел, так распоясанным да простоволосым и пошел далее. Хозяин двора постоялого с привидениями дал ему своего слугу в провожатые.

Идут они вдвоем, видят дерево раскидистое на холме стоит. Плоды на нем, словно медом налитые, на солнце светятся. Провожатый и говорит Макару:

- Дерево это волшебное - желания исполняет. Не просто к дереву подступиться. Охраняет его дракон огнедышащий, спящий позади холма.

Макар подивился да далее заторопился. Глядь, а перед ними пещера: темная, страшная, глубокая. И окрест ни зги не видать. А провожатый рассказывает:

- Кто в пещеру войдет, в темный лес попадет, из которого выхода нет. Просто так туда не суйся, пропадешь.

Макар подивился да далее заторопился. Поворотили они от пещеры, глядь, а за ней виднеются вдали палаты необыкновенные. Макар встал, как вкопанный и глаз не мог от этой красоты отвести. Провожатый и говорит:

- Это золотой дворец, а в нем есть каменный ларец с сокровищами несметными. А во дворце том живет чудо-юдо: многорукое, многоногое, многоликое. Кто к нему попадет, тот сразу счастливым станет. Но чтобы во дворец тот попасть, надо немалую службу сослужить. Выгнать огнедышащего дракона в темную пещеру. И с дерева желаний золотое яблочко достать и  принести чуде-юде невиданному. Съест оно это яблочко и стразу красной девицей обернется, напоит, накормит добра молодца, отведет в палаты золоченые, покажет все сокровища дворца своего. И станет тот человек счастливым и довольным. И навсегда в том дворце жить останется. Есть, пить, гулять да веселиться. И станет он свободным от жизни-то земной, ибо не надобно будет ему хлеб свой в поту добывать, голодать да страдать.

Почесал Макар затылок, да и говорит:
- Э-нет, брат. Так не пойдет. Ежели я таким счастливым стану, кто же за меня лодку старику рыбаку воротит? Ведь я ему обещал лодку его рыбацкую вернуть. Видно, не судьба мне душу свою изменить. Придется, не солоно хлебавши, домой воротиться.

- Ты, Макар, дурак, - говорит провожатый. – Но я тебе не указ. Не хочешь жизнь к лучшему изменить, так и ступай, куда знаешь, а я к хозяину ворочусь.

На том и простились. Воротился Макар к берегу, отыскал лодку свою и поплыл обратным путем. Долго ли мало ли, а вот и родимый берег показался. Увидал Макара издали старик-рыбак и обрадовался. Пристал Макар к берегу, старик ему кланяется и говорит:

- Вот спасибо тебе, светлая душа, за то, что лодку мне вернул, да еще и рыбы принес.

Оглянулся Макар, а позади лодки тянется невод полный рыб морских. От сильной усталости он и забыл, что рыбу для старика ловил. «Видно, ночью в бурю невод раскинулся сам собою», - подумалось ему. Поблагодарил и он старика-рыбака за лодку, рассказал про чудеса заморские да посетовал, что душу свою так и не спас. Поклонился Макар старику и пошел домой.

Шел лесами и полями. Шел горами и долами. Долго ли, мало ли, но вышел он на поляну большую и видит, разбойники старика-лесовика избивают. Закатал Макар рукава, изловчился да и раскидал разбойников в разные стороны. Разбежались супостаты, кто куда. А Макар и говорит старику-лесовику:

- Где живешь, дедок?

- Да в лесу, милый, в лесу.

- Пойдем, покажешь мне.

- Не могу, - говорит старик. – Ноги у меня отнялись. Разбойники мне их переломали.

- Вот оно что! Ну так, я тебя понесу.

Поднял Макар старика, посадил себе на спину, и пошли они на одних ногах в лес в старикову хату. Принес Макар старика в его дом. Увидал, что там не топлено, не готовлено, а стрик сам теперь долго еще и шагу не сделает. Посадил он старичка на печь. Пошел дров наколол, печь затопил, обед сварил, в хате прибрал, старичка накормил и сам наелся. А потом и спрашивает:

- Так, чем же ты, старичок, спасаешься тут?

- А чем? Вот хожу в деревню, молюсь за убогих да больных. Зверушек кормлю с огородика да за порядком в лесу смотрю. Оставайся со мной, Макарушка. Душа у тебя добрая, светлая. Мне с тобой веселее будет, да и я тебя отблагодарю – научу зверей и птиц понимать, травы ведать, да людям хворобы лечить.

Оглянулся Макар по сторонам, с глаз его, точно пелена упала. За тридевять земель он ходил,  ничего не выходил. А спасение-то совсем рядышком всегда было. Обрадовался Макар, старика обнял и говорит:

- Будь по-твоему, батя! Буду я тебе помогать, а на будущую осень на Алене женюсь, и мы тебе внучат народим!

На том и сказ про Макара весь. Сколько за тридевять земель не ходи, а душу свою не спасешь, пока о других думать не научишься.