1812-2012. Аустерлиц и император Александр

Екатерина Шильдер
Аустерлиц и император Александр

     Историк, генерал-лейтенант Николай Карлович Шильдер знал об участии своего отца в Аустерлицком сражении, но в книге «Император Александр. Его жизнь и царствование», являясь биографом императора и следуя за его жизнью год за годом, о своем отце генерал-адъютанте Карле Андреевиче Шильдере в связи с этими военными событиями не упомянул.
 
     Осознание необходимости военных действий против императора Наполеона проявилась в том, что состоялось заключение союза сначала с Австрией, с которой была подписана декларация 25-го октября 1804 года о тесном союзе. А затем со Швецией от 2 января 1805 года и Англией 30-го марта 1805 года.

     Русская армия была достаточно подготовленной к войне с императором Наполеоном. И знать ее состав в 1805 году важно для сравнения с теми силами, которые будут выставлены в 1812 году.

     «Распределение русских вооруженных сил осенью 1805 года было следующее. Армия, сосредоточенная около Радзивиллова, в составе 50000 человек, под началом генерала М.И. Голенищева-Кутузова, должна была следовать через Галицию на соединение с австрийскими войсками в Баварии. Армия собранная на западной границе у Гродно и Брест-Литовска в числе 90000 человек под главным начальством Михельсона, предназначалась для действий против Пруссии. … Кроме того, 16000человек под начальством графа П.А. Толстого были отправлены морем из Кронштадта в Стральзунд, чтобы угрожать Пруссии с севера. На Днестре, на молдавской границе, сосредотачивался резервный корпус генерала Тормасова, численностью до 15000 человек.  Войска, находящиеся на Ионических островах, около 20000 человек, предполагалось перевезти морем в Неаполь. Сверх того, 6-го октября 1805 года генералу Римскому-Корсакову повелено было приступить еще к формированию резервной армии, предназначенной расположиться вдоль нашей западной границы …».
 
     Уже 9 сентября император Александр I выехал в армию, которая располагалась на австрийской границе. До этого только император Петр  I принимал участие в военных действиях, теперь это делал император Александр I. Оставаясь в армии император Александр имел собственное мнение о ведении военных действий, которые вступали в противоречие с действиями, которые намерен был предпринимать Кутузов. Фактически Кутузов являлся командующим только по его должности, и таковые обстоятельства привели к тому, что главными советниками стали австрийские генералы, а именно генерал-квартирмейстер Вейротер.

    Историк Николай Карлович Шильдер  приводит слова Александра, которые им были сказаны много позже событий Аустерлицкого сражения.
 « Я был молод и неопытен, Кутузов говорил мне, что нам надо было действовать иначе, но ему следовало быть в своих действиях настойчивее».

     Когда наступило утро 20-го ноября, Наполеон не позволил привести в исполнение план австрийских генералов, и направив все усилия на центр русско-австрийской армии, утверждая и до этого, что если будут заняты Праценские высоты, то русская армия погибнет бесповоротно.
 
     «К вечеру союзная армия очутилась на дороге в Венгрию, потеряв до 27 000 человек (в том числе на русских приходилось 21 000) и 158 орудий (из них 133 русских). Сверх того, наша армия потеряла 30 знамен».

      Во время сражения сложились такие обстоятельства, что на месте боев 4-ой колонны пред императором разорвалось ядро, и императора осыпало землей.  И получилось так, что император Александр находился во время сражения только вместе с медиком и берейтором. Горе императора было велико, но двигался он с войсками также как и все, на лошади.
 
     В Петербург император Александр прибыл 9-го декабря. И после Аустерлица император Александр стал совсем другим человеком, из дружелюбного, доверчивого человека он превратился в подозрительного и строгого.

     Последовали, как считал император Александр, увольнения виновных из армии. И хотя Кутузов и был награжден орденом Св. Владимира, и был назначен губернатором Киева, но М.И. Кутузов лишился расположения императора навсегда.