Геологические истории. Открытие месторождения

Нина Измайлова 2
          Плановые работы по геологической съёмке велись, наверное, до перестройки. Потом инфляция и прочее. Деньги на такие плановые работы перестали давать и субсидировали только конкретные работы. Т.е. стали давать целенаправленно туда, где, допустим  что-то есть, рудопроявление или какие-нибудь замороженные месторождения, которые до поры до времени законсервированы.

          В шестом полевом сезоне произошло вот что. Я уже была старшим геологом участка. К тому времени экспедицию упразднили до партии, а партии стали участками. Участок назывался Умлеканский по названию реки, недалеко от железной дороги. Начальник партии опять Степанов В.А., окончивший Ленинградский горный, взял себе наиболее перспективный 50 тыс. лист. У него там были вулканиты, а мне поручил отснять западный соседний лист, как наиболее пустой. Он сказал, что у него там будут кварцевые жилы, кроме съёмки будет вести поиски, горняки будут проходить линии канав, планировалось неглубокое бурение.

          У меня же на листе огромная интрузия гранитов во весь лист, якобы заведомо пустая, выветрелая, гуляй, лишь бы заходить маршрутами. Но в краю интрузии были осадочные породы. На границе интрузии и осадочных пород находится ослабленная зона, куда инъецируются гидротермальные растворы с полезной минерализацией. Интрузия – это магматическое геологическое тело по размерам – батолит, наиболее изометричной, протяжённой формы.

          Стояли мы тогда на хуторе «Апрельский», в 8-ми километрах от Апрельского была деревушка Пионер. В конце сезона я, окончив маршрут, подходила к Пионеру и в промоине дороги увидела развалы кварца. Думаю нужно опробовать, набрали с рабочим проб. Тащили их 8 км до Апрельского, спину всю сбила камнями. Отправили с оказией в Зею на спектральный анализ. Я по рации связалась с начальником, сообщила ему о пробах, ну он сказал, чтобы не обольщалась, т.к. пробы будут пустые. Пришли результаты моих проб начальнику, пробы золотили, а в одной было 20 г/т. Разрабатывают уже 5 г/т, 1-2 г/т берут на заметку.

          Начальник примчался ко мне, скорее организовал поиски, перекинул горняков с другого участка, задали линии канав, стали брать металку (металлометрические пробы, отбирается сама почва в мешочки через 50 метров по сетке на спектральный анализ). Вскрыли первые жилы кварца в канавах. А уже холодно, дно канавы покрыто кашей изо льда и грязи. Нужно документировать, уже бы пора выехать с поля, экипировка-то летняя, сапоги резиновые. Чтобы ноги не мёрзли, на борту канавы разжигала костерок, погрею подошвы и в канаву, зарисовывать, да отбирать пробы. Металлометрические пробы показывали даже 50 г/т, т.е. золотила даже почва.

          Отчёт защитили, приезжало начальство из Хабаровска, эта находка была отмечена как рудопроявление. Далее обследовать район не стали. После перестройки съёмку бросили, стали деньги давать целенаправленно под объекты в данном случае рудопроявление. Я веду переписку  со своими бывшими сотрудниками и вот прошлой осенью Коля Коробушкин, бывший геофизик, сейчас главный геолог старательской организации сообщил мне, что участок «Пионер» потом доизучали и по прогнозам там золота видимо невидимо, где то около 300 тонн. Месторождение продали какой-то Британской компании «Питер-Хамбро Майнинг», и они качают уже там первые тонны металла.

          Я связалась со Степановым ныне доктором геолого-минералогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки (он сейчас на Камчатке, заведует институтом вулканологии), и с геологиней, которая у меня работала, она сейчас в Благовещенске. Она мне написала, что заявка на первооткрывательство подана, и фирма вроде бы не прочь заплатить, но это будет только после утверждения отчёта по запасам в Москве. Пока защитили первые 6 тонн металла. (В 2010 году там добыли уже 10 тонн золота).

          Степанов с геологиней Шейкиной Ириной подняли и выписали все первичные материалы, кто там работал, кто какие пробы брал, разослали всю документацию во все инстанции. Существует и отчёт 1978 года о работе Умлеканского участка в Москве в фондах, в Питере, в Хабаровске, пока ждём-с. Надежд мало, но где-то теплится надежда. Правда, прихлебателей нашлось много. Якобы в 1980 году какой-то доктор минералогических наук, какие-то рекомендации давал, В 90-ых годах какие-то геологи-разведчики считали запасы. Но встаёт вопрос, что бы они считали, не подними я и мои коллеги первые камни. Вот так, такая у нас в стране справедливость.