Геологические истории. Вторая встреча с медведем

Нина Измайлова 2
                Вторая встреча с медведем

    Это был последний полевой сезон работы в Гонжинском участке. Конец мая-начало июня 1976 года. Первый лагерь устроили на правом берегу реки Уркан, здесь когда-то было поселение и стояли какие-то развалюшки. Место стоянки очень открытое, живописное, на высоком берегу реки. Начало лета, зелень свежая, благоухает черёмуха. В лесу северные склоны усыпаны ландышами, аромат. Все маршруты нужно было делать на левом берегу реки. Каждое утро на резиновой лодке мы переправлялись через реку и расходились по своим маршрутам. Вечером за нами также приплывала лодка и переправляла нас назад в лагерь, к ужину, отдыху, вечернему костру.

    И вот погода чудесная, переправились, начали маршрут. В моём отряде молодая специалистка геофизик Роза (Розалия Эрнстовна Бельш – из поволжских немцев) и маршрутный рабочий – мальчик. По ходу маршрута Роза с рабочим неоднократно мне говорили, что слышат чьи-то шаги недалеко от нас. Я отвечала, что делать им нечего, вот и слышат всякую ерунду. Где-то в полдень забрались на небольшую сопочку, сплошь усыпанную недозрелой земляникой. Мои сотрудники расползлись по полянке, есть землянику, я села описывать точку и ход маршрута. Сейчас, думаю, допишу и присоединюсь к ним. И вдруг отчётливо слышу шаги, похожие на человеческие, где-то под сопкой. Шаги размеренные, тяжёлые, хрустящие по прошлогодней листве.

    Быстренько свернулись и бегом по линии маршрута до следующей точки. Испугались, конечно, поскольку кроме медведя ходить там больше некому. Потом успокоились, вошли в обычный рабочий ритм. Вскоре начался дождь, переждали в чаще, немного перекусили и продолжили работу. Проходимость в маршруте была очень плохая. Пока ломились через дебри, ничего не слышали из-за треска раздвигаемых веток. Наконец работу закончили и пустым ходом пошли к берегу реки, чтобы переправиться на лагерь. До берега оставалось около 3-4-х километров.

    Выйдя из чащи стали пересекать заболоченную кочковатую марь. Когда отошли от края леса метров на сорок, Роза воскликнула: «Медведь!». Вслед за нами из чащи леса выбежал и остановился чёрный с белым галстуком медведь, как показалось небольшой. Вероятно, он весь день ходил за нами, но напасть на троих не решался. От неожиданности мы оцепенели, ноги, руки не слушались, во всём теле была какая-то пустота. Кое-как собравшись, я сказала: «Спокойно, кричим». Разом заорали, я пару раз выстрелила в воздух. Медведь как-то подпрыгнул и нырнул опять в чащобу. Мы резво побежали через болотце, не разбирая ни кочек, ни грязи. Пару раз я упала, из нагрудного кармана вывалился в грязь между кочками компас, но искать его желания не было. Хотелось быстрее перебежать открытое заболоченное место и углубиться в «спасительный» лес.

    Шли к берегу, ориентируясь на солнце, всё время шумели, говорили громко всякую чушь, пели песни, лишь бы отпугнуть зверя. И вот, наконец, берег реки Уркан, мы вышли как раз напротив лагеря. Покричали нашим, чтобы прислали лодку, а сами с удовольствием уселись на берегу под кустами, вытянув усталые ноги. Невзначай подняла голову вверх и увидела, что с ветки куста прямо на меня свешивается большая чёрная гадюка. Стараясь не зацепить куст, быстро переместилась в безопасное место. Вот уж день выдался богатый приключениями. А гадюк по берегу реки было полно, они и в реке плавали. Дни были жаркие, мужчины купались в реке, а мы – женщины не отваживались, хотя говорят, что когда гадюка плывёт, то не кусается. На этом история заканчивается.