Совсем недавно мой ближайший друг, единомышленник и соратник по увлечению философией "навёл" меня на последний роман Б.Акунина "Аристомия". Его историческо-приключенческие детективные повести я люблю читать для развлечения перед сном. В "Аристомии" Б.Акунин раскрылся с неожиданной для меня стороны – как человек, "въехавший" в философские проблемы.
Сесть за клавиатуру, чтобы комментировать "Аристомию" меня подтолкнула схожесть наших принципиальных позиций по главным вопросам и расхождение в деталях, взаимное уточнение которых, надеюсь, возможно, позволит нам вместе сделать шаг к истине, в которой заинтересованы мы все. Остаётся добавить, что мои комментарии опираются на гипотетическую материалистическую концепцию Мироздания – "МКМ-2012". Портал "ПРОЗА. РУ", автор "Андрей Якуп". (Насколько эта концепция близка к истине – это другой вопрос.)
В предисловии к "Аристомии" Б.Акунин высвечивает три главные проблемы, на которые ищет ответ.
"… ПОНЯТЬ, ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО (Я, МОЯ СТРАНА, МИР (по-видимому, Б.Акунин имеет ввиду человечество?), ЖИЗНЬ) СУЩЕСТВУЕТ, КУДА ДВИЖЕТСЯ, ЕСТЬ ЛИ В ЭТОМ МУЧИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ.
… ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК, КУДА ОН ДВИЖЕТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЛИ ВООБЩЕ.
… НА ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ, НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ."
Серьёзно, не правда ли?
Но. В первом вопросе присутствуют противоречия, которые делают его некорректным.
Во-первых, в трактовке понятия "смысл." "Смысл" – это СТРЕМЛЕНИЕ к достижению цели. Цель достигнута, стремление и вместе с ним смысл исчезают.
Во-вторых, о цели развития или сотворения Мироздания как о заранее намеченном результате может идти речь только в случае сотворения мира Богом, чего ни "Аристономия", ни МКМ-2012 не предполагают.
В-третьих, невозможно ответить на вопрос, какова цель "всего этого (меня, моей страны, мира, жизни)" по той простой причине, что, хотя смысл у трёх первых один – самосохранение, но цели разные, у каждого – своя. У индивидуума – сохранить себя на протяжении 100 лет, у страны – сохранить себя как систему – на протяжении 1000 лет, у Жизни - сохранить себя, сколько получится, а у Мира (наверное, у человечества?) цели, вообще, нет. Потому что такая система на сегодняшний день, просто, не существует.
Говорить о цели преобразования простейших неделимых частиц в атомы, в физические тела, в нас любимых и далее можно только в порядке экстраполяции как о прогнозе на тему "куда кривая вывезет". Да и то, если ситуация останется прежней. А она непрерывно меняется. Наиболее вероятно, что цели существования ни "человечества", ни "жизни" нет. То состояние, в котором мир и Жизнь находятся сегодня, - это результат случайного перебора комбинаций вырабатываемых Чёрной Дырой простейших неделимых частиц, сохранения устойчивых вариантов и распада неустойчивых. Причём, всё это происходит под воздействием физических, химических, биологических и социальных законов. Надо полагать, под "мучительностью движения" Б.Акунин имеет ввиду факт гибели неустойчивых систем. Грустно, но как же без естественного отбора развиваться Миру?
По второму вопросу. Согласно МКМ-2012, "Человек – это животное вида …, отличающееся от других видов животных способностью абстрактно мыслить". То есть, строить виртуальные модели вещественных объектов и событий в структуре процесса. Например, мысленно (думать), в процессе речи (беседовать), при разговоре по телефону, по радио. Как животное человек никуда не движется. Он достиг апогея и топчется на месте, ожидая своего естественного конца в возрасте 100 лет как индивидуум, в ближайшее время (астрономическое) как вид гомо сапиенс и как животное. Правда, есть нюанс: людьми-то нас с вами уже назвать нельзя, потому что мы перерождаемся в полуискусственные системы, которые не в состоянии существовать без искусственной составляющей: одежды, обуви, жилищ, очков, инвалидных колясок …без орудий, оружия, искусственных лёгких, почек, сердца. Я уж не говорю о шоу-макулатуре, сотовых телефонах, плэйерах и т.п.
По третьему вопросу. Согласно "МКМ-2012", человечеству не на кого надеяться и рассчитывать можно только на себя. В принципе, существует сущность всемогущая и непознаваемая – "Бог", которая могла бы нам помочь. Но вопрос, зачем ей это надо. Речь идёт не об Образе "Бога", которому поклоняются верующие, а о реально существующем, следующим за четвёртым уровнем пространственно-временного континуума его пятым уровнем – "полевые системы". (Рис. "Верхняя часть пространственно-временного континуума".) Не смотря на всю нашу самонадеянность, люди, отнюдь, не есть "вершина Мироздания", а лишь его промежуточный этап. Развитие материи не остановилось на системе "человек"; уже на четвёртом уровне появились предтечи пятого, шестого уровней, полноправные субъекты седьмого уровня – полевые системы.
Конечно, надеяться на Бога мы можем, но только в том случае, если представляем для Него утилитарный интерес, например, как кунсткамера, или, возможно, как источник сырья. Во всяком случае, надеяться на платоническую любовь Бога к человеку я бы воздержался, поскольку в истории Мироздания таких прецедентов нет.