Город N

Анастасия Кодоева
Я никогда не любила метро. В моем городе его нет – как нет суетливых, толпящихся людей, запаха сырости в душном подземелье, заполненном шумом колес, светом тусклых ламп. Мой город удивлял тишиной и чистотой прозрачного воздуха даже тех, кто называл его презрительно – провинциальным местечком. В столице же, напротив, метро было единственным спасением от пробок и последним шансом успеть вовремя тогда, когда наступал час пик.

Мои рассуждения прервал резкий толчок сбоку: мужчина явно спешил, обгоняя меня слева по дорожке эскалатора.
- Простите… Ваши документы…

Он бросился собирать только что рассыпанные из моей сумки бумаги, вручил их и побежал вперед.
- Не стоит…

Приближался мой поезд. На часах было раннее утро, но как же тяжело рассчитать точное время, когда только часть дороги предстоит проехать в метро! Мне никогда не изменяло чувство времени, сейчас же впереди был достаточно большой его запас. Для того, чтобы добраться до дальнего офиса, нужно было ехать на автобусе по совершенно незнакомому району.

Собственно, дорога в дальний офис была венцом всей командировки, куда меня заслали на обучение из моего провинциально-любимого городишки, дабы набраться уму-разуму и влиться в поток работы в новом филиале.

Я открыла распечатанную схему проезда. От вокзала – конечной станции – предстоял долгий путь на одном автобусе, а там уже, в точке Б. – всего лишь пройтись немного, минут 10-15. Точку прибытия под названием Б. заботливо обвел карандашом мой наставник, он же аккуратно начертил стрелочки на схеме. С моим топографическим кретинизмом - схема была самый раз.

Меня встретила утренняя прохлада, нежно-розовое небо  с пролетающими стаями птиц, и множество автобусов, стоявших кряду. Один к одному.
- Скажите, как мне проехать вот туда, к Б.? – обратилась я к водителю через открытое окно.

Дружелюбный с виду мужчина, с усами, лет сорока, в зеленой куртке, почесал затылок и повел бровью.

- В Б.?.. Идите вон туда, через дорогу, за кольцо. Там сядете на любой автобус. Они все туда едут. Вам до конечной.
- Спасибо…

Я прошагала через дорогу, села в автобус и принялась рассматривать вид из окна. Тусклое стекло, не мытое уже не один месяц… Мой путь до окраины столицы оказался дальним. То, что центр и периферия – это две разные жизни, я, конечно, догадывалась. Мы пересекли ряд застроек полувековой давности, пассажиры часто подпрыгивали на ухабах, сидя на неуютных кожаных сиденьях с низкими спинками. Автобусу было, пожалуй, лет 20, а то и 30, и если бы нам повезло попасть под дождь, не исключено, что тут пришлось бы не только подпрыгивать, но и укрываться от капель.

- А скоро будет конечная? – спросила я у женщины слева.
- Да, через одну.

Но через одну станцию пассажиры в автобусе все еще оставались. Немного, человек пять. Они сонно кивали головами.

Женщина-соседка ушла, а я так и не решилась выйти. Водитель ответил, что до конечной еще нужно ехать. «Значит, она ошиблась», - подумала я и уселась на свое место. Мы проехали через мост и направились через поле. Зеленая трава была совсем свежей, и в окно врывался легкий ветерок, пахнущий совсем не так, как у нас в городе. Где-то в дороге через поле у меня закрались сомнения, что я еду не туда. Но оставалось совсем немного, и телефон и деньги у меня были при себе. Я прогнала эти мысли прочь.

Мы остановились, и люди поспешили покинуть салон. Место было суетливым, кругом неслись люди с сумками наперевес. Толпа стремительно затягивала, и я отошла в сторону. Я долго разглядывала карту, прежде чем понять, в каком направлении мне двигаться. Мой путь лежал по Спартаковскому спуску вниз, на бульваре Золме Грагана нужно было свернуть налево.

Я начала спускаться и завернула. Новые места с незнакомыми улицами, залитыми солнцем, немного смутили меня. На домах были лишь одни номера, и ни одного названия. У водителя желтой маршрутки, потрепанной временем, я спросила,  правильно ли я иду к улице Золме Грагана? Он, затянувшись сигаретой, покрутил карту и ответил, что иду я верно, но лучше мне проехать еще три остановки. Так – то и пройти можно. Но долго.

Странно, о еще одной поездке мои коллеги не предупреждали. Я села в трясущийся автобус, и мы покатились по проселочной дороге, гордо именуемой бульваром. На выходе из автобуса меня встретила троица подпитых мужчин. Один – в серой кепке, с трехдневной щетиной и подбитым глазом, уж очень близко подошел и во весь рот заулыбался. От него резко пахло спиртным. Другой, поприличнее на вид, в потертом пиджаке в черно-белую клетку, без пуговиц, показался более вменяемым. Третий держался поодаль, стоя с бутылкой. Разговаривать с ними никак не хотелось.

- Девушка, вам помочь?- спросил тот, что в кепке, наклонив голову и заглянув прямо в глаза. Подошел он так близко, что я отшатнулась и пошла прочь.

Белые дома с облезшей краской, высокие березы… И грязь, стекло и мусор под ногами. Трое, пошатываясь, нацелились в путь за мной.

- Такая красавица, куда спешишь?

Я ускорила шаг, и, кажется, спустя минут пять, они отстали.

Люди спешили всюду – мне некуда было идти. Я позвонила Диме, своему наставнику.

- Дима, здравствуйте. Я еще успеваю, но мне кажется, немного заблудилась.
-Где Вы, Аня? Да, мы ждем Вас. Все готово.
- Кажется, в районе Золме Грагана, но не уверена.
- Посмотрите, какой адрес?
-Сейчас, Дима. Не бросайте трубку…

Я подошла к одному краю дома, держа телефон плечом, отодвинула ветку, запавшую на то самое место, где должен был быть адрес.
Моим глазам открылась цифра «84». И ничего.

- Дима, сейчас узнаю.  Мужчина, какой тут адрес? – спросила я у прохожего. Он прошел мимо с лицом, как будто меня нет.
-Подождите… Сейчас увижу дом с адресом, перезвоню Вам.

Я попыталась остановить пару пожилых женщин в вязаных кофтах, но они сказали «Не знаем» и быстро удалились. Я подбежала к краю еще одного дома и увидела еле заметную запись… буквы «О» и «Р», запыленные, стояли удаленно. Я терла запись руками, но так ничего и не увидела. Солнце и дожди стерли надпись почти полностью. Возле другого дома я увидела лишь номер – «78». А на табличке – та же стертая блеклая пустота.

Я от отчаяния завернула в подворотню, и на мое счастье, там находилась церковная лавка. В душной коморке толпились люди, они что-то спрашивали, галдели и толкались. В углу я увидела на вид вполне вменяемую женщину преклонного возраста.

- Дима, сейчас я скажу, секунду…
- Я вам вызову туда такси, только скажите, куда.
- Женщина, - обратилась я к сидящей в углу седой старушке, - можете сказать, какой тут адрес? Мне нужно вызвать такси.
- А  давайте, я сама объясню, - и с этими словами она выхватила мой телефон.

Мне показалось, что я ослышалась.
- Володечка, я от Наташи тебе звоню. Мы тут предлагаем пылесосы, мясорубки… Оптом. Телевизоры у нас очень хорошие, китайские…

У меня глаза на лоб полезли… Не дожидаясь продолжения, я выхватила телефон и пулей вылетела на улицу, сердце бешено колотилось. Надо же, сумасшедшая. А с виду  - и не скажешь!

- Алло, Дима, я не знаю, что это было… Сейчас уточню адрес… Пришлете машину?
- Перезвоните, как узнаете адрес. Ага, жду.

Быстрым шагом я неслась вдоль домов, вглядываясь в таблички с номерами… Одни цифры. Как же я вызову сюда такси, если я не знаю адреса? Мне проще поймать его самой… В сердце росла тревога. Непонятное место, улицы без названий – сколько можно, черт возьми? И где я?

В телефоне в списке вызовов начало происходить что-то странное. Мой звонок Диме стал на вторую строчку, а на первой оказался вызов домой. Но я домой точно не звонила. В один момент сама собой запустилась игра и по экрану забегали разноцветные шарики. Мне все меньше и меньше хотелось здесь оставаться… Да, может быть, тут живут странные люди, но что с моим телефоном?..

Я оглянулась и отчетливо поняла, что я не на Золме Грагана. Это не бульвар, а обычная тихая улочка. Перейдя дорогу, увидела идущего мне навстречу высокого мужчину, одетого в полосатую майку, с кучерявыми волосами. Он выглядел вполне нормальным.

- Мужчина, подскажите… На какой мы улице?

Мужчина улыбался и молчал. В глазах я увидела полную пустоту… Такое чувство, что он смотрел сквозь меня, видя насквозь, и рассматривал стену забора за спиной. Я уже усомнилась, стоило ли спрашивать…

- Так вы не знаете?... –попыталась уточнить я, и тут он сделал шаг навстречу и, широко улыбаясь, громко запел:
- Ээээ-эй! Эй! - И похлопал по плечу.

Он все улыбался… Меня охватила паника.

Я тихо развернулась и медленно пошла, чтобы не спугнуть… Мало ли, что он еще может выкинуть? Мужчина направился за мной. Я ускорила шаг, и он не отставал. Я побежала – и он побежал. Он бежал близко, в метре от меня, распевая «Ээээ-эй!»,  а я неслась без оглядки… Вдруг он тронул мой рукав, а я, как безумная, я закричала во весь голос: «Помогите!!!»

Улица была пуста. Меня никто не услышал, но сумасшедший испугался крика и стал как вкопанный.

Пытаясь унять дрожь, я понеслась к такси, стоящему в нескольких метрах от меня. Такси было полным – внутри были взрослые и дети. На месте водителя не было никого. Я дернула дверь, но мне грубо ответили, что мест нет.

Мимо меня неслись машины, не останавливаясь…

Еще одно стоящее такси было полным – не может быть, чтобы столько людей садились одновременно… Сколько их было, семь или восемь?...

Я вышла на развязку дорог, передо мной открылся вид на поля, покрытые грязным снегом. Откуда здесь чертов снег? Ведь на улице – май. И что это за место? Я поняла, что где бы я не находилась – это точно не бульвар Золме Грагана и даже не …. Даже не Б…

Почему тогда водитель на вокзале сказал мне неправильный путь? Почему? Зачем ему это?
Неужели они все здесь сумасшедшие? Все до одного? В душе поселился отчаянный страх, который нельзя было показывать никому. Нужно было искать выход.

Мне ничего не оставалось, кроме как идти к автобусной остановке. Ведь остановка была единственным пунктом, с которого я могла просто уехать. Я вернулась к тому месту, где все начиналось, неподалеку от церковной лавки, и пожалела. Троица словно ждала меня.

- Уехать захотела? А зачем тебе? – нараспев спрашивал тот, что в кепке, а друзья посмеивались, обступая меня со всех сторон. – Оставайся с нами, красавица….

Теперь они были так близко, что меня охватило отчаяние. Тот, что в кепке, схватил за юбку и потянул к себе. От них всех разило алкоголем.

Я оттолкнула его и прыгнула в первый попавшийся автобус. Чувство, что вот-вот, и они могли сделать все, что угодно, не отпускало меня… Вместе со страхом подступала тошнота, вызванная отвращением. Меня всю трясло.
 
Я осмотрелась… Не нужно было долго сомневаться, в том, что мои догадки были верны… Я поняла по лицам сидящих вокруг, что все – и водитель, и пассажиры, и алкоголики на остановке… Все они, все до одного - сумасшедшие.

В голове неслись мысли: здесь рядом – психбольница, в 40 км от столицы. Это - город больных… Их накачивают лекарствами, чтобы они не были буйными, и выпускают в город… Здесь они поступают на службу, прогуливаются, пьют дешевый самогон и водят автобусы… Когда я проходила в институте курс клинической психологии, я вспомнила, что больных шизофренией в разной степени сложности можно адаптировать к жизни и даже разрешить им работать…

Холодный пот струился под одеждой. Не дай Бог они узнают, что я – не такая, как они… Что я не одна из них… Я вышла в месте, отдаленно напоминающем вокзал, и направилась искать дежурных милиционеров.

- Проходите. Садитесь. Что у вас случилось?
- Я из другого города, мне надо попасть в Б… Заблудилась немного, - виновато улыбнулась я.

Милиционер проверил мои документы, предложил передохнуть 5 минут – на мне лица нет, как он выразился.  Я попросила стакан воды, и если можно - вызвать мне такси. Милиционер услужливо налил воды из графина с засаленным горлышком, снял трубку, и, повернувшись к стене, заговорил:

- Алло? Заказ такси? Машинку на сейчас… Какой адрес?

И тут я услышала раскатистый смех. Милиционер смеялся, как умалишенный… Или?...

Я открыла глаза в своей спальне. За окном светило солнце. Рядом спала дочь.
 
19.06.12.