Языческая библия прокла - 3

Александр Житников
               
                ЯЗЫЧЕСКАЯ БИБЛИЯ ПРОКЛА
       (КОНСПЕКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ НА «ПЛАТОНОВСКУЮ ТЕОЛОГИЮ» ПРОКЛА)

                УМОПОСТИГАЕМЫЕ  БОЖЕСТВА
   (А. ЖИТНИКОВ: КОНСПЕКТ, - И КОММЕНТАРИИ К ТРЕТЬЕЙ КНИГЕ «ПЛАТОНОВОЙ ТЕОЛОГИИ» ПРОКЛА)

                ПРИНЦИПЫ ЭМАНАЦИИ БОЖЕСТВЕННЫХ УСТРОЕНИЙ
                1
  «Теологическое учение Платона… благочестиво оберегает (божественно)/неизречённое единство (Вселенной), обособленное от всего, неописуемое от любых познавательных способностей и внеположное всем сущим, и одновременно открывает пути для восхождения к нему, так же как и родовую муку душ, которую они испытывают всегда, когда приближаются к отцу и праотцу всего и в самих себе возжигают факел (познания), благодаря которому в первую очередь и соприкасаются с непознаваемым превосходством единого. Вслед за этой, не допускающей участия в себе,... непосредственно идёт рассуждение о богах».
2
1. «Все последующие выходы за свои пределы, и в первую очередь те, которые относятся к божественным устроениям (Букво/Богам), совершаются  так, что «выходящее за свои пределы» сохраняет  подобие собственным началам… И природе, и уму, и любой из порождающих причин по самому своему естеству свойственно производить на свет и приводить в соприкосновение с собой подобное самому себе прежде не подобного.   Порождающее будет предшествовать порождаемому… отличающимся друг от друга предметам не может быть свойственна тождественность… В отсутствии подобия никоим образом  не могло бы иметь  места ни возвращения потомства к своим началам, ни его рождение».
  PS: «подобное рождает подобное». Единовидное порождает подобное самому себе.
2. «Всё порождающее сперва производит на свет подобное, а уж затем не подобное… Всякая (корневая) монада с необходимостью производит на свет определённое число, сопостовимое с ней: природа – природное, душа – душевное, а ум – умное… Всё порождающее сперва  производит на свет подобное, а уже затем не подобное… Всякая причина будет придавать собственному потомству принадлежащие ей форму и своеобразие и, прежде чем проявлять то, что в выходе за свои пределы прошло более длинный путь и оказалось полностью обособленным от причинствующей природы, она будет проявлять более близкое ей по своему бытию, соприкасающееся с ней в своём подобии. Следовательно, всякая монада будет проявлять множество, поскольку она станет порождать последующее, разделяющееся в соответствии с изначально существующими в ней неявным образом (букво/слоговыми) силами… То, что в монаде располагается как единовидное и сплочённое, среди её потомков будет проявлять себя как разделённое».
3. «То, что находится дальше от первого начала, будет, скорее, не подобно ему и, будучи не подобным, не будет обладать и силой, объемлющей силу подобного, а также энергией, приводящей к порождению большего числа потомков. Ведь причина наибольшего числа предметов родственна причине всего и порождающее большее количество потомков всегда обладает природой, более близкой к природе начала, нежели то, что порождает меньшее их количество, ибо создание чего-то меньшего означает уменьшение силы, а уменьшение силы – низшее положение по сущности, которое приводит к большей численности вследствии неподобия своей причине и обособленности от первого начала».
4. Необходимо, «чтобы причина находилась со своими порождениями в таком же соотношении, какое со всей природой сущих образует единое, чтобы она по своей природе занимала именно такое положение по отношению к последующему».
5. «Обособленное порождает включённое в определённый порядок, а не допускающее участия в себе предпосылает собственным потомкам выступающие предметом сопричастности монады; то же, что существует подле самого себя, производит на свет силы, распологающиеся в другом.
               
                АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР  ПРОЯВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ РОДОВ
                (ПЕРВЫЕ И САМЫЕ ОБЩИЕ УСТРОЕНИЯ БОГОВ)
«Начало всего является единой монадой и всякое наличное бытие именно в силу этого и обладает своей ипостасью, нам следует говорить о происхождении от этой монады единичного множетва  и того первого числа (1, - формирующей первоначальный Класс прообразов Бытия, первосущностный Класс ктегориальных прообразов Бытия…), которое более всего родственно причине… Природа порождает последующее природно, душа – душевно, а ум – умно… Если же производящее всё на свет есть само первое единое и выход за его пределы единичен (единовиден), то, разумеется, необходимо, чтобы возникающее в результате множество состояло из самосовершенных (ноуменально/тетроидных) Генад, в высшей мере родственных тому, что производит это множество на свет…
Всякая генада проявляет собственное для неё число… разумеется и единое тем более порождает число… Единое прежде самих сущих проявляет их (содержит в себе все генады в латентном состоянии) генады… Необходимо, чтобы сущие при посредстве сочетающихся с ними генад участвовали в первой причине… Каждое последующее соприкасается с предществующим через то, что подобно этому предществующему, - например, тела при посредстве заложенной в каждое из них души соприкасаютс со всеобщей душой, души через умные монады – со всеобщим умом и, разумеется, первые сущие при помощи единичного наличного бытия соприкасаются с единым (то есть идея вещи отождествляется с самой вещью, которую отождествляет именная идея самомнения  вещи о самой себе)… Сущее по своей собственной природе не подобно единому, ибо сущность не может соприкоснуться со сверхсущностным и далеко от него… Самым похожим на единое оказывается единичное множество (класса прообразов Бытия или Ума)». Соотношение: Абсолютный Бог и Множество Богов Категориальных Классов:1) ноуменальных прообразов Бытия; 2) ноуменальных прообразов Ума; 3) ноуменальных прообразов Инмира; 4) ноуменальных прообразов Времени; 5) ноуменальных прообразов космогеноизного Пространства; и всё Множество Богов постпраязыческого проявления природы Вселенной.

                СУЩНОСТНЫЕ БОЖЕСТВА ГЕНАДОИЗМА
Прокл считает, что каждая (букво)генада есть нечто едино/целостное, проявленное к Умному Бытию как ноуменальная эманация первично/единого; «единое участвует в сущем  потому, что оно  оказывается не просто единым , обособленным от сущего, но тем, которое словно бы освещает сущность, являющуюся подлинной. Сущее же участвует в едином  потому, что оно связуется им,  и наполняется божественным единством, так как  уже совершило  возвращение к безучастному единому-в-себе… (Корне)Монады приводят сущие в соприкосновение с единым, обособленным от всего, точно так же, как соответствующие умы связывают души со всеобщим умом, а души приводят тела  в соприкосновение со всеобщей душой… Соприкосновение должно возникать благодаря подобным родам, ибо подобное (ноуменальное) множество, поскольку оно есть множество, образует общность с не подобным (миром вещей), а так как оно подобно предшествующей ему монаде (имя вещи подобно по подобию тождественного самой-в-себе вещи), оно соприродно ей… Подобное множество занимает среднее положение, оно соединено с целым и единым, предшествующим множеству, и в то же время сохраняет в себе то, что в выходе за свои пределы прошло более долгий путь и оказалось не подобным соответствующему ему единому; само по себе оно возвращает всё к этому единому. Именно так всё и восходит к первой причине всего (Вселенной): не подобное (феномены природы) при посредстве подобного (ноумены ума), а подобное – при помощи самого себя… Подобие само по себе сводит многое к единому, связует его и возвращает последующее к предшествующим ему монадам (Думным Атумонадам)… Самобытие подобного подобным возникает благодаря единому; следовательно, единое приводит множество в соприкосновение с тем, выход за пределы чего оно совершило. И то, что есть, существует именно потому, что имеется подобие, которое делает многие предметы однородными, обладающими общими свойствами и дружественными друг другу и единому.
Сократ убеждает в «Государстве» у Платона, что «благо обособлено от сущего и от сущности точно так же, как Солнце – от видимых предметов… Свет связует умопостигаемое и дарует ему единство потому, что его проявляет единое (как некое энерго/материальное всеединство Вселенной)»
По Проклу выходит, что «боги являются генадами, прчём такими, которые допускают участие в себе, поскольку они связывают с собой все сущие и при посредстве самих себя приводят то, что следует за ними, в соприкосновении с единым, в равной мере внеполжным всему». (Глава 4).

«Каждый из богов есть (букво/слоговый корень: буква, слог, корень, корень/субстанция – предтеча словотворения, слово…) генада… выступающая в качестве предмета участия для какого-либо сущего… (Ведь ясно же, что» должен существовать определённый порядок следования (букво)генад, точно так же, как и (нумерологических) чисел, одни из которых… располагаются ближе к началу, а другие – дальше от него, причём первые оказываются более простыми (букво/слоговыми), а вторые – более сложными (корне/словотварными), и последние будут большими по количеству, но меньшими по силе».

 (О числах). «Порядок следования первых (думных атмонад) монад (местоблюстителями которых являются нумерологические числа, подобные номерам книжных страниц, фиксирующих контекст определённого содержания) по отношению друг к другу и их выход за свои пределы в виде сущих как их изображений, то… очевидно, что (букво)генады, ближайшие к единому (всеединству Вселенной), должны выступать как предмет участия со стороны самых первых и простых сущностей, те же, которые дальше от него, для более сложных, стоящих ниже по своей силе, но по числу и по множеству значительно превосходящих первые».
Первые из умных устроений «поставлены над всеобщими душами (Мировая Душа или Класс прообразов Инмира) и над наибожественнейшими космическими предметами (Два класса наименовальных прообразов: Класс Времени и Класс космогеноизного Пространства) и надлежащим образом управляют ими. Вторые начальствуют над лучшими родами, и среди этих родов непосредственным предметом участия они выступают для архонтов, а уже во второй черёд – для частных (объект/субъект) сущностей… Третьи (Класс наименовальных прообразов Инмира, класса физических величин природы) повелевают частными душами; в той же мере, в какой они стоят ниже по своей силе, участие в них оказывается более разнообразным и многосложным, нежели участие в предшествующем им».


О ЧИНАХ или КЛАССИЧЕСКИХ ИПОСТАСЯХ СУЩЕГО
«Вслед за единым началом Всего у нас появились боги как самосовершенные монады; они служат предметом участия для сущих, и при этом одни совершают выход за свои пределы в этих сущих в согласии с более простой сущностью, а другие – в соответствии с более сложной… Последним среди всех сущих является телесное, ибо оно обладает своим бытием и всем совершенством благодаря другой причине, стоящей выше его… (в которой) ничто телесное не будет ни самопроявляющимся, ни самородным и, наоборот, всё таковое, поскольку оно воспринимает в едином причину и следствие, оказывается бестелесным и неделимым на части… Любой предмет, подверженный гибели, гибнет, когда он разлучается с той силой, которая руководит его бытием, то же, что само представляет себе бытие, поскольку оно неотделимо от себя, само по себе обладает вечной сущностью… (поскольку) большие силы (беспредельно) повсеместны, а ни одно из тел не может как целое находится повсюду… //Самопроявляющееся дарует себе силу бытия вечного, - а из тел ни одно не будет самопроявляющимся, поскольку оно зависит от рождения кем-то или чем-то другим, рождённое (лученное, рожжонное) от другого//.
               
                ОДУШЕВЛЁННОЕ СОВЕРШЕННЕЕ НЕОДУШЕВЛЁННОГО
«Душа есть то, что будет первым потусторонним телам, и потому всеобщее небо, как и всё телесное, необходимо считать вместилищем душ… Два чина сущих: телесный и душевный, стоящий выше первого; при этом тела участвуют в душе…. Совершенно то тело, которое участвует в душе… совершенна та душа, которая причастна уму…. Душа совершает свои действия во времени, а ум – в вечности: он сочетает в себе сущность и покоящуюся энергию.
… Самое первое среди сущих есть ум… впереди ума идёт вся ширь жизни… Необходимо, чтобы жизнь оказалась потусторонней уму, поскольку  она является причиной и сияет своими дарами для большего числа сущих, нежели ум…. Если бы бытие и жизнь были бы тождественными, то все в равной мере участвовало бы и в бытии и в жизни; однако все живые существа обладают сущностью и сущим, сущие же, напротив, зачастую лишены жизни (объекты природы Вселенной)… Сущее предшествует самой первой жизни, ибо более общее – то, что служит причиной большего числа предметов, - ближе к единому».
 «Душа есть то, что находится над телами, ум потусторонен жизни, жизнь – это нечто более почтенное, чем ум, сущее же (имеется в виду первое сущее) распологается выше всего… Душе причастны лишь разумные живые существа (по причастности Ума к Душе; предполагается Душа Разумно/думная, то есть человеческая).
Платон в «Государстве» говорит… основное занятие души есть рассуждение и рассмотрение сущих… в «Федре», всякая (бестелесно/наименовальная. А. Ж.) душа бессмертна… в «Тимее» неразумная душа (телесно/чувственная) по воле демиурга оказывается смертной…. (Сократ в «Филебе») утверждает, что «всякое знание есть потомок ума, подобно тому, как любой логос – это образ души».
«Бытие оказывается чем-то более почтенным, нежели жизнь, жизнь – чем ум, а ум – чем душа (пять органов чувств, чувствующая душа)… Платон… в «Тимее»… душа была проявлена умом, поскольку она по своей природе стоит ниже его (ума)… В «Законах»… ум движется наподобие выточенных сфер… подлинная жизнь есть не что иное, как само движение… в «Софисте»…: «Сущее по своей собственной природе не покоится и не движется».
«Впереди телесной ипостаси располагаются четыре перечисленные причины – сущность, жизнь, ум и душа… Всё то, что следует за Душой, проявляется в четырёх отношениях: как соответствующее ей сущее – всё, вплоть до тел; как жизнь – все то, о чём говорится как о Живущем, вплоть до растений; как ум – всё то, что обладает познавательной силой, вплоть  до собственно/неразумного; как разум же -  то, что в самом первом смысле участвует в самой душе. Ум, находящийся по ту сторону души и являющийся плеромой жизни и сущего, упорядочивает все тремя способами: силой умного своеобразия он освещает всё познающее; для многого он является хорегом (проводником) участия в жизни, а для всего того, чему соответствует первое сущее, он руководит сопричастностью сущему.
Жизнь (умопостигаемых сущностей), располагающаяся выше ума, как причина стоит впереди тех же самых предметов в двух отношениях: вместе с умом она животворит последующее и сама по себе наполняет потоками жизни всё то, чему по природе свойственно жить, а вместе с сущим привносит во всё (объект/субъектную) сущность. Сущее же, само первое сущее (первосущие класса прообразов Бытия), потустороннее и внеположное жизни, благодаря самому бытию порождает всё: все жизни, умы и души; оно единовидно присутствует во всём и от всего обособлено, поскольку проявляет все как единая причина… оно более всего похоже на единое и в своей всеохватности соединяет все с самой первой его причиной, благодаря которой проявились все сущие и не-сущее, целые и части виды и лишенности их, - даже тому, что ещё не участвует в сущем, разумеется, необходимо быть причастным единому».
Из «Софиста» следует, что   во  всесовершенном сущем (Первосущем классе прообразов Бытия) располагаются: сущее, жизнь, ум и душа; … священному и святому, не положено покоится не имея ума, утверждает элейский гость.
 (Отсюда следует сделать вывод, что только ум может покоится в самом себе, всё остальное, - сущее, жизнь и душа, должны обладать самодвижностью, проявляемой ментальным миром богов (миром объект/субъектным, тождественным соответствующим им сущим именам, формируемых букво/слогами, корень/субстанциями и словами). Сущие, выходя за свои пределы, проявляют периоды (проход стадий)  жизни, ума и души, достигают завершенности в телесной природе объект/субъектных сущностей).

                СВЕРХСУЩНОСТНОЕ НАЧАЛО ВСЕГО:
                ПРЕДЕЛ И БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ
Из мистического учения о Едином следует, что «прежде всех сущих, как и прежде самих богов (в образах букв), производящих эти сущие на свет, была проявлена единая, обособленная и безучастная причина, неизречённая и не произносимая ни в какой речи, непознаваемая и не воспринимаемая любым знанием, породившая всё из себя и неизречённо предшествующая всему, возвращая его к себе и оказывающаяся наилучшей целью для него. Эту причину (опознаваемую и определяемую как Вселенную), подлинно и обособленно внеположную всему и единично проявляющую все генады божественного, а также роды сущего и выходы за свои пределы, Сократ в «Государстве» называет благом и на основании её аналогии с Солнцем выявляет ее удивительное и непознаваемое превосходство над всем умопостигаемым. Далее, Парменид именует эту причину единым и при помощи апофатических суждений описывает обособленное и неизречённое наличное бытие этого единого, которое является причиной всего… Положено ли называть эту причину (энерго/материального всеединства Вселенной. А. Ж.) истоком божественности, царём всего, генадой всех генад, порождающей благостью истины или обособленным от всего перечисленного наличным бытием, потусторонним всем причинам – и отеческим, и порождающим, всё равно нам следует почитать её молчанием, а прежде молчания единением, ибо гона освещает подобающую нашим душам часть (ату)мистической цели.

                ВСЕЛЕННАЯ:
                ЭНЕРГО/МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ
«Учение о пределе и беспредельном как о двух началах, следующих за единым… В «Филебе» Сократ утверждает, что «Бог – это тот, кто проявил предел и беспредельность (энергия мышления раздробила материальный субстрат) и, смешав их, произвёл на свет все сущие, поскольку, согласно Филолаю, природа сущих сплетена из ограничивающих (согласовочных элементов) и беспредельных (голосовых гласных) предметов (адекватно отождествляемых сущими именами, то есть именами существительными, проявляющих сущностно существующее в наличном бытии прообразов Бытия, Ума, Инмира, Времени и Пространства)… Единое-само-по-себе предшествует объединённому, а единое, обладающее свойствами, занимает второе положение по сравнению с безучастным единством, точно так же, и два начала сущих предшествуют как участию, так и смешению в сущих и сами по себе являются причинами всего… В согласии с подобием единому того, что появляется от него на свет, предел шел впереди ограниченного пределом, а беспредельность – впереди беспредельного… Имеется некое единое, предшествующее сущему, которое его проявляет и является его непосредственной причиной, коль скоро то, что ему предшествует, потусторонне единству и причинности, ибо оно никак не соотнесено со всем и не допускает участия в себе в силу своей обособленности… Сущее, появляющееся на свет от единого, которое будет уже не единым-в-себе, а чем-то, имеющим облик единого, выходит за его пределы благодаря той силе, которая порождает его и выводит за рамки единого, и таинственным единством оно обладает  вследствие наличного бытия единого… Именно рассматриваемое единое, идущее впереди силы и первым проявляющимся благодаря безучастной и непознаваемой причине всего, Сократ в «Филебе» называет пределом, а саму силу, порождающее сущее – беспредельностью. Сократ говорит: «Мы утверждаем, что бог указывает то на предел сущих, то на беспредельное».

                БОГ АБСОЛЮТА
                И БОЖЕСТВА ПРЕДЕЛЬНО/БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ
«Первый, единичный, бог именуется богом самим по себе, без како-либо другой добавки, именно потому, что в каждом из последующих богов участвует сущее и такие боги владеют сущим, сопряжённым с ними, и лишь первый бог обособлен от всех сущих, будучи определён как одно только само неизречённое, единичное и сверхсущностное.
Что же касается предела и беспредельности сущих, то они и позволяют проявиться непознаваемой и безучастной причине: предел оказывается причиной устойчивой, единовидной и связующей божественности, а беспредельность – той, которая уже способна выйти за свои пределы в виде всего и развернуться  во множественности; вообще же, беспредельность свыше повелевает всяким порождающим устроением… Любое единство, целостность и общность сущих, как и все божественные меры первого пределп, являются обособленными и в результате  всякое деление, порождающее творчество и выход за свои пределы в виде множества существуют благодаря этой изначальной беспредельности (беспредельной голосистости)… Любое божественное (как буква) одновременно и пребывает (как согласовочная) и выходит за свои пределы (как голосовая)… устойчиво пребывает как предел (согласованности), а выходит за свои рамки как беспредельность (голосистости)… содержит в себе и единое и множество, и одно зависит от начала, соответствующему пределу (согласованности), а другое – от беспредельности (голосистости). Во всякой антитезе, относящейся к божественным родам (корне/субстанциональных тетроидно/эйдосных монад), лучшее мы будем возводить к пределу (согласованности), а худшее – к беспредельности (голосов)….».
Эти два начала, - предел и беспредельность (апейрон, греч.), обладают выходом за свои пределы в бытии: «сама вечность участвует одновременно и в пределе, и в беспредельности: поскольку она является умопостигаемой мерой, она прчастна пределу, а так как оказывается причиной неисчерпаемой силы в бытии, принимает участие в беспредельности. И ум, поскольку он будет единовидным и обшим, а также связующим для парадигматических мер, окажется потомком предела, но так как он станет вечно производить на свет все и, оказавшись во всеобщей вечности хорегом (проводником) бытия для всего вместе взятого, будет обладать неизбывной силой, - беспредельностью…
Душа, поскольку она отмеряет собственную жизнь повторными воплощениями и кругооборотами и полагает границу собственным движениям, подчиняется причине , а так как она никогда не прерывает своего движения, но, наоборот, завершение определённого жизненного кругооборота всегда полагает  для неё начало следующему, она относится к чину беспредельности… Вследствие целостности неба, его непрерывности, упорядоченности его круговращений и в меру повторного воплощения оно ограничено пределом, , а в своих порождающих силах, в разнообразии очертаний и в неистощимом повторении своих круговых движений оно причастно беспредельности…
По той причине, что все виды при становлении определены и постоянно находятся в одном и том же положении, а также вследствие того, что оно всегда совершается по одному и тому же кругу и воспроизводит в нем небесное круговращение, оно имеет облик предела; однако из-за различия между теми существами, которые возникают в каждом случае а также из-за их нескончаемой изменчивости и большей или меньшей степени участия в видах, оно оказывается изображением беспредельности… Любое существо, возникающее в согласии с природой, по своему виду подобно пределу, а по материи – беспредельности…; такие существа есть то последнее, что происходит от двух начал, следующих за единым; в этом последнем и завершается их творческий выход за свои пределы… В применении к последнему и то и другое, и эйдос и материя, оказывается единым, однако эйдос, мера и граница материи, будет единым в собственном смысле этого слова, материя же, или все в возможности, именуется единым лишь в той мере, в какой она проявляется благодаря первой силе… Первая сила (всеединства Вселенной) порождает все, сила же материи несовершенна и нуждается в ипостаси всего (наименовальных прообразов категориальных Классов Бытия, Ума, Инмира, Времени и Пространства) в действительности».

Сократ: «Все сущие образуются из предела и беспредельности… таковы два умопостигаемых начала, которые первыми проявляет бог… Их соединило, довело до совершенства и позволило им проявиться во всех сущих то единое, которое предшествует первой диаде; и единство всего идёт от самого первого а раздельность двух стихий – от двух рассматриваемых первых действующих причин, и через них она восходит к неизречённому и непознаваемому началу».

                СМЕШАННОЕ:
 БУКВО/СЛОГОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ
Предел и беспредельность, возникающие из Единого, есть те начала, взаимодействие которых в ноуменальной сфере, проявляет третье начало, которое Платон именует смешанным; «предел является пределом сущих, беспредельность – беспредельностью сущих, а то, что содержит в самом себе их сочетание, оказывается самим сущим, о чём сам Сократ говорит совершенно недвусмысленно, то первое смешанное, разумеется, есть первое сущее и оно образует высший чин сущих, сущее-в-себе, которое будет именно сущим, а не чем-либо другим»…
 «Первое сущее умопостигаемым образом объемлет всё, и в том числе жизнь (бытие) и ум; в самом деле, жизнь образует триаду так, как это свойственно жизни, а ум – так, как это прсуще уму. И эти три момента – сущее, жизнь (бытие) и ум – присутствуют в каждой такой триаде, но в первом, сущностном, смысле все они представлены лишь в сущем… Там есть и сущность, и жизнь, и ум; первая образуетвысший чин сущих, жизнь – средний, словно  бы центр сущего, и называется и является она при этом умопостигаемой, ум же – низший, и таков умопостигаемый ум… В умопостигаемом присутствует ум, а в уме – умопостигаемое, однако в первом случае ум существует так, как это положено умопостигаемому, в уме же последнее пребывает умным образом. И сущность есть некое устойчивое состояние сущего, в котором оно переплетено с первыми началами и ещё не разлучено с Единым; жизнь – это сущее, выходящее начал и сращивающееся с беспредельной силой; ум – это сущее, возвращающееся к началам, приводящее завершение в соприкосновение с отправной точкой, тем самым замыкающее единый круг умопостигаемого».
«Сущее образует в самом себе триаду – сущностное, жизненное и умное – и все чины этой триады изначально присутствуют в нём сущностным образом, первым среди сущих оказывается то, которое смешано из первых начал, - сама сущность… Именно сущность-в-себе представляет собой высший чин всех сущих и словно бы их монаду; значит, сущность будет первым среди сущих и в каждом из них сущностное окажется наиболее важным, поскольку оно будет проявляться из очага сущего… Познающее есть ум, а жизнь – мышление («Существую – значит мыслю», Кант; мыслеформы Бытия), и лишь сущее есть собственно умопостигаемое. И если всё сущее будет смешанным, а сущее-в-себе – сущностью, то последняя окажется смешанным прежде всего остального и будет проявляться третьей после единого.
«Сократ, описывая то, как изменяется сам способ порождения при переходе от двух начал к смешанному, говорит, что бог указывает на предел и беспредельность (так как они будут (букво)генадами, проявляемыми благодаря единому, или словно бы явленностями безучастного первого единства). Что же касается смешанного, то бог создаёт его путём смешения первых начал. И насколько созидание стоит ниже указания, а рождение – ниже явленности, настолько же выход за свои пределы смешанного, разумеется, уступает тому, который принадлежит двум началам (пределу и беспредельности)».
«Смешанное есть умопостигаемая сущность; в первую очередь она проявляется тем богом, от которого появились беспредельное и предел, а во вторую – началами, которые следуют за единичным богом (имеется в виду беспредельная Вселенная)… Четвёртая причина, создающая смешение, также есть бог… Первым был тот бог, который указал на два начала, вслед за ним сами эти начала (предел и беспредельное) и потому смешанное будет четвёртым… Бог есть прежде всего хорег (посредник) единства для сущего, а смешение начал в ипостаси сущего – это уже само единство (единство сущих в первосущностном классе прообразов Бытия), то ясно, что бог(буки-иван) выступает как первая его причина…. Первый (букво)бог есть причина первой сущности…
(Демиург в «Тимее» проявлял сущность души из неделимой и делимой по телам сущности, то есть из предела и беспредельного, поскольку предел подобен неделимой сущности, а беспредельное – делимой; создав сущность души из предела и беспредельного, неделимой и делимой субстанции, демиург прибавил тождественное, то есть отождествил вещь с её именем, - и иное (инмир), то есть мир физических элементов природы, и, из всего этого создал всеобщую или мировую душу Инмира, Времени и Пространства).
«Смешанное появляется не только от начал, следующих за единым, но и от первого бога; потому оно оказывается триадическим: первый его чин подразумевает участие в неизречённом единстве и во всеобшей ипостаси, от предела оно получает наличное бытие, однородность и устойчивое своеобразие, а от беспредельности – силу и неявную всеохватность… Смешанное есть и единое и не-единое, единое выступает для него как предел, а не-единое – как беспредельное, смешении же их, как и целостность, берёт своё начало от первого»…
«Смешанное оказывается монадой, так как участвует в едином, а также диадой, ибо появилось на свет от двух начал; помимо этого, оно будет триадой, поскольку, как утверждает Сократ, любое смешанное так или иначе обладает вот какими тремя качествами: красотой, истиной и соразмерностью».

         В КАКОМ СМЫСЛЕ ПЕРВОЕ СМЕШАННОЕ ЕСТЬ СУЩНОСТЬ?
Первое затруднение, связанное с определением первосмешанного сущего, есть то, что при этом оказывается, что само-то сущее (сат, становящяяся предельность…) при этом оказывается чем-то меньшим, чем не-сущее (а-сат, беспредельность - не-становящяяся предельностью…); действительно, разве ограниченная предельностью форм, сущность конкретной вещи может быть больше сущности самой Вселенной, которой свойственна беспредельность доязыческого Ни-что, когда ничего из энерго/материального всеединства Вселенной не было проявлено… Чтобы преодолеть это затруднение, необходимо вернуться к вопросу, каким образом «сущность образуется из предела и беспредельности?»
Из сверхсущностного состояния предела и беспредельности «сущность образует свою ипостась из того, что сущностью не является». Возникает вопрос: «разве могли бы не-сущности образовать сущность?»… «Подобный вопрос возникает во всех тех случаях, когда нечто проявляется как смесь чего-то другого... Нет ничего удивительного в том, что первое сущее, не будучи ни пределом ни беспредельным, проявляется из них обоих и оказывается смешанным, несмотря на то, чт названные сверхсущностные компоненты этой смеси сами по себе не вошли в её состав, а как таковые, остались обособленными и лишь в последующих выходах за свои пределы соединились в ипостась сущности… Сущее образовалось из них в том смысле, что оно участвует в них: своей однородностью оно обладает благодаря пределу, а способностью к порождению и неявной множественностью вообще – вследствие беспредельности. В самом деле, смешанное в неявном виде оказывается всем и потому является причиной всех сущих».
«Сущее и всякая сущность обладают соприродными им силами, так как участвуют в беспредельности: они обретают наличное бытие благодаря пределу, а силу – от беспредельного (местоблюстительности пустотности и вечности, ни-что безымянности и бесформенной субстратности; безымянного Ни-что или А-сат… энерго/материального всеединства Вселенной. А. Ж.). И сущее есть не что иное, как монада многих сил и множественное наличное бытие; следовательно, оно будет единым многим…. В предшествующем многое пребывает в неявном виде и в нерасторжимости, а в последующем – в раздельности, иб, чем ближе сущее к единому, тем более скрыто множество, и потому сущее получает свое определение лишь как единство… Плотин и его последователи доказывают, что сущее состоит из эйдоса и умопостигаемой материи и что эйдос аналогичен единому и наличному бытию, а сила – материи (в этом они правы, считает Прокл); … Поскольку они соотносят с умопостигаемой сущностью некую бесформенную, безвидную и неопределённую природу, то, … погрешают против Платоновой мысли… Беспредельное есть не материя предела, а (энерго/материальная) сила (Вселенной), предел же – вовсе не эйлос (эйдос) беспредельного, а наличное бытие; сущее состоит из них обоих, так как оно не только покоится в едином, но также восприемлет множество генад и сил, смешанных в единую сущность».
(Беспредельность есть Вселенная пустоты и вечности, то есть Доязыческое Ничто, когда ничего не было проявлено человеческому сознания из существующего в наличном Бытиии энерго/ материальной природы Вселенной. Вселенная, как энерго/материальное всеединство, хранит в себе материальный субстрат для формирования вещей, предметно явленных визуальному взору человека; вещи же есть элементы предельного деления материи, отождествляемые с элементами предельного проявления софийной энергии (энергией мышления) сущностно/материальных элементов, - Сущими Именами (Именами Существительными). Имя Сущее тождественно той вещи, которую оно олицетворяет, которой оно тождественной).

                ДВОЙСТВЕННОСТЬ:
             ПРЕДЕЛЫ СМЕШЕНИЯ и БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ
«Первое сущее было названо Платоном смешанным (из букв и слогов); как образ сущего, становление (предметно явленных образов природы и соответствующих им имён. А. Ж.) также оказывается чем-то смешанным из предела и беспредельного. И беспредельное  в нём (в становлении сущего в предметно явленной статуарно вещи) будет несовершенной (порождающей) силой, а предел – (видо)эйдосом и формой такой (проявляющей) силы… Такая сила есть материя потому, что она не сушествует в бытии как энергия и нуждается в том, чтобы быть определённой чем-то другим; что же касается силы сущего, то она порождает  энергии (вернее сказать, что энергия силы мышления порождает сущее), производит из самой себя на свет все сущие и определяет наличие среди них совершенных сил… Смешанное является причиной становления и той природы, которая пребывает здесь, в нашем мире в смешении; что же касается предела и беспредельного, идущих впереди сущего, то они оказываются причинами не только самой такой природы, но и её стихий, причиной которых смешанное уже не будет (по причине обособленности от материи как причины стихийных явлений природы Вселенной)…
Предел и беспредельное двойственны: с одной стороны, они обособлены от смешанных предметов (корень, сформированный смешением букв в слога, а слогов в – корень, безусловно обособлен от той вещи, которую он проявляет своим наименовальным именем, тождественным этой вещи), а с другой – входят в их состав (как имя проявляющее вещь)… Прежде того, что входит в состав какой-либо смеси, всегда должно существовать несмешанное, прежде несовершенного – совершенное, прежде частей (слога или корня) – целые (в форме букв или слогов), а прежде того, что пребывает в другом, - то, что существует  само по себе… Сущее возникло одновременно от них (предела и беспредельного): от них потому, что они оказываются предшествующими, а из них потому, что во втором выходе за свои пределы они уже вошли в его (сущего) состав (в форме гласно/согласовочных или беспредельно/предельных букв).


                О РОДАХ СУЩЕГО
«О родах сущегоговорится в двух смыслах: одни из них оказываются для сущих демиургическими, а другие будут стихиями природы каждого предмета; действительно, первые такие роды, изначально существующие самостоятельно, выступают как созидающие, а вторые, рождающиеся от них, входят в состав каждой вещи».
«Сократ в «Филебе» предпосылает смешанное пределу и беспредельности», а Прокл утверждает, что «предел и беспредельное обособлены от смешанного… Предел (предельность точки, как сущностного имени объект/субъектного образа) и беспредельное (в беспредельности линии безымянности) сами по себе в своей обособленности предшествуют смешанному в качестве его причин, те же предел и беспредельное (как гласно/согласовочные буквенные элементы), которые входят в состав смешанного (слого/корневых элементов), менее совершенны, чем сама смесь… Всякая смесь… (по мнению Сократа), должна обладать …свойствами: красоты, истины и соразмергости (то есть гармонией целесообразности)… (Третья книга «Платоновой теологии» Прокла, Гл. 14).

               
                ПЕРВАЯ ТРИАДА:
                ТРИАДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УМОПОСТИЖЕНИЯ,
                - ПРЕДЕЛ, БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ, СНЕШАННОЕ
               
Сократ в «Филебе»: первая триада умопостигаемых богов состоит из предела (согласовочных букв), беспредельного (гласных букв) и смешанного (слого/корневых субстанций). Бог предела «измеряет и определяет всё, а также проявляет весь отеческий, хранительный и чистый род богов». Бог беспредельности есть «неизбывная сила данного бога, приводящая к появлению всех порождающих устроений, а также всей беспредельности – предсущностной, сущностной и соотносящейся  с последней материей». Бог смешения есть «самое первое и высшее устроение богов, таинственным образом вобравшее в себя всё возникшее благодаря хранительной умопостигаемой триаде, единичным образом содержащее в себе причину всего сущего и в самом себе обосновавшее среди первых умопостигаемых богов его высший чин, обособленный от всего».

                ВТОРАЯ ТРИАДА:
                БЫТИЕ, ЖИЗНЬ, МЫШЛЕНИЕ
«В умопостигаемом… присутствует всё: бытие, жизнь и мышление. Первое есть всё в качестве (таинственно/проявляющей) причины, вторая предвосхищает множество и выходит за пределы единства сущего к явленности, третье же – это всё умопостигаемое множество и устроение умопостигаемых видов… Сущее при первом смешении пребывает в обособленности, а за свои пределы входит и рождается от монады как двойственное, то ему будет соответствовать движение; и, поскольку имеет место движение, с необходимостью будет существовать умопостигаемая жизнь… движение всегда оказывается своего рода жизнью; потому-то кое-кто и называет движение самих материальных тел жизнью… Первый чин рассматриваемой триады будет именоваться пределом, второй – беспредельным, а третий – жизнью… Вторая триада (бытие, жизнь и мышление) есть бог, обладающий порождающей силой, являющий вслед за самим собой и вокруг самого себя второе сущее».
(Приплывшее по наитию, ни к чему не обязывающее: Алаб-Абал=лап-пал баллабу; Абан-Анаб+абан-нявший и пон-нявший неб-бное).

Итак, «первая триада есть всё, но умопостигаемым образом, единично и пределовидно, вторая в свой черёд оказывается всем, но жизненным образом и беспредельновидно, третья появляется на свет в согласии со своеобразием смешанного».
Каждой из умопостигаемых триад соответствуют предел, беспредельное и смешанное (сросшееся), а также собственный признак, соответствующий главной монаде в каждой из триад, прорисовывающий умопостигаемое устроение богов, связанных именно с этой монадой.
               
               

                ТРЕТЬЯ ТРИАДА:
                БЫТИЕ, ЖИЗНЬ, УМ   
Итак, имеем: 1) первая триада: предел, беспредельное, смешанное; 2) вторая триада: бытие, жизнь, мышление; 3) третья триада: сущность, жизнь, ум.
Парменид утверждал, что «сущих не больше, чем генад, а генад не больше, чем сущих… в каждм выходе за свои пределы, сущее участвует в едином (имя сущее адекватно отражает тождественную ему предметноявленную ему вещь или стихийну силу природы)… в каждой своей части управляется душой и умой», а значит причастно умопостигаемым богам в первых, промежуточных и последних ипостасях… «Первая генада, следующая за обособленной причиной, привела к возникновению умопостигаемого сущего, а вторая к появлению умопостигаемой жизни, точно так же и третья проявляет вокруг себя умопостигаемый ум и наполняет его божественным единством, поскольку располагает в промежутке между собой и сущим силу, при посредстве которой наполняет это самое сущее и возвращает его к себе…
«В пределах третьей триады все умопостигаемое оказывается множеством… Соответсвующее сущее есть умопостигамым образом все: и ум, и жизнь, и сущность… явно… образует низший чин всего умопостигаемого…. (По подобию выхода сущих за пределы единого) первое сущее… похоже на единое, второе представляет… роды множества и зачин деления, а третье являет… совершенное умопостигаемое множество и эйдос.
… Первая триада неявным образом пребывает в виде предела и воплощает в себе всю устойчивость умопостигаемого, вторая одновременно пребывает и выходит за свои пределы, третья вслед за выходом за свои пределы возвращает инзший чин умопостигаемого к его началу и замыкает данное устроение на нём самом, ибо уму более всего свойственны возвращение и тяга к умопостигаемому… Три рассмотренные триады мистически возвещают о той причине, которая совершенно не познаваема – о первом безучастном боге (Вселенной): первая подразумевает не изречённое единство, вторая – превосходство над любыми силами, а третья – окончательное рождение сущих… в раздельности перенимают единичную мощь первого, а в умопостигаемости делают очевидной причину, предшествующую умопостигаемому (всеединства Вселенной).
… Третья триада подразумевает возвращение всего умопостигаемого к первой причине и превращение умопостигаемого множества, появившегося в её рамках, в устойчивое единство всего, первый её чин есть предел, генада и наличное бытие, второй – беспредельность и сила, а третий – смешанное, сущность, жизнь и умопостигаемый ум. В целом эта триада проявляется как сущее и является умом первой триады; ведь эта самая первая триада есть прежде всего умопостигаемый бог, та, которая следует за ней – умопостигаемо/умной, а третья – умной. Эти три божественности и триадические монады образуют умопостигаемые роды… Такие роды,  в согласии с заключенной в них божественностью, есть монады, коль скоро всё остальное – и силы, и сущие – зависит от богов (букв). Триадами же они оказываются в своей обособленной раздельности… Предел, беспредельность и смешанное существуют во всех трёх чинах, однако в первом всё выступает как предел, во втором – как беспредельное, а в третьем – как смешанное, и в первом смешанное будет сущностью, во втором – умопостигаемой жизнью, а в третьем – умопостигаемым умом…. В этом чине впервые появляются виды… различение умопостгаемого уже подразумевает определённую значимость видообразования, потому что именно вид есть какое-то сущее, а не просто сущее.
Первое сущее есть сущее-в-себе… (сущее как таковое), второе – это сила, выходящая за пределы первого сущего, словно бы диада, порождающая множество у них, но сама множеством не становящаяся, а третье – само множество сущих, ибо в его пределах сущее разделено… Обособленной причиной того, что виды проявляют по отдельности, оказываются сущие, в раздельности же причиной того, что сущее порождает разом, служат виды, которые именно потому и именуются видами – парадигмами сущих, при том, что само сущее есть причина, а вовсе не парадигма всего следующего за ним, ибо только для того, что разделено в своём бытии и обладает различными характерами сущности причинами оказываются парадигмы… Заединым, предшествующим сущим, неявным образом следует единое многое (категориальный класс корне/субстанциональных прообразом Бытия) и объединённое, за ним идёт разделяющееся и словно бы выглядывающее из единовидности в явленность, последнее же среди умопостигаемого – это разделеное, то, что объемлет умопостигаемое множество».
 Всесовершенный «ум, в явном виде представивший в самом себе всю соответствующую раздельность сущего, оказывается умопостигаемым».
«Тимей упоминает о парадигме в трёх логических выводах: в том, где доказывается, что всё «живое-в-себе» однородно, в том, который посвящён рождению времени, и в том, где даётся обоснование того, что «живое-в-себе» содержит все живые существа».

                ДЕМИУРГ и ЖИВОЕ-В-СЕБЕ
                (контекстология «Тимея» Платона)
«Неизречённое сделалось явным…»
«Первые действующие умопостигаемые парадигмы обладают своей ипостасью в умопостигаемом живом существе (в человеке), - а всего их четыре, - утверждает Тимей, - поскольку они обрели свою первую явленность во всесовершенной тетраде, - во-первых, необходимо принять во внимание то, что значительно раньше видов, явленных в умопостигаемом, здесь с необходимостью распологаются роды сущих… Роды сущего среди умопостигаемых богов располагаются неявно и нерасторжимо, а среди умных – в раздельности... Первая триада умопостигаемого содержит в себе смешанное в качестве сущности, вторая – в виде жизни, то есть как движение и покой, поскольку жизнь пребывает и выходит за свои пределы, в третьей же смешанное оказывается тождественным и иным, ибо данная триада представляет собой всесовершеннейшее множество вследствие умопостигаемой инаковости, а объединённое и общее, охватывающее части по родам и по одной (индивидуально) – благодаря тождественности. Всё перечисленное располагается в рассмотренных триадах умопостигаемо, сущностно и однородно…
Единое сущее… есть единое, обладающее свойствами (не в пример Единому-в-себе)… Единое сущее – это целое,… (которое)обладает частями, имеющее же части не является единым-в-себе, то единое сущее не будет тождественным единому…
Если бы единое ничем не отличалось от единого сущего, то всё было бы единым и среди  сущих не было бы множества; кроме того, было бы невозможно именовать предметы, так как в этом случае появилось бы два: предмет (поскольку Единое-в-себе объединяет предметно явленный доязыческий мир Вселенной) и имя (поскольку Единое Сущее объединяет собою наименовальный мир имён существительных, проявляющих феноменальный мир Вселенной)… Единое и единое сущее не тождественны. (Если бы они были одно, то каким образом имя отождествлялось бы с предметом, с вещью…? 1) Энергия Движения физических предметов; 2) энергия Мышления). (Прокл, «Платоновская теология», кН. 3, Гл. 1-16).

                ДЕМИУРГИЯ   УМА:
                УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ТРЁХ ТРИАДАХ
В учении Платона умопостигаемых триад три: 1) предел; 2) беспредельность; 3) смешанное. «Во всякой умопостигаемой триаде предел именуется отцом (АБАБ), беспредельное – силой, а смешанное – умом», - подчёркивает Прокл в 21-ой главе трактата. Сила Богов, Отец, Ум… Иное Уму – Инмир, Время и Пространства.
Беспредельность – это есть беспредельность протяжённости силы голосовых звуков, из письма известных как гласные буквы); предельность звучания обеспечивают согласовочные звуки, из письма известных как согласные буквы; а смешанность, - есть смесь гласно/согласовочных звуков в речи, и слого/корневых тетроидов и триад, способных формировать слова письма и речи. Такова лингвофилософия грамматики праязыка.
«Демиург, отец вещей», - так называет он сам себя. (Гл. 21).


                ПАРМЕНИД:
                ПЕРВАЯ УМОПОСТИГАЕМАЯ ТРИАДА
«Первое, безучастное, единое… заведомо потустороннее всем генадам (буквам)… является неизречённой причиной всего, но само по себе не определяется ни в чём среди всего и не обладает никакой силой или своеобразием, свойственным всем лстальным богам. Вслед за ним, всего лишь сверхсущностным, сверхсущим и не смешивающимся ни с каким наличным бытием, располагается генада, выступающая как предмет участия для сущего, которая проявила подле себя первую сущность и в силу добавления этой сопричастности превратилась по сравнению с первым единым во множество и сама оказалась сверхсущностным наличным бытием и единым первой умопостигаемой триады.
Поскольку в первой триаде присутствуют два момента, единое и сущее, и первое является порождающим, а второе – порождаемым, и, кроме того, одно доводит до совершенства, а другое достигает этого совершенства, между ними с необходимостью располагается сила (энергия мышления), при посредстве которой и наряду с которой единое проявляет и доводит до совершенства сущее, ибо выход за пределы единого и возвращение к нему происходят для сущего при посредстве силы (энергии мысли)…
Сила, приводит сущее в соприкосновение с единым, а единое делает силу (энергию мышления мыслеформами миропроявления) предметом участия для сущего,… она и есть сам выход единого за свои пределы и его развёртывание в виде сущего; вот какова причина того, что во всех божественных родах силы (энергии мыслеоформления) изначально управляют  выходами за свои пределы и рождениями.
Высшая триада умопостигаемого будет следующей: единое (Энерго/материальное всеединство Вселенной, как Первопричина развёртывания Матери и Энергии Движения материей, в том числе, и, Энергии Мыслеоформления), сила (энергия мыслеоформления) и сущее (Имя сущее или существительное), и первое производит (выводит, проявляет…) на свет, третье появляется, а вторая (Сила энергия миропроявления мыслеформами думного мышления Ума) соотносится с единым и соединяется с сущим».
(Сила или Энергия  есть порождаемая энерго/материальным всеединством энергия силы движения и сопричастного ему, - Энергии миропроявления мыслеформами Ума, то есть Энергии Думного мышления. А. Ж.).
Парменид называет сопричастность сущности в едином единым сущим;… «сущее участвует в едином, а единое – в сущем… Между ними образуется связь… Эта связ двойственна, ибо она, с одной стороны, принадлежит единому, а с другой – соприродна сущему… и, оказывается движением единого и его выходом за свои пределы в виде сущего…. Единое есть,… - единое участвует в сущности…
Первая умопостигаемая триада (такова): единое, сущее и их связь, благодаря которой  единое соотносится с сущим, а сущее с единым;… отец здесь оказывается отцом ума, а также что между двумя крайними состояниями неявным образом распологается сила (энергия мфслеоформления)… Божественность есть отец триады, а сущее является умом этой божественности, причём умом оно будет отнюдь не в том смысле, в каком мы имеем обыкновение вести речь об уме сущности; в самом деле, всякий такой ум покоится и движется, а первое сущее не покоится и не движется (Лайя-центр нирванической нейтральности; источник родо-и-видо единения, которые от него исходят, как от центра силы энергии мыслеоформления).
… Первая триада называется единым сущим,… эта триада не выходит за свои пределы и пребывает в нерасторжимости  и однородности, поскольку она определена прежде всего как божественное (или буквенно/слоговое) единство… Сама первая сопричастность возникает потому, что сущность участвует  в едином при посредстве некой силы (энергии мыслеоформления), которая скорее всего и соединяет, и разделяет их, так как, будучи сверхсущностной (буквенной), она движется вместе с сущностью… Силы (энергии мыслеоформления) богов сверхсущностны (буквенны), поскольку они обладают своим наличным бытием вместе с генадами (букво/слогами, слагаемыми генеадами) и благодаря им боги порождают сущих (Имена сущие)… Поэты утверждают, что боги могут всё… Сущностные силы на всё не способны, ибо они не могут проявить сверхсущностное, сверхсущностные же производят на свет сущности из самих себя» (Гл. 24).
   

                ПАРМЕНИД:
                ВТОРАЯ УМОПОСТИГАЕМАЯ ТРИАДА
«Первая триада единовидна и умопостигаемым, неявным образом содержит в себе всё: наличное бытие, силу и сущее, причём так, что между соответствующими единым и сущим скрыто располагается причина деления – сила, которая проявляется через взаимную общность крайних моментов триады,… - по названным причинам за её пределы выходит вторая триада, получающая свою характеристику в качестве первой умопостигаемой силы и содержащая в себе разделённые монады… В первой триаде всё объединено и пребывает в нерасторжимости, в данной уже проявляет себя раздельность и сущее и сила оказавшихся в большей мере обособленными друг от друга, то же, что образуется от них, есть уже не просто единое сущее, но целое, поскольку оно содержит в себе единое и сущее как части. Ведь в высшей триаде всё предшествует частям и целостности, а в рассматриваемой оказывается частями и целым, поскольку здесь сила уже проявляет себя;… в данном случае она выступает как раздельность и потому возникают части и образующееся из них целое.
… Вторая триада называется умопостигаемой целостностью, единое же и сущее – частями, между которыми располагается сила, которая приводит их в соприкосновение, а не объединяет единое с сущим, как это имеет место в первой триаде… вследствие её общности с сущим единое оказывается единым сущим, а из-за её общности с единым сущее становится сущим единым… В этом смысле единое сущее состоит из двух частей – единого сущего и сущего единого…. Парменид: «Единое есть,… - обозначает такое единое, которое обладает частями… То, что представлялось единым, окажется целым и будет иметь часть». Парменид здесь определяет второй чин умопостигаемого как целостность…
… Бытие для всего идёт от первой триады, точно так же целостность – от второй, а полная раздельность – от третьей… В согласии с толкованием Платона, имеются три вида целостностей: одна предшествует частям, другая образуется из частей, а третья заключается в части (ведь в «Политике Платон называет целым род, а частью вид, причём род не образуется из видов, а предшествует им; в «Тимее» он утверждает, что космос есть целое из целых…)… речь идёт об их генадах (слогах), умопостигаемой причине, неявной целостности, единичным образом объемлющей три их вида, которая в собственном наличном бытии проявляла целостность, предшествующую частям, в виде силы – состоящую из частей, а как сущее – ту, которая заключёна в части… Единое предшествуетвсякому множеству, сила в каком-то смысле образует общность с обоими крайними членами и заключает в себе их собственные признаки, а сущее некоторым образом участвует в едином. Поэтому первая целостность, та, которая предшествует частям, возникает от единичного наличного бытия (ибо она является монадой и сама проявляет части, так же как и заключённое в них множество); вторая появляется от силы (энергии мышления; ведь она образуется из частей, поскольку в рамках силы, соединяющей единое и сущее как-то проявляют себя и эти крайние члены); третья же – от сущего (ведь сущее оказывается частью и порождением двух: силы и единого; оно содержит их частным образом)… Целостности трёх рассмотренных видов выделяются вслед за умопостигаемым в различных чинах сущих; умопостигаемая же целостность содержит их в себе единичным образом и оказывается монадой, умопостигаемым образом связующей данную триаду, простирая собственные силы из среднего чина умопостигаемого, из таинственного устроения, повсюду» (гл. 25).

                ПАРМЕНИД:
                ТРЕТЬЯ УМОПОСТИГАЕМАЯ ТРИАДА
… В пределах третьей триады появляется все умопостигаемое множество; Парменид также называет ее целостностью, но образующейся из многих частей… Вслед за неявным единством первой триады и диадической раздельностью второй происходит выход за свои пределы третьей, образующей свою ипостась из частей, причем частей этих больше, нежели входящих в состав множества, родовой мукой которого страдает предшествующая триада. В третью триаду входят генада, сила и сущее, однако и единое, и сущее, и сила оказываются множественными, и именно в этом смысле вся триада является целостностью, а каждый из ее крайних членов (я имею в виду единое и сущее) выступает как множество, приходящее к соприкосновению при посредстве соединяющей его силы и вновь разделяющееся и  превращающееся во множество. Ведь сила, приводящая единичное множество в соприкосновение с множеством сущих вследствие выхода за свои пределы превращает каждое такое единичное множество в единое сущее, а каждое сущее в сопричастности в сущее единое… В этом случае имеются две части целостности: единое и сущее, однако теперь единое участвует в сущем (ибо соприкасается с ним), а сущее причастно единому… Единое, <участвующее в> сущем, вновь разделяется, так что единое и сущее рождают вторую генаду, занимающую положение части сущего. Сущее же, уча¬ствующее в едином, опять делится на сущее и единое; они также порождают частное сущее, зависящее от частной генады, и единое ока¬зывается монадой обожествленных частных сущих, которые выступают скорее как виды…. 
«Каждая из этих частей единого сущего, - единое (гласная, объединяющая согласовочные)  и сущее (согласовочные элементы), может ли быть лишена: либо единое — сущего как Части, либо сущее — единого как части;… самое единое сущее будет бесконечным множеством». Это подтвердил Аристотель.
«Способ выхода за свои пределы божественных родов,… при наличии умопо¬стигаемой монады, которая, как мы полагаем, есть единое сущее, и следующей за ней диады, каковую мы называем целостностью и говорим, что она гипостазируется под действием силы из двух разделенных частей, умопостигаемое множество образуется из монады и диады.
… Частями единого сущего является все последующее, как и то, что возникает под дейст-вием разделяющей причины, связанной с силой, речь идет о том единстве, которое третья триада получает от монады; а когда сила, разделяющая и соединяющая генады и сущие, создает множество, именно тогда, разумеется, обретает значимость участие в диаде,… Парменид: «Необходимо, чтобы всегда возникало два и никогда не было одного».
… Во-первых,… ипостась данной триады зависит от тех, которые ей предшествуют. Во-вторых,… эта триада, согласно Пармениду, является первородной;… при рассмотрении этой триады он впервые использует слово «возникать» и называет множество, заключенное в ней, возни¬кающим. А говорит он так: «И каждая часть возникает, по крайней  мере, из двух частей (двух слогов)», далее: «Все то, чему предстоит сделаться частью, всегда обладает этими двумя частями (двусложным корнем)», и вслед за этим: «Таким образом, необходимо, чтобы всегда возникало два и никогда не было одного»… Платон пользуется именем, непосредственно относящимся к становлению, когда излагает учение о выходе за свои пределы умопостигаемого множества, не указывает на то, что предшествующее данному чину скорее объединено между собой, сам же этот чин по преимуществу подразумевает выход за свои пределы, делает явным то, что в предшествующем было скрытым, и потому является первородным, ибо заключает в самом себе в зримом виде порождающую силу.
… Среди начал всего присутствуют пре¬дел и беспредельное, и первый выступает причиной единства, а второй — раздельности множества, Парменид утверждает, что первое и умопостигаемое множество бесконечно,.. потому, что является потомком первой беспредельности, и все умопостигаемое множество именно таково… есть первое множество, множество-в-себе, а множество-в-себе — это первый потомок умопостигаемой беспредель¬ности… Умопостигаемое множество бесконечно, поскольку оно в явном виде представляет первую бесконечность. … Дан¬ная бесконечность тождественна всесовершенству. … Умопостигаемое множество не объемлется ничем другим — напротив, оно само содержит в себе все умное множество. … Первое единое является пределом в  изначальном смысле, точно так же и первое множество будет мно¬жеством беспредельным… воспринимает всю силу беспредельности и, производя на свет все генады и все сущие, не прекращает применять эту силу вплоть до более всего атомарного (то есть атомонадического).  … Данное множество> является целым в большей мере, нежели любое другое> множество, и потому оно неохватно-бесконечно… представляя в явном виде всякое множество, оно ограничивает все беспредельное».
              АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР УМОПОСТИГАЕМЫХ БОГОВ
Единое сущее:… предел, беспредельное и сме¬шанное;… предел указывает на наличное бытие богов, беспредельность - на порождающую силу, а смешанное — на сущ¬ность, возникающую из них… Используя эти имена,— то одно, то два, то три,— Платон описывает нам первую триаду, при их посредстве наглядно представляя ее, коль скоро в ее пределах существуют триада, в качестве которой она получает свою характеристику, диада, в виде которой образуют взаимную общность ее крайние члены, и монада, знаменующая собой неизреченность, таинственность и единичность…
 Вторую триаду,… Платон> в «Тимее» назвал вечностью, а в «Пармениде» — первой целостностью… Вечность во всех описанных случаях окажется причиной це¬лостности….
Вечность сосуществует с целостностью, более того, они тождественны и при этом и та, и другая является мерой: одна — всего вечного и нетленного, а другая — частей и любого множества. Поскольку имеются целостности трех видов: предшествующая частям, состоящая из частей и заключенная в части, при посредстве целостности, предшествующей частям, вечность измеряет генады божественного, обособленные от сущих, при помощи той, которая состоит из частей,— генады, сочетающиеся с сущими, а при помощи заключенной в части — все сущие и целостные сущности; в самом деле, последние оказываются частями божественных генад, частным образом содержащими в себе все то, что единично пред¬восхищено в тех… Вечность есть не что иное, как вечное <сущее>, поскольку связь, основывающаяся на генаде, сияет для сущего; первое> же целое состоит из двух частей — единого и сущего, притом, что имеется сила, соединяющая эти части… Диада, соответствующая средней умопостигаемой триаде, подразумевает наличие однородной и неочевидной ипостаси первой. Далее, третью триаду умопостигаемого <Платон> в «Тимее» именует живым-в-себе, умопостигаемым, всесовершенным и однородным, в «Пармениде»—бесконечным множеством и целостностью, содержащей в себе множество частей, а в «Софисте» — умопостигаемой всеобщностью, разделенной на многие сущие…
 Тимей, называя данную триаду умопостигаемым живым существом, полагает, что такое существо всесовершенно и по одному и по родам содержит в себе умопостигаемые живые существа как части… Парменид:… «Чему предстоит сделаться частью, всегда обладает этими двумя частями, ибо единое всегда содержит в себе сущее, а сущее — единое; таким образом, необходимо, чтобы всегда возникало два и никогда не было одного»… Всесовершенное живое существо и всесильное умопостигаемое множество есть одно и то же… Первая беспредельность есть сила, все умопостигаемое, благодаря ей гипостазирующееся и делящееся на части, как я полагаю, следует называть всесильным…
 Умопостигаемое живое существо содержит в себе четыре умопостигаемые идеи, в согласии с которыми проявляются роды не только богов, но и лучших, следующих за ними, и даже самих смертных живых существ… объемлет эти четыре идеи и при посредстве одних и тех же парадигм позволяет произвести на свет божественное, демоническое и смертное, рассуждение любителей созерцания истины, очевидно, приходит к следующей апории: почему, несмотря на то что имеются одни и те же причины и изначально заданы одни и те же первые действующие парадигмы, одни из проявляющихся живых существ оказываются богами, другие демонами, а третьи смертными? В самом деле, почему то, что возникает в соответствии с одним эйдосом, не обладает одной и той же формой и природой, хотя единая идея и должна во всех случаях порождать то, что принадлежит к одному и тому же виду?... Все то, что проявляется в согласии с единым эйдосом, отнюдь не будет соименным и участвовать в общей причине станет неодинаково — на¬против, одно <будет причастно ей> первичным образом, другое промежуточным, а третье последним... Каждый вид возглавляет какую-то последовательность, начинающуюся среди высшего и в нисхождении достигающую низшего... Одна и та же  идея изначально выступает как причина и для богов, и для демонов, и для смертных живых существ, поскольку она производит все на свет в общем, а частное деление препоручает демиургическом чину, подобно тому как сам последний чин вверяет создание (думно/смысловых)атомов новым богам…
 Умопостигаемые роды 6огов оказываются причиной для всеобщих последовательностей, умные — для делений по общим родам, сверхкосмические — для видовых различий, а внутрикосмические — уже для самих (думно/смысловых) атомов, ибо они выступают как движущие причины и повелевают изменчивостью того, что возникает от них…
 Единое сущее оказывается скорее единым, а сущее единое — ско¬рее сущим, и каждое из умопостигаемых живых существ содержит в себе единое сущее и сущее единое… Божественные роды, с их собственным своеобразием, проявляются как единое сущее, а те, которые следуют за богами,— как сущее единое; что же касается последнего, то в его пределах в качестве единого сущего возникают роды демонов, а в виде сущего единого — смертные роды; кроме того, в рамках единого сущего как единое сущее проявляются первые и высшие роды богов, а как сущее единое — последующие, те, которые занимают положение ангелов… По этой причине все полно богов, ангелов, демонов и смертных живых существ;… ангельское соответствует сущему единому, низшему чину единого сущего, производящего на свет богов, демоническое же — единому сущему, высшему чину сущего единого, упорядочивающего по¬следующее; не может остаться незамеченным также то, что единство последующего близко к множеству и к выходу за свои пределы стоящего выше… Сущее единое оказывается причиной возникновения ангелов, а единое сущее — демонов…  В одном случае сущее единое оказывается частью единого сущего, а в другом — единое сущее выступает как часть сущего единого, и в одном случае единство сущностно, а в другом — сущность единовидна, ибо таков высший чин сущего единого…
 Божественные генады, постепенно совершающие выход за свои пределы, порождают множество всего внутрикосмического… Данная триада есть исток и причина всего и начиная с нее проявляется всякая жизнь и любой выход за свои пределы: богов, лучших, чем мы, родов и смертных живых существ, поскольку она производит на свет все их в целом и однородно, а также возводит к себе всеобщие начала частных потоков живорождения и видообразования…
 Умопостигаемый род богов единичным образом обособлен от всех остальных божественных устроений; умопостигаемым он именуется отнюдь не потому, что познается частным умом или может быть постигнут мышлением с рассуждением, а также не потому, что предществует всесовершенному уму,… внеположен как об¬щим, так и\ частным умопостигаемым предметам и предшествует всему мыслимому, так как оказывается безучастным и божественным умо¬постигаемым… Превосходит все умопостигаемые чины, насколько единое стоит выше всего рода богов, ибо данное умопостигаемое безучастно: оно свыше наполняет божественные и ум¬ные устроения…  Всякий ум есть умопостигаемое для самого себя, то этим своеобразием он обладает благодаря умопостига¬емым богам, ибо полнота для всего идет именно оттуда…  Умопостигаемое обособлено от ума, поскольку существует само по себе, а с другой — умопостигаемое не вне ума.  В самом деле, имеется умопостигаемое, сопряженное с умом: от обособленного происходит сочетающееся, от безучастного — выступающее предметом сопричастности, от предсущего — внутрисущее, от однородного — множественное…
 Умопостигаемые боги представляют в явном виде неизреченное начало всего и его уди-вительное превосходство и единство, поскольку сами они проявлены неявно, однородно и единично содержат в себе множество, обособленно царствуют над всем и несопоставимы с любыми другими богами. В самом деле, благо освещает все сверхсущностным светом и гипостазирует богов как отцов всего, и точно так же умопостигаемый род богов, подобный благу, уделяет всем последующим богам частицу умопостигаемой полноты. Во всяком случае, каждому подразделению богов соответствует собственное умопостигаемое множество, а также монада, аналогичная благу и возглавляющая каждый божественный чин.
               
                КНИГА III
                УМОПОСТИГАЕМЫЕ БОГИ
                Содержание книги III «Платоновой теологии» Прокла
 1. Вслед за рассуждением о едином начале необходимо рассмотреть божественные чины в общем. Вслед за единым проявилось множество (букво)генад, в которых боги обладают своей ипостасью. Все (букво)генады выступают предметом сопричастности и что лишь единое подлинно сверхсущностно, а во всех остальных (букво)генадах участвуют сущности. Участие в ближайших к единому (букво)генадах приводит к возникновению более простых ипостасей, а в тех, которые дальше от него,— к появлению более сложных.
 Порядок следования в божественных (букво)генадах соответствующих предметов: сущее — старейшее, второе — жизнь, третье — ум, четвертое — душа, а последнее — тело; именно таковы устроения божественных (Букво)генад. Учение о едином даёт представления о следующих за единым началах, коих имеются два вида. Два начала всего, следующие за единым; Сократ назвал их в «Филебе» пределом и беспредельным; причинами каких свойств сущего они являются. Третье начало, появляющееся на свет от двух названных; Сократ в «Филебе» назвал его смешанным; оно есть не что иное, как первое сущее, возникло от двух начал и от единого.
То первое, которое проявилось из предела и беспредельного, есть сущее; доказательство того, что имеются две пары «предел—беспредельное» и что одна такая пара относится к сущему, а дру¬гая предшествует ему. По аналогии с первой возникла вторая триада. Вторая умопостигаемая триада, опирается на собственное определение смешанного, на то, что участвует в нем, и на то, что характеризует его. Живое-в-себе соответствует третьему чину умопостигаемого.
Вечность проявилась в среднем чине умопостигаемого. Единое, в котором пребывает вечность, образует высший чин умопостигаемого.
Учение об умопостигаемых четырёх видах, показывающее их своеобразие.
Умопостигаемые триады, по мнению Платона, можно разделить на ОТЦА, СИЛУ и УМ.
Три стихии «Федра», на основании которых можно перейти к единству и раздельности умопостигаемых триад.
Парменид: три триады, - 1) предел, беспредельное и смешанное; 2) бытие, жизнь и мышление; 3) сущность, жизнь и ум.

                БИБЛИОГРАФИЯ:
                Источник: сайт «Платонополис»;
                Прокл, «Платоновская теология», перевод Лукомского;
                Платон, «Парменид», «Федр» и другие сочинения Платона.
                Опыт конспектуального осмысления наследия Прокла и первично/предварительного комментирования непосредственно в самом тексте (в круглых скобках) и межтекстовом пространстве конспектируемого сочинения Прокла «Платоновская теология».