11-ая сказка. Паучок

Денис Емельянов
               
    Маленький Мышонок сидел в своем укромном местечке среди корней поваленного дерева. Казалось, будто дерево специально подняло вверх свои сильные руки, чтобы защитить его от всех опасностей. Он сидел тихо-тихо, почти не шевелясь, и немного прикрыв глазки от ярких лучей летнего солнца. Его крохотное сердце наполнилось благодарностью.
—;Благодарю тебя, старое дерево. Ты такое большое и сильное. Мне очень нравится жить рядом с тобой. Как хорошо, что я решил построить свой новый дом именно здесь, —;подумал Мышонок и улыбнулся.
Он сидел неподвижно и смотрел на лес. Ему казалось, что всё вокруг радуется вместе с ним: и Солнце, и Ветер, и качающаяся от Ветра трава, и даже мох на стволе дерева. Мышонку не хотелось шевелиться. Он боялся спугнуть это тёплое чувство, которое, казалось, заполнило всё его маленькое существо. Погрузившись в него, он почувствовал, что слился с лесом, стал его частичкой, и наполнился каким-то струящимся светом.
Вдруг Мышонок увидел, что между несколькими корнями поваленного дерева появились тонкие, блестящие в лучах Солнца нити. Они были едва заметны и образовывали чёткий правильный рисунок.
—;А, это опять ты? Маленький зверёк, который строит себе дом? — послышалось вдруг совсем рядом, и из большой складки в коре медленно выползла уже знакомая Мышонку Улитка.
—;Доброе утро, меня зовут Мышонок, и я больше не строю себе дом.
—;Ты, наконец, послушал моего совета и решил носить свой дом на спине, как и подобает каждой серьёзной особе? — спросила Улитка.
—;Нет, просто я закончил. Мой дом готов. Простите, а вы не знаете, что это такое? Вчера этих блестящих ниточек здесь не было.
—;О чём ты? — Улитка удивленно подняла вверх голову. Ах это… Это значит, что у нас появился новый сосед, такой же, как и ты, невоспитанный субъект, вселился без всякого моего согласия. Причём принеприятнейший тип. Да и опасный. Это Паук. Своей сетью он ловит зазевавшихся насекомых, а потом пьёт их кровь, накрепко связав этих несчастных своей паутиной. Паук очень злобный и коварный. Целыми днями он сидит в засаде, но стоит какому-нибудь мотыльку попасть в его сеть, он немедленно выскакивает и принимается за своё чёрное дело. Счастье, что мне он не может нанести вреда, мой домик для него слишком крепкий.
—;Да, — подумал Мышонок, — нужно быть осторожнее, а то у меня нет такого домика, как у Улитки, и мне совсем не хочется попасть в лапы такого страшного соседа.
Теперь, пробегая по своим делам, Мышонок всегда поглядывал вверх, на паутину, но хозяина её никогда не было видно. Паук очень хорошо умел прятаться.

* * *
В один из дней мимо норки Мышонка проходила, уже знакомая, ему семья диких кабанов. Впереди, не торопясь, шла крупная самка, а за ней бежали несколько подросших поросят. Поравнявшись с поваленным деревом, лохматая мамаша вдруг остановилась и сказала:
—;Смотрите, здесь живёт один из наших друзей, поблагодарите  его, дети.
—;Мама, а зачем это нужно делать? — спросил самый маленький поросёнок.
—;Если каждый будет благодарить того, кто сделал ему добро, добра в этом мире станет больше, малыш.
—;Спасибо, Паучок, — хором прохрюкали поросята, и кабаны двинулись дальше.
—;Удивительное дело, — подумал маленький Мышонок, который стал невольным свидетелем произошедшего, — никак не пойму, за что кабаны могут быть благодарны Пауку?

* * *
На следующий день, выбравшись из норки наружу, Мышонок услышал сверху жужжание.
—;Может это опять разведчик из роя шершней? — насторожился он. Но возле него на дерево опустилось небольшое, полосатое и очень утомлённое насекомое.
—;Ты позволишь мне присесть здесь и немного отдохнуть? — спросила гостья, с трудом переводя дух.
—;Конечно-конечно, садитесь пожалуйста. — Мышонок даже подвинулся, освобождая место. — А как вас зовут? И куда вы летите?
—;Я Пчела, рабочая Пчела. Целыми днями я летаю с цветка на цветок, собираю нектар и пыльцу.
—;А зачем вы это делаете?
—;В улье из всего этого мои сестры делают вкусный мёд. Его нужно очень много для того, чтобы накормить всех малышей в нашей большой семье. Приходится торопиться, ведь мне нужно успеть за день принести как можно больше, облететь столько цветов. Ну вот, я немного отдохнула, мне пора, прощай, Мышонок.
Пчела заработала крыльями и полетела прочь, но вдруг зажужжала и забилась. Она не заметила паучью сеть и угодила прямо в неё.
—;Что сейчас будет? — испуганно подумал Мышонок. Из своего укромного места появился небольшой Паучок и быстро побежал по паутине прямиком к беспомощно бьющейся Пчеле. От ужаса Мышонок закрыл глазки лапками.
—;Что же вы так невнимательно? Ну, погодите, сейчас я вам помогу, не дёргайте крыльями, а то вы так ещё больше запутываетесь, — услышал Мышонок незнакомый голос.
Он открыл глаза и увидел, что Паучок помогает Пчеле выпутаться из паутины.
—;Поразвесил тут своих ниток липких, невозможно по лесу стало летать, — ворчала недовольная Пчела, освобождая крылья. Вот, наконец, последняя паутина была с неё снята и она, недовольно жужжа, полетела дальше.
Паук отпустил Пчелу! Мышонок не мог поверить своим глазам.
— Скажи, пожалуйста, почему ты отпустил пчелу?  — спросил он, набравшись храбрости. — Я думал, ты запутаешь ее паутиной и съешь.
—;Пчёлы очень нужны этому лесу, они опыляют цветы и без них не будет плодов у растений. Это значит, что если не будет пчёл, тебе и всем остальным обитателям леса может стать нечего есть.
—;Но ведь ты же паук, ты же должен быть злой и безжалостный, — удивился Мышонок.
—;Это ты сам придумал или тебе кто-то рассказал? — рассмеялся Паучок.
—;Мне так сказала Улитка.
—;Ну, не стоит верить каждой улитке, Мышонок. Не следует судить о ком-то по внешнему виду, а уж тем более слепо верить рассказам других о нём. Суди по поступкам, лишь они могут рассказать тебе самое главное.
—;Но для чего тогда ты сплёл здесь свою паутину?
—;А как ты думаешь, хорошо ли будет всем лесным обитателям, если без меры расплодится всякий гнус: комары, слепни, мошки кусачие?
—;Нет, конечно, это будет очень неприятно. Ага, я понял! — догадался Мышонок, — так вот за что кабаны сказали тебе спасибо! Ты спасаешь их от лесного гнуса.
—;Мы, пауки, следим за порядком, таково наше предназначение. Мы восстанавливаем равновесие. В наши сети попадаются лишь те, кто мешает жить остальным, кто просто должен в них попасться.
—;Как это, должен попасться?
—;Есть те, кто решил жить за чужой счет, причинять другим боль и беспокойство, пользуясь их добротой и беззащитностью. Тот, кто не хочет ничего делать сам, кто хочет силой или хитростью и обманом отобрать всё у других. Рано или поздно он попадёт в паучью сеть. У него просто нет другой дороги. А если кто-нибудь залетел случайно, по невнимательности, как эта пчела, мы таких отпускаем.
—;Ты что-то говорил про равновесие, — вспомнил Мышонок, — для чего нужно его сохранять?
—;Вот если ты по тонкой веточке перебегаешь через овраг, ты должен держать равновесие, чтобы не упасть вниз. Верно? А есть такие, которые чувствуют не только своё, но и равновесие всех, кто их окружает, равновесие всего Мира. Но даже из них лишь очень немногие способны восстанавливать чужое равновесие. Это большой труд и большая ответственность.
—;А ты знаешь кого-нибудь, кто это умеет делать?
—;Конечно, Мышонок. Один из них — это Солнце, от него так сильно зависит всё на всей Земле. Ему помогает Луна, моря и океаны, Ветер и сама Земля. И всё для того, чтобы ты мог здесь жить. И я тоже, и все остальные. Мы все тоже должны помогать удерживать равновесие. К сожалению, не все это понимают. Некоторые, наоборот, ведут себя так, будто хотят поскорее сорваться в пропасть, зато наевшись перед этим до отвала. — Паучок грустно вздохнул и умолк. — Наш мир очень хрупок, и нужно относиться к нему очень бережно.
Мышонок вернулся в норку:
—;Удивительный день сегодня. Оказывается, Паучок не только не страшный, а очень даже полезный. Больше никогда не буду верить чужим словам о незнакомце, тем более словам Улитки.
Теперь, пробегая под развешенной паутиной, Мышонок не озирался опасливо по сторонам, а глядел вверх, надеясь снова повстречаться и поговорить с Паучком. Но его всё время не было видно.

            * * *
В один из дней Мышонок ещё в норке услышал, как сильно шумит Ветер в кронах деревьев. Выбравшись наружу, Мышонок сразу заметил Паучка, который сидел на кончике одного из корней упавшего дерева и пристально смотрел куда-то вдаль.
–;Доброе утро, – поздоровался Мышонок. – Сегодня очень ветрено, тебе не кажется?
–;Сегодня славный Ветер, такой тёплый и сильный. Я люблю Ветер, – тихо проговорил Паучок.
–;Я тоже люблю Ветер, меня научил слушать его мой старый друг. Сейчас его нет. Он ушёл. Это было так давно.
–;Друг – это прекрасно!  – улыбнулся Паучок и посмотрел на Мышонка. – Если у тебя есть друг, береги его, а если у тебя ещё нет друга, то ты обязательно должен его найти. Быть одному хорошо только недолгое время. Сегодня мне нужно подружиться с Ветром. Необходимо, чтобы он принял мою дружбу.
–;А что ты ещё любишь?
–;Я люблю летать.
–;Ты? Разве пауки это умеют?
–;А как, по-твоему, я оказался здесь? – улыбнулся Паучок, – я люблю лететь высоко-высоко, глядя сверху на лес и реку, на луга и голубые озёра, в которых отражаются облака. Я люблю путешествовать. Нет ничего лучше.
Паучок развернулся и стал, работая задними лапками, выпускать длинную тонкую паутинку. Ветер подхватил её и принялся играть ею. Она росла и становилась всё длинней и длинней.
–;Вот видишь, всё хорошо. Ветер принял мою дружбу. Значит, пришло время нашего расставания, Мышонок. Помни, что я говорил тебе о равновесии. Сохраняй его всегда, и особенно, в своём сердце. А теперь прощай.
Паучок разжал лапки, Ветер подхватил его, и он взлетел на своей паутине, как на воздушном змее.
Удивлённый, ещё долго Мышонок сидел на поваленном дереве и смотрел вслед улетающему Паучку.
–;Я был уверен, что паук жесток и безжалостен, а оказалось, что он любит Ветер, как и я, и ещё он умеет летать. Теперь я знаю, что все живые существа созданы для того, чтобы помогать друг другу сохранять равновесие этого огромного Мира. Здесь каждый выполняют свою работу. Каждый, даже самый маленький и слабый, очень важен. Здесь всё связано одно с другим, и все связаны со всеми. Здесь во всём есть смысл, и нет никого и ничего бесполезного.


(Самая первая и моя самая любимая сказка о Мышонке http://www.proza.ru/2012/06/10/1415)(Следующая сказка о маленьком Мышонке http://www.proza.ru/2014/11/26/2009)Другие мои сказки http://www.proza.ru/avtor/beneka