Возлюби ближнего

Ольга Свердлова
  Середина  мая.  Поздняя  весна.  В  первый  раз  после  долгой  зимы  появляюсь  на  даче.  Устав  от  мытья,  уборки,   грязи  и  пыли,  накопившихся  за    зиму,  прилегла  на  открытой  веранде.
Лежу  и  млею  от  тепла   солнечных  лучей,  таких  желанных  после бесконечно   долгой    сумрачной  московской  зимы,  и  невероятной  свежести,  исходящей  от  земли  и  первой  листвы,  только  распустившейся  на  деревьях,  и  воздуха,  который  кажется  можно   пить.  При  каждом  дуновении  ветра  тончайшие  кружева,  сплетённые  из  молоденьких  зелёных  листочков, дрожат  на  груди  у  берёзок. А на стволах древние  тексты  ,словно чёрные  строчки  на  белом  листе.  Какая-то  нега  окутывает  тебя,  и  ты  растворяешься  в этом  блаженстве, уходят  все   грустные   мысли  и    тревоги  и  обретаешь   какую-то   удивительную лёгкость  и   покой.
  И  вдруг  в  эту  тишину  врывается  голос  соседки    и  пробуждает  от  неземного  бытия: « Ой,  Вы  приехали,  а  я  тут  всю  зиму  одна.-  «Да  неужели  Вы  здесь  жили  зимой  одна?»  Я  ахнула  от удивления.  Она  крепкая  сильная  женщина,  правда  уже  не  молодая,  преподавала  физкультуру  в  школе,  но  вот  бросила  работу  и  поселилась  на  даче. 
 Никогда    не  могла  понять  тех  моих  знакомых,  которые  способны  жить  за  городом  зимой совсем  одни,  вдали  от  цивилизации  и  людей.
«В  глуши,  в  деревне  мне  так  скучно», - писал  поэт  ещё  в  прошлом  веке. Могу  понять,  если  такой  образ  жизни  ведут  люди  творческих  профессий- писатели  или  художники.  Тогда  ещё  можно  как-то   объяснить  подобное  отшельничество. Нужна   сосредоточенность  и  свободное  пространство,  на  которое  никто  не  покушается,  такая  самодостаточность,  что  любое  общение  в  тягость.  Живут  со  своими  героями,  проживают  свою  и  чужую  жизнь.  И  всё-таки  даже   собаке  нужно  с  кем-то  переговорить,  полаяться.  А  человек,  как  считают  классики  марксизма-  ленинизма,  ведь   общественное  животное.
   И  когда  моя  соседка  рассказала  мне,  что  провела  на  даче  всю  зиму,  я  не  поверила  своим  ушам.  И  попыталась  доискаться  до  причины  подобного  затворничества.  И  она  поведала  мне  свою  непростую  историю. 
 Свою  судьбу  человек   с  юности  несёт  в  своём  характере.  Как  в  глубине  души  он  хотел  её  прожить,  так  она  и  складывается.  Человек  всегда  свободен  в  выборе  и  в  чувствах.  Натура  диктует  судьбу.  Это  я  всё  к  тому,  чтобы  как-то  объяснить  то,  о  чём  мне  рассказала  моя  соседка.
…  «  Вы  часто  спрашиваете  меня  про  мою подругу Инну,  почему  она  стала  редко  появляться  на  даче».   Её  действительно  не  было  видно  в  последнее  время,  хотя  раньше  она  приезжала  вместе  с  соседкой  и  часто  оставалась  у  неё  на выходные.  Меня  немного  удивляла  эта  дружба,  слишком  была  большая  разница  в  возрасте,  да,   думаю,  и   в  характерах  тоже.  Соседка  целый  день  трудилась  на  грядках,  поливала,  копала,  сажала,  а  подруга   сидела  на  крылечке  и  почитывала  журнальчики  или  загорала  в  шезлонге. Ни  разу  не  видела  её  ни  с  лопатой,  ни  с  лейкой  в  руке.
 « А  Вы  знаете, что  мой  муж  жил  с  ней  два  года, когда  я  с  грудным  ребёнком   и  парализованной  матерью   маялась  одна  без  всякой  поддержки  с  их  стороны»,-  ошарашила  она  меня   этим  откровением.  «  Это  были  страшные  годы. Муж  работал   фотокорром  в  одной  из  центральных  газет  и  часто   пропадал  в  командировках.  Однажды,  когда  он  отсутствовал,  заболел  ребёнок,  температура поднялась  выше  сорока,  и  скорая  забрала  меня  с  малышом  в  больницу. Я  позвонила  ему  на  работу, хотя  он  мне  категорически  запретил  это  делать, чтобы узнать,  когда  он должен  вернуться и нельзя ли  ему  в  связи  с чрезвычайными обстоятельствами  прервать  командировку.  И  тут  я  узнаю,  что  он  в  Москве  и  никуда  не  уезжал. Услужливые  коллеги  мне  даже  дали  адрес,  где  он  может  быть.  Я  потихоньку  вышла  из  больницы,  в  халате  и    в  какой -то  горячке,  села  в  такси  и  покатила  по   адресу,  который  мне   сообщил.  доброжелатель  в  редакции. Подъехала  к  дому  на  окраине  Москвы,  поднялась  на  лифте  на  десятый  этаж  нового  дома  и  позвонила  в  дверь. Долго  никто  не  открывал,  и  я  даже  решила,  что  всё  это  дурной  сон   и  хотела  уже  уходить,  но  тут  дверь  отворилась и  на  пороге  появился  мой  муж,  а  из  глубины  квартиры  раздался  женский  голос: « Сергей, кого  там  ещё  несёт». Муж  не  особенно  смутился,  увидев  меня,  и  предложил  мне   самой   выяснять  отношения  с  его  любовницей    и   ушёл  в   комнату. Это  была  Инна,  совсем  тогда  ещё  юная  особа.  Она  работала  с  ним  в  одной  редакции,  приехала  из  провинции, в  этом  доме-  новостройке    снимала  квартиру.  Она  любезно  предложила  мне  пройти  на  кухню,  и я  села  на  стул,  и  на  меня    навалилась  тяжёлая  как  дождевая  туча тоска.  .  Я  помню  только,  что  я  ей  сказала,  зачем  он  Вам  нужен,  он   Вам  ведь  в  отцы  годится,   и  Вы  просто  так,  из     прихоти,  отбираете  отца  у  ребёнка.
Он  остался  жить  у  Инны.  И  это  продолжалось  два  года.   
  Вот  так  кончилась  вся  удача.  Жизнь  развела.  Это  разбегание  происходило  не  один  год.  Он  был  плохим  отцом.  Всегда  оправдывал  себя,  а  я  возненавидела  его  за  боль,  причинённую  мне.  Присылал  какие-то  гроши  на  ребёнка  и  ни  разу  не  захотел  увидеть  его. И  вдруг  позвонил  и сказал,  что  вечером  зайдёт.  Когда  вошёл  в  квартиру,  я  его  не  узнала.  Очень  похудел  и  постарел, просто почернел  лицом.   Сказал,  что  ему  поставили    страшный    диагноз   и  попросил  разрешения   остаться  умирать   здесь,  у  меня.   Мне  стало  его  безумно  жалко,  и  я  разрешила  остаться.
 Вы  скажете - Бог  покарал.  Это  как  бы  расхожая  истина.  И  я  так  долго  считала.
  Помню,  как  одна  моя  знакомая, узнав  о  решении   Сергея  вернуться  и  его смертельном   диагнозе ,   рассказала  мне  свою  историю.  Как  она  после  работы    пошла  в  туалет  помыть  руки  и по  привычке  сняла  все  кольца,   в  том  числе  и  бриллиантовое,  которое  ей  подарил  муж  на  свадьбу,  положила  их  на  полочку  и  ушла,  забыв  свои  побрякушки.  Буквально  через  несколько  минут  спохватилась,  побежала  в  туалет,  но   полочка  была  пуста.  Она  вернулась  в  комнату.  растерянная  и  удручённая  и  даже  расплакалась  от  огорчения. « Я   знала ,   чувствовала,   кто мог  их  присвоить.  Это  была  моя  приятельница.  Только  она  выходила  из  комнаты  после  меня.  Я  смотрела  на  неё  пристально.  Всем  своим  видом  показывая,  что  я  подозреваю   именно  её,  но  она   не  призналась  в  содеянном».  И  тут  моя  знакомая  так  мстительно  заключила: «Через  год  она  умерла  от  рака.  Бог  покарал».      
 Эта  история перевернула  моё  сознание.   Вот  так  мы  понимаем  Божеское  провидение.  Я  тоже  видела  в  Боге грозного  вершителя,  воздающего  каждому  по  заслугам  его. Но  ведь  Бог  есть  любовь.  И  к  этому  очень  трудно  придти. Я  шла  к   этому  многие  годы»,-   она   долго,  раздумчиво   молчала,  чувствовалось,   что  это  глубоко  выношенные  мысли,  а  потом  продолжила   свой  рассказ.   
  « Умирал  мой  муж  очень  тяжело,  умолял  простить  его  и  перед  кончиной  сказал  мне: « Подружись  с  Инной,  она  сильный  человек,  и  в  трудный  момент  она  будет  для  тебя  опорой». Это  был  его  последний  совет-завещание.
    Время  шло,  но  этот  совет  мужа  не  выходил  у  меня  из  головы.  И   когда  начались  трудности  с  сыном, я  решила  позвонить  Инне    и  попросить  её  как-то  воздействовать  на  сына,  уговорить  его  не  бросать  учёбу. Она  намного  моложе  меня,  думала  я,    ей  будет  легче  найти  контакт   с  ним.   Вы  знаете,  Игорь  с  таким  трудом  поступил  на  филфак,  увлекался  творчеством   Андрея  Белого, и  вдруг  всё  бросил  и  пошёл  зарабатывать  деньги. Это  сегодня,   как  вирус,  им  заражены   все- от  мала  до  велика  и  не  важно,  каким  способом  их   зарабатывать, нужны деньги  для  красивой  жизни.  Теперь  мечты  о  машинах,  ресторанах  и  путешествиях  заслонили  всё.  В  школе  уже третьеклассницы   с  утра  до  вечера  трещат   об  этом,  да  и   наш министр   проговорился,  что   образование    необходимо  для  того,  чтобы   готовить  грамотных  потребителей.
   С  тех  пор   мы  стали   с  ней  тесно  общаться,  а  сын  просто  не  выходил  из  её  дома. По  молчаливому  согласию  мы  никогда  не  касались  больной  темы,  отношений  с  мужем,  и   я  ничего  не сказала  сыну  при  каких  обстоятельствах   мы  с  ней  познакомились.      
«Неужели  любовница  мужа   могла   стать  Вашей   лучшей подругой?» -я  была   в  очередной  раз   искренне  удивлена».-  И  Вы  её  простили?  Забыли,  сколько  горя  она  Вам  принесла,  сколько  слёз  выплакали  по  её  вине».
 Я  уже  смотрела  на   Свету,  свою  соседку,  как  на  святую  и  почему-то   на  память  пришла  восточная  притча.
   Однажды  ученик  великого  мудреца  решил  испытать  своего учителя.  Он  поймал  бабочку  и  подумал: «Вот  мой  учитель    всё  знает,  сейчас  подойду  к  нему  и  спрошу: «В  моей  руке  бабочка,  как  ты  думаешь,  живая  она  или  мёртвая?».  Если  скажет,  что  живая =  я  сожму  кулак,  и  она  умрёт,  если  скажет,  что  мёртвая,  я  разожму  кулак,  и  она  улетит».
- Учитель,  в  моей  руке  бабочка,  как  ты  думаешь,  живая  она  или  мёртвая?
-  Всё   в  твоих  руках,- ответил  учитель.
Такая  своеобразная   диалектика.  Можно  её  поступок,  словно  бабочку  в  ладони,    понимать   и  как  величие  верующего  человека,  для  которого «Возлюби  ближнего…»-основная  заповедь,  а  с  другой  стороны - как  бы  полная  утрата  человеческого  женского  достоинства. 
  Христианское  прощение  не  понятно   многим,  не  принимается  большинством людей, а  ведь  делает  это  человек  прежде  всего  для  себя.  Если  из-за  чужого  поступка  человек  разжигает    пожар  в  собственной  душе, обижается  на  другого    то  этим  он  обижает  прежде  всего  себя.  Уголёк  обиды  можно    превратить  в  пожар.
 И  в  то  же  время  такая  сверхдоброта,  воплощение  в  жизни   евангельского «Возлюби  ближнего…»  звучит  как  утопия   для  современного  человека.   
В     последнее  время  люди  перестали  стесняться   всех  своих , даже  самых  низменных  чувств  и  разоткровенничались.  Рассказывают  на передачах,  во  всевозможных  ток-шоу,  о  своих   семейных  конфликтах,   и   теперь   мы  знаем  так  много  о  том,   как современные  женщины  сражаются   не   за   Родину,  а  за любовь,  какие  методы  используют  против  своих  соперниц,   как  опускаются  так  низко,  до  животного  состояния,  когда  готовы   как    самки животных   отгрызть   голову  самцу  во  время  брачной  ночи,  и   только  для  того,  чтобы   он  больше  никому  не  достался.   Готовы  любыми  способами  схватить   или  удержать  тот  кусок   пирога,  который  у  них  есть  или  может  быть.  И   такие  понятия  как  достоинство,  благородство,  порядочность,  самопожертвование  исключаются  из  нашего  лексикона.
  Так  что  же -  всепрощение,  как  величие  верующего  человека,  как  венец  его  нравственности,   или  это  полная  утрата  женского  человеческого  достоинства.
  А  дальше  эта  история  развивалась  по  восходящей. 
    Сын  соседки   всё-таки    ушёл  из  университета  и  занялся  бизнесом.  Открыл  в  Центре  Москвы  магазин   дорогой  одежды. Но  для  этого  нужны  были  большие  деньги,  и  они  предложили  Светлане  продать  квартиру. « Я  сначала  не  соглашалась,  Инна  меня  уговаривала  целый  месяц,  приводила  разные  доводы,  что  сыну  нужна  своя  квартира,  что  магазин  дорогой  одежды  очень  быстро  даст  баснословные  доходы ,  и  что  Игорь,  сын,  пока  поживёт  у  неё,  а  я  на  даче.  Вот  так  я  оказалась  сельским  жителем,  вернее    бомжом,  человеком  без  постоянного  места  жительства»,-  грустно  продолжала  она  свой  рассказ.-  «Инна  поехала  в  Париж  и  закупила  на  деньги,  полученные  от  продажи  моей  3- х   комнатной квартиры,  шмотки , чуть  ли   не  у  Версачи. На  мой  взгляд,  вещи  были  обычные,  только  фирменная  этикетка  и  только  опытный глаз  мог  определить,  что    они   имеют  отношение  к  высокой  моде.  Но  так  как  все  привыкли,  что  фирма  подделывается,  то  никто  не  верил,  что  знак  настоящий.  Что  же  касается  опытного  глаза,  то  это  вообще  в  России  редкость.  Магазин  медленно  умирал,  покупателей  почти  не  было,  а те,  что  заходили,  шарахались  от  цен  и  быстро  испарялись.  Дверь  с  музыкальной  нотой  открывалась  и  почти  тут  же  на  этой  ноте  закрывалась.  Чтобы  магазин  нормально  функционировал,  нужны  были  богатые  клиенты  и  связи.  А  этого  ни  у  неё,  ни  у  него  не  было.
 Но    теперь  в  Париж  Инна  летала   как  к  себе  домой,  закупала  тряпки,  которые  не  продавались  и  пропадала  там  неделями,  а  Игорь  целыми  днями  стоял  в  магазине.  Они   ещё заняли    большую   сумму  в   банке,  и  всё  на  имя  сына.  Да  и  фирма  была  зарегистрирована  на  его  имя».    Тут  она  тяжело  вздохнула  и  сказала,  что  Инна  теперь  живёт  во  Франции,  в  каком- то  маленьком  городке  и, судя  по  всему,   не  собирается  возвращаться  в Россию.  Я  об  этом  случайно  узнала,  позвонила   ей  домой,  а  там  мне  ответили,     что    такая  здесь  не  живёт,  что  квартира  давно  продана.  Я  помчалась  в  город,  еле-еле  нашла  сына,   и   он    мне  всё  рассказал,  что  любит  Инну  безумно  и  давно  живёт  с  ней  и   не  представляет  жизни    без   неё.   И  кроме  того  на  нём  висят  огромные  долги  и  что  дальше  делать  он  не  знает:  «Если  она   не  вернётся,  остаётся  только  повеситься»,  -  прошептал  он  и  заплакал  как  ребёнок.
   Нет   числа  способов  повлиять  на  поведение  человека. подчинить   его  своей  воле,  манипулировать  его  сознанием.
     Нечто  подобное  мы  наблюдаем  и  в  природе,  когда   прослеживается    та  же  модель  поведения  у  жучков  Ломехуза   в  муравейниках.  Эти  жучки ,  очень  похожи   на  муравьёв ,  хорошо  владеют  их  языком  жестов.По  первой  просьбе    солидарные  и  трудолюбивые  муравьи  дают  корм уже  не  своим  собратьям,  а  паразитам,   и  постепенно  теряют   «здравый  смысл»,   нализавшись   сладкой  нектарообразной  жидкости,  которая  скапливается  на  золотистых  волосках, покрывающих  тело  жучков.  Они  делают  это  с  таким  рвением,  что  дело  доходит  до  того,  что    оставляют  без  корма  своих  собратьев  и  их  личинки.  Возлюбив  пришельцев,  они  сами  впадают  в  полное  уничижение,  вплоть  до  того,  что  скармливают  жучкам  муравьиные  яйца,  оставаясь  без  потомства.  А  если  муравейнику  грозит  опасность,  они  спасают  личинки  жука,  бросая  свои. При  этом  муравьи  просто  счастливы  выполнять  эти  действия.  Вот  такая  прозрачная  аналогия.
   …Несколько  дней  я  соседку  не  видела.  Наверное,  уехала   в  Москву, - успокаивала   я себя.  Но  мысли  о  ней  не  покидали  меня.  Было  как-то  тревожно,  чем  всё  кончится?  Сумеет  ли  сын   взять  себя  в  руки  и  смириться   с  предательством  Инны?  И  как  они  будут  расплачиваться  с  долгами?
 И  когда  Света,  наконец,  появилась,  я  просто  не  узнала  её.  Глубоко несчастная   подавленная  измученная  она  села  за  стол  и…зарыдала.
  « Вы  даже  не  представляете,  что  я  пережила  за  эти  дни.  Игорь  позвонил    и  попросил  срочно  приехать. Ну,  я  и  поехала.  Прихожу  в  магазин,  спрашиваю,  что  случилось,  а  он  мне  говорит,  что  Инна  не  берёт  трубку,  попробуй  ты  позвонить  и  берёт  новый  телефон,  ставит  его  на  громкость.   набирает  номер  и   передаёт  мне  трубку.  Инна  тут  же  откликнулась,  но,  узнав  мой  голос,  сказала,  что  выходит  замуж  и  просит  её  больше  не  беспокоить.  Игорь  выхватил  у  меня  трубку и  закричал: «А  как  же  я?  Я  не  могу  без  тебя!  Я  повешусь».- «Ну  и  вешайся.  Так  всем  будет  легче»,-  и  повесила  трубку.
  И  тогда  я  сказала: «Инна  была  любовницей   твоего отца,  он  уходил  от  нас  к  ней  и  вернулся  домой   только  когда  узнал,  что    смертельно  болен». Наступила  тишина.  Я  поняла,  что  совершила  непоправимое. Именно  сейчас  этого  нельзя  было  делать. Я  добила  сына».- «Что  ты  натворила?  Если  бы  я  знал  это  раньше,  вся  моя  жизнь  могла   бы сложиться  по-другому». И  обречённо  добавил:«Уходи.  Не  могу  больше  тебя  видеть».  И  я  ушла.  Зашла  в  супермаркет,  купила  продукты,   и,  глотая  слёзы . решила  вернуться,    побоялась   оставлять  сына  одного.   В  душу  закралось  какое-то  жуткое  предчувствие.  Подхожу  к    магазину,  а  он закрыт и  около  него  толпится  несколько  человек.  Ждут,  когда  магазин  откроется.  Привлекли  манекены,   которые  были  действительно   одеты в  фирменную  одежду  от  Версачи.  Оформлял  их  опытный  дизайнер.  Я  подёргала  дверь  и  почувствовала,  что  дверь  заперта  изнутри.  Тогда    обогнула  магазин  и  зашла  с  чёрного  хода  и  увидела  жуткую  картину.  Сын  лежал  на  полу с  закрытыми  глазами,    шея   была  обмотана  верёвкой  и  сломанная     штанга,   на  которой  висела   одежда,  валялась  тут  же  вместе   с  горой  одежды.
 Я  наклонилась  над  сыном,  он  дышал , и я  перекрестилась,-    слава  Богу  живой.  Он  открыл  глаза  и  прошептал: «  Неудачник  во  всём.  Даже  повеситься  не  сумел.   Всё   как  в  романе  у  Белого. Там    верёвка  оборвалась,  а  у  меня  штанга».
.  Вот  так  жизнь  опровергает даже библейские заповеди. Трагедия  обернулась фарсом.
А  в  дверь  стучали  рассерженные  покупатели.