Ягода малина нас к себе манила

Владимир Капустин
        Сада у нас в семье нет, да и никогда не было, а народ постоянно бежит мимо тебя и прет отовсюду эту самую ягоду ведрами, кто из своего сада, а кто из лесу. Вот и загорелось нам с женой съездить в лес – вкусненьких лесных ягод деткам привезти, да и здоровье на свежем воздухе подправить. Поговорили со сведущими людьми насчет злачных мест - добрые люди и подсказали, что надо на электричке от Челябинска часа полтора добираться до станции Пивкино Щучанского района Курганской области, а там прямо в лес – ягод там море, только успевай собирать.
        А ездить то нам когда? С понедельника по пятницу на работе, следовательно, надо выезжать в выходные, поэтому в субботу подъем в 5-30, в 6-30 мы уже, как штык, на вокзале – нас предупредили, что в выходные бывает много пассажиров, но чтобы столько... За 30 минут до отправления электрички в вагоне не протолкнуться – о сидячих местах даже не приходится мечтать. После закрытия дверей уже можно расслабиться – упасть в такой тесноте, в принципе, не возможно. Твое туловище стиснуто не только телами, но и локтями, корзинами и ведрами. До Пивкино никто не выходит, скорее наоборот, на каждой остановке в вагон втискиваются все новые и новые люди.
        Худо-бедно, доехали до Пивкино. Электричка, как живой организм, выдохнула пассажиров, и многотысячная толпа побежала в одном направлении - в лес, по грибы и ягоды. Именно побежала, а не пошла. Люди бежали наперегонки для того, чтобы первому сорвать заветную ягодку. В случае, если ты отстаешь от основной массы ягодников, то тебе достанется «выжженная» земля, а если ты еще и медленно наклоняешься, то найдется более шустрый, который уведет у тебя из под носа добычу. Единственное правило - никаких правил. На найденную тобой поляну с ягодами сразу же набрасываются другие и выбривают ее начисто.
        К обеду мы уже полностью осознали бессмысленность своей поездки, перекусили, взятыми с собой, бутербродами, и отправились обратно на станцию, ждать ближайшую электричку в Челябинск. Собранный урожай едва покрывал дно наших ведер. На станции, таких как мы, накопилось уже несколько тысяч человек. Люди  прятались от тридцатиградусной жары в тени кустов и деревьев. Ни привокзального помещения, ни воды – ничего такого вокруг не было. В единственном станционном колодце воду вычерпали до черной жижи – ее доставали ведром с привязанной к нему веревкой, намотанной на ворот,  пропускали через несколько слоев ткани и пили. Не каждый отважится на такое, но многие не выдерживали испытания жаждой и пили.
        Через час, жесткий, молниеносный штурм подошедшей электрички и обратно, домой. Вот где действительно справедлива поговорка:
        - Как сельди в бочке!
        В раскаленном на жаре вагоне, с отовсюду торчащими ведрами, люди не только не могли пошевелиться, но и струящийся по лицу пот вытирали о спины рядом стоящих. Нескольким пассажирам стало плохо с сердцем и измученные люди пытались еще теснее встать друг к другу, чтобы освободить вокруг них хоть какое-то пространство для воздуха и дать им возможность принять нитроглицерин. Утренняя поездка в Пивкино, по сравнению с обратной дорогой вспоминалась как увеселительная прогулка.
И вот,  наконец-то, станция Челябинск – главный. Выйдя из вагона, вдыхаешь полной грудью и чувствуешь запах новых, обильно пропитанных креозотом шпал, особый запах поездов, особенно грузовых, и, кажется, ничего милее этого на свете нет. Вот она Родина! Очень сильно хочется жить!
        На привокзальной площади встречаем своих знакомых с полными ведрами виктории и малины, которые тоже вывалились с нашей электрички и возвращаются с урожаем со своего сада. Глядя на их крупные, спелые ягоды в голове снова и снова возникает крамольная мысль:
        - А может быть купить, все-таки, сад?
        Но другой, трезвый, внутренний голос отвечает:
        - Ну его к черту! Безопаснее для здоровья купить ягоды на рынке.

1991г.