Жизнь заново

Владилен Николаев
Ещё до отмены крепостного права, отслужив в армии, бывшие крепостные крестьяне становились вольными и освобождались от подати.  Большинство из них не возвращалось в родные деревни и сёла, а поселялись в городах. В стране не хватало грамотных людей «нижнего звена», поэтому грамотные отставные солдаты легко находили себе работу в городах в качестве сторожей, приказчиков в лавках, писарей, «дядек» при детях в офицерских семьях.
 
Но Алексей не стал искать «лёгкую работу»  ни в ближних к месту его службы южных городах Екатеринодар и Ростов, ни в Москве и Волоколамске. Он направился в родное село Буйгород. Видимо, в надежде на недавно объявленные земельные реформы, он решил, что сумеет найти для себя хорошую жизнь на селе.

  Больше полутора тысяч километров от побережья Чёрного моря до Волоколамского уезда отставной солдат проехал верхом. Владельцем коня он он стал в самые последние дни войны,  уже накануне «отставки».  Выстрелом из ружья ему удалось снять с коня лихого черкеса,  который с клинком  в руке бросился к молодому офицеру, командиру сторожевого поста, неосторожно далеко отошедшему от своих солдат.

За спасение жизни офицера Алексея хотели представить к награждению вторым Георгиевским крестом. Но Алексей упросил начальство, ввиду предстоящего увольнения со службы, вместо креста отдать ему  коня убитого джигита.

В семейных преданиях не сохранились сведения о том, как долго добирался бравый отставной солдат до своего села Буйгород. Но добрался он вполне благополучно.

 Очень скоро, женившись  на бездетной вдове, он помог ей выкупить  земельный надел, оставшийся от её умершего мужа –  у отставного солдата были кое-какие денежки, скопленные за 25 лет из «царёва жалованья» за службу. А своего породистого верхового коня Алексею удалось обменять на две хороших рабочих лошадки. Так вместе с лошадью, имевшейся у его жены, их совместное хозяйство обзавелось тремя лошадьми.

Стали жить – поживать. Родилась дочка Таня.  Алексей весной, летом и осенью занимался сельским хозяйством (пахал, сеял, косил, убирал урожай), а зимой брался за извоз. Маршруты поездок были и ближние (для обслуживания ближайших помещичьих имений) и подальше – из Клина в Волоколамск или из Волоколамска в Клин. А иногда появлялись заказы на поездки в Москву и даже в Петербург. Отставной солдат стал неплохо зарабатывать.

Подрастала дочка Таня. Других детей в семье не было. Три года ходила Таня в церковно – приходскую школу. Этого ей хватило, чтобы увлечься чтением книжек.  Отец привозил их для своей Тани из Волоколамска,Клина, Москвы, Петербурга.