Из Теремка да к Медичи

В музее декоративно-прикладного искусства при художественной академии имени Штиглица довольно легко можно попасть из русского Теремка в зал известной фамилии Медичи. Не то, что в стародавние времена из древней Руси во Флоренцию.
 
Небольшой и аккуратный Теремок назван так не случайно: оформлен он мастерски в стиле древнерусского искусства.  Яркая радостная роспись зала создаёт ощущение льющегося отовсюду солнечного света, а изразцовое украшение стен подчёркивает всё великолепие  интерьера.  Впечатление от такой красоты, будто попал в русскую народную сказку!

Теремом раньше назывался боярский замок, дворец или барский дом. А ещё бытовало   такое  понятие, как женский или девичий терем, то бишь женское отделение боярского дома.  По древнему обычаю ставился терем в верхней части хором и связывался с ними тёплыми сенями, для прислуги и пущего оберега. 
 
Для большей достоверности пол этого зала в музее приподнят, и попасть в Теремок можно не иначе как по коротким, в несколько ступенек, лесенкам с перилами, украшенными богатой резьбой.   Как водилось раньше, стоят здесь стол и лавки-скамьи вдоль стен. Издревле на Руси в обычае было сидеть на лавках, близко друг к другу, локоток к локотку.   

Вот в таких, примерно, теремах жили девицы-красавицы, занимались рукоделием и ждали, когда ж приедут-придут за ними добрые молодцы.
Говорили на Руси: “в клетках птицы, а в теремах девицы”; “девок высматривать, по теремам глазеть”, “девица в терему, что яблочко в раю”…

Переходя из зала в зал, невозможно глаз отвести от великолепной росписи потолков и стен… 
А вот и зал Медичи, богатейшей семьи меценатов. Один из них, Козимо Медичи, снискал славу покровителя искусств и наук, а в 1434 году он стал правителем Флоренции. 
В этом зале  сразу привлекает внимание  старинный небольшой шкаф чёрного дерева, украшенный миниатюрными скульптурными композициями, удивительными по красоте. И, конечно, притягивает взор декоративный потолок с портретами представителей  династии Медичи. Рядом с ними, в центре пышного венка, написаны имена мастеров прикладного искусства, прославивших Флоренцию.

Очень дивно во всех залах музея, в том числе и в зале Медичи, но всё-таки Теремок мне больше запал в душу!
 
Следует сказать, что вся эта красота  создавалась стараниями Максимилиана Месмахера, одного из крупнейших русских зодчих второй половины 19 века. В своё время он славился как отличный художник, декоратор и архитектор. В течение двадцати лет он был директором Центрального рисовального училища барона Штиглица. Под его руководством и создавалась крупнейшая коллекция шедевров прикладного искусства. Месмахер считал, что рисование следует сделать общеобразовательным предметом для распространения художественной культуры в России.
 
(На фото: С-Петербург, Соляной переулок. Музей прикладного искусства при СПбГХПА имени Штиглица.  В залах Теремок и Медичи. Май 2012)
 
20 июня 2012


Рецензии
ОЧЕНЬ нравится, спасибо за такие исторические факты,

с уважением,

Ренсинк Татьяна   09.06.2014 18:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за интерес!
С уважением,

Наталья Новосельцева   09.06.2014 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.