Коллективная беременность кисти Боттичелли

Просто Валерия
           О картине Боттичелли «Весна» написано много. Но бывает, что общепринятая трактовка мешает заметить очевидное. Начнём с истории.
           Картина  написана в 1478 году для спальни Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его первой жены Семирамиды. Юному Медичи только исполнилось 15 лет, и перед ним стоит ответственная задача – продолжение рода. Именно намекая на эту миссию, Боттичелли изображает 9 символических фигур, которые только этим  вопросом и озабочены. Число 9 считалось магическим, его связывали не только с мифологической моделью мира, но и с рождением человека. Теперь перейдём к сюжету.

            Справа разыгрывается целая трагедия. Бог ветра Зефир, довольно мрачный и неприятный юноша, пытается удержать нимфу Хлорис, которую, судя по её животику, некоторое время назад уже успел «насильно взять в жёны» (в современном УК это называется по-другому). Но она уже на территории богини Венеры, куда  злодею дорога закрыта. Испытав в момент расставания  лёгкие угрызения совести, Зефир превращает Хлорис в нарядную Флору. Да, да,  рядом с Хлорис она сама, но в другом обличии. Видимо, между этими изображениями – интервал в пару месяцев, о чём можно судить по выросшему животику Флоры. Она спокойно разбрасывает цветочки. А из-за чего теперь  волноваться?  Всё хорошо, ребёночек уже шевелится, ненавистный «супруг» навсегда исчез.

              Слева – ещё одна история, но не столь трагичная. Три Грации – Любовь, Целомудрие и Наслаждение застыли в медленном танце. А рядом, отвернувшись от них, Меркурий разгоняет кадуцеем облака невежества. Вроде бы он и ни при чём, а Грации-то – тоже беременны. Одна смотрит на Меркурия с лёгким укором, лица двух других выражают полное безразличие. А над ними – Амур со своим луком. Спохватился мальчик, раньше надо было целиться, а то девушки и не поняли толком, что произошло. А поскольку кадуцей – символ врачей, остаётся предположить, что Меркурий всем своим видом показывает: «Я тут просто так стою, облака разгоняю, а если у Граций проблемы, пусть обращаются к врачам».

            А что же Венера? Почему допускает такое безобразие? Почему её лицо  выражает грусть и смирение? А  вы присмотритесь к ней, она же тоже беременна. От кого – это нас не касается, она богиня любви и имеет право. И вообще, по словам искусствоведов, это неоплатонический образ, поэтому обсуждение её положения неуместно.

            Ещё одна любопытная деталь: все три мужские персоны  крылаты: у Зефира и Амура  крылья за спиной,  у Меркурия – на сандалиях. И как это понимать? Да очень просто: сделали своё дело – и летите, дальше дамы и без вас обойдутся.

            Так о чём же эта картина? О любви, о красоте, о гармонии и, конечно, о весне – времени зарождения жизни. Предвидя неприятие некоторых  моих  наблюдений, хочу предупредить: «Весна» - одна из моих любимых картин, и я ни в коем случае не пытаюсь принизить её достоинства.

                Продолжение этой истории можно прочитать на странице автора Мама Мия: http://www.stihi.ru/2011/06/05/2259