Янтарный крест Глава 11

Алекс фон Джаго
 Дневник Петра 1

          Ни сном, ни духом не ведал, что так дело обернуться может. Вчера только на шведов "за Ригу" зол был, а сегодня уже мы союзники. И оказывается,  только друг другу мы и нужны, если по честному дела вести, а не надеяться на чужом горбу в рай въехать. Конечно, молод да горяч Карлуша, но благороден, да и войско, в полном порядке от предков ему доставшееся обожает юношу и без раздумий за ним хоть на смерть пойдет. А такое отношение к себе заслужить очень редко кому удаётся! И если ему удалось – значит, есть за что.
       Ну а то виделись мы тайно - знать никому и не обязательно. И пусть по королевским дворам сплетня ползет, что очень Посольство наше шведским приёмом недовольно.
         И хоть не судьба, а воля человеческая нас свела, но все едино зело полезен для народов наших сей Союз быть может. А за то Герману - барону курляндскому благодарность великая.

         Жаль, конечно, что в отличие от их двоих Мы (Его Величество) академиев не кончали. Вон как Герман с Карлом свой университет Лумумбы все поминали - видать многие науки там превзошли. Но не задавались, а просто поясняли, что нечего по новой придумывать-то, что кем-то уже ранее изобретено. То поминали "Искусство войны", что сочинил какой-то любитель сунуть. А, вспомнил! Сунь Цзы! То еще круче - На Поле Он, какой - то ими все цитировался, который сказал :"Армией командую я и сержанты."(ну или капралы-десятские - чтоб понятней). Этим наукам Германа дед самолично обучал - видно большой премудрости человек. И пока не появятся в моём войске тысячи правильно выученных капралов, ни в какие войны более соваться мне не след. Действительно, ведь есть же еще чем заняться. Опять же, оба наперебой советовали мне какого то Адама Смита изучить и меркантилистом стать. Это познание - Как Богатым сделаться. А слава воинская к золоту мол на много легче липнет.

          Для примера, все тех же стрельцов приведя, а сказать правильнее - их содержание. Правда им легче было на ихние дукаты считать, но перевод прост : 1 дукат = 3 рублям примерно, а за рубль корову можно купить. Так в год жалованье стрельцу аж 4 дуката выдай, а капралу аж 6! Да плюс дукат фузея его стоит. Значит в следующий год Герману на войско сверх обычных следующие расходы ждут:
 4х2000= 8000
 6х 200= 400
 1х2200= 2200
 итого =10600
      Это если их золотом, или более 30 тысяч, если на наши рубли. И в столько же они мне до того каждый год обходились (правда ружья им я не каждый год справлял), так что совсем не дешево для страны военная наука выходит! А посему, и пары лет на её одоление моим стрельцам достаточно будет - ведь и так все войну прошли, а потом новых подошлю - много обученных младших командиров русскому войску потребно. Да еще и канонирскую с навигацкой школы своими дворянскими оболтусами заполню, а в школу юнг и сына своего - Алексея пришлю, пора его от бабьих юбок отрывать да полезному обучать начать.

            Хотя и это все ведь тоже денег немалых стоит, но как любят пошутить эти эйропэйцы - бесплатно у них раздают только триппер. Кстати, очень удачно они про него вспомнили! Генрих тут же поделился своим "гостинцем от дедушки" - резино-техническим изделием №2 и велел носить не снимая. А то, мол, дело молодое, и кровь горячая, а эйропэйки так умеют своими декольте пользоваться. Короче! Родине и союзникам я потребен живой и здоровый, и капать у меня только кранику от самовара дозволяется!!!
             Запугали так, что уж не раз задумался: "А на хрен мне вообще эта Эуропа сдалась? Вон Евдокия то моя хоть и дура - дурой, а ведь гарантированно никаких неожиданностей не преподнесет. Хотя, пока её из всех одежек как капусту до кочерыжки разоблачишь, так и утро настанет, а как же тогда государственными делами невыспавшимся заниматься?"

      По прибытии в Кёниксберг, убедиться случай представился, что предостережения телесные очень своевременны оказались. Ибо курфюст бранденбургский, большим являлся почитателем французского стиля, и все тамошнее буйным цветом на прусских землях расцветало. В том числе и французская болезнь. Так что ежели поначалу, инкогнито своим пользуясь, в планах было блудниц недорогих попробовать, то ясно сделалось, что рисковать не стоит, ибо случалось что и резина не выдерживала. Потому шутя Фридрихом 3 предложенная "для оказания помощи" фрейлина очень кстати пришлась, правда за "помощь" с ней грошами уже было не рассчитаться. Как, впрочем, и с самим курфюрстом. Подарил он мне понравившуюся, янтарем отделанную залу (коего в тех краях в осенние шторма море немеряно на берег выбрасывает), так тут же в отдарок у меня самых рослых солдат выпросил, да еще прознав про Рижский инцидент, попытался на шведов натравить. Зело попотеть пришлось, чтоб и не пообещать ничего и не насторожить в то же время.

         Поскольку Посольства дожидаясь, времени имелось изрядно, то предложено мне было и тут курс канонирского обучения пройти под руководством главного здешнего артиллериста - полковника фон Штернфельда. Нового (после Митавы) в бомбардирском искусстве ничего я там не увидел, но вот зато Диплом получил с наилучшими отзывами (хотя зачем они мне?). И к окончательному решению пришел, что в русской армии чугунным пушкам боле быть не след. Под слабые, черные пороха металл сей еще годен, а вот бездымный непременно разрывать орудие будет. Значит, быть им у нас бронзовыми, раз ими да порохом добрым барон снабжать взялся. Но этот металл в то же время придется во много больших объёмах производить начать. Правда, для совсем нового дела - рельсы с него лить, да дорогу чугунную строить. Нынче подрядился мне некий "мастер" Иоганн Бреккель канал между Доном и Волгой прорыть, немалые деньги на то вытребовав. Но убедил меня Герман, что хоть и есть место, где великие реки недалече друг от друга текут, да только вот гора между ними. И срыть её уже пытались ранее, множество людей нагнав, да забросили, бесполезность сего действия поняв. Значит, и мы другим путем пойдём.
     Пара рельс, на шпалы деревянные положенная, любого веса тележку с грузом выдержит, хоть струг на неё ставь, а волы вытянут. Нынче подобным образом казаки там переправу держат, только у них жёлоб салом смазанный используется. А барона метод много крат лучше. Да только больно затратен! Почитай два пуда металла на аршин той рельсы потребен. А их ведь две! Ну да ничего, и Москва ни в один год строилась. И ясно определенно, что чугунный путь для державы моей не менее важен, чем водный. Значит, дороге сей быть!

       Ну и то, что я еще в довесок попросил Карла Ингермоландию под залог кредита, так он, чтоб проценты не капали эти болота и вовсе предложил за те же деньги купить. Чтоб никто никому должен не был. Пара-тройка малых крепостиц, что там шведами за почти век правления возведена была, едва ли столько стоила, так что сделка ему показалась выгодной. Ибо на эти деньги появлялась у него возможность Ригу от ляхов отстоять.
        Мне также территории те даром не требовались, и как дедом расписано было - подарил я Ижорские земли Петру. Просто так. Припомнив, что они вроде как исконно русские. И раз уж так царю собственный выход к Балтике требуется, так битте! Нева теперь ваша. Только очень вкладываться в тот ареал не советую - больно дорого инфраструктуру налаживать выйдет. Проще всем готовым у меня пользоваться. Качество сервиса будет адекватно цене. Там же, учитывая, что леса вокруг навалом, можно верфи заложить. Лета, чтобы суда построенные выводить из вечно льдом забитого Финского залива, хватить должно.

    И раз Герман сам вызвался мне его наладить, да вдобавок сказал, что знает, где взять все нужное, так и флаг ему в руки (как же прилипчивы его же словечки бывают!). Я его за Ингормоландию, без крови преподнесенную,   в той земле  в герцоги прям хоть сегодня посвятить готов. Такого соратника иметь повыгодней будет, чем всю эту свору голозадую Лефортов с Алексашками, что деньги или канючат или воруют. Так что еще на Готланде, отправил он меня на своем фрегате на Запад (на одно место приключения искать), а сам первое же попавшееся корыто наняв со здоровой пачкой моих указов, обратно на восток отправился (тоже за приключениями, но на место с противоположенной стороны расположенное).