Обзор результатов НИР по программе Энергия Арктики

Михаил Краснов
                Аннотация

      Рассматриваются итоги НИР, выполненной по заказу некоей некоммерческой организации.  Тема НИР: «Разработка основ Программы “Энергия Арктики”, ориентированной на лидирующую роль Ямало-Ненецкого автономного округа в освоении энергетических ресурсов Арктики».
     Работа посвящена текущим и перспективным задачам экономического, технологического, социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках выполненной НИР получены существенные фундаментальные научные результаты. В частности, сформировано концептуальное видение текущих проблем  и возможных проблем развития ЯНАО в палитре глобальных экономических и политических процессов. На этой базе выработаны многочисленные практические рекомендации, позволяющие Руководству ЯНАО предвосхитить и подготовиться к решению возникающих задач и проблем. 
      Работа выполнялась рабочей группой специалистов, сформированной  специализированой организацией «Международный стратегический инновационно-технологический альянс (МСИТА)». Суммарное число авторов составляет 78 человек.
     Итоговый отчет разбит на четыре раздела, что отражает структуру выполненных исследований. 
     Основные результаты первого раздела отчета.      Первый раздел содержит результаты разработки прогнозов состояния отдельных отраслей мировой, российской и региональной экономики. Особое внимание уделено энергетике и добыче углеводородного энергетического сырья. Разработаны прогнозы состояния соответствующих сегментов мирового рынка на различные периоды, вплоть до 2050-го года. На основе системы прогнозов построены возможные сценарии развития экономики ЯНАО, рассчитаны вероятности их осуществления (риски). Среди возможных сценариев выбран желаемый инновационно-прорывной сценарий, намечены пути его реализации и необходимые для этого меры. Указаны приоритеты.
     Основные результаты второго раздела отчета. Во втором разделе содержатся результаты разработки основ самой Программы «Энергия Арктики». Программа сориентирована на выбранный сценарий инновационно-прорывного развития, который был изложен в первом разделе. В разделе приведен паспорт Программы, рассмотрены ее особенности, изложена функциональная структура Программы, отдельные подпрограммы и проекты первой очереди. Среди проектов первой очереди предложены те, которые решают наиболее острые и насущные задачи. Это задача продовольственного самообеспечения, задача развития ветроэнергетики, задача разработки подводных газовых месторождений на шельфе, задача развития высокопроизводительной инновационной транспортной инфраструктуры. Разработаны предложения по созданию системы управления Программой, а также предложена система индикаторов Программы, т.е. показателей того, что развитие экономики региона осуществляется в выбранном  направлении и, следовательно, Программа дает ожидаемые результаты.
     Основные результаты третьего раздела отчета.  Центральная проблема реализации крупномасштабной многоотраслевой долгосрочной Программы – это проблема кадров. Именно всему спектру кадровых вопросов посвящен  третий раздел. Выбранный инновационно-прорывной сценарий требует для своей реализации многочисленных специалистов самой разной специализации, от инженеров и технологов, до юристов, менеджеров, экономистов, с инновационной специализацией в своих областях. Разработаны предложения по созданию арктического научно-образовательного и инновационного комплекса (АНОИК), сформулированы его цели и задачи. Изложена концепция формирования инновационной системы ЯНАО, в которой АНОИК решает важнейшую инфраструктурную задачу кадрового обеспечения.
     Основные результаты четвертого раздела отчета.  Важнейшей целью, связанной с общей концепцией данной работы, является развитие  межцивилизационного партнерства и сотрудничества в Арктике. Выбранный сценарий инновационно-прорывного развития Арктики предполагает и формирует широкомасштабное сотрудничество с зарубежными странами, включая подготовку и обмен кадрами, накопление и обмен знаниями и опытом, привлечение значительных финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. Целевая установка на занятие ЯНАО лидирующих позиций в Арктике предъявляет особенно высокие требования к разработке действенного механизма одновременного решения многочисленных задач. В качестве такого механизма предложен фундаментальный многолетний  мультитематический выставочный процесс, включающий, в частности, проведение знаковой выставки ЭКСПО «Арктика- 2015» и строительство многофункционального арктического выставочного комплекса (АВК). В разделе обоснована необходимость такой выставки и такого выставочного комплекса, намечены мероприятия по подготовке выставки, обоснован вариант функционального, объемно-планировочного и градостроительного решения  комплекса, выдвинуты предложения по привлечению необходимых для строительства и проведения выставки российских и зарубежных инвестиционных средств.
     В целом, выполненную работу, безусловно, можно признать успешной. Представляется логичным и закономерным продолжить начатую работу, развить сформированный концептуальный подход, существенно более подробно развить многочисленные  идеи, и самое главное, приступить к конкретной инженерной и технологической работе над предложенными проектами.

                Введение.
                Методология исследования

      Хорошо известно, что для правильного понимания результатов исследования необходимо точно понимать не только предмет и цели исследования, но также методологию и  методы исследования. Прогнозные исследования, а тем более многоотраслевые исследования (к которым относится НИР, выполненная МСИТА) всегда сложны в проведении и требуют значительных усилий для глубокого осознания результатов. По этой причине необходимо сделать несколько методологических замечаний, относящихся к указанной работе.
     Важнейший вопрос в начале исследования - это выбор уровня общности анализа и выбор  глубины анализа. Чтобы понять и спрогнозировать процессы в ЯНАО (процессы регионального уровня), нужно соотнести их с процессами на других, более высоких структурных уровнях. ЯНАО является частью Арктической зоны России (АЗР), АЗР является частью России и одновременно частью всей Арктики. Россия является частью Европы, частью Азии, частью всего мира. Процессы на перечисленных территориальных уровнях оказывают друг на друга значительное влияние, иногда решающее. Прогнозирование развития мировых процессов (процессы мирового уровня) позволяет разработать достаточно точный прогноз развития процессов в России, и уже с учетом внутрироссийских процессов позволяет разработать прогноз процессов в ЯНАО. По этой причине первый раздел посвящен изложению результатов прогнозирования мирового развития, прогнозирования отдельных отраслей и секторов, в первую очередь сырьевого и энергетического, и затем уже изложению результатов прогнозирования возможного развития ЯНАО.
     Следующее методологическое замечание касается разнородности объектов исследований. Спектр изучаемых и анализируемых объектов в НИР весьма широк и разнороден. В исследовании МСИТА рассматриваются как экономика в целом, так и отдельные отрасли, сегменты, в частности, энергетика, добыча нефти и газа, демография, транспорт, продовольствие.
     Еще одно замечание касается структуры изучаемых процессов во времени. У различных процессов в экономике, в отдельных отраслях, например, в энергетике, в социальной сфере и других областях свои специфические закономерности, своя динамика, причем для разных пространственных уровней  они сильно отличаются друг от друга. Процессы развиваются во времени в существенно  различающемся темпе, в зависимости от отрасли и масштаба процесса. Указанное обстоятельство значительно усложняет выполнение комплексного многоотраслевого  анализа
     Временной спектр проведенного исследования: текущее время, в котором изучаемые процессы испытывают  воздействие близкого прошлого, а также  среднесрочные и долгосрочные интервалы времени. Внося коррективы в настоящее и ближайшее будущее, можно планировать и управлять будущим.
     Все процессы носят вероятностных характер, поэтому во всех исследованиях присутствует неопределенность, величину которой желательно оценивать теми или иными способами. Такие способы существуют, и некоторые из низ применены в настоящем исследовании. Итак, важно понимать, что полностью однозначно о развитии событий в экономике, в отдельных отраслях, в различных социальных сегментах ничего сказать нельзя. Важно выяснить весь спектр возможных вариантов (сценариев), выбрать желаемый, понять, какие механизмы существуют, использую которые, можно реализовать желаемы вариант и минимизировать нежелательное развитие событий.
     В данном исследовании фигурируют три уровня: ЯНАО, Арктическая зона России, мир.
Программа «Энергия Арктики обращается ко всем трем уровням»: региональному, межрегиональному, международному. Только соотнося положение и процессы, проходящие в мире, в России и в регионе можно определить, какие в принципе сценарии возможны, и какой из них наиболее вероятен, какие трудности могут возникнуть в ближайшем будущем, среднесрочном периоде (до 20-30 годов текущего столетья) и в долгосрочной перспективе (30-50 годы), которые предстоит преодолевать. Все процессы в ЯНАО имеют проекции на Россию и мир, и наоборот, процессы в мире и в России имеют проекции на ЯНАО.

                Цели исследования

     Исследование сфокусировано на экологии и энергетике. Но эти отрасли влияют друг на друга, поскольку добыча энергии в виде газа и нефти сопряжено со значительным негативным влиянием на экологическое состояние окружающей природной среды. Кроме того, значительное влияние на процессы в энергетике оказывает состояние мировой экономики и соответствующий нефтяной и газовый сегмент мирового рынка, который отражает состояние мировой экономики в целом и отдельных отраслей мировой экономики.
     Невозможно построить стратегию управления регионом и отдельными секторами и отраслями экономики, не учитывая детально многочисленные процессы в Арктике и в мире. По это причине в исследовании значительное внимание уделено мировым процесса и прогнозам,
     Таким образом, у исследования провозглашены две основные цели:
• «выявление и оценка сценариев энергоэкологического развития ЯНАО, Арктической зоны России и мира для обоснования стратегических приоритетов и структуры региональной, межрегиональной и международной программы «Энергия Арктики» и
• «разработка концепции проведения Международной выставки «ЭКСПО – Арктика 2015» и строительства для этого в Салехарде Арктического выставочного комплекса»
   
           Содержание и основные результаты работы

     Заключительный отчет по теме имеет логичную структуру, которая включает введение, четыре раздела, заключение.
      В первом разделе рассмотрены важнейшие экономические процессы в мире, прогноз их развития и из двух сценариев выбран инновационно-прорывной:
• излагаются основные положения долгосрочного прогноза развития ЯНАО, Арктической зоны России и мира на период до 2050 года;
• выявлены тенденции, критические ситуации и перспективы энергоэкологического, демографического, инновационно-технологического, социально-экономического и геополитического развития в двух сценариях (инерционном и инновационно-прорывном);
• обоснованы стратегические приоритеты программы «Энергия Арктики», обеспечивающие реализацию инновационно-прорывного сценария.
.   В работе выявлено девять глобальных тенденций, которые будут оказывать растущее влияние как на Россию – неразрывную часть глобальной цивилизации, так и на ЯНАО как наиболее тесно связанный с мировым рынком арктический регион России. Наиболее значимыми является тенденция роста энергопотребления, падение темпов прироста населения и числа занятых,  опережающее развитие транспортной  инфраструктуры, переход к инновационному сценарию развития для преодоления демографических и экологических ограничений, возрастание темпов экономического роста после 20-го года текущего столетия.
     Россия вступила в длительный период депопуляции и постарения населения. В перспективе до 2050 г. численность населения России будет продолжать сокращаться. Будет падать доля населения в инновационно активном возрасте и расти доля населения в консервативном возрасте 60 лет и старше. Демографический фактор из двигателя экономического и инновационного развития в России уже превратился в его ограничитель. Для реализации стратегии инновационного развития имеется крайне мало профессионально подготовленных и инновационно ориентированных кадров. Эта главная критическая ситуация на пути национального развития. Для возрождения российской Арктики и реализации инновационных программ нужно будет переломить критическую ситуацию с численностью и качеством образования населения, как за счет поддержки и инновационного образования молодого поколения, проживающего в Арктике, так и за счет притока квалифицированной, инновационно ориентированной молодежи из других регионов России.
     По мере освоения ресурсов арктических регионов будет увеличиваться ограничивающее воздействие экологического фактора. Это станет второй (после демографической) критической ситуацией в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии арктической зоны России.
     Освоение месторождений углеводородов арктической зоны России и особенно ЯНАО будет происходить опережающими темпами. Это создаст условия для высоких устойчивых темпов роста экономики ЯНАО, хотя к середине века в целом по России углеводородный потенциал будет уменьшаться.
      В целом, первый раздел содержит результаты разработки прогнозов состояния отдельных отраслей мировой, российской и региональной экономики. Особое внимание уделено энергетике и добыче углеводородного энергетического сырья. На основе системы прогнозов рассмотрены возможные сценарии развития экономики ЯНАО, рассчитаны вероятности их осуществления (риски). Среди возможных сценариев выбран желаемый инновационно-прорывной сценарий, намечены пути его реализации и необходимые для этого меры. Указаны приоритеты.
     Второй раздел посвящен самой программе «Энергия Арктики», которая была разработана на основе выбранного инновационно-прорывного сценария. Итак, во втором разделе:
• приведен паспорт программы;
• раскрываются ее особенности как энергоэкологической программы;
• раскрываются ее особенности как программы многоуровневой (на региональном, национальном и международном уровнях), инновационной, долгосрочной (до 2050 года);
• определена структура программы, перечень подпрограмм и проектов первой очереди,
• обоснована система управления реализацией программы.
      Цели программы по паспорту:
• увеличение добычи и поставки на внутренний и мировой рынок углеводородов из арктической зоны России и мира к 2030 году в 1,2–1,5 раза;
• сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу и загрязнения окружающей среды твердыми отходами к 2030 году на 20–40%;
• инновационная модернизация экономики ЯНАО и арктической зоны России на основе технологий 6-го уклада;
• повышение уровня реальных доходов населения в 2–2,5 раза, улучшение качества жизни населения и коренных народов Севера;
• формирование ноосферного партнерства стран Арктики и арктических регионов России при ведущей роли России и координирующей функции ЯНАО в освоении энергоресурсов Арктики.
    Во втором разделе содержатся результаты разработки основ Программы «Энергия Арктики». Программа сориентирована на выбранный сценарий инновационно-прорывного развития, который был изложен в первом разделе. Разработана функциональная структура Программы, отобраны отдельные подпрограммы и проекты первой очереди. Среди проектов первой очереди предложены те, которые решают наиболее острые и насущные задачи. Это задача продовольственного самообеспечения, задача развития ветроэнергетики, задача разработки подводных газовых месторождений на шельфе, задача развития высокопроизводительной инновационной транспортной инфраструктуры. Разработаны предложения по созданию системы управления Программой, а также предложена система индикаторов Программы, т.е. показателей того, что развитие экономики региона осуществляется в выбранном  направлении и, следовательно, Программа дает ожидаемые результаты.
    Третий раздел посвящен созданию в рамках программы «Энергия Арктики» необходимой инфраструктуры, важнейшими элементами которой с учетом выбранного инновационно-прорывного сценария развития ЯНАО являются арктический научно-образовательный и инновационный комплексы. Итак, в третьем разделе:
• рассмотрены проблемы формирования научно-образовательной и инновационной инфраструктуры в ЯНАО,
• обоснованы предложения по созданию Арктического научно-образовательного и инновационного комплекса, определены его структура и направления деятельности.
     Центральная проблема реализации крупномасштабной многоотраслевой долгосрочной Программы – это проблема кадров. Именно всему спектру кадровых вопросов посвящен  третий раздел. Выбранный инновационно-прорывной сценарий не может быть реализован без многочисленных специалистов самой разной специализации: инженеров, технологов, ученых, операторов обрабатывающих центров, программистов, специалистов в области электроники, энергетиков, менеджеров, экономистов и многих других. Разработаны предложения по созданию арктического научно-образовательного и инновационного комплекса (АНОИК), сформулированы его цели и задачи. Изложена концепция формирования инновационной системы ЯНАО, в которой АНОИК решает важнейшую инфраструктурную задачу кадрового обеспечения.
     Четвертый раздел посвящен важнейшему инфраструктурному элементу - Выставке ЭКСПО-Арктика 2015, которую, по мнению инициаторов Программы «Энергия Арктики» необходимо провести, чтобы инициировать инновационный процесс в ЯНАО, в России и в мире:
• разработана и изложена концепция подготовки и проведения в ЯНАО Международной выставки «ЭКСПО – Арктика 2015», система мероприятий на ее основе (включая Арктический саммит),
• обоснованы предложения по строительству в Салехарде Арктического выставочного комплекса,
• предложен его экспозиционный проект, структура основных объектов и инфраструктуры.
      Важнейшей целью, связанной с общей концепцией данной работы, является развитие  межцивилизационного партнерства и сотрудничества в Арктике. Выбранный сценарий инновационно-прорывного развития Арктики ориентирован на широкомасштабное сотрудничество с зарубежными странами, организациями, специалистами. Области сотрудничества включают  разработку совместных программ,  подготовку и обмен кадрами, накопление и обмен знаниями и опытом, привлечение финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. Целевая установка на занятие ЯНАО лидирующих позиций в Арктике предъявляет особенно высокие требования к разработке действенного механизма одновременного решения многочисленных задач. В качестве такого механизма предложен фундаментальный многолетний  мультитематический выставочный процесс, включающий, в частности, проведение знаковой выставки ЭКСПО «Арктика- 2015» и строительство многофункционального арктического выставочного комплекса (АВК). В разделе обоснована необходимость такой выставки и такого выставочного комплекса, намечены мероприятия по подготовке выставки, обоснован вариант функционального, объемно-планировочного и градостроительного решения  комплекса, выдвинуты предложения по привлечению необходимых для строительства и проведения выставки российских и зарубежных инвестиционных средств.
      В заключении приведены итоги выполнения работы в 2011 г. и определены направления дальнейшей деятельности по теме.

     Научная и практическая значимость выполненной работы

    Значение выполненной работы определяется важностью  процессов, которые предстоит  спланировать, организовать и контролировать. Впервые на основе отечественной методологии определены перспективы энергоэкологического развития ЯНАО, Арктической зоны России и мира на долгосрочную перспективу до 2050 года с учетом мировых тенденций. Обоснованы стратегические приоритеты и структура энергоэкологической программы «Энергия Арктики», ориентированной на лидирующую роль ЯНАО в освоении энергоресурсов Арктики. Обоснованы необходимость и состав впервые проводимой Международной выставки «ЭКСПО – Арктика 2015», на которой будут подведены итоги выполнения первой очереди Программы. Намечены перспективы дальнейшего развития и создания базы для проведения важнейших мероприятий, включая Арктический саммит.

     Приложения А, Б, В отчета содержат:
• Дорожную карту выполнения работ по энергоэкологической программе «Энергия Арктики»,
• Проект положения об Арктическом научно-образовательном комплексе,
• Проект концепции закона ЯНАО «Об энергоэкологической программе “Энергия Арктики”».

                Заключение

     Выполненная работа носит инновационный характер по проблематике исследования, по  предложенным решениям, по своему духу и идеологии. Получены многочисленные результаты, ориентированные на практику достижения поставленных целей.
     К недостаткам работы можно отнести излишнюю детализацию и избыточные подробности, что сказалось на увеличении объема итогового отчета, некоторую тяжеловесность стиля, затрудняющую восприятие, временами декларативность изложения, неоднозначность и  спорность некоторых утверждений.
      К сожалению, в отчете имеются, с нашей точки зрения, ошибочные утверждения. Например, в комментариях по вопросу инновационно-прорывного сценария в энергетике. Первым номером перед энергетикой поставлена задача сокращения (!) энергопотребления: «относительное, а затем и абсолютное сокращение энергопотребления, проведение жесткого режима энергосбережения на основе новых ресурсосберегающих технологий в производстве и быту» Отметим, что энергетика, как и любое производство, заинтересовано в росте потребления его продукции, в данном случае, энергии. Поэтому ставить перед энергетикой задачи сокращения энергопотребления, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения ресурсосберегающих технологий бессмысленно.
     Еще один пример, связанный с энергоэкологической безопасностью. В отчете экологическая безопасность, связанная с энергетикой, связанная с уменьшением наносимого ею вреда, фигурирует как главная, в то время, как имеется большое число других источников крупномасштабной экологической угрозы. Такими источниками являются животноводство, транспорт, строительство. Представляется, что указанное упущение является следствием чрезмерного использования термина «энергоэкологический».
     Реальную угрозу несет Земле общая технологическая отсталость, а не только отсталость в отдельных отраслях. Пора решительно сменить все основные базовые технологии в экономике, причем не по отдельности, а системно, по всему спектру отраслей. К сожалению, об этом в отчете нет ни слова, хотя масштаб угрозы технологического отставания вполне сопоставим с угрозами другой природы.
      Наконец, еще одно замечание, касающееся общей проблемы экологической безопасности. Сегодня проблема экологической безопасности в обязательном порядке должна рассматриваться в сочетании с медицинской и продовольственной безопасностью. Вопрос ставится принципиально: степень взаимной зависимости и взаимного проникновения этих областей безопасности к настоящему времени таковы, что раздельный их анализ и изучение не дадут правильной картины, не позволят найти адекватное и эффективное решение.
     Глубокая сырьевая ориентация экономики Ямало-Ненецкого автономного округа  и всей экономики России вызывает обоснованные опасения, связанные с возможностью изменения и резкого ухудшения современной, пока еще благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного и газового рынка. Естественным желанием является проведение поиска других вариантов развития региона.  Выдвинутая концептуальная идея Арктической Цивилизации задает стратегические ориентиры на перспективу, в переходе от сырьевой экономики ЯНАО и России к полномасштабной экономике, многоотраслевой, ориентированной не просто  на длительное пребывание в Арктике, а на создание в ней полноценной цивилизации со своими технологиями и своей экономикой. Именно технологические основы  Арктической Цивилизации должны явиться предметом следующего цикла исследований.

                Приложения 1-12

    В приложения вынесены те части итогового отчета, которые содержат основную информацию об Арктике, начиная с географического определения и заканчивая военно-стратегическими и геополитическими проблемами в арктическом регионе. Они позволяют  быстро сориентироваться во всем  разнообразии арктической проблематики.


Приложение 1. Арктика:  географическое определение

     В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66’33’’), площадь которого составляет 21 млн. кв. км.
     В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны 8 арктических государств, представляющих:
• евразийскую цивилизацию – Россия;
• североамериканскую цивилизацию – США (Аляска) и Канада;
• западноевропейскую цивилизацию – Норвегия, Дания (Гренландия и Фарерские острова), Финляндия, Швеция и Исландия.
     Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.


Приложение 2. Российская Арктика

     Россия на протяжении своей истории (со времён Новгородской Республики и арктических походов до покорителей Северного полюса) всегда стремилась на Север, причём – в отличие от опыта кровавой колонизации Северной Америки и других древних цивилизаций – почти исключительно мирными средствами. Результатом этого стало освоение приполярной зоны на протяжении почти половины (44%) дуги Полярного круга, что вдвое больше, чем у следующей за ней Канады.   85% российского шельфа приходится именно на Арктику.
     Государственная комиссия при Совете Министров СССР по делам Арктики решением от 24 апреля 1989 г. отнесла к Арктике следующие территории:
; Мурманская обл. – Печенгский, Кольский, Ловозерский административные районы;
; Ненецкий АО Архангельской области – полностью;
; Ямало-Ненецкий АО Тюменской области – полностью;
; Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО Красноярского края – полностью;
; Республика Саха (Якутия) – пять прибрежных районов (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Устьянский, Нижнеколымский);
; Чукотский АО Магаданской области – полностью.

Приложение 3. Арктика: полезные ископаемые, запасы,  стоимость

     Арктика исключительно богата практически всеми видами природных ресурсов. В Арктике находятся примерно 30% неразработанных планетарных запасов газа и 13% нефти. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа – 47,3 трлн куб. м, газового конденсата – 44 млрд баррелей.
     Наибольшими среди арктических государств запасами углеводородов располагает Россия. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех углеводородных запасов Арктики. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в ХХI веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для всего планетарного сообщества. Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, т.е. почти вся его площадь, из которых 4 млн кв. км – наиболее перспективные участки.
     В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов: золота (40%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), хрома и марганца (90%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60-90%), вермикулита (100%).
     Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из которых 599 млрд. т – энергетических и более 81 млрд. т – коксующихся. Здесь же добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти.
     Общая стоимость минерального сырья в недрах арктической зоны России, по некоторым оценкам, превышает 30 трлн. долл., причём 2/3 этой суммы приходится на долю энергоносителей; а общая стоимость разведанных запасов – 1,5-2 трлн. долл.
     В российской арктической зоне производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России (при доле проживающего здесь населения в 1% от всего населения страны) и до 22% объёма общероссийского экспорта.
     К настоящему времени в регионе создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преимущественно сырьевых отраслей экономики. Большинство видов профильной продукции российского Севера безальтернативно с точки зрения их возможного производства в других районах страны или закупки по импорту. Фактически ни одна отрасль экономики и социальной сферы России не могут функционировать без топливно-энергетических и других ресурсов, добываемых и производимых в северных регионах.

            Приложение 4. Арктика: проблема загрязнения

     Природа Арктики крайне чувствительна к воздействию со стороны человеческой цивилизации и очень медленно восстанавливается после неразумного вмешательства. В Арктике сходятся основные атмосферные потоки, речные и морские течения, которые издалека приносят сюда различные загрязняющие вещества.
     В арктической зоне России ранее было выделено 27 районов (11 – на суше и 16 – в морях и прибрежной зоне), получивших наименование «импактных», где процессы загрязнения окружающей среды уже привели к сильной трансформации естественного геохимического фона, деградации растительного покрова, почвы и грунтов, к внедрению вредных веществ в цепи питания, к повышенной заболеваемости населения.
       Распределение импактных районов крайне неравномерно. Четыре главных очага загрязнения окружающей среды – это Мурманская область (10% суммарного выброса загрязняющих веществ), Норильская агломерация (более 30%), районы освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири (более 30%) и Архангельская область (высокая степень загрязнения специфическими веществами).
     Среди отраслей промышленности, с которыми связано формирование импактных территорий, первое место занимает горно-металлургическая с крупнейшими центрами в Норильске, Мончегорске, Печенге, Заполярном, Кандалакше и др.
       В целом, по мнению ряда экспертов, территории российской зоны Арктики, на которых зафиксирован критический уровень загрязнения, составляют не менее 15% площади региона.
       В сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада) Канадой, Данией, Финляндией, Норвегией, Россией, Швецией и США был создан Арктический Совет (Arctic Council). Главное внимание в его деятельности сосредоточено на охране окружающей среды Арктики и обеспечении устойчивого развития этого региона как средства улучшения социально-экономического и культурного благосостояния народов Севера. Совет ежегодно проводит свои заседания на министерском уровне.
        В прошедшем десятилетии в высоких широтах активизировались работы по созданию систем мониторинга за природными условиями и состоянием окружающей среды в Арктике

 Приложение 5. Демографические проблемы российской Арктики

     У России в Арктической зоне существенно ухудшились демографические показатели. С 1989 г. по 2002 гг. численность населения российского Заполярья сократилась на 25%. Убыль населения породила дефицит рабочей силы. Доля пенсионеров в общем населении региона превысила 20%. Действующая система социально-экономических гарантий и компенсаций нуждается в коренном реформировании. Необходимо ввести новую шкалу компенсаций и льгот для россиян, живущих в тяжёлых условиях Севера.
     Особенно острыми являются социально-экономические проблемы коренного населения российской зоны Арктики. Его общая численность не превышает ныне 200 тыс. человек. Уровень безработицы коренного населения составляет 30-60% от численности всего трудоспособного населения, что в 3-4 раза выше среднего для северных субъектов РФ. Средняя продолжительность жизни – 49 лет. Многовековой период адаптации к экстремальным природным условиям определил специфику их образа жизни, традиционного натурального («доиндустриального») типа хозяйствования, своеобразие культуры и традиций.
     Негативную роль в плане обеспечения устойчивого гармоничного развития данных территорий играет недостаток эффективных механизмов управления, которые помогали бы объединять интересы хозяйственных субъектов и общин коренного населения в процессах расширенного освоения минерально-сырьевых ресурсов и изменения системы землепользования в этих районах. Хозяйственная деятельность, ведущаяся без соблюдения специфических для данных территорий экологических, этнографических и социальных императивов, ведёт к сокращению ресурсной базы, ухудшению среды обитания и условий жизнедеятельности коренного населения Севера.
    Назрела объективная необходимость в усилении государственного контроля и эффективного регулирования всего комплекса проблем коренного и приезжего населения российского Севера, причём с ориентацией на инновационно-прорывной путь устойчивого и гармоничного социально-экономического развития.

   Приложение 6. Арктика: проблема климатических изменений

     Арктика, включая Северный Ледовитый океан, играет особую роль в планетарно-географических процессах, определяющих климат Земли, особенно в циркуляции воды в Мировом океане и в движении трансконтинентальных воздушных масс. Необходимо  продолжать активно и комплексно исследовать Арктику как важную составляющую общей планетарной климатической системы, объединенную с ней многочисленными сложными связями.
     По оценкам некоторых экспертов, в ХХI веке среднее повышение температуры на нашей планете может составить 0,5-1,5 градуса Цельсия, а в Арктике – 5-6 градусов. Как показали исследования последних лет, в связи с глобальным потеплением площади ледников в Арктике постоянно сокращаются. По одному из сценариев, если указанная  тенденция сохранится, то уже к лету 2060 г. льда в Арктике может вообще не остаться. Одним из последствий потепления климата Западной Арктики может стать увеличение числа айсбергов. Соответственно, при освоении месторождений углеводородов на арктическом шельфе придётся создавать специальную систему слежения за ними.
     Возможное повышение средней температуры воздуха в арктическом регионе на 3-4 градуса Цельсия к 2050 г. приведёт к сокращению площади вечной мерзлоты на 12-15%. В России южная её граница сместится к северо-востоку на 150-200 км. Глубина летнего таяния возрастёт на 20-30%. Это может вызвать многочисленные деформации различных сооружений в указанной зоне и повлечёт за собой увеличение расходов на их техническое обслуживание и ремонт.
     Экологические изменения в Арктике также могут оказать значительное влияние на глобальное потепление климата. Сибирские торфяные болота, образовавшиеся около 11 тыс. лет назад после окончания ледникового периода, постоянно выделяют метан, который удерживается вечной мерзлотой или отлагается в ней в виде метангидратов (в твёрдой оледенелой форме). При масштабном таянии льдов этот газ неизбежно попадёт в атмосферу и окажет дополнительное серьёзное влияние на потепление климата.
     В то же время существуют и прямо противоположные прогнозы изменения арктического и, шире, планетарного климата – в формате «глобального похолодания» вплоть до угрозы «нового ледникового периода».
     В целом региональное и глобальное изменение климата на Земле в любом направлении значительно повышает геостратегическое и особенно геоэкономическое значение Арктики в межцивилизационных и в международных отношениях.

Приложение 7. Арктика: проблемы границ и попытки их пересмотра

     К настоящему времени внешние границы арктической зоны России чётко не определены, поскольку существовавшие раньше де-факто морские границы в этом регионе ныне де-юре не признаны многими государствами и международными организациями.
     Ещё в 20-е гг. ХХ века пять стран – СССР, Норвегия, Дания, США и Канада – с молчаливого согласия остальных государств поделили Арктику на отдельные сектора. Каждая из этих 5 стран просто «продолжила» свои границы по меридианам до Северного полюса. России при этом досталось около трети всей площади шельфа Арктики. Однако в последние годы многие другие страны стали объявлять такое решение несправедливым, особенно в плане прогнозируемого освобождения полярных морей ото льда, возможности за счёт этого расширить международное судоходство и начать добычу углеводородов в морях Северного Ледовитого океана.
     Основанием для начала активных дискуссий о переделе региона Северного Ледовитого океана стала подписанная в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Согласно статье 76 этого документа, права пяти названных выше государств, территории которых частично расположены внутри Полярного круга, распространяются исключительно на их экономические зоны (200 морских миль от побережья, или примерно 370 км). Только в пределах этой зоны данным государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых. В соответствии с этой Конвенцией, ни одна страна не владеет Северным полюсом и морями вокруг него. Решением вопросов, связанных с полярными областями, занимается специальная комиссия ООН по шельфу. Данная Конвенция также объявила недра морей и океанов за пределами 200-мильной зоны общим наследием человечества, и, следовательно, любое государство имеет право подать заявку на разработку участка арктического шельфа.
      Ряд арктических и, шире, глобальных держав уже готовится к переделу арктических пространств, из которых 1,2 млн. кв. км принадлежит России. Так, всё большую активность на «арктической сцене» начинает демонстрировать Китай. По словам эксперта по вопросам Арктики Китайского океанического университета Го Пэйцина, «Китай должен отказаться от «нейтральных позиций», осознать, что мы не так далеки от полярных дел». Более того, некоторые учёные и политики КНР предлагают принять меры по предотвращению попыток ряда стран заключить международные соглашения в ущерб китайским интересам в Арктике, не исключая использование «жёсткой» силы.
     Конвенция ООН по морскому праву предусматривает, что страна, ратифицировавшая этот документ, может подать заявку на дополнительные участки шельфа через 10 лет после ратификации. Норвегия ратифицировала это Конвенцию в 1996 г., Россия – в 1997 г., Канада – в 2003 г., Дания – в 2004 г. Во всех этих странах разрабатываются проекты расширения своих экономических интересов в Арктике.
     Однако в этой внешне простой схеме есть серьёзные скрытые проблемы. Например, если принадлежащий какой-либо стране континентальный шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, то она имеет приоритетное право на разведку и разработку подводных полезных ископаемых. Правда, государство-заявитель сможет официально получить это право лишь через 10 лет после подачи заявки в соответствующую комиссию ООН.
      Как известно, от Канады до России через Северный полюс проходит подводная горная гряда – хребет Ломоносова. По сути, это – трансарктический мост протяжённостью 1,8 тыс. км и шириной 200 км. Если будет доказано, что этот хребет является продолжением континентального шельфа России, то зона её экономических интересов может быть расширена, но не далее 350 миль от границы территориальных вод.  Россия в 2001 г. уже подала в соответствующую комиссию ООН заявку на расширение своей исключительной экономической зоны на 1,2 млн. кв. км, но эта комиссия, в свою очередь, предложила представить дополнительные доказательства принадлежности хребта Ломоносова именно российскому континентальному шельфу.
       Итак, после принятия Конвенции ООН по морскому праву резко активизировались споры относительно ряда участков морских границ региона. Ныне решение вопроса о принадлежности арктического шельфа становится всё более острой геополитической и дипломатической проблемой. При этом борьба за обладание природными ресурсами Арктики только начинается.

      Приложение 8. Арктика: Северный морской путь

     Открытый в середине 30-х годов ХХ века Северный морской путь (СМП) стал итогом многовекового освоения северных окраин России. В настоящее время этот навигационный маршрут является международным транспортным коридором и единственным межрегиональным путём завоза грузов в арктические районы российского Крайнего Севера. СМП служит также важным фактором развития арктического хозяйственного комплекса и связующим звеном для культурного обмена народов Севера.
      Вместе с тем в настоящее время в приполярной зоне наблюдается существенное отставание в области строительства опорных магистралей и узлов, а транспортные средства всех видов морально и физически устарели. В целом создававшаяся на протяжении десятилетий арктическая транспортная система СМП, куда входят морские порты, фарватеры, гидрометеорологические и гидрографические службы, экономически и технически серьёзно отстаёт от современного передового уровня.
      Долгие годы СМП обеспечивал транспортировку грузов для обустройства арктической зоны России, экспорт грузов из Европы в Японию, в Китай и обратно, обслуживал несколько индустриальных зон СССР, где добывались цветные и редкоземельные металлы, ценные минералы и углеводороды. Однако рыночные реформы фактически привели эту транспортную систему в упадок.
      В 1991 г. Россия открыла СМП для проводки иностранных судов, установив некоторые ограничения, поскольку значительная часть акватории СМП находится под юрисдикцией РФ. В 2001 г. было создано Некоммерческое партнёрство по координации использования СМП, объединившее 33 организации.
      До настоящего времени навигация по Арктике была затруднена из-за длительного ледостава, однако потепление климата может принципиально изменить эту ситуацию. По мнению целого ряда учёных, через 40-50 лет плавание по СМП станет круглогодичным. Некоторые эксперты полагают, что уже к 2020-2025 гг. движение по СМП без ледовой проводки станет возможным. Этот маршрут существенно короче других транспортных евразийских коридоров. Например, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП – 14,28 тыс. км, через Суэцкий канал – 23,20 тыс. км, а вокруг мыса Доброй Надежды – 29,4 тыс. км. Вследствие этого значение СМП резко возрастёт. Используя СМП, иностранный грузоотправитель может ускорить доставку грузов на 15 суток и сэкономить на каждом рейсе до 500 тыс. долл. Однако зарубежные перевозчики пока редко пользуются СМП: слишком велики риски, и страховые компании не соглашаются обеспечивать гарантии безопасности навигации по СМП.
      В настоящее время в международном сообществе существуют различные точки зрения на  будущий статус СМП. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» СМП, а для международного управления им создать трансарктический консорциум, оттеснив тем самым Россию от руководства СМП, разработки эксплуатационной и тарифной политики. Отсюда – и требования «открыть границы» в Арктике или разделить её таким образом, чтобы если не весь СМП, то хотя бы некоторые его участки оказались вне российских границ.
     В настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания РФ планирует принять (предположительно до конца 2011 г.) федеральный закон «О Севморпути». Предполагается создать администрацию СМП (и передать этому органу управления все линейные арктические ледоколы), а также принять новые «Правила плавания по СМП», разработать концепцию развития СМП и комплексную программу модернизации арктической транспортной системы, которые можно включить в подпрограмму «Международные транспортные коридоры» как Евразийский транспортный коридор.

            Приложение 9. Арктика: основные грузы

     После относительно недавнего резкого падения объёма перевозок по СМП (в несколько раз до минимума в 1999 г. в размере 1,5 млн. тонн) к 2020 г. планируется увеличить его до 50 млн. тонн. В перспективе к 2015-2020 гг. до 20 млн. тонн в год возрастёт объём экспортных перевозок сжиженного газа с полуострова Ямал, до 13 млн. тонн – газового конденсата из районов Оби и Енисея, а нефти из месторождений Тимано-Печорского бассейна – до 25-30 млн. тонн. Увеличатся объёмы перевозок минеральных удобрений, никеля, леса и др. Кроме того, в результате освоения природных ресурсов Севера будут расти и перевозки машин и оборудования. Конечно, такой рост грузопотоков станет возможным только при обеспечении необходимых капиталовложений.

      Приложение 10. Арктика: состояние ледокольного и   
                транспортного флота

     Наиболее слабым местом СМП является состояние ледокольного и арктического транспортного флотов, а также северных портов РФ. В настоящее время в этом регионе работают 7 атомных и 4 дизельных ледокола, которые принадлежат компании «Атомфлот», входящей в систему «Росатома». Между тем, по мнению ряда экспертов, на участке Мурманск – Дудинка должно работать 3 универсальных современных атомных ледокола, 4 дизельных линейных ледокола, 3 дизельных ледокола-снабженца, 2 дизельных вспомогательных теплохода для «Норильского никеля» и 4 портовых ледокола в Архангельске и Диксоне. Но ввод в эксплуатацию первого современного ледокола запланирован на 2015 г., и только к 2020 г. их должно стать три. При этом все арктические порты России, за исключением Дудинки, нуждаются в модернизации.
     Вознаграждение российских ледоколов за проводку одного судна может составлять более 100 тыс. долл.

      Приложение 11. Арктика: кроссполярный авиамост

     Через Арктику и территорию России проходит также кроссполярный авиамост – кратчайший путь между Евразией и Северной Америкой. На его комплексное развитие нацелен проект «Циркумполярные воздушные линии». Определённый интерес для международного авиационного сообщества как наиболее короткие представляют также кроссполярные маршруты «Север-Юг», связывающие США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии через Якутию. Естественно, для обеспечения безопасности таких полётов над арктическими территориями потребуются значительные инвестиции в развитие инфраструктуры аэропортов. Развитие международных транзитных коридоров СМП и воздушного моста между Евразией и Северной Америкой может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, что обеспечит весомое пополнение бюджета страны.

        Приложение 12. Арктика: геополитическое и
         военно-стратегическое значение региона

         Геополитическое значение Арктической зоны России обусловлено следующими факторами:
• Россия – самая крупная арктическая держава; к российскому сектору относится около 1/3 всей площади Арктики;
• Северный морской путь (СМП) – потенциальный катализатор (при реалистическо-оптимистическом прогнозировании и соответствующем дипломатическом обеспечении) устойчивого гармоничного развития Арктики;
• «Северный воздушный мост» (СВМ) между Евразией и Северной Америкой – дополнительный потенциал развития экономики Арктики и России;
• эффективная реализация проектов СМП и СВМ сделает Россию основным оператором международных транспортных потоков в регионе;
• Арктика – глобальный «пульт погоды» и регион с чрезвычайно динамичными и наименее устойчивыми климатическими процессами, нарушение баланса которых неизбежно приведёт к глобальным климатическим сдвигам во всём северном полушарии;
• вклад российской части Арктики в поддержание баланса глобальной экологической системы оценивается в 12% и превосходит совокупный вклад всех других стран арктического региона (этот баланс определяется такими факторами, как поддержание стабильности климата, нетронутость экосистем и др.).
     Арктика  имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач национально-государственной и международной обороны. Из-за наличия огромных сырьевых ресурсов и важного геостратегического положения между несколькими ключевыми центрами силы Арктика всё более превращается в актуальный объект территориально-географической, ресурсно-геоэкономической, геополитической и военно-стратегической конкуренции. Исторически установившиеся здесь морские границы настойчиво оспариваются. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Северный морской путь, а для международного управления им создать трансарктический консорциум. В настоящее время все виды деятельности арктических стран в Арктике прочно увязываются с интересами обеспечения военной безопасности.
      У России в Арктике базируются силы главного, Северного флота, находится его операционная зона и сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности России. Государственная граница РФ на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Это наиболее открытая в плане прямого контроля полоса государственной границы РФ и передовая линия системы обороны территории государства.
     В настоящее время вследствие действия ряда глобальных и региональных факторов геополитическая и военно-стратегическая роль Арктики повышается еще больше. Этот регион, играющий роль буфера между основными глобальными центрами силы, становится объектом всё более активной территориальной, ресурсной и военно-стратегической конкуренции. В связи с этим страны-члены НАТО усиливают многоплановую работу по совершенствованию способности своих вооружённых сил действовать в северных широтах. Целый ряд официальных документов НАТО свидетельствует о высокой вероятности возникновения конфликтов в Арктике в результате глобального потепления и обострения геоэкономической и геополитической конкуренции в данном регионе. Всё более активно выходит на арену арктической экономики и политики Китай. Растёт активность здесь и других глобальных и региональных игроков.
        В 1987 г. СССР призвал мировое сообщество рассматривать Арктику как «зону мира». В дальнейшем в связи с налаживанием партнёрских отношений между РФ и США Вооружённые силы России практически покинули берега арктических морей. Отдельный арктический отряд, обеспечивавший охрану и оборону российского побережья акватории Северного Ледовитого океана, был расформирован, а войска ПВО выведены. Вместо пограничных застав остались в основном символические посты наблюдения.
      В современных условиях для обеспечения надёжной защиты и охраны государственной границы, внутренних морей, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и природных ресурсов российской части Арктики России необходимо разработать и внедрить систему пограничного контроля, а также новую надёжную систему военного контроля за обстановкой в данном регионе. В составе указанной системы должны быть силы и средства ПРО, ПВО, ПЛО и др.