Есть только МИГ

Евгений Хацкельсон
      Прославленный советский летчик-испытатель Валерий Чкалов однажды сказал короткую фразу. Она состояла всего из пяти слов.  Но эти знаменитые слова стали жизненным девизом многих людей, которые поставили своей целью и достигли недосягаемых для других вершин в той области, которую они выбрали делом своей жизни. Эта фраза звучала очень просто: «Если быть, то быть лучшим».

     C самого момента своего создания в декабре 1939 года Опытно-конструкторское бюро А.И. Микояна  всегда ставило своей целью создание лучших в своем классе боевых самолетов. Так случилось в 1940 году, когда Красная Армия получила  высотный скоростной истребитель МиГ-3, принявший вместе с «ишаками», ЛаГГами и Яками первый удар сильного и опытного противника. Так произошло и в 1947 году, когда на вооружение ВВС был принят советский серийный реактивный истребитель первого поколения МиГ-15, прославленный на весь мир «самолет-солдат», заставивший ВВС Соединенных Штатов во время войны в Корее сильно зауважать нашу истребительную авиацию. Затем был легендарный МиГ-21, до сих пор остающийся на вооружении многих стран «третьего мира».  Так было и в 1972 году, когда войска ПВО страны были вооружены уникальной, не имеющей по своим тактико-техническим характеристикам аналогов в мире боевой машиной МиГ-25. И  снова русский самолет стал в тот момент  предметом зависти и жгучего интереса у потенциальных противников. Достаточно сказать, что лишь одна наглядно  продемонстрированная в октябре 1973 года возможность  боевого применения Советским Союзом сверхскоростного и сверхвысотного перехватчика МиГ-25Р  на ближневосточном театре военных действий остановила разгоравшийся конфликт. Один  ночной полет летчика Александра Бежевца, над Тель-Авивом, показавший полную беспомощность американских и израильских средств ПВО против МиГ-25, положил  конец Войне Судного дня и, быть может, предотвратил ядерный конфликт. Так происходит и в наши дни. Тяжелые времена для РСК «МиГ», хочется надеется, закончились навсегда, а на вооружении российских ВВС в ближайшее время  появится новейший серийный сверхманевренный многоцелевой истребитель-бомбардировщик поколения «4++»  МиГ-35.
 
      Прародителем МиГ-35 (и двухместного МиГ-35Д) является легкий фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ-29. Если быть точнее, то в основу самолета легли четыре типа истребителей - корабельный МиГ-29/К и Миг-29/КУБ (двухместный корабельный учебно-боевой), легкий фронтовой истребитель наземного базирования МиГ-29М (также известный как МиГ-33) и двухместный МиГ-29М2. Это обстоятельство определило внешний вид нового самолета: он очень похож на МиГ-29, принятый на вооружение ВВС Советского Союза в 1987 году. С тех пор прошло более двадцати лет, а МиГ-29 до сих пор служит  верой и правдой,  отлично себя зарекомендовал на мировом рынке оружия и уходить со сцены не собирается. Одной из причин долголетия «двадцать девятого» является его превосходная аэродинамическая концепция. Совершенная аэродинамика всегда была сильной стороной советской (а теперь российской) авиаконструкторской школы, чего, к сожалению, нельзя было сказать об авионике (совокупность бортового радиоэлектронного оборудования - БРЭО). Поэтому ничего удивительного нет в том, что конструкция МиГ-29 использовалась при разработке нового самолета. Она позволила на 50% увеличить внутренний запас топлива, благодаря чему МиГ-35 по дальности действия стал приближаться к классу тяжелых истребителей.  Тот же заложенный в МиГ-29 потенциал позволил в два раза увеличить боевую нагрузку. Следствием этого стало увеличение максимальной взлетной массы, а это в свою очередь потребовало повышения прочности конструкции и обновления силовой установки. Практическая дальность МиГ-35 существенно увеличилась в сравнении с прародителем и достигла 3000 км (у МиГ-29 -  2100 км). К числу других важных улучшений «тридцать пятого» относится его повышенная энерговооруженность.  Его двигатель  РД-33МК более мощный, чем РД-33 «двадцать девятого», обладает повышенной на 10% тягой и большим ресурсом, более надежен, имеет бездымную камеру сгорания.  Но  главная его черта, благодаря которой самолет имел первоначальное название МиГ-29ОВТ, это свойство всеракурсной отклоняемости вектора тяги. Результатом стала сверхманевренность нового МиГа, позволяющая ему демонстрировать на различных авиашоу буквально акробатические номера. В реальном воздушном бою она ему также даст существенное преимущество над любым истребителем четвертого поколения.

       Итак, самолет стал более  маневренным, лучше вооруженным, более надежным, увеличился радиус его действия.  Однако если бы дело ограничились только этим, он  был бы просто улучшенной модификацией МиГ-29, и это не дало было права главному конструктору Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», директору программы «МиГ-35» Николаю Бунтину произнести на выставке МАКС-2007 следующие слова: «Этот самолёт поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков — таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование БРЭО... В целом по уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет себе равных среди европейских самолетов». 
Так вот, в чем основная «изюминка»: более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Как ни странно, именно  авионика делает МиГ-35 сильнее всех европейских истребителей четвертого поколения и позволяет его относить к поколению «4++», к требованиям которого относятся сверхманевренность, многофункциональность, «стеклянная» кабина, пониженная стоимость эксплуатации и высокая экономичность двигателей, сниженная заметность для радаров противника и сверхвысокая мощность собственных радаров.  К самолетам поколения «4++» относятся также Су-35, Су-35С и Су-37. 

       «Стеклянной кабиной» называется панель в кабине пилота, включающая в себя электронные дисплеи. В традиционной кабине устанавливается множество механических указателей для отображения информации. В «стеклянной» кабине установлено несколько дисплеев системы управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации. О том, насколько важным является это усовершенствование, можно судить на основании комментария заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Магомеда Толбоева: «Главное отличие – это авионика. На МиГ-29 на приборной доске обыкновенные циферблаты. А здесь за тебя многое делает компьютер. Например, выбирает цели и очередность применения оружия. Электронная карта перед глазами, а на МиГ-29 мы маршрут прокладывали, как говорится, на коленке. Естественно, точнее выход на цель. В общем, это все равно, что сравнивать приборную панель старых «Жигулей» с последней моделью «Мицубиси».
Впечатляющая аналогия, ничего не скажешь, однако и это еще далеко не все. При работе над электронной начинкой  создатели МиГ-35 ставили своей целью достижение сразу нескольких целей:
- реальная многофункциональность самолета, возможность его применения в любое время суток и при любых погодных условиях;
- резкое повышение выживаемости в воздушном бою;
- увеличение дальности действия многоканальной информационно-прицельной системы;
- обеспечение высокой степени автономности истребителя в воздушном бою.

       Эти задачи, характерные для истребителей пятого поколения, были решены, что и дает право относить самолет к поколению «4++». Его не относят к пятому поколению только потому, что он был создан  на аэродинамической платформе четвертого поколения, но это всего лишь условность. По своим характеристикам МиГ-35 полностью отвечает требованиям пятого поколения.  Несмотря на внешнюю схожесть с МиГ-29,  он является качественно новой машиной, предназначенной для завоевания господства в воздухе и нанесения высокоточных ударов по наземным целям, не заходя в зону ПВО противника. Максимальная скорость самолета - 2300 км/ч, практический потолок - 17 км. Кабина летчиков оснащена жидкокристаллическими дисплеями и системой индикации непосредственно на лобовом стекле. Самолет может выполнять функции топливозаправщика в воздухе и нести оружие на девяти внешних узлах подвески.

      Все это впечатляет, но все-таки самым интересным остается следующий вопрос. Как авионика МиГ-35 решает перечисленные выше задачи?  Благодаря каким техническим решениям «тридцать пятый» становится на голову выше всех истребителей четвертого поколения?
Решение номер один называется «Жук-АЭ». Это сверхмощная радиолокационная станция (РЛС) с так называемой активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанная корпорацией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ. Она обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до 6 воздушных и наземных целей на дальностях до 130 км, способна работать в режиме картографирования. Возможности радара позволяют выделять движущиеся цели и распознавать их тип, а также определять число целей в группе.
Мощная бортовая РЛС – это очень важный инструмент, но все же его недостаточно для решения всех прицельно-навигационных задач, которые пилоту приходится решать в  современном воздушном бою. Радар позволяет обнаружить противника, но он же дает возможность объекту атаки обнаружить атакующего и принять меры противодействия. Выход был найден в применении так называемых пассивных, оптико-электронных систем  (оптико-локационные станции – ОЛС), которые дают возможность проводить атаки, не включая бортовой радар, что повышает скрытность атакующего самолета. Перед кабиной пилота установлен приемник системы переднего обзора ОЛС-УЭМ, обладающей по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения целым рядом преимуществ.
Система ОЛС-УЭМ, имеющая телевизионные, инфракрасный и лазерный каналы,  создана с применением космических технологий, ранее в авиации не применявшихся. Она отличается увеличенной дальностью действия, обеспечивает обнаружение, опознавание, автоматическое сопровождение целей, а также определение расстояния до них при помощи лазерного дальномера и выдачу целеуказания высокоточному оружию. Но и это еще не все. МиГ-35 уникален тем, что на нем стоит не одна, а две ОЛС. Вторая, которая называется ОЛС-К и находится в контейнере за нишей правой основной опоры шасси, решает навигационные задачи, отслеживает всю нижнюю полусферу, находит цели на земле и направляет на них оружие типа «воздух-поверхность». Танк будет обнаружен за 20 км, а катер – за 40 км.  Вот, в чем  универсальность и многофункциональность  МиГ-35, который с равным успехом может применяться для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей. Наконец-то появился настоящий полноценный истребитель-бомбардировщик, не уступающий специализированным самолетам.

     Все это относится к наступающим системам, а как же достигнуто повышение выживаемости самолета? Во-первых, разработчики добились пониженной радиолокационной заметности МиГа. Во-вторых, его оснастили развитым комплексом обнаружения начавшейся атаки, лишающим противника фактора внезапности и дающим пилоту достаточно времени, чтобы принять меры. В этот комплекс входит станция обнаружения атакующих ракет (СОАР), включающая модули обзора верхней и нижней полусфер. Дальность обнаружения ракет типа «воздух-воздух» составляет 30 км, зенитных ракет – 50 км, ракеты переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) типа «Игла» и «Stinger» обнаруживаются за 10 км. Имеется также станция обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающая сферический обзор и обнаружение источника лазерного облучения  на дальности до 30 км. Повышению выживаемости способствует высокая автономность базирования самолёта, обеспеченная целым комплексом технических и технологических решений, в который входит, к примеру,  бортовая кислороддобывающая станция. Обладая низкоуровневыми оптико-телевизионными системами, МиГ-35 может выполнять посадку в любых метеоусловиях днем и ночью на необорудованных полевых аэродромах. Есть и еще одно важное обстоятельство, способствующее повышению выживаемости и боевой эффективности МиГа: БРЭО обеспечивает высокую степень осведомленности экипажа о текущей ситуации. Основной принцип ведения воздушного боя не изменился со времен Второй мировой войны: побеждает обычно тот, кто раньше заметил противника и занял более выгодную позицию. Но если тогда вся надежда была на зоркие глаза пилота, то сейчас его электронными «глазами» являются РЛС и ОЛС. Авионика МиГа делает пилота более «зрячим», чем большинство его противников. Это позволяет ему и в одиночку действовать, как самостоятельная автономная боевая единица.   
Другой действующий поныне принцип ведения воздушного боя, был сформулирован еще Александром Покрышкиным во время воздушной битвы на Кубани в 1943 году, когда он вводил в боевую практику свои знаменитые многоуровневые  «этажерки».  Воздушные бои ведутся группами. Одна из ключевых составляющих победы – организованность, четкий план и слаженность действий всей группы. Тут действует суворовский принцип «Воюй не числом, а уменьем». А значит, огромное значение приобретает устойчивость и качество связи между самолетами группы, которую противник, естественно, стремится всеми силами нарушить. Группа МиГ-35, благодаря наличию помехозащищенных систем связи и передачи данных о тактической обстановке, становится единым боевым механизмом, в котором реализован принцип «Что видит один, то  видят и  все остальные».

     Несмотря на обидный и труднообъяснимый проигрыш весной этого года крупного тендера MMRCA на поставку индийским ВВС  126 истребителей, можно однозначно утверждать, что МиГ-35 имеет значительный экспортный потенциал, поскольку его открытая архитектура БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение, как  российского, так и иностранного производства. Базовый вариант истребителя-бомбардировщика МиГ-35 / МиГ-35Д спроектирован с учетом требований организации международной кооперации при разработке новых вариантов самолета и серийном производстве. Потенциал этой боевой машины еще будет оценен по достоинству всеми – и конкурентами, и партнерами, потенциальными противниками, ибо главный принцип РСК «МиГ» был и остается неизменным: если быть, то быть лучшим.


Евгений Хацкельсон
Сентябрь 2011 г.

***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу "Сумрачный гений".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, объединенных тематикой военной авиации XX века: творчество выдающихся авиаконструкторов, история создания и боевого применения различных образцов авиационной техники прошедшего столетия, война в Испании, боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман», битва за Британию, история радиолокации, воздушный террор союзников и трагедия Дрездена, три звезды Александра Покрышкина, Адольф Галланд и Вернер Мельдерс, непростая судьба Вилли Мессершмитта.
 
https://ridero.ru/books/sumrachnyi_genii/