Родники 8ч. Вкусно...

Марина Василькова -Мосур
Когда наступали холода, бабушка Луша бывала у нас дольше и чаще. Приходила днём, садилась возле окошка рядом со швейной машинкой - главным местоположением бабушки Нины и вела всякие разговоры.
Обсуждали новости,  текущие дела, завоз продуктов в магазин. Помню, бабушка Нина говорила, что мука в этот раз была «хороша, бела, бела, як сонце». Почему, как солнце?- думала я, ведь солнце оранжевое… Муку закупали в те времена мешками, или,  в крайнем случае, наволочками.
Так  же обстояло дело и с покупкой сахара. А к осени заказывали полцентнера, а чаще центнер  капусты. Во дворе дома ставили два стола и все женщины, то есть бабушки, мама и мы с сестрой принимались за дело. Старшие секли капусту ножами, сестра чистила морковку, а я в основном поедала кочерыжки. Капусту укладывали в огромные бочки, солили, накрывали  белыми тряпочками, сверху клали  выскобленные гладкие полукруглые дощечки, а уж  на них- большие чистые камни.  Оставляли капусту  на хранение в кладовке.  Каждый день мы, дети должны были  «мыть кружкИ», то есть приносить в кладовку полведра воды, снимать досточки, стирать  тряпочки, мыть  эти самые досточки и все укладывать в строгом порядке.  Иногда в капусту закладывали  яблоки или огурцы. 
   Сейчас в магазине и на рынке в разгар  самой суровой зимы можно купить  не  только свежую капусту, но и перец, и любые овощи и фрукты. Во времена моего золотого детства хозяйки до самой первой зелени, до крапивы и щавля варили борщ только из квашеной капусты. 
    Солений и маринадов готовилось множество: помидоры горячей и холодной закатки, томаты,  баклажаны,  солёный горький перец – любимое папкино лакомство, огурцы и так далее. Зимой мы очень любили  среди прочего  томатный сок. Он был густым, с мякотью. Наливали его  в  эмалированные кружки,  добавляли мелко резаный лук, чеснок и душистое растительное масло. Мне кажется, никакой полусинтетический кетчуп с этой вкуснятиной не сравнится.
  Конечно, в кладовке всегда водились сало и к Пасхе обязательно настоящий окорок. Его бабушка Нина готовила просто сногсшибательно. К ней съезжались люди с просьбой приготовить ароматные окорока, привозили свиные ляжки,  и бабушка готовила их вместе с домашними. Она проделывала для этого специальные, прямо таки  хирургическое операции, вырезала какую-то косточку,  затем солила мясо, вымачивала, сушила, обшивала чистой тканью и каждое утро вывешивала в специальную печку для копчения. Её она складывала из кирпичей самостоятельно, вместо трубы устанавливала железную бочку без дна, обмазывала основание глиной. Словом, отвечала за процесс с самого начала и до готовности продукта. На ночь окорок обязательно убирала в кладовку, а на утро всё повторялось. Дрова годились не всякие, и в этом бабушка  знала толк. Лучше всего для копчения подходили яблоневые, грушевые, кисличные  поленья. Через неделю копчения, обычно под  Пасху, мясо было готово. До сих пор я не пробовала ничего вкуснее.
     Перед праздником мама и бабушка пекли пасхальные куличи, у нас на Кубани они всегда так и назывались - паски. Пирогов и пасок пеклось огромное количество. Они замечательно пахли. Пекли паски в печке на улице. У нас в каждом дворе были  такие печки, да и сейчас ещё встречаются, особенно в тех подворьях, где проживают старики, а в некоторых ещё и печки - сушки для слив, груш и яблок.  Летом, когда поспевали сливы, вишня и яблоки, бабушка пекла пирожки на капустных листьях. Это были даже не пирожки, а небольшие пироги, выложенные не на сковородки, а на листья капусты. Красотища и вкуснятина, да и только.  Если вам, друзья не доводилось пробовать ничего подобного, я вам сочувствую.