Поход к Полярному Кругу

Андрей Миньков
      Всё началось на праздновании дня защиты детей в г. Удачный. Мы тогда с моим другом Андреем Калмыковым смотрели на центральной площади концерт, помогали его детишкам рисовать мелом на асфальте, ну и просто дышали свежим воздухом. Давно с ним не виделись из-за полевых работ, то он в полях, то я. А в мае месяце основной полевой сезон для нас закончился и теперь мы могли осуществить свою давнюю мечту - сходить в трехдневный пеший поход с двумя ночевками на линию полярного круга.
      Первым предложил эту мысль Андрей, я сразу же согласился. Решили пойти 10 июня, потому как в эти дни получилось три выходных и не нужно было отпрашиваться с работы. Оба мы были геологами со стажем, оба "упакованные" - палатки, рюкзаки, спальники и вся необходимая аммуниция у нас имелась в ассортименте.
      Всю неделю, предшевствующую походу, мы готовились, смотрели карты и подробные спутниковые снимки. Решили дойти до точки пересечения ручья Кирилиестях и линии полярного круга. Протяженность маршрута сотавляла примерно 19 км. Самой главной преградой для нас была переправа через реку Далдын, которую летом в сухую погоду можно было перейти вброд по камушкам, а весной или в дождливую неделю Далдын становился мощным, быстрым и широким потоком с глубиной более двух метров даже на перекатах.
      Договорились выйти в 8 утра, доехать на машине по дороге до начальной точки маршрута и продвигаться по тайге вдоль по старому профилю, вырубленному лет 30 - 40 назад, вплоть до самого Далдына. В то утро погода была не самая лучшая для маршрута, с неба поливал дождь. Впрочем поливал он не только утром. В течении всего дня солнце выходило всего несколько раз, всё остальное время атмосферные осадки перемежались то мощным ливневым потоком, то безобидным моросящим дождиком.
      Сразу скажу, что как запланировали - не получилось. Из-за заминки, появившейся дома у Андрея мы изрядно припозднились. Не суть важно чем была вызвана задержка, но в итоге тронулись только в 9 часов вечера. Оба горели желанием попасть в неповторимую, чарующую, почти сказочную атмосферу тайги и дикой нетронутой природы, поэтому на позднее время мы не глядели. Особенно сильным желание попасть в лес было, возможно, ещё и потому, что после бесконечной белой зимы, длящейся у нас почти 9 месяцев, тайга махом, взрывом, одним-двумя днями окрасилась сочными зелеными оттенками, и просто своим видом ласкала зрение и будоражила воображение.
      Как только Андрей освободился, я заказал машину и в полной экипировке с рюкзаком поехал сначала забрать моего напарника, а потом с ним уже на начальную точку похода. Доехали до пересечения дороги с профилем без проишествий. Из положительных моментов было подмечено, что в речке Сытыкан, которую мы пересекли по пути и которая впадала в Далдын, был довольно низкий уровень воды. Этот факт должен был сыграть нам на руку. Взбодрённые этим фактом, мы, расплатившись, отпустили таксиста и бодро зашагали по профилю.
      Через два с небольшим километра мы увидели крутой, почти обрывистый берег и еще через минуту - сам Далдын. В этом месте была живописная излучина, и широкие воды неспешно ползли по долине на восток. Перейти Далдын в этом месте не представлялось возможным, на середине он мог быть глубиной до 2,5 - 3 метров, поэтому мы отправились искать перекат выше по течению. Правый берег, по которому пролегал наш маршрут, был немного заболоченный и мы отошли чуть выше в лес, так прошли почти километр и снова вышли к реке. В этом месте появились каменистые косы и на стремнине шумно бурлила вода, подпрыгивая на валунах и ныряя в тёмные ямы. Скорость течения приближалась к 5 метрам в секунду, а глубина даже на перекате по нашим прикидкам составляла 1,5 - 1,7 метра. Перейти здесь тоже было нельзя. Тут я впервые пожалел что мы не взяли с собой хотя бы маленькую надувную лодку и понадеялись что найдём достаточно мелкий перекат. С лодкой мы, худо бедно, максимум за три рейса переправились бы даже на той широкой излучине. Но ничего плавательного и тем более надувного у нас с собой не было и нам оставалось только идти вперед и искать удобный перекат.
      Время близилось к 11 вечера. Солнце светило довольно ярко. В этих широтах летом, а особенно в июне, ночи, как таковой, не бывает. Поэтому за темноту мы не переживали. По мере продвижения нам встретилось еще несколько отмелей, каменных кос и перекатов, но все они были достаточно глубокими и чересчур стремительными. Если зайти в такой поток, то даже на уровне воды "по пояс" человека просто смоет напором воды. И мы шли дальше.
      Ещё через километр мы увидели долгожданный широкий перекат, где по всем признакам глубина не должна превышать 1 - 1,2 м. Вдобавок вселял дополнительную надежду вездеходный след который по карте в этом месте пересекал реку, скорее всего по броду. Но когда мы подошли к воде и сунулись было проверить наши предположения, то ничего утешительного не обнаружили. Стремнина была тёмного цвета от глубины, ширина реки в этом месте примерно 50 метров, максимум сколько удавалось пройти в болотниках - не более 10 м.
      Сбросив рюкзаки мы решили развести костерок и приготовить чайку, а заодно и подумать как нам поступить дальше. Через пару минут у большого заваленного бревна весело заиграл огненными язычками небольшой костерок, над которым незамедлительно был водружён чайник с водой. Немного погодя мы сидели с Андреем на бревне с дымящимися кружками, медленно попивали горячий бодрящий напиток и думали что делать.
      Идея пришла как-то сама собой - сделать плот. Топор и пила у нас естественно были с собой, лес рядом, длинная веревка чтобы связать брёвна тоже имелась. Даже пару десятков гвоздей запасливо валялись на дне рюкзака, но как оказалось в последствии, мы обошлись и без них.
      Попив чай мы принялись за дело. Решили выбирать брёвна для плота уже сухие, у них и плавучесть выше и их легче заготовить/срубить/отпилить/принести. В итоге после полутора часов работы у нас получилась славная конструкция из шести довольно толстых брёвен, диаметром 20 - 25 см, длиной метра по три каждое, и нескольких поперечных более тонких перекладин. Нас самих этот плот выдержать на плаву был не в состоянии, но рюкзаки на нём очень неплохо разместились, полностью над водой, а это было самое главное - переправить вещи на тот берег сухими. Сами мы планировали держась по бокам за плот отталкиваться ногами по дну и направлять вектор нашего передвижения к противоположному берегу.
      Уже в самый разгар наших плотницких деяний я тревожно про себя отметил - вода в реке поднимается. За два часа пока мы провели на берегу собирая материал для плота и скрепляя между собой брёвна, уровень Далдына поднялся сантиметров на 30 и продолжал расти. Возможно надо было именно тогда остановиться, оценить ситуацию и отказаться от нашей авантюры. Но мы как два раздолбая-оптимиста не отнеслись серьёзно к высокой воде.
      Водрузив на плот оба наших рюкзака, каждый весом примерно 20 кг, мы убедились что они не намокнут и  при этом остаётся запас плавучести чтобы удержать нас в воде рядом с плотом. Этот момент я ещё долго не забуду. Не знаю о чём мы думали, возможно о том, что противоположный берег казался очень близко, возможно о небольшой глубине Далдына, даже возможно ни о чем не думали... Просто подошли по малой воде к плоту, ухватились за него по бокам, переглянулись:
      - Ну что?
      - Поехали?
      После этих слов мы нагнулись и стали толкать плот от берега в сторону стремнины, быстро погружаясь в ледяную воду. Чувствовать ногами дно мне удалось всего метров 15, потом я потерял опору, время от времени цепляя кончиками сапогов большие валуны разбросанные по дну. Вода обжигала, сводила мышцы словно высокое напряжение. Как только ноги перестали касаться дна, мне стало по настоящему страшно. Мой товарищ оставался более спокойным, может потому что был выше меня на голову и ещё пытался шагать по камням. Находясь здесь, по самый подбородок в ледяной воде, ширина реки казалась намного больше. Страшно было не за себя, выплыть из далдына было несложно. Больше всего я боялся за наши рюкзаки и снаряжение. Плот был тяжёлый и неповоротливый, если его затянет стремнина, мы его не вытащим. Скорость течения была ошеломительная, мы неслись вдоль берега как спринтер по беговой дорожке, около 5 - 7 метров в секунду. Пару раз мои ноги сильно долбануло о камни, и собрав все остатки надежды и оптимизма, я стал пробовать грести в сторону середины реки. Через несколько секунд понял, что болотные сапоги вовсе для этого не предназначены, набрали много воды и стали спадать с ног. Тут я окончательно понял, что мы не переплывём. Я сказал Андрею чтобы он поворачивал обратно к берегу, к тому моменту он тоже понял что мы не сможем переправиться. Прошло еще несколько долгих секунд в ледяной воде. Появилось до ужаса тоскливое чувство невозможности что-то изменить. Ноги начали плохо слушаться. Мы доплыли до небольшого поворота реки, что был метрах в 400 ниже по течению от нашего старта, и тут я почувствовал как мои сапоги забороздили по камням. Сразу почувствовав уверенность я стал толкать плот к берегу. Срываясь со скользких булыжников, спотыкаясь, падая в воду, но мы вытащили плот на отмель.
      Бешено колотилось сердце, туман перед глазами, дыхание сбивалось, жуткий холод по всему телу и дикая доза адреналина в крови... но надо было вытаскивать рюкзаки из воды и как можно скорее разводить костер, чтобы согреться и просушиться. Ещё пять минут назад мы думали что будем заниматься этими "приятными хлопотами" на другом берегу. Но реальность оказалась суровее. До леса было метров 200 и мы взвалив рюкзаки на спины с хлюпающими сапогами, еле волоча ноги пошли обратно.
      Через 10 минут мы уже сидели возле жаркого костра, с румяными лицами, грелись и пили горячий чай. Конечно мы немного расстроились... но особой досады или обиды на Далдын не было. Было лишь приятное чувство тепла от пламени костра и незабываемый вкус ароматного чая "с дымком". Ещё через час мы установили палатку, раскатали спальники, и согретые легким ужинои и двумя котелками чая завалились спать. Было уже примерно пол четвёртого. Утреннее солнце скромно пыталось пробиться из-за рваных сырых туч.
      Вода в реке продолжала подниматься.