Потребитель чувств

Роман Дайвер Пономаренко
«что плохого в копии?» Xerox

 В офисе было душно. Такие условия создавались преднамеренно, чтоб рабочие испытывали недостаток кислорода. Худшее всегда оставляют себе. Это основной закон рынка. Мы законопослушные граждане.  Остальное идет на экспорт. Компания, приносящая миллиардные доходы, не может обеспечить в должной мере своих сотрудников кислородом. Вентиляция включалась раз в час, закачивая свежий кислород. В эти моменты я чувствовал  эйфорию, подобие счастья – подобное описание давали в книгах. Я был готов влюбиться, если бы сам не написал эту программу. Нельзя любить то, что знаешь на 100 %.

 Любовь была моим ребенком, правда гордостью или позором мне так и не суждено было узнать. Это то, что я не мог выразить словами, поэтому приходилось выражать цифровыми алгоритмами. Наша компания занимается производством программного обеспечения для функционирования эмоций людей. Многое из того, что вы чувствуете -  моя работа и моих коллег. Ваши печали- наша работа.  Ваши радости- наша недоработка. Трудно создавать алгоритмы для радости, работая по 12 часов в день 6 дней в неделю.

 Этажи нашего офиса- соты. Мы – муравьи, не пчелы. У нас нет права умереть, выпустив в кого-то свое жало. Жалко. Тот, кто писал алгоритм инстинкта самосохранения, не допустил в нем ошибок. Отличный код. Пора приступать к работе. Запустили кислород- эйфория.
Наши рабочие места   похожи на стайни в  конюшнях. Мы корпоративные животные. Собственность компании. Каждый день мы соблюдаем корпоративную этику, фальшиво улыбаемся друг другу ( нужно обратиться в отдел разработки «искренних эмоций» - доработать улыбку), обмениваемся ничего не значащими фразами.

 У Фреда, все нормально. Джил говорит, что в прошлом году погода была лучше. Леко хвастается, что поставил себе «простодушие 12.3» - не последняя версия, но заслуженно считается лучшей. И вправду, Леко в последнее время всех умилял. Секрет раскрыт – можно терять к этому интерес.

 Мы разрабатываем программы эмоций, чтоб получить деньги, которые потратим на модификации своих чувств. Театр абсурда в действии. Разобьём ладоши до крови, хлопая сами себе. Это «лицемерие 34\12»

 Я занял свое рабочее место. Нужно было работать. Как всегда, не хотелось. И как всегда, было осознание, что главное начать и все пойдет, как по маслу. Первый шаг самый важный. Главное, дописать до точки. Если поставить на стол пустую пепельницу и обложиться чашками с кофе, то для человека нет недостижимых целей. Это простой способ жить.
Мне предстояло воплотить в жизнь то, что я никогда не ощущал. Причем, воплотить, чтоб это имело спрос. Облачить свои мысли в правду. Если ложь нельзя опровергнуть, она становиться истиной. Я знал это и постоянно этим пользовался. Презумпция невиновности была моим лучшим союзником, хвала Бернару, который ее разработал. Мне предстояло обманывать людей, хотя я собирался дать людям любовь. Любовь всегда являлась оправданием для лжи. Одна из частей моего алгоритма. Я вплетаю ложь, она не является основой, но является важной деталью.

 Ложь, искренность, понимание, секс, злость. Это были слова. Я достал исходники программ и теперь вплетал их в свою. Работа кипела. Пачка сигарет заканчивалась. От кофе появлялся легкий тремор в руках. Кислород запустили 20 минут назад, но все равно хотелось спать. Нужно было сделать перерыв. Все хорошенько обдумать и перекусить. Шел 7 час работы. Я отправился в буфет.

 В буфете было много воздуха и мало людей. Так, как и должно быть. Я взял себе спаржевой фасоли, котлету и томатный сок. Свободных мест было много, практически все  были свободны. Обычно не хотелось с кем-то общаться, просто заталкивал в себя пищу и шел работать дальше. Но сегодня почему-то хотелось человеческой близости. Может, удастся почерпнуть что-то для своей работы. Посмотреть на любовь под другим углом. Подходить к старому, пусть и мудрому работнику нашего отдела не хотелось. У него часто неприятно пахло изо рта. Только испортить себе аппетит. Не хотелось, чтоб кто-то давил своим псевдо авторитетом. Количество прожитых лет нельзя приравнивать к количеству полезного опыта. Просто ненавязчивый разговор- вот мое желание.
 
 Я понял, что уже больше минуты стою посредине зала- это было как-то нелепо, но мне нравилось. В углу за столиком сидела молодая девушка. Я видел ее пару раз мельком в коридоре. Если кто-то и должен разбираться в любви, то это она. Мне так хотелось поверить. Первый шаг всегда сделать трудно. Поднос  с едой мешал. Мысли перемешались. Есть уже не хотелось. Не спрашивая разрешения, я присел напротив девушки. 
Похоже, что ее не удивило мое поведение, она лишь отхлебнула сок из своего стакана и откинула челку с глаз.  На блузке у нее был приколот бейдж. Нужно было рассмотреть, что на нем написано, чтоб не сильно пялиться. «Отдел разработки болевых функций. Младший научный сотрудник Арбери (ну и имя, язык сломаешь) » - наконец-то удалось рассмотреть надпись. Я понял, что нужно что-то сказать- сегодня все действия происходили заторможено, как замедленный повтор спортивных соревнований.

-Что вы думаете о любви? – я начал разговор издалека.
-Помимо того, что ее нет – это одна из программ, которая пишется в нашем офисе, больше ничего не думаю, - она отхлебнула сока и снова откинула челку с глаз,- но если бы она и была, это по сути ничего не изменило бы. Если попробовать выразить через метафору, то любовь это, как кактус. Речь идет даже не о иголках, хотя это занимает не последнее место. Кактус может погибнуть, а ты об этом узнаешь только через полгода. Все это время ты будешь за ним ухаживать, хотя бы поливать иногда, можешь удобрять. А он может оказаться изначально мертвым, обмороженным при транспортировке или с поврежденной корневой системой при пересадке.
  И самое печальное, что ничего сделать нельзя. Только выкинуть, оставив на память пластмассовый горшок.

-Но ведь можно посадить новый кактус в уже удобренную почву.
-Кактус посадить можно, но мы ведь не о кактусах разговариваем.

 И это было правдой. Но от этого было не легче. Программу сдавать нужно было завтра (сегодня к концу дня предоставить тестовую версию), а у меня только наработки. Нужно будет себе поставить кактус возле монитора. Мне нужно было возвращаться на рабочее место. Попрощался. Для интереса проверил ее программное обеспечение – так и знал «Красноречие 666» Уже на выходе она меня окликнула. Челка и на этот раз упала на глаза, но Арбери  не стала ее убирать.

- Почему-то считается, что неверие не может стать отправной точкой к получению каких-то знаний. Люди считают, что это непрочная ступень, но если она не провалится, и вы не улетите в бездонную пропасть, то все получится. И как девушка и специалист по боли, я могу сказать, что любовь это та же самая боль, только с часовым механизмом. Просто нужно время или ситуация, которая приведет к детонации.

 Я шел, словно мне воды за шиворот налили. Что она имела в виду этими словами. Ничего не прояснилось, только больше запуталось.
 Ступеньки или лифт? Выбор есть всегда. Есть иллюзия выбора. Подниматься придется в любом случае, это не обсуждается- можно выбрать только способ. Работать не хотелось, так что я выбрал подняться пешком, заскочив попутно к Фреду. Друзей у меня не было, но если бы стоял выбор, кого назвать другом, я бы выбрал именно его. Он работает в отделе «Эндорфины и естественные наркотики». Если кто-то и должен знать о любви, так это Фред. Два брака, три ребенка ( или наоборот) это немалый опыт.

 Толкнул дверцу и зашел без стука. В кабинете было накурено. У Фреда было множество запретных программ, у него постоянно терлись под кабинетом какие-то подозрительные личности. Стоили ли удивляться, что ему удалось договориться с пожарниками отключить сигнализацию.  Большая часть кожаного кресла была занята Фредом. По глазам я понял, что он под кайфом и явно не в себе.  Не смотря на это, он был рад меня видеть. Его голос был неразборчив до того, влил в себя  стакан воды.

-Чем мы тут занимаемся? Мы производим продукты, обещающие  поднять нас до небес. Все уже не так, как вчера. Раньше люди молились алгоритмам, загруженным им родителями. На программирование уходило больше 10 лет. Дальше человек сам продолжал совершенствоваться. А сейчас что? Мы – ленивые свиньи. Мы трудолюбивые муравьи. Что происходит сейчас? Мы уже переступили ту черту, за которой начинается неизвестность. Это была нулевая точка отсчета – мы приобретаем новые свойства, несвойственные нам. Крутим колесо, чтобы жить, живем, чтобы крутить колесо. Все замыкается на нас самих. Путешествуя по своему сознанию, можно оказаться где угодно. Но чаще всего, мы оказываемся в барах и очередях в магазинах.

 Мы разучились лицемерить, мы научились любить. Достаточно нажать кнопку. Достаточно купить программу. То чего, люди больше всего боялись – стало вакциной. Универсальным средством в степени бесконечность. Достаточно, чтобы загрузка завершилась и ты добрый. Если у тебя есть доступ, то ты можешь стать. Всем или абсолютным Ничто. Понимаешь, мы не просто рабочие. Мы творцы людей. Только в нашем пантеоне многобожие. Ты раб для себя, но творец для других. Любовь?

 Он поднял взгляд на меня. Я сел, Фред как раз подобрался к тому, что меня должно интересовать. Я налил себе стакан джина из минибара и стал внимательно слушать.

-Я был два раза женат. Любовь есть, но она существует настолько недолго, что даже трудно себе представить. А то, что люди выдают за любовь – это свет потухшей звезды. Звезды нет, тепла нет, есть только свет, который летит сквозь пространство. Любовь, это хамелеон, который не имеет своего цвета.  Она всегда наполнена оттенками других эмоций и чувств. Когда, ты говоришь я люблю, ты имеешь в виду я ревную, я ненавижу, я чего-то хочу от тебя, я ничего не хочу, я слаб, я боюсь умереть в одиночестве. Все, что мы делаем- давно вошло привычку. У нас нет выбора, у нас есть любовь. У нас есть то, что люди прошлого называли «счастьем», потому что нужные программы доступны.

 Я вот подумал, что на днях удалю себе все программы и попробую начать жить с нуля. Как люди прошлого. Нарабатывать свои алгоритмы, набивать свои шишки. Завтра я увольняюсь и отправлюсь в неизвестном направлении. Лучше туда, где не ступала нога человека. Для меня оказалась лишком тяжелой ношей жизнь современного человека. Надоело быть муравьем в улье, надоело поднимать  ношу, которая тяжелее меня в десятки раз.

 У него в глазах стояли слезы. Что меня больше всего удивило, что у него не было установленной для этого  программы. Это было очень трогательно. Мне впервые удалось увидеть искреннюю эмоцию. И это было отчаянье.
 Фред ушел в ванную комнату, через 10 минут вернулся, лег в кресло и быстро уснул. Я посмотрел над, чем он работал, немного переписал код, уменьшив влияние симпатоадреналовой системы. Пора было отправляться к себе. Шел по коридору и думал, что толкнуло Фреда на подобное, возможно это побочным действием того, что он «принимал» или наоборот, был к чему-то невосприимчив. Я был искренне рад, насколько мне могла позволить «искренность 2000».
 
 Дедлайн. Уже через час мне нужно сдать тестовую версию программы. Я многое для себя понял, но мне было все равно на  остальных.  Каждый сам за себя в этой войне и то, что должен делать человек, рабочему делать не следует. Я писал код. За основу любви я взял генератор случайный качеств, который мы чаще всего используем при написании программ, отвечающих за покупательские потребности. Какую пачку порошка взять? Какой человек лучше? Он подходит для всех типов? С ним я буду счастлив?

 Вплетая строчку за строчкой алгоритмы боли, физического наслаждения ( программа позаимствована у Фреда), разочарования, дружбы. Не прошло и получаса, как все было готово. Превосходный результат. Лучшее на импорт, а сам я останусь с собственными тараканами. Легко учить других, намного сложнее понять себя. Уже завтра эта программа пройдет несколько тестовых испытаний. В нее будут внесены поправки и она поступит в массовое производство. Я получу деньги, люди получат любовь. Люди получат наслаждение, а я отключу себе искренний смех и попытаюсь искренне посмеются над тем, что за люди и не подозревают, что вся их любовь это программа покупки товаров в магазине плюс куски других эмоций.


 З.Ы:  Я ревную, я ненавижу, я чего-то хочу от тебя, я ничего не хочу, я слаб, я боюсь умереть в одиночестве, мне лень готовить, а еще больше гладить белье, я весел. Какой универсальный порошок? Как не повестить на красивую упаковку? Если две сразу, будет ли третья бонусом? Подходит для всех типов? Это и многое другое в новой доступной программе «Любовь 11235813*»
*совместима со всеми видами имплантатов.

 Данная запись была обнаружена на компьютере Семюэля. Это последние сведения о нем. Его больше никто никогда не видел- он исчез. Возможно, он что-то понял, чего нам не понять.  Его программа стала самой продаваемой программой в мире и вот уже несколько десятилетий никто не может превзойти его. Над данной проблематикой работает целый исследовательский институт. Был проведен анализ психологической карты Семюэля. Перепробованы все комбинации программ, которые у него были в наличии. Он стал для нашего общества отцом, который смог дать своим детям самое ценное. Это любовь.