Это мой орден!

Фрол Громилов
     На войну, кроме деда, ушли и четверо его родных братьев. Вернулся только мой дед. На одного из братьев пришла «похоронка», а судьба троих так и осталась неизвестной. Они пропали без вести. Так было не только у нашей семьи. У всей страны была большая беда.
За всё время войны дед получил несколько ранений. Последнее, сквозное, в левое плечо – от японской пули. В результате левая рука деда как бы высохла, и была тоньше правой. Этой рукой он почти не мог работать.
     Ещё одно ранение дед считал позорным. Эту его рану я никогда не видел. Я только слышал рассказ о том, что при передвижении ползком, пуля пробила ему ягодицу, и он из-за этой «мелочи» надолго вышел из строя.

     Больше всего в детстве я гордился наградами деда. У него было три ордена: Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной Войны (*). И ещё несколько медалей. Потом, в мирное время, к какой-то годовщине Победы, деду, как и многим другим ветеранам,  вручили второй орден Отечественной Войны. Но он не признавал его серьёзной наградой и никогда не носил на груди. Я знаю только, что он говорил:
- Жумабаю дали этот орден! А он «фрица» и в глаза не видел, крыса тыловая! Это «филькин» орден!
Аксакал Жумабай был нашим родственником по линии бабушки. Он жил в райцентре. Но дед его очень не любил. Причину я не знаю до сих пор.

     Когда дед ездил по делам в район или зачем-то ходил в контору колхоза, он всегда надевал пиджак только с орденом Красной Звезды и с медалью «За отвагу». Это были его любимые награды.
Моим любимым тоже был орден Красной Звезды. Если у медали крепление к одежде было булавочное, то для ношения ордена необходимо делать в одежде сквозное отверстие. А потом уже, изнутри, орден прикручивался намертво гайкой в виде вогнутого колёсика. Дед иногда разрешал мне носить на груди любимый орден, но только дома. Для этой цели я на своей курточке проделал дырку, куда и прикручивал орден. Я носил его днями напролёт и был очень горд. Но носил я орден на левой стороне груди, а не на правой,  как это было положено. Дед меня не поправил, так как, видимо, не хотел, чтобы я портил куртку лишней дыркой.
И один раз, когда уже заканчивал первый класс школы, я, украдкой от деда, пошел на уроки с орденом на груди. Это было как раз перед Днём Победы. Перед началом уроков почти вся школа сбежалась смотреть на меня. А я был неимоверно горд. Орденоносец. И здесь подошел учитель из старших классов. На вид он был очень старым. Такой же, как мой дед.
 Он мягко спросил меня:
- Мальчик, чей орден у тебя на груди?
Я гордо ответил учителю:
- Это орден Красной Звезды!  Это мой орден!
На что учитель тихо сказал мне:
- Это очень высокая боевая награда. Вернее всего этим орденом наградили на войне твоего деда. Гордись своим дедом! Смотри, не потеряй орден. И лучше спрячь его, чтобы никто из старших ребят не отобрал. Этот орден надо носить на правой стороне груди. И могут это делать только те, кто этим орденом награждён. Завтра День Победы. И орден должен быть на груди твоего деда.
Мне стало стыдно. Я покраснел. Открутил орден и спрятал его во внутренний карман курточки, застегнув его на пуговичку.
И только тут я заметил, что на правой стороне груди учителя прикреплён, кроме других, точно такой же орден Красной Звезды.

     Это был очень хороший учитель. Он преподавал историю. Потом и я был его учеником. Все, без исключения, ребята любили его. Позднее он подружился с моим дедом и довольно часто бывал у нас дома. 
Эту мою школьную историю с орденом дед так никогда и не узнал. Учитель не рассказал ему об этом.
     Они с дедом играли в шахматы, пили водку и подолгу беседовали, вспоминая военные годы. И мы все старались им не мешать. Только бабушка тихо приносила еду и наливала чай.
Фамилия учителя была Лютерман Игорь Львович. Он умер от сердечного приступа, когда я уже учился в старших классах. На его похоронах я впервые увидел, как плачет мой дед. Глядя на него сбоку, я подсмотрел, как по его морщинистой щеке скатилась слеза.
Светлая им обоим память.

___________________________
 (*) – какой степени был орден Отечественной Войны, я не помню. Кажется, второй.