Овечка Айналайын

Фрол Громилов
     Как-то, когда я окончил третий или четвертый класс школы, во время летних каникул, мы с дедом поехали на базар в райцентре. Какую цель мы тогда имели, я не помню. Помню хорошо только следующее. Дед купил мне в книжном магазине много «русских» книг, взять которые я его очень просил, и большую толстую разлинованную тетрадь в мягком клеенчатом переплете. А тетрадь, как я тогда подумал, он купил для себя. 
Когда мы вернулись домой, дед мне сказал:
- Эта тетрадь теперь будет называться – дневник. Каждый день, перед тем, как лечь спать, ты будешь своими словами записывать в него все, что случилось за прошедший день и так, как ты сам сочтешь правильным. Первое время я буду проверять твои записи и помогать тебе, а потом, когда я увижу, что ты все делаешь верно, все записи в нем будут твоей тайной. Никто, кроме тебя, смотреть его не будет. Потом и я не буду его читать.
Дед, как всегда, сдержал свое слово. Он никогда не просматривал мои дневники. Я в этом уверен.
     Но тогда это для меня была задача, похожая на изучение Азбуки и Букваря. С первых дней было очень трудно. Но ослушаться деда я не мог. Даже в мыслях. Первая запись была сделана в тот же день.
     Все мои дневники сохранились до сих пор.  Перерыв был сделан лишь на время службы в армии.
     Сейчас я в свободное время перечитываю их, систематизирую и некоторые записи заношу в свой компьютер. Многие из них вызывают улыбку, а от некоторых на глаза наворачиваются слезы.
     Расскажу про один случай. Я его внес в дневник через много лет после того, как эти события произошли.
     Это было уже в то время, когда  я с увлечением читал великолепные произведения Эрнеста Сетон-Томпсона: «Домино», «Мустанг-иноходец» и весь его сборник  «Рассказы о животных», изданный на русском языке.  Я еще тогда увлекался Майн Ридом, Жюль Верном и Джеком Лондоном.
А случай  был такой:
     Мы держали скот. Как-то после окота мне подарили маленькую овечку. И мы с ней подружились. Она быстро выросла и очень привязалась ко мне. Я дал ей кличку Айналайын(*). Бабушка часто говорила так, обращаясь ко мне. Всегда было приятно слышать от нее это слово. Я уже давно взрослый мужчина, но часто вспоминаю ее ласковый голос и красивую улыбку.
     И вдруг я услышал, что Айналайын хотят зарезать на мясо. Это сказал дядя Ахмет. Он был наш родственник. Со своей женой (а детей у них не было) он жил в малом домике-времянке в нашем дворе. Я побежал к деду. Я почти плакал. Я говорил, что это несправедливо - зарезать и съесть своего друга.
Дед молча, с суровым лицом выслушал меня до конца. Когда я замолчал, испуганно ожидая ответа, он вдруг улыбнулся и сказал бабушке:
- Иди, скажи Ахмету, чтобы выбрал любую другую овцу. Эту резать уже нельзя. Скажи, что ее, - он сделал жест рукой в мою сторону, - запретил резать хозяин.
И уже обращаясь ко мне, он с улыбкой произнес:
- Ты прав, Сашка! Это твоя овца, и без твоего разрешения никто не может ее взять.  Ну, а друзей резать, а потом и съесть, тем более нельзя.
Моему счастью не было предела. Теперь Айналайын была под надежной защитой.  Она умерла своей смертью, прожив еще много лет и давая потомство.  Из отпущенного природой овечьего века продолжительностью до пятнадцати лет, Айналайын прожила около тринадцати. Я похоронил ее, выкопав в степи далеко за аулом глубокую яму и завернув в кошму и клеенку. 
     Эта овца была самым старейшим овечьим долгожителем в Средней Азии. В этом я почти уверен.
     Уже будучи студентом я как-то рассказал эту историю своим друзьям-соплеменникам. Они мне не поверили. По их мнению, такого в природе быть не могло.
     Сейчас это может кому-то показаться смешным, а тогда воспринималось мной, как трагедия, хотя и с последующим счастливым завершением.

(*) айналайын (каз) – пусть я вращаюсь (или кружиться вокруг).
Смысловое значение – все беды и болезни беру от тебя на себя.

Фото из интернета.