Глава 12

Нина Ершова
Глава 12.

  Это произошло незадолго до Рождества. Мы украшали наш магазин еловыми ветками, и мой перерыв сократился до получаса. Но и за эти полчаса приходилось бороться с заведующей. Мне необходим был перерыв, у меня часто болела голова. Я должна была считать слишком много денег, причем очень быстро.
-Предпраздничная торговля идет очень хорошо,- сказала заведующая, когда мы второй раз на этой неделе заказали светло-зеленые шали.
  Да, это было перед самым Рождеством, когда я решилась на серьезный разговор с Клаудио.
  Это был  день его отъезда в Лондон. Клаудио должен был уезжать ночью. Он хотел быть на премьере своей пьесы в Лондоне. Затем он поедет на гастроли в Берлин.
  Шесть недель предстояло мне прожить без Клаудио.
  Клаудио стоял в баре, пожимая руки тем, кто хотел с ним попрощаться. Он не любил прощание на перроне вокзала. Сцекели поедет с ним на премьеру. Великодушный Мопп сказал, что он это заслужил. Клаудио подмигнул мне, и я подошла к  нему. Мы сели на высокие стулья у бара.
-Я только хотел сказать тебе, чтобы ты приходила сюда пить кофе. Я уже дал поручение Моппу. Разумеется, за мой счет.
-Но, пожалуйста, господин Паульс, я не хочу здесь сидеть с Моппом.
-Почему нет?- Удивился Клаудио.
Мне трудно было назвать причину, Но я высказалась.
-Я его не понимаю. Мы не можем по-настоящему разговаривать.
-Но почему? –удивился Клаудио.
-Потому что Мопп привык восхищаться только знаменитыми людьми. Все их высказывания вызывают у него восторг, какими бы они не были.
-Ты хорошо его охарактеризовала,- улыбнулся Клаудио.
-Пожалуйста, избавьте меня от пребывания с ним. Он знает, как неинтересна и глупа я была, и мною он совсем не восхищается.
-Конечно, если тебе это неприятно!
-Кроме того, перед Рождеством у меня очень короткий перерыв,- добавила я.
Возникла пауза. Затем Клаудио покачал головой и рассмеялся.
-Ты здорово его охарактеризовала. У тебя верный взгляд на людей. Ты смешной маленький человечек, Утенок!
Я не возражала.
-Послушай, Утенок. Я хочу, чтобы ты правдиво описала свою историю. Ты понимаешь?
-Нет, господин Паульс! У меня ведь совсем нет истории!
-У каждого есть своя история.
-Но у меня она неинтересная. Я ничего не пережила, мне не о чем  писать,-возразила я.
Тут Клаудио рассердился.
-Ты ничего не пережила? Разве со времени твоих экзаменов в твоей жизни ничего не изменилось? Ты не познакомилась с новыми людьми, у тебя нет новых впечатлений,
твоя жизнь тебе не интересна? Мадам, кажется, не интересуется собственным жизненным путем...
Клаудио, возможно, меня переоценил, и он был зол на меня.
-Я все напишу,- быстро сказала я.
Поручение Клаудио сначала испугало меня. Но потом оно мне понравилось. Мое сердце всегда было переполнено чувствами, которые я не могла выразить.
-Ну и как должна называться моя история?- спросила я.
-Ты должна писать только правду, ответил Клаудио.
Правду? Правдой было то, что я была некрасивой девушкой, но было ли это подходящим названием? Я спросила об этом Клаудио.
-Ты просто необычайно откровенна,- сказал он.
-Это только с Вами, господин Паульс,- заверила я его.
Потом я очень хотела узнать, почему Клаудио дал мне такое необычное поручение.
-Я расскажу тебе это однажды,- был весь ответ.
Я видела по его лицу, что больше ничего не могу спрашивать. Клаудио дал мне возможность попрощаться с ним с глазу на глаз.
  Стрелки на часах неумолимо двигались, было время ехать на вокзал. Я должна была идти в магазин. И теперь я не увижу Клаудио  целых шесть недель. Я дважды хотела попрощаться, но не могла разжать губ. Каждая секунда была драгоценной. Я опять посмотрела на часы. Опоздаю в магазин, зато на секунду больше с Клаудио. Клаудио пристально посмотрел на меня.
-Ты хотела бы еще что-то сказать?У моего Утенка есть еще что-то на сердце. Скажи об этом старому дядюшке Клаудио.
 Я глубоко вздохнула. Наконец-то я могу спросить Клаудио о чем-то важном. Нужно только быть храброй!
-Господин Паульс, можно заказать мне коньяк?
-Ты хочешь узнать что-то действительно важное, раз  заказала коньяк,- улыбнулся Клаудио.
Я сделала большой глоток. Теперь можно спрашивать.
-Я хотела Вас спросить, господин Клаудио, из-за чего Вы принимаете такое участие во мне?
Клаудио молчал.
-Я давно ломаю себе голову, почему Вы что-то для меня делаете. Ведь если я сижу здесь с чувством, что я больше не некрасива, то это только благодаря Вам. Я благодарна Вам вообще за все!
Клаудио молчал. Я сделала еще глоток. Теперь я все сказала и напряженно смотрела на Клаудио.
-Это важно?- спросил он.
Я кивнула.
- Сейчас объясню тебе это,- решил он.
Но сначала он ничего не сказал и задумчиво смотрел перед собою.
-Вы пытаетесь сформулировать ответ?- хотела я ему помочь, и испугалась, так неожиданно последовал его короткий смешок.
Все еще напряженно я ждала его ответа.
-Сначала я был пьян,- сообщил он мне вдруг.
-Да, Утенок, я много выпил, все плыло у меня перед глазами. Когда я вошел в кабинет на приеме у твоей тети, там был кто-то, с кем я завел беседу. Когда человек выпьет, он охотно разговаривает с кем-нибудь. Что я сказал тебе тогда?
-Вы назвали меня Гадким утенком и сказали, что каждая женщина может попытаться стать красивой. Затем Вы пригласили меня в маленький бар, чтобы мне помочь,- вздохнула я.
  У меня выступили слезы на глазах. Вся моя  жизнь решилась в полчаса, когда я встретила человека, который слишком много выпил.
-И потом ты пришла в бар, а потом мы завтракали в кафе,- вспоминал Клаудио.
  Казалось, он сам пытается понять, что заставило его принять участие в моей жизни.
-Сейчас я могу сказать, что это был каприз,- сказал он.
  Слово больно ударило. Я почувствовала, как внутренне содрогнулась. Это была оплеуха. Судьба дала мне оплеуху.
-Это был каприз?- переспросила я.
-Да, ты дитя каприза. Тогда в кафе я подумал, как замечательна моя профессия. Я создаю фигуры на сцене, и они живут своей жизнью. Но и в жизни можно попробовать создать из юной девушки прекрасную даму, которой будут присущи все черты, которые я ценю в женщинах. Я приведу эту девушку к успеху.
Он сделал паузу и взял меня за руку.
-Передо мной сидела маленькая некрасивая девушка и пытливо смотрела на меня. Я хотел, чтобы она поверила в себя, хотел дать ей шанс изменить свою жизнь.
-А еще Вы сказали, что ненавидите ответственность, и все должна решать я сама,- напомнила ему я.
-Утенок, милый, теперь я понимаю, что ответственность все же была. Можно привести человека к успеху, но нельзя защитить его от страданий.
  Он посмотрел мне в лицо, чтобы увидеть, как действуют его слова.
-Теперь я вижу, как все это выглядит, ты приняла решение так, как я этого хотел.
Я опустила голову. Каждое его слово делало мне больно. И так, я была его создание.
-Я была для Вас только экспериментом, господин Паульс,- сказала я.
-Ты очень удачный эксперимент. Тебе удалось за короткое время стать красивой девушкой. Но мы должны продолжать, ты должна стать просто обворожительной девушкой.
-И Вы не боитесь, больше ответственности за меня?- спросила я.
-Я уже привык к этой ответственности. Я сделаю все, чтобы ты скорее пришла к своей цели.
-Какова же моя цель?- напряженно смотрела я на господина, который изображал мою судьбу.
-Ты должна найти человека, который полюбит тебя, а ты его. Это должно быть твоей целью.
-Вам это лучше знать. Это будет моей целью,- серьезно сказала я.
Я слезла с высокого стула.
-Возможно, удастся эксперимент со мной,- заметила я.
  Но я не замечала, что мой голос дрожал, что Клаудио Паульс почувствовал, как беспомощна и печальна я была в тот момент. Я знаю только, что он нежно обнял меня за плечи и сказал:
-Это был хороший час, когда я тебя встретил. Видишь, женщины уходят и приходят, а ты должна остаться, мой  маленький товарищ. Ты останешься рядом со мной, пока не найдешь возлюбленного или супруга, надеюсь, он будет одновременно тем и другим.
  Мы не замечали, что все гости наблюдают нас уже некоторое время. Все тихо стояли вокруг нас и смотрели. Клаудио Паульс нежно обнимал своего Утенка за плечи.
-Я должна идти, я желаю вам доброго пути, скорее возвращайтесь, господин Паульс!
  Я почувствовала, что в следующую секунду расплачусь, и пошла скорее к двери.
-Утенок, но ты не попрощалась со Сцекели!- Воскликнул Клаудио. Это звучало как приказ.
Я повернула назад и со стиснутыми зубами и подошла к Сцекели.
-Хорошей поездки, господин Сцекели!- проговорила я.
Он пожал мне руку.
-Всего хорошего, Малышка!
  Без сил я примчалась  в магазин. Это был крах. Я опоздала на полчаса, а было много работы. Очень много покупателей... Я поскорее уселась за кассу, но каждый раз, когда я поднимала голову, то чувствовала на себе злой взгляд заведующей.

  Я работала, как во сне. Мой мозг считал деньги,  лицо улыбалось покупательницам, а в  сердце была боль. Можно работать, думать о чем угодно, разговаривать, но боль в сердце остается. Не хочется только об этом думать. Даже непонятно, откуда она берется, эта боль. Можно весело говорить, подмигивать Труде, когда молодящаяся дама покупает розовый пуловер с широкими рукавами (блестящая работа продавца), юной девушке объяснять, что она сейчас должна оплатить покупку, но боль остается.

  Дорога домой через городской парк. Было уже темно, фонари освещали дорогу. Холод поднимался от замерзшей земли, иней сверкал на траве.
  Я только эксперимент, убеждала я саму себя. Клаудио Паульс,  любимец богов, проводил его. Нужно дать возможность молодой девушке стать красивой, привести ее к успеху.
Затем у нее будет роман с молодым человеком или несколькими молодыми людьми. Девушка станет интересной женщиной. Фигурой со сцены? Но нет, как такое может прийти в голову!
Девушка работает  в магазине и каждый день пьет кофе в два часа в маленьком баре.
  Мне понравилась Ваша идея с экспериментом, господин Паульс! Я охотно посмеялась бы, если бы не была случайно объектом Вашего эксперимента.
  Я быстро шла. Но чего же я ждала? Какого ответа на свой самый серьезный вопрос я хотела получить от Клаудио Паульс?
-Утенок, мне было жаль тебя,- мог бы он сказать.
-Ты сразу мне понравилась, и я хотел тебе помочь,- это он тоже мог сказать.
  Да, это он должен был мне сказать. Что он хотел мне помочь, а совсем не то, что я его каприз, случайный эксперимент.
  Я заметила, что кругами хожу по одному и тому же месту. И тихо разговариваю сама с собой. Тогда я остановилась, подняла голову и громко сказала:
-Я охотно отстранилась бы от Вас, господин Паульс. Но у меня нет дороги назад.
Вы должны увидеть, что я для другого человека могу быть не только маленьким товарищем, а что меня можно любить. Тогда Ваш эксперимент удастся, господин Паульс?
Но я не влюблюсь в человека, которого Вы мне подберете.
Вы не знаете, что такое сердце. Вы можете воздействовать на людей в театре, выжимая из них слезы или смех. Но мое сердце было в основе этого эксперимента, поэтому он должен быть удачным.
  Я остановилась совсем без сил. Возможно, движение по кругу так утомило меня.
Медленно я пошла  домой.

  Дорогой Клау, не сердись на мои прошлые мысли. Не думай также, что я истерична. Я сама не знала, что кроется за моими страданиями. Почему я тебя так ненавижу. И одновременно восхищаюсь тобой. Почему я страдала, когда ты назвал меня экспериментом.  Почему я была не рада быть твоим маленьким товарищем. Нет, я не знала основания всего этого. Мне очень тяжело это писать. Ведь ты будешь читать эти строки. Но ты не должен надо мной смеяться.
Сегодня я уже знаю правду. Ты этого никогда не узнаешь, иначе не удастся твой эксперимент.
  Наш эксперимент.